Заговоры при сватовстве
1. Подход свата
Желающий жениться на избранной невесте посылает, с благословения родителей, бойкого свата, или сватью, к родителям невесты. Для достижения успеха, сват встает перед иконой Божьей Матери, обтирает ее чистым полотенцем и трижды шепчет:
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Стану я раб Божий имя рек, благословясь, пойду перекрестясь, войду в чистое поле, встану на восток лицом, на запад хребтом, помолюся Господу нашему Иисусу Христу и Матери Пресвятой Владичицы Богородицы и всем святым; надену утроранний белый свет и застегаюсь утроранними мелкочастыми звездами, умоюсь мокрою росою Соломониею, утруся белым полотенцем — белым светом, положу царский колпак, пойду к рабу Божию ко властелину (имярек), в светлыя очи и в радостное сердце. Как раб Божий имя рек зрит и глядит на Мать Пресвятую Богородицу и на истиннаго Христа, Царя Небеснаго, так и на меня, б (имярек) раба Божия зрел, и глядел, и ярым оком не взбудил, и зубом не скрипнул, и головой не тряхнул, и ногой не топнул, и зла-лиха не подумал. Будьте слова эти сполна и крепки на рабе Божием (имярек). Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.
(Рукописное описание свадьбы в Турчасовском приходе, Онежского уезда священника Алексеева)
2. Когда сваху посылают засватывать избранную невесту
Этот наговор употребляется только тогда, когда не надеются получить согласие отца и матери невесты.
Встану я (имярек) на утренней заре, на солносходе красного солнца и пойду из дверей в двери, из ворот в вороты на восточную сторону, в чистое поле; в том чистом поле гуляет буйный ветер. Подойду я поближе, поклонюсь пониже и скажу: «Гой еси, буйный ветер, пособи и помоги мне (имярек) закон получить от сего дома, и взять кого я хочу, и у того бы человека (имярек) ум и разум отступился и на все четыре стороны расшибся, a ко мне бы (имярек) приступился и ум-разум домашних судьбы наипаче, кого хочу получить; и перевалились бы и отошли бы ко мне (имярек) все ея мысли, и охоты, и забавы, и все бы их вниз по воде унесло, а на меня (имярек) принесло». Ключ в море, язык в роте. Тому слову нету края и конца, от злого человека вреда, беды и напасти. A кто бы на меня и на нее подумал (то есть, недоброе) и замыслил, у того человека ничего бы не последовало, и заперло бы ключами, и замками и восковыми печатями запечатало.
(Южн. Сибирь, зап. С. Гуляев)
3. Когда сваха идёт на сватовство
Входя на крыльцо дома невесты, сваха ступает на первую ступень правою ногою и притом говорит:
Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и лепко, тверже камня, лепче клею и серы сосновой, острее булатного ножа; что задумаю, да исполнится.
Потом сваха шагает правою же ногою через порог, а войдя в комнату и помолясь Богу, садится под матицей на лавку, которая идёт по длине пола, и приступает к переговорам.
(Южн. Сибирь, зап. С. Гуляев)
Заговоры при проводах молодожёнов
4. Заговор при проводах жениха
Пока поезжане и жених собираются в путь, вежливец обходит кругом всех лошадей, передвигает телеги, потряхивает колокольцы и в то же время шёпотом говорит:
Покорюсь, помолюсь сей день, сей час, утром рано, вечером поздно! Благослови меня, Пресвятая Мати Богородица, Егорий храбрый, со князем, со тысяцким, со большими боярами, со свахой, с дружкой и с подружкой ко княгине ехати, княгиню получити, с княгиней в Божью церковь доехати, закон Божий приняти! Стану, благословлюсь, пойду, перекрещусь на восточную сторону; благослови меня, Михайло Архангел, дай нам пути-дороги.
(Сольвыч. у., зап. Н. Рогов)
5. Заговор при проводах невесты
Когда невеста, покрытая фатою или платком, садится в повозку со свахою, а тысяцкий садится с одним из поезжан, имея в руках образ, дружка, отвечающий за благополучное окончание свадьбы, ограждает поезд от колдунов, недобрых знахарей и волхитов, для чего берет восковую свечу и обходит кругом всего поезда, похлопывая бичем и наговаривая про себя:
Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь; умоюсь студеной ключевой водою, утрусь тонким полотенцем; оболокусь я оболоками, подпояшусь красною зарею, огорожусь светлым месяцем, обтычусь частыми звездами и освечусь я красным солнышком. Огражду вокруг меня (имярек) и дружины моей с ослятами тын железный, почву укладну, небо булатно, чтоб никто не мог прострелить его, от востока до запада, от севера на лето, ни еретик, ни еретица, ни колдун, ни колдуница, годный и негодный, кто на свете хлеб ест. Голова моя — коробея, язык мой — замок.
Потом трижды читает, молитву: «Да воскреснет Бог» и некоторые другие; кроме того, отделив небольшие кусочки воску от свечи, налепляет их поезжанам на кресты, а лошадям на гривы.
