1. Заговор, чтобы сохранить оружие от порчи и уроков
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Как в весне пройдут реки и ручьи и малыя поточины, а их не имут не уроки, не оговоры, не призоры и не прикосы и так меня, раба Божия, не няли бы не уроки, не оговоры, не призоры и не прикосы и моей пищали свинцу и пороху, огненного оружья. И как раб Божий лежит в земле, от всего своего пришествия отошел и не слышит, и не видит, — и так та птица сидела на земле и на воде, и на лесу, и не слышала бы, и не видела меня, раба Божия (имярек), и моей пищали свинцу и пороху до моего пострелу; и как я, раб Божий (имярек), у тое птицы вышибу единое перо, не перо вышибу, — вышибу ретивое сердце с печенью и все нутро смешаю, как той птице без сердца и без печени нельзя не идти, не лететь, — а такоже и от тое раны нельзя не идти, не лететь без единого пера, от меня, раба Божия (имярек), и от моей пищали, огненного оружия; ныне и присно и во веки веков, аминь.
Сия говорить по три раза.
(Из старинной рукописи извл. П. Ефименко)
2. Заговор от порчи оружия
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Есть святое море-Окиян; во святом море-Окияне есть камень Латырь, на камне Латыре есть три брата родимые, три друга сердечные: един судит, другий дела отправляет, третий уроки заговаривает у меня, раба Божия (имярек), и у моей пищали свинцу и пороху, огненного оружия; три брата родимые, три друга сердечные, ставили круг меня, раба Божия (имярек), тын железен от земли и до неба, от востоку и до запада, от лета до севера. Из моря глубины придет царь морской с тридевятью замками, с тридевятью ключами, замкнет и ключи в море бросит; из моря глубины, из пещеры выйдет рыба-щука и ключи пожрет, и в море уйдет; что тое взять негде не ловцам, не водчикам — також меня, раба Божия (имярек), взять негде и моей пищали, свинцу и пороху, огненного оружия, взять негде же; и никому не испортить, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
(Из стар. ркпс. извл. П. Ефименко)
3. Заговор от порчи оружия
Нужно промыть пищаль мылом, помазать дуло солью и сажей с печного чела и прошептать:
Как ты, матушка Шорда-река1, течешь быстро и яро, берега смываешь, травы омываешь, кореньище сдираешь, так смывай и сдирай с моей, раба Божия (имярек) винтовки, с резки и с мешени, с огненного боя, со всей оружейной приправы ото всякого злого и лихого и от помышленного, от колдовства и от своей нечистой думы. К тем моим словам небо и земля — ключ и замок; аминь.
(Шенк. у., Арх. г., зап. А. Харитонов)
4. Заговор от порчи охотничьего оружия
Есть в чистом поле, в широком раздолье кобылица-златыница; есть у этой кобылицы двенадцать жеребцов. Кто эту кобылицу удержит? Удержит стар угрюм человек. Я тебе взмолюсь, стар угрюм человек в том, что когда пойду в чистое поле, в широко раздолье лебедей, гусей, лисиц, зайцев и серых волков стрелять, никто бы мою оружину не мог испортить, ни встречный, ни поперечный.
Когда первую птицу убьешь, то должно вымазать у нее правое огниво и пропуститъ меж ног.
(Пермск. г., зап. А. Луканин)
5. Заговор от порчи охотничьего ружья
Чур мой, на сорок первой! Как мать сыра земля не урочится, так бы и мое огненное ружье с белыми зверьми и летучими птицами не урочилось во все лето и осень матушку.
От всякой птицы и зверя должно взять по три капли крови и проглотить их, и столъко же пустить в ружье.
(Пермск. г., зап. А. Луканин)
6. Заговор от порчи ловушек
От порч(и) ловушек.
Господи Боже, благослови, отче. Встану яз, раб Б(о)жий имярек, прекрестяс(ь), пойду благословяс(ь), раб Б(о)жий имярек, на добрый дела; помолюс(ь) яз, раб Б(о)жый имярек: Святыи государи Козма и Дамиян, чюдотворцы, поставте, государи, круг меня, раб(а) Б(о)жия имярек, и круг моих ловушек тын железной от небеси и до земли, от земли и до небеси; как закроет небо землю от воды и вся, яж(е) на ней, так и меня защити, раб(а) Б(о)жия имярек, и закрой мои ловушки от волхва, и от волшницы, и от кудесника, и от кудесниц(ы), и от всяка лиха человека, от стара и до велика, от велика и до млад(а), от мужеска полу и от женска. Всегда и ныне и присно.
(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
7. Заговор от порчи ловушек
О том.
Ставя говор(и):
Господи Боже, благослови, отче. Пошел раб Б(ожий) имярек на промысел. Стан(ь) около меня, раб(а) Б(о)жия имярек, т(ын) железной от земли и до небеси, от небеси и до земли, от ведунов и от ведуниц, от колдунов и от колдуниц, от отрока и от(роко)виц, от белца и от белиц, и от чернца, и от черниць. Стои(т)... зубы у него железные, очи... (ве)дунов и ве(дуниц), и колдунов и колдуниц, и отрока и отроковиц, белца и белицы, черньца и черницы, от раб(а) Б(о)жия имярек и от моег(о) промысла.
(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
8. Заговор при устройстве капканов
(1) Во и(мя) О(т)ц(а) и Сы(на) и Свя(таго) Ду(ха). Аминь.
Как сонце и месець катится, не ворочется и не урочится, тако бы оне, серые и белые заечи, серы рыси, пестры лисицы, бурмистры росомаги черны, шли бы оне в мои ловушки и поставушки железные, укладные капканы, не ворочелис(ь) и не урочилис(ь) безо(т)ступно и безотпятно и безоотворотно. Серые глаза прищурь, черные уши прилош, и пошел прямо. Отныне и довеку и во веки ве(ков).
Капканам постава, в то время переговори трижды.
(2) Как от снегу белово нет не духу, не вони, так от меня, раба Бож(ия) имрека, от следу моего, и от духу моего не духу, не вони. От(ны)не и до веку. Аминь 3.
Как в перво(й) раз подеш капканы окур(ивать) и не говори не с кем ничево. Как Бог дас желудук и сухи, и посыпай ставой, вместе нажарь и окуривай.
(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Т итова). № 4194. Конец XVIII в.)
Источники заговоров от порчи оружия:
1, 2 — Памятная книга Архангельской губернии, 1865 г.
3 — Отечественные 3аписки, 1847 г., т. LIV.
4, 5 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
6, 7, 8 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
1 Река в Шенкурском уезде Архангельской губ., впадает в р. Пельдигу, а та в р. Мехренгу.