Собрание русских народных заговоров и оберегов от сглаза, прикосов, призоров, уроков, притки, оговоров, исполохов, порчи ребёнка (младенца).
1. Заговор от сглазу, грыжи и баенной нечисти
Занемогшего младенца мыть в бане, произнося:
Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, выйду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротми. Выйду я в чистое поле; помолюсь и поклонюсь на восточную сторону, под восточной стороной есть Окиян-море. На Окияне-море ходит щука бела, зубы укладны, хвост булатный, поедат и пожират у раба Божия (имярек) уроки и прикосы, и грыжи, и баенны нечисти, чтобы не в вечерню, ни на нову, ни на ветху и ни на перекрою месяцу. Во веки веков, аминь. Будьте, мои слова замком замкнуты, ключем заперты.
(Зап. П. Ефименко)
2. Заговор от страхов, уроков и младенческих озепов
Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь, из двора во двор, из ворот в ворота, в восточную сторону, на Окиян-море. Навстречу идет батюшко Иисус Христос, с матушкою Пресвятою Богородицею, и матушка Пресвятая Богородица со своими апостолами, со Лукою и со Марком, с Ильей, с Енохом, с Михаилом архангелом. Есть у вас тридевять луков златоперых, берите и спущайте над меня, над раба Божия (имярек), отстрелите и отмечите уроки и озепы, страхи и переполохи, и младенческие озепы на вострый нож, на булатное копье, от черкого, от чермного, от белого и от русого, от кривого и от слепого, от женского пола и от мужского полку1. Кто в животе моем добро ненавидит, тому судорога в ноги, суцепы в щеки, железны муки в глаза. Батюшка Илья, Енох заключает небо и землю: «Нет с неба дождя, от земли плоду». Так и я заключаю, раб Божий (имярек), заключаю с него уроки, озепы, страхи, переполохи, младенческие озепы, со бела его лица, с ясных его очей; замыкал я, раб Божий (имярек), и эти уроки замкну, и ключем эти уроки запру, и ключ в море опущу. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.
(Тарск. окр., зап. Т. Попов)
3. Заговор младенцу от уроков и призоров (порчи)
Бабка садится в бане на полок, кладет на колени ребенка и, взяв в левую руку веник, ударяет обрубленным концом в полок, нашептывая трижды следующее:
Как эта белая береза стояла во чистом поле, не знала, ни уроков, ни призоров, так и ты, младенец, раб Божий (имярек), не знай ни уроков, ни призоров и будь, здоров и долголетен. Тьфу! Свят Дух, аминь!
Затем ребенка парят и окачивают с веника водой.
(Сольвыч. у., от русской бабки зап. П. Вологдин)
4. Заговор от сглаза ребёнка
Если ребенок заболеет, то его парят в печке, приговаривая три раза: «Бабушка Салманида, котора Христа парила-повивала, нам приказала. От серого глаза, от белого глаза, от черного глаза, от кривоносого, от седоволосого, от малоглазого, от стрижника, поперечника, от девицы-красновицы, от лютого зверя».
Если ребенок благой, ревет, то ему приговаривают следующие слова: «Я, раба Ольга, выхожу из двери в дверь во чистое поле, на синее море. На капарисном камушке сидит мать Пресвятая Богородица, машет и пеленует от крикунка и кривушка».
(Зап. П. Беляевой от группы женщин 35-70 лет 9 июня 1925 г. в с. Лощемля Брусовской вол. Вышневолоцкого у.)
5. Заговор на воду от осудов и призоров
Должно в трех банях трижды окачивать водою и затем трижды же прочесть над водою:
Лягу я, раб Божий (имярек), благословясь, встану перекрестясь и пойду из дверей в двери, где живут звери, в чисто поле, на Сиянску гору. На Сиянской горы стоит черный поп, у черного попа черны рукавицы: он вспахивает, он взмахивает с раба Божия младенца осуды и призоры, скорби и болезни, с костей, с моздей, с ясных очей, с высоких бровей и со тридевяти суставей. Возьму я, раба Божия (имярек), осуды и призоры, и пойду в чисто поле. В чистом поле стоит мать Божья церква, и как в той церкви Сама Мать Пресвятая Богородица и Сам Сус Христос со двенаддатью апостолам: Михаил архангел, Гаврила архангел, Кузьма, Демьян, — и отговаривают от осуда, от пересуда, от стрешника, от поперешника, от мужска полку, от женска полку, от девки от косатой, от женщины волосатой и от всякой скверности, нечистой совести и двенадцати недуг. И возьму раба Божия (имярек) осуды и призоры с костей, с моздей, с ясных очей, с высових бровей. И положу в собачью кость и вынесу на Океан-море. Океан-моря не обойтить, а бела Латырь камня не своротить, а раба Божия (имярек) не осудить, не опризорить, ни колдуну, ни колдуньи, ни от своей черной думы, ползуньи, аминь.
(Туренский пог. Валд. у. Новг. г., зап. И. Верещагин)
6. Заговор от уроков
Вода матушка, паленица, прекрасная девица, бежала с речки на речку, с потока на поток умывала пни и коренья, умой раба Божия младенца Олексия, возьми с него хворость, унеси на круты горы, на сухой бор, там место упокойное. Не я говорила раба Божия Аксинья, а говорила мать Пресвятая Богородица, со своими апостолами, святым одувала, христовой пеленой утирала, на сей день, на сей час, на мое слово, на мой приговор.
Читают 3-жды над водой, спрыскивают этой водой, а остаток выпивается больным.
7. Заговор от уроков
Берут рубашку ребенка, встряхивают ее над западней подполья, предварительно разорвав ее, а затем, приговаривают:
«Встану я, раба Божия, благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, под красное солнце, под луну Господню, под луной Господней стоит окиян-море, на окияне-море стоит престол, на престоле сидит царь-огонь, он жарок и палек, жгет и палит, жгет и палит все моря и реки, все лужи и болота, сырой бор и озера, коренья в сырой земле не жги, не пали все на царе до сыра бора, коренья в сырой земле. Спаси ты раба Божия, сбереги ты от донного, от полуденного, от вечерочного, поперечного, от русого и от черного, от двоезубого и от троезубого и от двоежёного и от троежёного. Аминь.
(Заговор записан в с. Метляевском, Балаг. уезда, учительницей И. Константиновой)
8. Заговор от сглаза ребёнка
Когда ребенка сглазят, нужно набрать в рот воды, брызнуть на ладонь через скобу двери и провести ладонью по лицу. Это проделать три раза. После этого брызнуть воду за порог отворенной двери и сказать: «Бесоньё, откуль пришло, туда и пойди». После этого ребенок становится нормальным.
(Зап. в с. Конёво)
9. Оберег ребёнку от сглаза
Чтобы не сглазили ребенка, чтобы не прикоснуло, надо чурать. Кто скажет: «Ребеночек-то у вас какой хорошенькой!» — «Чур мои мысли, чур моя кровь».
(Зап. в д. Марьина Гора)
10. Оберег ребёнку от сглаза
Это через плечо говоришь, повернув голову немножко:
Чур мои думы,
Чур мои думы,
Чур мертвы глаза.
(Зап. в д. Шардонеми)
11. Заговор от исполохов у ребёнка
Охи, исполо́хи, выполохи,
Дарьи, Марьи, куда пошли?
Пошли в сине море.
В синем море есть щука-рыба,
Губы медны, зубы железны, глаза золоты.
Крест — земная глубина,
Крест — небесная высота,
Крест — прогонитель,
Крест прогоняет
К рабой Божьей Нины
Всех рабов и дьяволов,
Падшую силу.
День по солнцу,
Ночь по месяцу
На утренней зари и на вечерней,
На ветху и на новцу,
На исходном месяцу.
Помяни, Господи, царя Давыда,
Царя Константина,
Коль они были кротки и смирны,
Так раба Божья Нина была кротка и смирна.
Господи Исусе, Христа сыне Боже, Аминь.
(Зап. д. Шардонеми)
12. Заговор от исполохов у ребёнка
Исполохи, разысполохи,
и́сполохи, куда пошли?
Не ходите, исполохи,
К рабой Божьей Елене,
Подите, исполохи,
Во чистое поле.
Во чистом поле
У кокота-кокотухи
Есть гнездо свито,
Там вам, исполохам, место.
Царь-огонь, царица-вода
По всей Руси леса обрывала,
Пески обмывала.