(Южн. Сибирь, зап. С. Гуляев)
Свадебные обереги
6. Свадебный оберег
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Есть синее море-окиан. На том мори-окиане лежит бел-красен камень, на том белом-красном камни — зверь-любимец; обхватился и обогнулся зверь-любимец за белым камнем, не отходит прочь; и как охватился зверь-любимец, обогнулся зверь-любимец и прочь не идет, так же бы охватилась и обогнулася тая р<аба> Б<ожья> (имя) с тем р<абом> Б<ожьим> (имя). И как любимец-зверь обогнул бел камень, и тако бы обогнулася тая р<аба> Б<ожья> (имя); и любилися между собою тые муж и жена — друг по друге. Коль жарко разгорается кирпичная печь, в той огненной печи дуб и дрова; коль жарко разгораются дрова и угольё, коль жарко и пылко, столь же бы пылко, столь же бы жарко горело сердце и кровь; в день бы она ходила, голова бы у ней болела, сердце бы щемило, хлеба бы не ела; друг без дружки головы у них болели, в ночь сна друг без друга не было. Коль ярко горит святая свеща перед образом Божиим, толь же бы ярко горело сердце у р<абы> Б<ожьей> (имя) по р<абу> Б<ожьему> (имя) днем и носью, по утренней и вечерней зари. И как всякая мать тужит и плачет по своем сыне, спустя на чужу сторону, неутышно плачет, так бы тужила и плакала тая раба Божия (имя) по р<абу> Б<ожьему> (имя). Она глазом заводит, ухом заслышит, усмотря, сердцем возрадуется, р<аба> Б<ожья> (имя), по р<абу> Б<ожьему> (имя) душою своею и сердцем. И как идет солныце к вечеру на покат на запад безотпятно, так же бы тая р<аба> Б<ожья> (имя) по р<абу> Б<ожьему> (имя) безопятно и безотворотно. Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грушную. Аминь, аминь, аминь.
(Беломорский район, Карелия)
Разные свадебные заговоры
7. Заговор вежливца1
Покорюсь — помолюсь, сей день — сей час, утром рано — вечером поздно! Благослови меня, Пресвятая Мати Богородица, Егорий храбрый — с князем, со тысяцким, со большими боярами, со свахой, с дружкой и с поддружкой ко княгине ехати, княгиню получити, с княгиней в Божью церковь доехати, закон Божий приняти! Стану — благословлюсь, пойду — перекрещусь на восточную сторону; благослови меня Михайло Архангел! Дай нам путь-дорогу.
8. Наговор на пиво
Накануне брака наряжают невесту и моют с нижеследующими словами, наговариваемыми на пиво, которым невеста умывает свое лицо:
Как ты, чисто злато-серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато-серебро, всяк зарится, заглядывается: старый и млад, женатый и холостой, старыя старухи и молодыя молодицы, и красивыя девицы и молодые молодцы; так бы на тебя, рабу N., зарились бы и заглядывали все, казалась бы ты им златом-серебром, глядели бы и смотрели бы и очей с тебя не спускали.
(Доставил священник А. Колчин из села Пингишей, Холмогорского уезда)
9. Свадебный отпуск
Когда случится отпустить свадьбу, говорить пред Богом в плат или в воск:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Во имя Отца и Сына и Святого Духа аминь. От чего те слова говорятца? от евангелия Христова царя небесного. Михаил архистратиг, святый Петр и Павел верховнии апостоли, ставьте тридесять тынов медных от земли подошвы и до небесной до морской глубины, от восточныя и до западныя, от лета до севера, от земли и до небеси и со всех четырех сторон стоит около меня раба Божия имя рек; у тех же у тридесяти тынов есть тридесят ворот, у тех же у тридесят ворот есть тридесят замков, у тех же у тридесят замков есть тридесят ключей. Прииду я, раб божий имя рек, и затворю те тридесят замков и брошу те тридесят ключей во святое Хвалынское море, и приидет щука золотая, челюстию ухватит те ключи и понесет во глубину морскую, в пуповину, под колоду белодубовую. И тем словам ключевыя слова, аминь, аминь, аминь.
(Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмогорского уезда)
10. Заговор, чтоб остановить свадебный поезд
Взять стручок о девяти зернах и, ударяя им трижды по крестцу коренной лошади, приговаривать:
Вот тебе, сивой (смотря по масти лошади), девять четвертей гороху, сват да сваха, жених да невеста, да чёрту большое место; а ты стой да постой, с места не тронь, отныне и до веку, аминь.
Потом тайно положить сучок под сиденье молодых.
(Из соврем. ркпс. сооб. А. Афонасьев)
11. Заговор, чтобы муж жену любил
Как люди смотрятся в зеркало, так бы муж смотрел на жену да не насмотрелся; а мыло сколь борзо смоется, столь бы скоро муж полюбил; а рубашка, какова на теле бела, столь бы муж был светел.
При том сжечь ворот рубашки.
(Из уголовного дела 1638 г., извл. И. Забелин)
Источники свадебных заговоров и оберегов:
1, 8, 9 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
2, 3, 5 — Библиотека для Чтения, 1848 г.
4, 7 — Пермский сборник. Кн. 2. 1860. Материал для описания быта пермяков. Стат. Рогова.
6 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
10 — Поэтические возрения Славян на природу, II, стр. 759.
11 — Комета, 1852 г.
1 Вежливцами в Пермской губернии называются знахари, приглашаемые на свадьбы, как оберегатели молодых от порчи и лихого глаза.
Читайте также: