Собрание русских народных заговоров и оберегов от порчи свадьбы, молодожёнов и всех участников свадебного обряда.
Читайте также свадебные заговоры.
1. Оберег невесты
При входе, после венца, в дом мужа молодая говорит:
Перва̀я, друга̀я, я иду третья̀я, циц! все вон, мне одной дом.
Этот приговор молодой употребляется ею вероятно для того, чтобы первенствовать в доме над другими снохами.
(Записал священник Алексеев в с. Турчасове, Онежского уезда)
2. Оберег жениха
Когда молодой идет в дом невесты на жительство (зять-приемыш), то, вступая в избу после венца, произносит слова, глядя на потолок:
«Я иду, зверь лапист и горд горластый, волк зубастый; я есть волк, а вы есть овцы мои».
(Записал священник Алексеев в с. Турчасове, Онежского уезда)
3. Свадебный оберег
a) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Есть в западной стороны море Черное; в том же мори есть остров; на том же острову выросло древо, на том же древе корень и ветвие. На том же древе сидит железен муж, осматривает железен муж всякаго ведуна, колдуна, кудесника, чтобы видети мне сторожу колдуна и ведуна, мужика и женку, и девку. Окажи мне на всех четырех сторонахъ, окажи мне сторожу в избе или на улицы, в пиру или на сварбы, или у заплота или за плахами или за рекою, везде, кто где не стоит, как бы сторожа не тронуть. Тот же железен муж, кабы на колдуна и ведуна тенет он лук, отворачивает недобрыя словеса и речи колдунове и ведунове, яже он враг ими на меня вражит, он отворачивает, тот же железен муж. Или баба еси с тьми же, тот же враг ее же, кабы она легонько в зубы подол знела и подругу бы оказала, руки бы зняла, своего дьявола звеселила, да тот же железен муж в избу привяжи ея к печному столбу, а на улицы к огороду. А мужик тот же колдун надо мною пытаетця; ты же железен муж, кабы нас не няла ево ни молитва, а ему колдуну не чем бы ему от меня не онятця; сведи его тот же железен муж, сведи ево в баню и поставь его в каменицу головою, иже ево врага, кой вражит, и повесь ево же вверх ногами у стропил ко одному углу, и броси ево же о сыру землю, да тот же железен муж не отпущай меня раба божия (имярек); его врага о землю порази, ево стречника. Или у князя молодова лошадь подтыкаетця от подтычки, или у свахи, у тысечково, у дружек, у сторожа, у всево княжева поезду прибору от вожения, которая враг повалить захочет о крепосте, тот же железен муж обороняет меня, раба божия имярек, сторожа и князя и княгину, тысецкаго, дружек и весь княжей прибор, бросает ево того же врага, как бы на нас не думал, броси ево о сыру землю; во век веков, аминь.
b) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Есть святое море акеян; на том море окияне бел красен камень; на том белом красном камени, зверь лубимечь, охватилсе и обогнулсе зверь лубимечь з белым каменем, не отходит прочь; и как охватилсе зверь лубимечь, обогнулсе зверь лубимечь и прочь не идет, так же бы охватиласе и обогнуласе та раба божия имярек с тем рабом божиимъ имярек; и как любимечь зверь обогнул бел камень, и тако бы обогнулася та раба божия имярек, и любилися между собою те муж да жена друг по друге. Коль жарко разгораетца кирпичная печь, в той огненной печи дуб и дрова, коль жарко разгораетца дрова и уголье, коль жарко и пылко, столь же бы пылко, столь же бы жарко горело сердце и кровь, в день бы она ходила, голова бы у ней болела, сердце бы щемило, хлеба бы не ела, друг без друга головы у них болели, в ночь сна друг без друга не было. Коль ярко горит свитая свеща пред образом божиим, толь же бы ярко горело сердце у рабы божией имярек по рабе божием имярек днем и ночию, и как всякая мати тужит и плачет по своем сыне, спустя на чужую сторону, неутешно плачет, так бы тужила и плакала та раба божия имярек по рабе божиим имярек: она глазом завидит, ухом заслышит, усмотря сердцем возрадуетца раба божия имярек по рабе божием имярек душею своею и сердцем. И как идет сонцо к вечеру на покат на запад безотпятно, так же бы та раба божия по рабе божиимъ имярек безотпятно, и безъотворотно. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, аминь, аминь, аминь.