При́цы, прико́сы,
Исполохи, роди́мцы,
У рабой Божьей Елены
Кровавы, жиловы,
Споевы, изо нокот,
Изо пят, из ясных очей,
С черных бровей, из буйной головы
Раскатитесь, развалитесь,
На все стороны четыре,
Там вам, исполохам, место.
Рабу Божью Елену
Не трожьте, век не хватайте.
(Зап. д. Кушкопале)
13. Заговор от исполохов у ребёнка
Если ребенка испортил кто, это исполохи, в бане моем — говорим:
Реки гремучи,
Ручьи шимучи,
Как из тех рек
Идет Марья да Маремьяна,
Навстречу им спо́хи,
Перепо́лохи да и́сполохи.
Спохи, переполохи, исполохи,
Куда пошли?
— К рабы Божьей Татьяне.
— Нет вам места у рабы Божьей Татьяны,
Есть вам место во пустой хоромины
О девятом бревне,
Ешьте гнилу колоду,
Пейте ключеву воду.
Аминь надо поставить.
(Зап. д. Шардонеми)
14. Заговор от прикоса ребёнку
Прикос, прикос,
Пойди возле кос,
Старому корняку и коряннице
Под пяту и под корень,
И <нрзб> тебе питенье,
И денье, и кушанье.
Рабы Божия младенца
Век не троньте,
Век не хватайте.
Эти слова крепки и емки.
Этим словам ключ и замок.
(Зап. в д. Зуево)
15. Заговор от уроков на ребёнке
Бабушка Соломида
Иисуса Христа пеленала.
Так что, с моей детинушки и коровишки (и с овечки, и с свиней, и с коня можно)
Уроки сымала.
От двоезубых, от троезубых,
От девки-черноволоски,
От женки-чернобровки,
От мужика-чернеца.
Не от моей ли думы,
Не от моей ли крови,
Не сама ли я думала,
А сама пособлею.
Будьте, мои слова,
Крепки, лепки,
Отныне и повеки.
(Зап. в д. Ивановское (Герасим Двор))
16. Заговор от сглаза ребёнка
От своей думы,
От своей крови,
Чур мою думу,
Чур мою кровь.
С гуси вода,
С лебеди вода,
С раба Божия (имя)
Худые слова.
(Зап. в д. Топсе)
17. Заговор от сглаза ребёнка
Берут три первых камня на улице. Какие попадут. Кладут их в воду и говорят: «Первый камень — от озыку, второй камень — от глазу, третий камень — от оговору». И в этой воде ребенка вымоешь. Не вытрешь. И так утром и вечером, три дня подряд. И каждый раз эти слова говоришь.
(Зап. в д. Ивановской)
18. Заговор от озыка ребёнка
От озыка: «От мужика-топора, от девки-космутки, от бабы-самокрутки озыка и оговоры свалитеся и скатитися от <имя>. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». <Три раза.>
(Зап. в д. Боярское)
19. Заговор от заикания, сглаза, зубной боли, недержания мочи, испуга
Ключевая вода, не мой, не полощи крутые берега. А смой, сполощи с рабы Божьей все уроки, все переполохи, чтобы не урочилось, чтобы не полошилось, при утренней заре Марии, при вечерней заре… при красном солнышке, при злате месяце, при ясных звездочках, смывай от всего состава, из рук, из ног, из костей, из глаз, из печени, из крови горячей, из ретивого сердца, из легких, из почек, из больных мозгов, из карих глаз, из черных бровей, чтобы не было щепоти, щеломоти, чтобы не было никаких болей у раба Божьего (имя). Матушка Пресвятая Богородица, пошли сна-угомона на раба Божьего (имя) и доброго здоровья. Спать и почивать, ничего не знать, век по веку от ныне и до вовеку. Аминь.
(Зап. в д. Панинской)
20. Заговор от переполоха у младенца
Встану я раба божия Мария благословес пойду перекрестес из дверей в двери из ворот Ворота Восточную сторону Восточной стороне ест окиян море в окияне море ест белой камен на белом камне сидит пресвятая божия матер богородица Мария магдалина и держит белое полотенецко в руках я ей помолюс я ей поклонюс и покорюс пресвятая мати богородица не спахивай не смахивай с морской воды и морской пены а спахивай смахивай с раба божия младенца Ивана все 12 болей и все 12 скорбей и все 12 сполохов и все 12 переполохов не было бы ношнова переполоха и дневнова переполоха и полуношного переполоха не полуденова переполоха не встречнова переполоха не почтижнова <?> переполоха не витрянова переполоха не вихорнова переполоха не жгучево переполоха не палючево переполоха не людново переполоха не скотиново переполоха и все 12 сполохов все 12 переполохов с лесу пришли на лес поди с народу пришли на народ поди с ветру пришли на ветер поди а до раба божия Ивана вам дела нет Во веки Амин.
