1. Заговор на стрелечью охоту
Говорить трижды на воск:
Есть на восточной стороне, есть трисветлое царство и приказательное государство, и среди того трисветлого царства и приказательного государства трисветлыя великия светлицы солнечныя. И как те трисветлое царство и приказательное государство, трисветлыя великия светлицы высокия кажутся, так бы и мне, рабу Божию (имярек), на моей на стрельчей охоте стрельчею пищалью казалися светлы и велики, и высоки — и всякая полетущая птица большая и малая, синица и воробей, и всякий зверь порыскучий и ходячий, и летучая птица, седящая и летущая, на воды плывущая. Как я, раб Божий, стрелец, жду по себе смерти по всякий день я по всякий час, — так бы всякий зверь и птица на моей стрече и охвоте, со моею стрельчею пищалью, ждали бы меня по себя. Как я, стрелец, с тылу своего не вижу очей своих, так бы всякий зверь и птица не обозрели и не видели бы меня, раба Божия (имярек) с моей стрельчей пящалью. И как мертвый не видит свету Божия и ничего не слышит, рук своих от грудей не отводит, так бы всякий зверь и птица не видела бы и не слышала бы меня, раба Божия, с моею стрельчею пищалью, и речей бы моих, и не махала бы, и не ворощилась на моей стрельбе, на земли и на воды и на древе сидячая и летучая. Исповедаю во веки веков. Аминь.
(Арх. г.)
2. Заговор против злого человека на охоте
Стану я р. Б. и. благословесь и поиду перекрестесь, пойду по матери по сырой земли, небом покроюсь, зорею подпояшусь, звеадми обтыцусь; злой лихой человек не может неба покрыти и зори потушити и звезд сощитати и на меня р. б. и. не зла подумать и лиха помыслить. Злой лихой человек зло подумать, поворотись к нему на корень, положи между язык и щоки железна спица: которое слово забыто на заде, будь на переде в лучшем месте; которое слово прибавлено, то бы к ним пристало; И берите мои слова вострей вострого ножа, вострея булатного копия, век по веки, Аминь, аминь, аминь.
(Из рукописной тетрадки, доставленной писарем Хромцовым из с. Суры, Пинежского уезда)
3. Заговор для удачи на промысле
a) По благословению Господню, идите Св. Ангелы ко синю морю с золотыми ключами, отмыкайте и колебайте синее море ветром и вихрем и сильною погодою и возбудите красную рыбу и белую рыбу и прочих разных рыб и зверей морских, и гоните их из-под мху и кустов, от крутых берегов и желтых песков, и чтоб они шли к нам — рыболовам и звероловам (перечисляются имена всех промышленников) и не застаивались бы на красном солнце, и не залеживались бы на льдинах среди моря, и шли бы в наши заводи, сети и ловушки, и непятились бы наших ленных и конопляных сетей, и всяких разных ловушек, и не пужались бы наших выстрелов и колотушек. Не дайте св. ангелы, тем зверям и рыбам: очам их — виду, ушам их — слуху, и еще, святые Ангелы, сохраните нашу рыбную и звериную ловлю от уронов и от прикосов, от еретика и еретицы, от клеветника и от клеветницы, от мужней жены и вдовицы, и от девки-простоволоски, и всякого ветреного проходящего человека и порчельника, от ныне и до века. Аминь. Христос воскресе.
(Доставил г. Никольский из г. Мезени)
b) Пойду я на сине море, на сине на волнистое. На синем море, на синем на хвалынском, на волынском, в Терской стороне есть морские звери; чтобы они к нам приближались, погодушки бы не боялись, были бы они не чутки, не видки; нас бы не боялись, духу бы нашего не слышали и дымного также.
(Доставил г. Никольский из г. Мезени)
4. Охотничий заговор
*Раб свой имерек на што задумол да зогодал на всякую птиц(у) и на всякого зверя. Как моя голова скроз(ь) *тово ден(ь) не выйдет, так бы не вышла всякая птица и зверинаго ис кругу не вышла б и не вылетела б. Как ти концы посадит(ь) на Семитц(к)ую неделю, а снят(ь) на Купалнишную неделю.
(РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688-1689 гг.)