(Списано П. С. Ефименком из старинной рукописи, доставленной крестьянином Холмогорского уезда Дохтуровым)
c) За молитв святых отец наших, Господе Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас и спаси. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос Царь Небесный, ангели небеснии и архангели и вся силы небесныя сотворили небо, землю, море, оградили песками и рукою, ногами, оградите меня р. б. имярека каменным градомъ о трех запорах и заборонах, поставите железен тын в небесную вышину и в морскую глубину, поставите железен тын, железныя вереи и медныя ворота, затворите замки те, схороните в двинскую вершину и в камянную пещеру, от ведуна и от вещицы, от волхва и от кудесника и от всякаго злаго человека, недобраго. Коли те ключи найдет ведун и вещица, а замки отомкнет, и ворота отворит и град потопит, ни ведуну, ни вещицы тех ключей не нахаживать, и ворот ни замков не отмыкивать, и ворот не отваривать, а меня р. б. N. не порчивать, и те слова говорить земляной силою и водяною во веки, аминь.
А ти слова говорить дважды:
Молитва первая: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий! Марк, Иоанн, Лука, Матвей писали евангелие Христово и снесли и сложили во единое место, и в той хоромины Пресвятая Богородица Христа родила, а я р. б. N. в той же хоромины тут же был»; — а говорить те лова на два куска на хлеб, да на безушую новую недержанную иглу, да на булавку новуюж недержаннуюж, а булавку безушую тыкать в ворот в рубашной, а тыкать ушми вверх, а вострием к земли.
За сим читается молитва воскресная:
Да воскреснет Бог и разыйдутся врази его и да бежат от лица его вси невидящи его, яко исчезает дым да исчезнут; яко таит воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменающихся крестным знамением и возвеселятся рекуще: радуйся, кресте Господний, силою на тебе распятаго Господа нашего Иисуса Христа и в ад сошедшаго и поправшаго на нем всю силу диаволю и давшаго мне р. б. N. крест свой на прогнание всякаго врага и супостата. О, пресвятый и животворящий крест Господень, помогай мне р. б. N. со святою Господнею Девою Богородицею и со архистратигом с Михаилом и Гавриилом, и с херувими, и с серафими, и со всеми небесными силами, и со Иваном Крестителем Предтечею, и со евангелисты Марком, и Матфеем, и Лукою и Иоанном богословом, и со святыми со святители, и с праведными уродивыми Христа ради, с мученики, с Георгием страстотерпцем и со святителем Петром, митрополитом Алексием, Ионою и с Николою, и с мученицами, с великою прехвальною Варварою и Катериною и Парасковиею и Ульяниею, и со всеми мученицы и с преподобными женами и со ангелом хранителем моим. Соблюди Господи дом сей и живущих в нем (имярек) и всех православных христиан, от всякаго видимаго и не видимаго врага и супостата и всякаго злаго лукаваго человека, от всякаго вражия злаго ухищрения и казней, силою честнаго и животворящаго Креста Господня и святых ангелов хранителей наших; Господи И. Хр. С. Б. помилуй нас грешных всегда и ныне и присно и вовеки вековъ, аминь. Господи И. Хр. С. Б., помилуй Господи нас рабов своих; запрети Господи сатаны и злым его темным и лукавым человеком, угодником его, еже не прикасатися им к сим и к сему нашему свадебному причету, к нам рабу б. ко мне рабу б. (имяреки) и к первобрачному N. и к первобрачной N., и к тысицкому, и к боярам, и к друшкам, и свашеницам, и к проводникам и сущих с нами, во всем православным христианам, и к коням нашим, и к кобылам, и к саням, и к седлам, никоими их злыми лукавыми мечтании. Постави Господи, Владыко, человеколюбче, круг нас рабов своих божиих свое хранение силою и действием св. Твоего духа, аки тын железен от неба до земли, а от землн и до неба со все четыре стороны; огради Господи круг нас рабов своих пламенем огняным, аки щитом от земли до неба, а от неба и до земли, со все четыре стороны; и посли Господи на сохранение нас рабов своих божиих, посли Господи с небеси от святаго жилища твоего и от престола славы твоея дванадесять своих учеников и апостол и четыре евангелисты: Луку, Марка, Матфея, Иоанна богослова, и небесных сил воевод Гавріила и Михаила со ангелы и со архангелы, с херувими и с серафими, и со всеми небесными силами и воинстви с копьи, и со скипетры, и со всяким огненным оружием, которым поразил сатану и диавольские беси, и с тех оружиев повели Господи огражати и оберегати сей наш поезд и нас рабов своих (имярек) и мне р. б. (имярек) и первобрачнаго имярека и сущих с нами всех православных христииан и коней наших, и кобыл и саней, и седел, и всего нашего свадебнаго причету, от всякаго злаго врага и супостата, в день и в ночь, на утренной зори, на вечерной зори, пьючи и ядечи, и путем едучи, и в стречю, и по себе идучих, и со стороны, и с сзади, и с переди смотрячи, и с под тынов и сквозь тыны смотрящих, и в избах седячим, и на дворех стоячи и спеючи, и на всяком месте владствия твоего. Сохрани, Господи, от всякия порчи и пытощи, и козней диявольских, и злых лукавых человек, от колдунов и от колдуней, от ведунов и от ведуней, от блядунов и от блядуней, от еретиков и от еретиц, и от иноземцов, и от всякаго плотскаго заражения на земли, от седмидесяти двух языков, и от всякаго злаго их гляжения и думы на всякий час, в полдни и в перекрой, в нове, и в ущерби, всегда, ныне и присно, и вовеки веков, аминь. Господи И. Хр. С. Б., помилуй нас, аминь. Ты сам, владыко, человеколюбче, постави, Господи, круг нас рабов своих имя реки, тын железной от земли и до неба, от неба и до земли, круг сего нашего поезду со все четыре стороны, и запрети, Господи, сотоне и лукавым его бесом и злым лукавым человеком, еретикам и еретицам, ведуном и ведуньям, колдуном и колдуньям, блядунам и блядуньям, и всем его сатаниным угодникам, и поспешником не прикасатися им к сему нашему поезду, к нам рабу божиму имя реки, силою и действием св. твоего Духа, силою честнаго и животворящаго креста твоего и молением Пресвятыя Твоея Матери и всих святых твоих, аминь, аминь, аминь.
