Заговоры при охоте на белок

 

1. Слова ловить векош

Благослови Господи, Господь Исус Христос, Сын Божий, во имя Отца и Сына и Святого Духа и во веки веков аминь. Стану я р. б. благословесь, пойду перекрестесь Христу на восточную сторону, на Божий свет осмотрю я р. б. на ясном небе первую звезду, против того осмотру на сырой земли порченика уросника или злаго призорника, злого завидящего словесника или травеника или на меня р. б. или на товарища моего, или на мою собаку, или на мою всю лесну снасть, или на мой весь лесной промысел кто думат зломыслит, я р. б. возьму ...... лук, накладываю медну тетиву, емлю я р. б. и. костяну стрелу, пострелю я р. б. и. костяну стрелу, пострелю я р. б. на ясном небе первую звезду, против того пострелю на сырой земли порченика или призорника, злого завидника, словесника, травеника, или кто на меня р. б. и. или на товарища моего или на всю лесную снасть, или на мой весь лесной промысел лихо думает, зло мыслит приговариваю я р. б. и. к той костяной стрелы: полети ты костяная стрела в чистое поле, в темный лес, в сырый бор, в сухое дерево лонгу, в скрыпучее дерево, рошиби на мелкие жеребки, и вышла та костяна стрела из сухие лонги из скрыпучаго дерева. Еще я р. б. приговариваю к той костяной стреле: полети ты костяная стрела к старому хозяину к колдуну, к ведуну и к порченику, и к урочнику или призорнику, злому завиднику словеснику или к травенику ли, хто на меня р. б. и. и на товарища моего и на всю лесную снасть и на весь мой лесной промысел лихо думат, зло мыслит, и пади ты костяна стрела к старому хозяину колдуну или к ведуну, к порченику к урочнику, или к призорщику злому завиднику, словеснику ли к травенику в серцо и печень и белы груди, расколи ретивое серцо в становыя жилы и в сердечныя и в ручныя и в ножныя и в подпятки и во всю его лесную снасть, в оружие и в порох и в свинцову пулю, собаку и в товарища его, и как той сухой лонги скрыпучему дереву не отростать и не оживать, в сыром бору не стоять, и так бы порченику, урочнику, призорнику, или злому завиднику словеснику, или травенику в лесу не быть, промышлеником не бывать, с оружием не хаживать, не было бы ему приспоры ни в хлебе ни в соли, ни в скоте ни в животе, ни в домашнем числе и в лесном промыслу. Которыя слова в обороне и не в договоре, будьте мне р. б. в помощь, а о помощь и вперед поступайте; будь моя молитва во веки веков аминь.

(Извлечено из старинной рукописи, доставленной из Пинежского уезда кр. Хромцовым)
 

2. Заговор на беличью ловлю

Господи Боже благослови, Отче. Во имя О. и С. и св. Д. аминь. Как родился сей раб младенец, не знает себе ни имени ни вотчины, ни отца ни матери, ни роду ни племени, и не страсти и не боязни, не имеет в себе не ума и не разума, и на ногах скорого и тихого хождения, ставания, скакания и не пути и не дороги, не днины не ночи, и тако же бы меня раба б. не огненого моего оружья и свинцовой пули, ни пороху, не моей промышленой собаки белые звери белки и всякия поголовныя птицы не знали бы, и не имел бы о себе ни ума и не разума, в ногах скакания, в крылах махания и не страсти и не боязни, в день под красным солнцем в ночь и под младым светлым месяцом, и находи на их неум великой на древах, и будьте вы мои слова пушкой белой зверю и белой голубой белке и всякой поголовной птицы, будте крепки лепче клею, крепче синяго булату Святым Духом Божиим изволением Господним благословением, всегда и ныне и присно во веки веком, аминь; и не пути и не дороги и не дни не ночи, всегда бы были тихи кротки и смирены, как малой младенец перед материю смирен, такоб передо мною р. б. белые звери и всякия поголовныя птицы кротки и смиреныя.

(Извлечено из старинной рукописи, доставленной из Пинежского уезда кр. Хромцовым)
 

Источники заговоров при охоте на белок (векош):

1, 2 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.