(Зап. в д. Голузино)
21. Заговор от переполоха у ребёнка
От переполоха. Встану я раба божия Манефа благословес пойду перекрестес из избы в двери из ворот в ворота во чистое поле восточную сторону в восточной стороне стоит черква в этой черкве стоит престол за престолом сидит пресвятая богородица я тебе пресвятая богородица помолюс и покорюс спаши смаши с младенца Нины все штопоты все ломоты денной переполох ночной переполох не застаивайся не застаривайся не в жилах не в костях не в красном мясе не в белом сале не в сердечной утробе и во веки Амин.
(Зап. в д. Голузино)
22. Заговор от призора
Стану благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из сеней в сени, из ворот в ворота. Отцом прощена, матерью благословена; умоюсь частыми и мелкими слезами, оденусь небесной красотой, опояшусь небесной зарей. Стану на веток лицом, на запад хребтом. Погляжу в чисто поле, в чистом поле — сине море. Как в синем море щука-рыба сожирала со мелких брегов пески, так же раба Божья смой сполон с раба Божья младенца урехи, прорехи, завидны глаза. Кто думой подумал, кто глазом поглядел, по думам, по мыслям каленой стрелой простреляй от раба Божья младенца. Моим словам ключ и замок. Аминь! Аминь! Аминь! И во имя Отца и Сына и Святого Духа.
(Кемский район, Карелия)
23. Заговор от призора
Сама мати носила, сама родила, выше лесов стоячих, выше высоких каменёй лежачих, облаков ходячих, щобы не было ни щипоты, щобы не было ни ломоты из кажней косточки, из кажней жилочки, из кажного ноготочка, у раба Божия Василия, Анны.
Сама я носила, сама я родила, щобы не бьшо у него ни щипоты, щобы не было у него ни ломоты. Вси реки, вси призоры, вси подкамы, коль камень жестокой, толь бы ребенок спокойный, щобы не имел он никаких урезов и призоров, и на веки вёчнущий спокой над ребенком. Аминь! Аминь! Аминь!
(Кемский район, Карелия)
24. Заговор на призор ребятам
Ребятам воду берут, значит, когда:
Небо-батюшко, вода-матушка, небо-батюшко, земля-матушка, вода свята мной взята, рабой Божьей Зинаидой, рабу младенцу на сон, на рост, на велико Божье здравие, на крепкий сон, на скорый рост. Воймя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь!
Три раза надо говорить.
(Беломорский район, Карелия)
25. Заговор от призора
Река-девица, вода-кормилица, Божьей (матери, бабушки <...> с названием имени) для раба Божьего младенца (имя) взять пречистыя-чистыя, как слеза, святыя, твоея водицы. Не для ради хитрости, не для ради мудрости, а для ради великой Божьей милости. На левось-на здравие и на доброе здоровье.
(Беломорский район, Карелия)
26. [Заговор от дурного глаза]
Река-девица, вода-кормилица, благослови рабе Божьей матери (имя) <взять водицы> для раба Божьего младенца (имярек). Не для ради хитрости, не для ради мудрости, а для ради великой Божьей милости. На левось-на здравие и на доброе здоровье.
(Беломорский район, Карелия)
27. Заговор от призора
Речка-девичка, дай мне водички не для хитрости, не для мытрости, а ради Божьей милости для младенца (его имя скажешь).
(Беломорский район, Карелия)
28. Заговор на призор
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Сама мать несла, сама родила, сама грыжу отняла; все притчи, призоры, лихи оговоры, худы свои думы, худы свои мысли, отойдите от младенца, от раба Божия (имярек). Дай, Господи, младенцу на спокой, на угомон. И ныне, и присно, и во веки веком. Аминь. Фу-фу-фу-фу!
(Беломорский район, Карелия)
29. Заговор от призора при мытье маленьких детей
Сама несла, сама родила, сама тягость приняла. Сама мою, сама избавляю все приты, все призоры, все людские разговоры, материнские, отцовские худые помыслы со буйной головы, со ясных очей, со белого тела, с ретивого сердца, со легкого, со печени, со семидесяти семи жил.