Во имя О. и С. и Св. Д. Отъиди сатана и со всеми беси своими и со злыми лукавими человеки, угодники своими, из сея храмины от четырех углов и двух дверей и от всих от коней; в сей храмины престол божий, на престоле сидит сам И. Хр. Сын Божий, роспятый на кресте и во ад сошедый и поправый всех силу твою дияволю; окрест престола стоят четыре евангелиста: Лука, Марк, Матфей, Иоанн Богослов, с ними небесных сил воеводы Божии, архистратиг Гаврила и Михайла, со всеми небесными силами и воинства, и в руках держат скипетры и палицы железныя и всякое огняное божие оружие, бьют тя сатану и прогоняют и всю твою силу вражию от дому сего и от нас рабов Божиих имяреки, верующих ся честному кресту его; со крестом станем, со крестом пойдем и печатаемся печатью, сим честным и животворящим крестом, и крестом ся ограждаем, раб. бож., всегда и ныне, и присно, и вовеки веков, аминь. Искони бе слово и слово бе у Бога и Бог бе слово, плоть бысть и вся тим быша (3-жды), Христос с нами уставися вчера, днесь тойже и вовеки, (трижды).
Далее читается церковная молитва задостойник: О всепетая Мати, рождши всех святых (см. заклинание при выпуске скота на пастьбу).
Пошел из избы глаголи:
Христе свете истинный, иже просвещая и освещая всякого человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица твоего, Господи, яко да в нем ходящи узрим свет неприкосновенныя ти славы, исправи стопи наша к деланию заповедей твоих, яко благословен еси вовеки, аминь1.
Со двора поехав, глаголи:
Стопы моя направи по словеси твоему, и да не одолеет ми всякое беззаконие, избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди твоя, лице твое просвети на раба твоего, и научи мя оправданием твоим.
Господи благослови, св. Отче! как загоряется ярый пчелый воск на свечах, так бы загорялися думы и мысли сердечныя у рабов божиих имя реки; как свиваются сии брачныя свечи, и так бы свивалися и любилися думою и мыслию сердечною совестию раб б. имя рек и раба б. имя рек, и как си ярого воска свечи до конца згорят, вмести совьючись, так бы им рабом б. им. р. и до смерти им жити бы любовию, и как огня нихто того не может терпеть, так бы на них, рабов б. им. р., нихто не может подумать ни ведовством, ни колдовством, ни какою разлукою, ни муж, ни жена, ни стар, ни млад, ни отрок, ни отроковица, ни вдовец, ни вдовица, ни чернец, ни черница, ни каков человек. Аминь, аминь, аминь.