5. Охотничий заговор
Кол ты идеш, славная Лужа река скора, кол ты идеш борзо и ден(ь) и ночю, не послуховая и не постаевая, без опинки и без отвороту в славное в окиян моря, такь бы шли белые звери зайцы, красные лисицы, черные куницы, не послухавая и не постаевая, без опинки и без отвороту и ден(ь) и ночу, вы мое шелковые моты. Какь ты, славная Лужа река, от кияна моря не отворачеваеш и не послуховаеш и не постаиваеш без опинки и без отвороту, такь бы белые звери зайцы, красные лисицы, черные куницы от моих шелковых мотов не отворачивали бы и не послухивали и не постаивали бы, шли бы в мои шелковы бы моты белые звери зайцы, красные лисицы, черные (куницы) и ден(ь) и ноч(у) без опинки, без отвороту.
(РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688-1689 гг.)
6. Заговор для удачи на охоте
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (имярек), аминь. Ложусь я, раб Божий (имярек), ввечеру, поздно на поздно благословясь и перекрестясь; встаю, раб Божий, раным на рано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, браным, тонким полотенцем; пойду, раб Божий (имярек), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я эту збрую ставить на белых и на ярых зайцев. Как же катятся ключи, притоки во единый ключ, так бы катились и бежали всякие мои драгоценные звери: серые, ушастые, долгохвостые волки и черные медведи и красныя брунастыя лисицы, и белые, и ярые зайцы и зайни (зайчихи); назад бы они не ворочались, а посторонних бы не бегали. Позади носят Михаил архангел и Гавриил архангел св. своею небесною силою. Во веки веков, аминь. Создай, Господи, благополучие.
Сей заговор глаголи трижды.
7. Заговор на удачную ловлю зверей
Встану я, раб такой-то, благословясь и перекрестясь, чистой водой умоюсь, шитым браным полотеничком утрусь, пойду из избы, со отцом прощусь, с матерью благословлюсь. Пойду из избы в двери, из дверей в сени, из сеней на крылечко, с крылечка по лестнице в чистое поле, в твердые заводы, в восточную сторону, во темные леса, под ясную зорю, под красное солнце, под светлый месяц, под частые звезды! Ясной зорей оденусь, красным солнцем опояшусь, частыми звездами опотычусь; пойду я, раб такой-то, со своим железным кляпцом в темные леса, в восточную сторону, в чистое поле, а в том чистом поле лежит бел-горюч камень; стану я, раб такойто, к востоку лицом, к западу хребтом, на все четыре стороны поклонюсь. Пособите и помогите вы мне, рабу такому-то, за охотою ходити, белых и серых зайцев ловити; куниц и лисиц, и серых волков, дорогих зверей рысей загоняти и залучати, чтобы бежали по своей ступи и по своей тропе, безопасно, на сторону не отмятывались и взад не ворочались. И сохраните меня, раба такого-то, с моим железным кляпцом от урока и призора, от стрешника и поперешника, от колдуна, и от ведуна, и от поветра, от двоезубых и троезубых, от двоеженных и троеженных, от кривых и слепых, от русоволосых, и беловолосых, и черноволосых, и от пустоволосых, от девки и от парня, чтобы им меня не испорчивать. Поставьте около меня три тына – тын железный, а другой медный, третий булатный; замки замкнитесь, отнеситесь, ключи и замки; чтобы эти ключи лежали там безопасно, как ели к хвоя, так к кляпцам железо! А мне, рабу такому-то, скок крепок и жесток! В синем море синий камень, в черном море черный камень, в белом море белый камень. Сей мой заговор.
8. Заговор для удачной охоты на зверей
Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двери в ворота, из ворот в чистое поле путем-дорогой. В чистом поле млад месяц народился; от млада месяца млад молодец сидит; молодец на вороном коне; у ворона коня по колени ноги в золоте и по локоть руки в серебре, на буйной голове все кудри в золоте. Держит молодец золоту кису и золотой топор и булатной нож; на золотой кисе лежит часть мяса; сечет ножом мясо и бросает на мой волок, на мой золотой стол. Сговорил добрый молодец: «Гой еси чернолисицы, черноухия, черноусыя, лисицы бурыя, рыси и россомахи и седые волки, и сбегайтесь на мой волок и на мою отраву — днем по солнцу, а ночью по месяцу, ко мне, молодцу разудалому, беспонятно на всякий день, на всякий час». Ключ да замок, аминь.
(Череп.у., Новгор. г., зап. Н. Чернышев)
9. Заговор для удачи на звериной охоте
Господи Боже, благослови Христос! Древо осину секу я белую на тушу, рублю на сахарныя яства, медвяной куст про белых зверей, про зайки черноухие н чернорусые, бурносерые. Сбегайтеся, белые звери черноухие, черноусые, со всех четырех сторон кругом ловца моего; скачите и воротец ищите, сторожи порывайте, погрызайте, подъедайте, подкусывайте и помахивайте кругом его, во веки веков, аминь.
(Череп. у., Новгор. г. зап. Н. Чернышев)
10. Заговор для удачи при охоте на зверей
Господи Боже благослови, Исус Христос! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, раб Божий, благословясь, пойду в чистое поле; подле синее море, подле святое море-Окиян, и помолюсь я, раб Божий (имярек), святому и праведному Мамантию, золотой кнут ударю далеко, тронь ей — близко, зверей зайцев и красных, бурых, черных лисок, рысомах и рысей; идите и бежите из-за тридевяти морей, из-за тридевяти ключеватых орд; есть у меня, раба Божия (имярек) яс(т)вы сахарныя, питья медвяныя; идите и бежите ко своему рабу Божию (имярек), льните, весните в мои нитки — в новце месяцу, в ветху и молоду, по всякий час, во все времена; ключ и замок, и архангельско слово, аминь.
А нитки прясть изо льну, не слинить, а скать по солнушку и вымыть их в воде и выморозить на морозе, чтоб до бела, а потом напарить в котле или в горшке всякой хвои и вымыть в той воде, а оправлять в рукавицах, не пятитъся и не оглядываться на заячную траву.
(Из старинной рукописи извл. П. Ефименко)
11. Охотничья молитва
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа... Самь Исусь Христос с Пречистой (Богородицей)... мой стрелчей санапал, у меня, раба Божия имрека, с огнивом, и с кременем, и с порохомь, и запаломь, и з цевью. Сотоне и бесу места неть, и опочеваетца у моего стрелчево санапала сам Исус Христос, и Пречистая Богородица, и четыре евангелиста Лука, Марко, Иван, Матфей, и святый Николае Чудотворец, и страстотерпец Христов Никита отгоняет от меня, раба Божия имрека, и от моево стрелчево санапала Сотону и диявола и злово человека во веки. Амин(ь).
Наговаривати в тем(ь)ян, и в ладан, а тем(ь)ян и ладан утерти мелко да мешати с порохом затравошным вместо, и как пойдешь с пищалью гуляти или в примету станешь стреляти, или за похвалбу хмелнымь делом, и ты наговаривай в порох, и фимиян, и в ладан, и в пищал(ь) пром(ол)ви трижды.
(РНБ, ОСРК. F.X.V. №67. 3-я четверть XVII в.)
12. Охотничий заговор
Господи, Боже, благослови, отче! Угодниче Христов Михайло архангел, небесных сил воевода, отверзите и отгоните от меня, от раба Божия имрека, Сотону, и д(ь)явола, и угодников его от меня и от моего стрелчево санапала, пищали, от щурупов и от запалу, от резок и мишеней, и рещетки, и от пулки, и от всех малых щурупов, и отложи и от скамейки, и от пулки, и от пороху. Тут бесу и Сотоне места нет со всеми его угодники. И как яз, раб Божий имрек, пот какие караулы или сторожи всякие на земли и на дереве, или под каково зверя всяково на земли и на древе, или под какую птицу, или под зверя земнаго ходячево и под птицу поднебесную летучую и ходячую по земли и по древе и на воде плаваючя. И как лежит мертвой в могиле, умер имрекь, не видит и не слышит ни малан(ь)и, ни грому, ни ветру, ни бури, ни стуку, ни шуму, ни лому, ни шасту, ни кашления, ни плевания, так бы сторожа или звер или птицы всякие не слышали бы и не видали бы моего шасту ни лому ни стуку. С нами Христос уставистася со (с)вяти(те)ли и пророцы, и посвяти(те)ли, и мучени(к)и, и евангелисты Лука, Марко, Матфей, Иван, и святый страстотерпцы Христовы, и великомученик Георгий и Димитрей, Борис и Глеб те меня, раба Божия имрек, берегут и зашищают и закрывают мою стрелчую пищал(ь) своими честными скипетры и животворящим крестом, отгоняют Сотону и дьявола и угодников его допочеватца со мною и с моею стрелчею пищалию святый аггели и архангели и вся небесная сила Христова и я, что и поклоняюся кресту че(с)тному и животворящему, и прославлю святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Царь славы, Исус Христом, Ника. И положен тот клю(ч) в окияно море под белым каменем, и тому ведуну и ведуньям окияна моря не выпивати, ни ключа ис под белово камени не выймати, меня, раба Божия имрека, не испарчивати и моей стрелчие пищали не испарчивати во веки. Амин(ь).
...фимиян и на... глаголи 3 ж молитву Божую да после тое оборонную глаголи на воскь, а воскь лепи на мешени, а спаси, Господи, се молитву глаголи особь, когда хочеш(ь), да воду пропушай скроз(ь) дуло, а какь первие молитву глаголешь, и ты дми на порох и на ладан, и на всю ту сподобу, и порох емли и сподобу в рот, и дми в дуло.
(РНБ, ОСРК. F.X.V. №67. 3-я четверть XVII в.)
13. Охотничий заговор
Молитва заяцея, белок и лисиц.
Господи, благослови, отче! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть гора Вера, живеть на горе Вере стар муж Ура, у мужа Уры трои зайки, золотыя замки и три ключи. Замыкает стар муж ворота от востока и на запад, роспущает свои белыя заяцы и красныя лисицы по моему угождению, раба Божия имярека. Подите вы, белыя звери заяцы и лисицы красныя, по угождению раба Божия имярека. Не бойтеся нас, идите скоро травою и под прутие, и под сая, и под кляпины. Так подите столь скоро по моему угождению, тот угожение кони поставлены. Нет у него ни духа ни вони. Вовеки. Аминь.
Как речка и вода течет без отвороту, круты бережки отрываючи, береги пески омываючи, бел камень разбиваючи.
Да воскреснеть Бог и расточатца врази его да бежат от лица его нена(ви)дящи его.
*Говорить всю молитву.
(РГБ. Ф. 92 (С обр. С. О. Долгова). № 75. 1-я треть XVIII в.)
14. Охотничий заговор
Стану я, pan Божий Митрей, стану я благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота.
Выйду я в чистое поле, стану я середи чистова поля, стану я своим лицом на восточную сторону, помолюсь матушке присвятой Богородице.
Матушка присвятая Богородица, пособи мне и помоги мне, рабу Божию охотнику Митрею, зачем хожу, тово получить хочу. Матушка пресвятая Богородица, пошли от себя трех загоныциков, Петра и Павла и Михаила архангела, ко мне, рабу охотнику Митрею. Пособите мне и помогите мне, рабу Божию Митрею, зачем я, pan Божий Митрей, хожу, тово я себе получить хочу.
Сходите вы за тридевять земель в десятое царство, Петр и Павел, Михаил архангел, пособите мне и помогите мне, рабу Божию охотнику Митрею, пригоните мне белова зайца, серова волка, лисицу, ростомаху. У меня для них у раба Божия Митрея есть расставлено винограду и вишенья по тем по глопонем заечьим, по тем следам по волчьим, по нику по лисьему. Бегите, спешите, белые зайцы, серые волки, лисицы, ростомахи, где ни ходите, ко мне, рабу Божию охотнику Митрею, приходите, не отворачивайте, не перескакивайте, не бойтеся вы ни собачьева лаенья, ни вороньева граенья, не рукавишнова хлопанья. Петр и Павел, доброй парень, пособите мне и помогите мне, рабу Божию охотнику Митрею.
Стану я, раб Божий охотник Митрей, отговаривать от озепу, ото дыму, от своей думы, от своей мысели, от своево худодумья, от зверя бегучева, ото метопыря летучева, ото кошки поганые, от нечистова духа, на улице стоячева, в окошко глядячева, во щель тихомола, от старыя старухи, от молодой молодицы, от красной девицы, от муской крови и от женской, от черноволосова, от русоголовова, от черноглазова, от белоглазова, от сероглазова, от своей думы, от своей мысли, ото всего худова умья, ото всякова от нечистова духа, штобы мою любезную охоту некому не озепать и не озычать. Отныне и до века. Во имя Отца и Сына и Св(я)таго Духа. И ныне и присно и во веки веков.
И етот попал, попади другой, приведи отца и мать всякова зверя...
(ГАЯО. Коллекция рукописей. № 500 (759). 1790-1820-е гг.)
Источники заговоров на охоту:
1 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.
2, 3 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
4, 5, 11, 12, 13, 14 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
6 — Таинственные чары. М., 1876.
7 — Сказания русского народа Сахарова, Том I. из. III. 1841 г.
8, 9 — Поэтические воззрения славян на природу А. Афанасьева, I.
10 — Памятная книга Архангельской губернии, 1865 г.
Смотрите также:
Заговоры при охоте на медведей
Заговоры при охоте на горностаев