Говорят, когда моют маленьких детей.
(Беломорский район, Карелия)
30. Заговор от призора
Все прици да все призоры,... лихи наговоры, своя дума, да чужа дума, да ветрена дума — все 40 дум от рабы Божьей там от такой-то.
Мало ли что такое случится, и большому, и маленькому эти слова применяются.
(Беломорский район, Карелия)
31. Заговор от призора младенцу
Приговорка (заговор), с которой моют младенца. Вот ребенок на лавке лежит да на печи в тряпичах, да он закрыт, чтобы его и люди не видели. Дак что? Возьмешь и поешь:
Младень ростучий, да вода текуча,
да на сон, да на упокой,
да на Божью великую милость.
Да не слушай, что люди бают,
да собаки лают, да курицы кокочут,
да петухи поют.
Спи, да моги, спи, да моги.
Потом «Богородицу» <молитву> ЧИ'
Богородица, дева, радуйся.
Обрадована Мария, Господь с тобой.
Благословенная ты жена,
Благословенно чрево твое,
яко родила Христа и Спаса.
Избави... душам нашим.
Матушка Соломанида...,
умывала истинного небесного Христа,
золотую свою ризу одевала,
нам, грешным, путь показала.
Опять «Богородицу» читают.
Младень ростучий, вода текуча,
на сон, да на упокой,
да на Божью великую милость.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Опять «Богородицу» прочитают.
(Беломорский район, Карелия)
32. Заговор от сглаза ребёнка
Как маленько дитятко жило в материнской утробе, не видело свету белого, солнца красного, так живи на всем свете белом; не верь ни в стук, ни в гром, ни в собачий лай, ни в куничий хохот, ни в сорочий щёкот, ни в девку-черноволоску, ни в прохожего молодца. (Говори гораже, что век не забирало). Откуль пришло, — туда и ради: от ветра пришло, — туда и пойди; от людей пришло, — туда и пойди; обратно не возвращайся.
Говорится в Великоденный четверг, в страстную неделю.
(Беломорский район, Карелия)
33. Заговор от притчи ребёнку
Вдруг ребенок заболел, ни с того ни с сего, и он заболел. И вот тогда старухи приходят, берут воды, там через ручку продевают, и ребенка, значит, поливают и приговаривают:
На синем море стоит камень латый, под тем камнем латым живет бабка семиволоска, девка простоволоска, отказывает от притчи, от срезора, от худой своей думы.
Три раза она так поливает, моет и по три раза говорит, — надо чтобы три раза сказать; потом на второй день она приходит, — три раза говорит. Трижды три, — это чтобы девять раз выходило.
(Беломорский район, Карелия)
34. Заговор от призоров и оговоров у ребёнка
Родники у нас есть мужские,есть женские. Мужские, значит, для мужчин, женские для женщин. Маленьких ребят мыли раньше, — колдовали немножко там. В баенках ребят мыли, ну, и вот этой водичкой польют, будто ребенок поправится. Варят водичку и все наговаривают. <...> Свекрова станет байну мыть — она бросает мусор в байну и курит. Мне говорит: «Спрашивай:
— Что, баба, куришь?
Она отвечает:
— Курю, выкуриваю все прици, призоры, людские оговоры, ветрены переломы, от девки-шимоволоски, от бабы-простоволоски, от старика-еретика, от старухи-дуры, тьфу, аминь.
(Беломорский район, Карелия)
35. [Заговор от дурного глаза]
Горожу огороду кругом этого раба Божьего младенца (имярек) от земли и до неба, — обкладну, булатну, железну, каменну, чтобы не брали прици, призоры, людские оговоры, люди посторонны и отцевы-материны худыя думы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
<При этом безушей иголкой обводят вокруг подушки, на которой спит ребенок, три раза и оставляют ее где-нибудь в подушке>.
(Беломорский район, Карелия)
36. Заговор от оговора ребёнку
Брожу я огороду кругом этого раба Божьего младенца (имя) от земли до неба, — обкладну, булатну, железну, каменну, чтобы не брали прищи, призоры, людские говоры, люди посторонны и отцов и материны худые думы. Во имя Отца, Сына и Святого Духа.