Указ: свивать свечи на посолон брачный и говорить, и как совьешь, и поставь пред образом, и зажги, и до конца дай згореть, чтобы не осталось ничего, себя оградить: Господи Боже, благослови Отче! Во имя О. и С. и св. Д. Востану яз р. б. им. р. на сей день благословлясь, пойду перекрестясь, по восточную сторону, ставлюсь на медное гумно, покрываюся красным солнцем и светлым месяцом, огражаюся частыми звездами, что вострыми стрелами, яз р. б. им. р. от всякаго друга и недруга и от всякаго жива человека. Спас и Пресвятая Богородица, и св. Николай Чудотворец, Михайло архангел, Гавриил и вси святые апостолы, пророци и мученики, Козьма и Демиян, доспейте около меня, р. б. им. р., на сей день три стены железныя, три стены каменныя, три стены деревянныя, и замкните меня р. б. им. р. в ти городы за тридевять замков, и киньте ключи ти в морскую пучину, под белой камень; и как не могчи тих ключей не добыть из морской пучины и с под белаго камени, и так бы меня р. б. им. р. не могли испортить на сей день и на всякой час, никакими ни врачбами, ни порчами; и как колдун или ведун и колдунья или ведунья, или еретик, или еретица не могут выкусить естества своего через плече, и так бы меня р. б. им. р. не могли на сей день никоими врачбами, ни порчами испортить; и как велбуду не мощно проити сквозе игольные уши, и так бы меня, р. б. N, не могли на сей день никакими ни врачбами, ни порчами испортить, ныне и присно и вовеки веков, аминь (говорить трижды, став по утру, как ставают, и плевать на землю). И как на сего светодавца Христа не могут зрити херувими и серафими и вся небесныя силы, так бы не могли лиха подумать на раба б. им. р. и на его поезд, ни ведун, ни ведуньица, ни колдун ни колдуница, ни каков человек, ни стар, ни млад, ни мужской пол, ни женской; и как на сего светодавца Христа боятся и трепещут небесныя силы и земные человецы и проклятии бесови, так бы от того моего поезду боялися ужасались ведуны и ведуницы и всякие лихие люди, в день и в ночь, в утри рано и в вечери поздо; и как сему светодавцу Христу Богу нашему и его честному образу и кресту Саспятия его и Матери Царицы и всемь святымъ веру держат и молятся цари и князи и всякое православное христианство и неверные языци, и так бы мне рабу б. и моему поезду радовалися все православные християне мужие и жены, и младыя, и старые и всякия люди. Коль сие серебро честно царю и князю и всякому человеку, толь бы яз раб б. им. р. был честен и весь мой поезд всем православным християнам, и были бы передо мною рабом б. им. р. всякие лихие люди, аки перед соколы дрозды.
Указ как говорить: положить в воду непитную образ Христов да сребро, и то судно поставить на хлебную квашню, говорить, и тою водою мазатися сохранно на чистом месте, а лица не утирать, а досталь воды выпить и вылить в чистое место и в харчу, и серебром утиратися по лицу, и серебро отдать на свечи к церкви.
(Списан П. С. Ефименком со старинной рукописи, доставленной из с. Ухтострова, Холмогорского уезда помощником миссионера Ф. С. Батраковым)
d) Слова от порчи.
Во имя О. и С. и Св. Д. Как сие железо во огни горит, и так бы горело сердце у ведуна и у ведуньи, у колдуна и у колдуньи, у еретика и у еретицы по мне р. б. им. р.; как сие железо в воде кипит, так бы кипело сердце у ведуна и ведуньи и у ведуницы, у колдуна и у колдуницы, у еретика и у еретицы, по мне по р. б. им. р., как игольных ушей никому не нахаживать, и к сей игле не прикладывать, так бы меня р. б. и. р. никому не испорчивать: ни колдуну, ни колдуницы, ни ведуну, ни ведуницы, ни еретику, ни еретицы, всегда, ныне и присно и вовеки веков аминь. — Говорить над иглою трижды, держать близко зубов, и откусить уши, и выплюнуть на землю, а иглу без ушей у себя держать в рубашном в вороту.
Указ: Ащели прочтешь, в который день прочтено на имя свое, отступятся вси лукавии бесы от раба б. имя река, аще кто хощет свататце, или женитце, проговори на имя того пред иконою, будет соблюден; ащели которому человеку враг прикоснется, проговори трижды на воду и пити дай; аще ли ляжет один во храмине, проговори молитву сию, не прикоснется диявол: Владыко милостивый, Господи Иисусе Христе, призри на мое моление и помилуй мя раба своего, помоги мне рабу своему, аминь. Отгоните врага от раба б. N., аминь. Отступи сатана и идоли и лукавые беси от раба б. N. аминь, вскоре станете во храмине сей окрест раба своего, над главою. Сам истинный Иисус Христос, Царь небесный, победив врагов железом, заградил уста врагам, затворил путь крестом честным, чтобы вам проклятым врагом во храмину сию не входить и раба сего божия не смущать, не мучить, аминь, аминь. Аз, сам Господь, над сим рабом и Матерь моя Мария; сего раба б. N. сотворил его аз, Христос; роди мя мати моя Мария, в сем рабе б. имя рек престол Христов; около раба сего сила ангельская и архангельская и апостольская, поют херувими и славят серафими, аминь. Раба сего божия имя река уста глаголют и святаго Христа Царя Небеснаго и Матерь мою Марию к себе на помощь призывают, а врага прогоняют и проклинают, от раба б. имя река; аз Христос семо ста и Мати моя Мария во храмине сей и с рабом божиим имя рек. Словеса сия, раб божии имярека, победа и пагуба на сатану и на диявола, сей же раб божий имярек отгонит врага и самаго сатану и побиет тьму врагов; дух святый отдымает раба сего божия имярека; от сего святаго духа молния опаляет, врагов отгоняет от раба б. имярек, аминь. Плевание раба божия имярека и прыскание сею водою и морскою и отпевание на врагов камения горяща, и побиет врагов до конца, аминь, и еще от самого Господа исполняю Христа Небеснаго: громы и молния летят с небеси, сила ангельская и архангельская, несут ангелы стрелы небесныя, ставают ангелы и архангелы около раба б. имярека на крепко-крепко, стоят и стреляют сатану и врагов его, идолы отгоняют и прогоняют от раба б. имярек аминь, всегда ныне и присно, и вовеки вековъ аминь. Се дано сему рабу б. от самаго истиннаго Христа, Царя Небеснаго, на погубление врагом и на прогнание бесом, и идолам во веки, аминь, и ныне прогоняют от раба б. имярек силою истиннаго Христа, Царя Небеснаго, и Пресвятыя Богородицы Марии, помощию силы небесныя, чиноначальных хранителей, ангелов тьмы тысящи, и еще к рабу б. N. летят с небеси от престола божия сила ангельская и архангельская, послана от самаго Господа, Царя Небеснаго, накрепко крепко, хранят раба б. имярек, облакают меня облаками, покрывают мя небесами, опоясывают поясом Пресвятыя Богородицы Марии, во главе солнце, на серцы месяцы, составы — частыя звезды, коль крепка луна солнечная силою ангельскою, столбы всем рабом божием имяреки и около раба божия имярек сила ангельская крепка: как начнет призывать на помощь к себе, а сие прочтет и писание прочтется, а сила ангельская накрепко вооружится, да крепко на что призывается, и будет у раба б. имярек, аминь. Раб б. именем Господним начнет проклинати лукавое дело, а божии ангелы начнут отгоняти и связати врагов и сатану и идолы, вовеки аминь и ныне. Еще молюся раб б. истинному Христу, Царю Небесному, и пресвятой Богородицы Марии, о рабе болящем многими причами и портежми и грыжами, потворением диявольским, от во злияния мира на главу сему рабу б. имярек, аминь. Видит Господь болящаго и услышит молитву с небеси сам истинный Христос, словом своим пошлет своих ангелов, иже стоят о крест его, свой жезл им давает, крепко им повелевает у раба б. имя река сего Боже стояти и железом и жезлом врагов и сатану и идолы погубит до конца, аминь. И в руку своя Христовы дает исцеление мира, посылает на главу и на сердце, на суставах раба. Всего имя рек, слышится сатана, убоятся лукавии беси от послания Господня и матери его Марии, а разверглися небеса, летят силы ангельския и архангельския во мгновении ока, ставают к рабу б. имя реку, аки дождя небеснаго и до облака; тольке ставают силы ангельския около раба б. N., направлены крепко духом Божиим и вооружены на крепко-крепко, стоят, не отходят от раба него божия, врагов проклинают, и прогоняют сатану силы ангельския. Враги и сатана, аки дым, исчезают, яко воск тает от лица Господня, аминь. Горе сатаны и демоном и бесом и горе еретиком, которыи бесовзкие полки призывают, и им Господь заградит уста, аки у Вала-сама волхва, и аки Урия безбожнаго. Како не мощно еретику или кудеснику на солнце смотреть и красоты солнца снять, тако еретику не можно устами и мыслию зла сотворити мне рабу б. аминь, аминь, аминь. Сильна есть сила ангельская и архангельская, и погибе сила диявольская и сатана противо их избранных полков лукавых бесов, около раба б. им. р. стоит сила ангельская и архангельская, невидимая человеком, запрещение еретиком, погубление бесам несметна и неизглаголанная, дана на крепко, вооруженна неизмерно, врагом и сатоны и и идолом прикоснути к рабу б. имя реку аминь, не сверх, не с испод, ни со всих четырех стран отовсюдь, проклинает Христос и ангели отгоняют — аминь, замкнут р. б. им. р. силою ангельскаго и архангельскаго на крепко крепко до втораго пришествия Христова, аминь, аминь, аминь. Ключ на небеси у престола Христова, до веку, аминь, в руки у самаго истиннаго Христа Царя Небеснаго и Матери его Марии, аминь, аминь, аминь; повелением божиим сколько стоит около солнца и месяца и частых звездъ ангелов божиих, и повелением божиим стойте около раба б. N., ангели божии, берегите и стерегите раба б. N, аки самаго Господа и Матерь Христову Марию. Аз Христос зде и мати моя Мария во храмине сей и престол христов, и ангели, арханги мои христовы, отгоните врагов и сатану, идолы, сохраните раба б., без отходу стойте, на голе оружие держите на врагов, и сатану близко раба сего не пущайте, а врагов и сатану побивайте, раба б. N не давайте; сей раб божий им. р. причтен у престола божия, побиет врагов и сатану. Ангелов призываю аз раб б. им. р. к себе на помощь истиннаго Христа, Царя небеснаго, и матерь его Пресвятую Богородицу Марию и ангелов хранителей чиноначальных: Михаила и Гавриила, Уриила и Рафаила, и Ноиля, и Помаила, и Нафанаила, и Самосаила и Ненафада, и Сасания, на помощь их ангельскую силу; убивают врага ангели, по вся дни и часы и мгновения ока. Еще аз раб б. им. р. прошу у истиннаго Христа, царя Небеснаго, на помощь тмы тысящи хранителей ангелов, вооруженых на врагов его крепко стоять, над рабом им. р., раба сохраняют и связают врагов духом святым и исчезают враги во мгновении ока от руки ангельския, и ангели вражии запретят язык и дух в себе ради призывания бесовскаго, заградит уста им послан от Господа Михаил архангел над главами их со оружием, аминь, аминь, аминь. Крепка стена, крепка и сила ангельская около раба б. им. р. и кругом дому его, аминь, аминь, аминь; во веки не погибнет раб б. аминь. Аще ли кто прочтет сие писание над водою, реки и морсковою, или в дому раба б. имя река, и снидет с небеси сила ангельская к рабу божию им. р., аминь. Аще прочтется вторый день, вторый након на имя, и снидет с небеси истинный Христос, Царь Небесный, Царь с Марией с матерью и с Пресвятою Богородицею, аминь. Ста над рабом б., сохраняют от врага раба божия имя рек вскоре отступите, идет с небеси Илья пророк на огняной колесницы, несет на языце гром велик, и дух его молния великая, слово его стрела, плевание его камение горящее, на вас врагов окаянных, отступите в бездну преисподню окаянныи и лукавии беси от раба божия им. р. повелениемъ божиимъ, развергнется небеса и не затворяются, послана от Господа истиннаго Христа, Царя Небеснаго, и Пречистыя Богородицы Марии на вас окаянных врагов до конца седмичастый огонь, и пожжет вас окаянных врагов до конца, аминь, аминь, аминь; и еще с небеси летят на вас окаянных врагов, посланы от Господа и материю Мариею, звери ядовитые и двоеглавые, и розрывают вас врагов и на свет не пущают, где завидят близко раба б. имя рек аминь, аминь; и еще летят с небеси птицы железныя, а ногти у них медныя, а зубы булатныя, и посланы от Господа, посланы с небеси от самаго Господа, Царя небеснаго к рабу б. N, где завидят врагов или заслышат близко раба б. имя рек, сохраняти от врагов всегда, и врагов погубити до конца, аминь на крепко; от сего писания исчезнут враги со отцем своим сатаною, и во веки веков, аминь, исчезнут от сего моления лукавых бесов триста шестьдесят и пять видом, и которыя приходят в мир на прелесть всегда, ныне и присно и во веки веков аминь.
Проговори трижды: Аминь.
После этого читаются молитвы ангелу хранителю находящиеся в старых канониках:
1. Ангеле Христов, к тебе припадая, молюся.
2. Святый ангеле, предстояй окаянный моей души.
3. О божественный, любезный, сладчайший живота предстателю мой, заступниче, хранителю.
4 Тропарь ангелу хранителю, глас 6-й: Ангельским зраком сия и божественною славою озаряем.
5. Кондак, глас 4-й.
6. Подобен явися днесь.
(Списан П. С. Ефименком со старинной рукописи, доставленной из с. Ухтострова, Холмогорского уезда помощником миссионера Ф. С. Батраковым)
4. От порчи свадьбы
Стану аз, раб Божий (имярек) благословясь, пойду перекрестясь ставить железные тыны от морския глубины, от небесной высоты, от востока до запада, от севера до полудни. Въеду аз, раб Божий (имярек), в железный тын со всем моим поездом; затворю аз, раб Божий (имярек), за тридевять щитов, за тридевять дверей и замкну аз, раб Божий (имярек), за тридевять замков; выну из тридевять замков тридевять ключей, кину я те ключи в чистое море Окиан. И выйдет из того моря щука златоперая, чешуя медная, и та щука проглотит тридевять моих ключей и сойдет в море, в глубину морскую. И как никому тыя щуки не поймать и тридевять ключей не сыскать, и замков не отпирывать, — и меня, раба Божия (имярек) и, князя молодого не испорчивать и весь мой княжеский поезд; всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.
(Череп. у., Новг. г., зап. Н. Чернышев)
5. [Заговор от порчи и сглаза свадьбы]
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Поклонюся аз, раб Божий (имярек), низко Его златому кресту, восплачу и возопию; начну аз, раб Божий (имярек) наряжатися со всем моим поездом, с новобрачным князем и конской сбруей, которые в моем заговоре. Еду со двора аз, раб Божий (имярек), со князем молодым новобрачным и всем поездом и с конскою сбруею промежду вечернею зарею и утреннею ко святому морю Окиану. Следы мои травой заростают и песком засыпают, водой заливают. Некому моих следов найдти, не ехать никакому злому человеку. Приеду аз, раб Божий (имярек), середи синяго моря Окиана на бел камень Латарь, со всем моим поездом и новобрачным князем и с конскою сбруею и всеми, которые едут в моем поезде и моем заговоре. Посмотрю аз, раб Божий (имярек), на все четыре стороны, а есть на восточной стороне Окиана-моря, на углу стоит храм св. Климента, папы римского; на нем поставлен крест златой; на кресте написан Сам Господь Иисус Христос и четыре Евангелиста: Лука, Марк, Иоанн, Матвей. Помолюся аз, раб Божий (имярек), самому Христу небесному и Пречистой Его Матери и четырем Евангелистам и стану отговариваться от колдунов, от колдуньи, от шептуна, от шептуньи, от старца и старицы, от всякого злого человека, от рабов и рабынь, от верных и неверных; ныне и присно и во веки веков, аминь.
(Череп. у., Новг. г., зап. Н. Чернышев)
6. [Оберег от порчи поезжан на свадьбе]
От жару, от вхождения в одно место облаков, от Ильи Пророка прогремит, молния палит, лес ломит, травою шумит, водою замывает, песком засыпает; будьте, мои слова, крепки и сердиты на то мое дело, крепче ножа булатного, вострее сабли булатной; засекайте мои слова, от колдуна, от колдуньи, от шептуна, от шептуньи, который мой сопостат и сопостатица на меня, раба Божия (имярек), зло думает и на моих поезжан, которые в моем поезде едут, ихнова молодого не испорчивать; ныне и присно и во веки веков, аминь.
(Череп. у., Новг. г., зап. Н. Чернышев)
7. [Заговор от порчи при отпуске молодых]
При отпуске молодых, знахарь берет воск, ставит его на три иглы и говорит про себя трижды:
Отпускаю аз, раб Божий (имярек), свадьбу на два часа. Господи помилуй!
(Череп. у., Новг. г., зап. Н. Чернышев)
8. Свадебный оберег
Молитва от всякия порчи и на свад(ь)бу ехать.
Господи Исусе Христе Сыне Божий, верую Пречистую Богородице и Николе Чудотворцу. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. От того Святаго Духа святая вода святаго (моря) окияна. Есть на том святом море окияне бел камен(ь) латар(ь), на том белом камени латаре стоит злат престол, на том златом престоле седит Пречистая Богородица, в правой руке держит свое золото кропило. И покланяюся яз, раб Божий, Пречистой Богородице, и кропит государыни Пре(чи)стая Богородица ис правые руки из золота кропила свово милостию Божиею и животворящим крестом, своею ризою нетленною на раба Божия имер(е)к всякие икоты и грыжы находные и наводные, и наносные, и напущеные у сердца, на нутре и во всех человеческих мощах, в телесах и в волосах, и в мозгах; и кропит Пречистая Богородица ис правые руки из зо(ло)та кропила своев(о) милостию, ризою нетленною и животворящим крестом на раба Божия име(рек); и глаголет Пречистая Богородица гласом своим, что не было и не быват(ь) у раба Божия имере(к) всякой икоте и грыже находной и наводной, и наносной, и напущеной у сердца и на нутре, и во всех человеческих мощах и в телесах, и в волосах, и в костях, и в мозгах. И отпущает от себя Пречистая Богородица Святый Дух и буйной ветр в чистое поле, траву качает, цветы (из) бивает, землю мешает сыро(ю), дует и с корени ломает, и о земл(ю) бросает, так бы ведуна и волхва и всяково лихово человека с умом сминало и о землю бросало, хто на раба Божия имерек напустил икоту и грижу. И приведи, Господи, раба имере(к) к святому морю окияну, к белому каменю латарю. Есть на том белом камени латаре стоит ангел шестокрылат Михайло архангел, в руках держит ножыцы булатные позолоченые и теми ножицами отстригает и откраивает и отпарывает у раба Божия име(рек) от сердца, от души, из жил, из суставов икоту и грижу находную и наводную, и напущеную и бросает немоч(ь) Миха(й)ло архангел на море акиян под бел камень латар(ь). Пот тем белым каменем латарем стоит щука железная и ту икоту и грижу прижырает; и скол(ь) скоро с камени слеваетс(я) вода, так бы в сем(ь) семерице скор(о) отлевалас(ь) и катилас(ь) от раба Божи(я) имер(е)к всякая порча, икота и грижа. И сходитес(ь) к рабу Божию имере(к) с четырех сторон четыре евангелиста: Марко, Матфей, Лук(а), Иван Богослов, сносите четыре замки, замкните мои слова на рабе Божие имерек, запечатывайте мои слова печат(ь)ю от престола Христа Бога нашего. Буди милость Божия на рабе Божие имер(е)к. Отныне и до века. Амин(ь), амин(ь), амин(ь).
(РНБ. ОСРК. О. XVII. № 74. 3-я четверть XVII в.)
9. Заговор от еретиков и волшебников, портящих свадьбы
Аще я, рап Божей имрак, в пир пойду или на скоребное отъпущения, еще тамо есть какой еретник или волшебник, той сватьбы портильник, а я, рап Божей имрак, как появлюся и он, окояный, изыдет вон ис храмены. Не может нечтоже сотворить и сохранить вышний Бог и Пречистая Матерь Божия. Аще я, рап Божей имрак, пойду на синия моря на киянь, и тамо лежит злат камень, на камне стоит святая соборная апостольская церковь, в той церкви престол стоит, на престоле сам Господь сидит и Пречистая Матерь Божея, в руцех содержит скиперт и державу и крест престола Господня. Престоят пред нею вся небесная сила, ангелы, архангелы, херувимы, шестыкрылаты сирафимы, воспевают песнь нову Богу небесному: слава вышняму Богу и Пречистой Божей Матери, мир на земли, ублажняют Господа. Во вики веком. Аминь.
(НБУ. Ф. 301. Ед. хр. 450. 1810-е гг.)
10. Заговор дружки на свадьбе
Светой Егорей, спаси и сохрани и помилуй раба Божья (имя)! Как эту скобу и колокол никто не может заговорить: так бы миня, раба Божья, никто не заговорил.
Читать заговор на скобу дверей.
11. Заговаривание дружкой своего коня перед отправлением поезда жениха к невесте
Послужи конь, чо тебе велят, пособи мне, доброй конь, дороженьку топтать. Посажу я на тибя, на доброва коня, Егорья Храброва со слугами со могучими, со стрелами со калеными, стрилей и пали всех врагов и супостатов, ушами прытко стриги, врагов гони, штобы не приступились к тибе, коню храброму!
Перед произнесением заговора дружка закатывает в чёлку коня воску с конца своей свечи. Дружка заговор произносит, держа коня за правое ухо. При выезде поезда из ограды дружка читает шёпотом троекратно воскресную молитву: «Да воскреснет Бог».
(Записано в дер. Никулях, Бердышевской волости от кр-на Кузьмы Мосина)
12. Заговор дружки от еретника
Как у нас был батюшко «Адамия», лежал он в матушке в сырой земле, ретивым серцем не ретивилса, усердно не говорил, свирепо очами не смотрел, шоки ево не ростворелися, зубы не ростыкалися; так бы на миня, раба Божия (имя), злой-лихой человек с места бы не подвигалса, свирепо очами не смотрел, ретивым серцем не ретивилса, шоки бы ево не ростворелися, зубы не ростыкалися.
Заговор дружка читает, идя к саням впереди поезжан перед отъездом «поезда» жениха к невесте. В ограде дружка с молитвой обходит коней в поезде, наступает переднему в поезде коню на копыто и тихо говорит: «Ретивой конь, секи-руби, не знай ни встрешнаго, ни поперешнова!»
(Записано от дружки — Вас. Дароенова, кр-на Андреевск. вол, Оханск. уез.)
13. Заговор дружки
Будь наша хоромина присветая, благословенная, кажная дырочка, кажная шшилочка со дверьми, с окошечками, с окладными со бревешечками. Круг нашей хоромины камена ограда с залезным тыном. Хто эту ограду городил? — «Андили Восподние». Заговорю я еретника: губы — зубы, глаза — в косицу, езык колом во веки веком. Еретник сам сибя еретничей, режь свое тело, пей свою кровь!
Три раза шёпотом.
(Бердышевск. вол. дер. Пикули)
Источники заговоров от порчи свадьбы:
1, 2, 3 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
4, 5, 6, 7 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
8, 9 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
10, 11, 12, 13 — В. Серебренников. Народные заговоры, записанные в Оханском уез., Пермской губ. Пермь. 1918 г.
1 Это извращенная молитва священника в конце первого часа.