(Беломорский район, Карелия)
37. Заговор от призор ребёнку
Крест, креститель, знамени Господне. Крестом окрещу, крестом огражу, прич и призор на свет не пропущу. <...> Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Три раза надо проговорить <...> да окрестить. А ребенок заснет, как умрет.
(Беломорский район, Карелия)
38. Заговор от оговора ребенка
Ребенок заболеет, дак вы:
Сама я осудила, сама я оговорила, сама я избавляю младенца (такого).
Воды возьмешь в рот, да скрозь тягу промоешь, ребенок успокоится.
(Медвежьегорский район, Карелия)
39. Заговор на призор
Иду к двери, воды в рот себе возьму и ногу на порог вот так поставлю, — в дверь вот одной ногой, — ребенок на руках, и вот так немножко воды спущу через ручку дверную на руку себе:
Сама подумала, сама свою думу ем и заедаю.
И ему проведу. И опять второй раз. Три раза сделаю вот так, остальную воду проглочу, что во рту. <...> Ребенок на руках или рядом стоял, если побольше, дак просто помою. Стараюсь немножко оставить проглотить, что: «сама съела то, что подумала, сама и съела».
(Медвежьегорский район, Карелия)
40. Заговор от призора
Отговаривала раба Божья Катерина прици, призоры, ветрены переговоры, лихие слова с костей, с мостей, из избы ветром, из трубы дымом, с ясных очей, с могучих путей, со всякой жилы от раба Божьего младенца (имя). Три раз: «Камень (от) из земли создан, земли-матери придан, камень в лоб».
Три раз проговоришь, да этой водушкой. <...> Камешки — все говорили на призор. Камешек должна держать в руке, ребенок перед тобой. Как отговоришь в камень все слова, плюнешь и скажешь: «Камень (от) из земли создан, земли-матери придан, камень в лоб». Около лба по солнцу три раза и коснуться лба хоть камушком, хоть рукой. Потом этот камень в водушку. Наладишь ковшичек либо во что. Черпнешь, только что уж разом — не десять раз: «Ой, мало, — прибавить». Потом камень, как отлежит, дак из воды камень вынь руками и эдак туды наиспашку брось: «Откуль пришло, — туды поди». А потом дай ему три глоточка, хоть сырая вода, дай три глоточка в рот, и вымой.
(Медвежьегорский район, Карелия)
41. Заговор от призора ребенка
Глазки вымоешь и говорить:
Бабка Соломонида, Христова угодница, всему миру помощница, как Христа избавляла от всяких болей, напастей, так избавь младенца Оленьку от всех притч-причинья, призора, ветрены переломы, мирские переговоры и худую свою думу, от черных глаз, от серых глаз. Аминь.
(Кондопожский район, Карелия)
42. Заговор от призора ребенка
Заболел ребенок. Скажут: «Опризориуся». Надо читать:
Все придчи, призоры, мирски наговоры, отойдите от раба младенца!
Дунешь, плюнешь. Ложки моют и у стола конешники вымыли, и этой водой ребенка обмоют.
(Кондопожский район, Карелия)
43. Заговор от сглаза ребенка
Сглазят, дак пожалуйста:
Как железна тяга ничего не боится, ничто не пристает: ни вода, ни огонь, так и у младенца ништо не пристало бы.
<Через> железну тягу вымой глаза да ниче не будет.
(Кондопожский район, Карелия)
44. Заговор от призора ребенка
Раньше больше всего детям читали, например, призор:
Встану скрестясь, пойду благославлясь, стану я на красное крыльцо, взгляну я на синее море, зеленое поле, <в> зеленом поле кузнец кует, золотые сабли вырезывает, раба младенца причитывает, все причины, все призоры, все ветряные переломы, от всей души, от всех умысель, из рук, из ног, из буйной головы, из ретивого сердца, из самого большого поперечного жила на веки веков нерушимый. Аминь, аминь, аминь.
(Кондопожский район, Карелия)
45. Заговор от призора при купании ребенка
Как ребенка надо купать, дак <приговаривают>:
Как заесть, заговорить, постановить нам раба Божья младёня. Чтоб не болел и не щемило никакое местечко. Ни в день, ни в ночь, никакой бы час, ни в маленьку минутку. От рожденья до молитвы, от молитвы до креста, от креста до веньця, от веньця до жизни коньця, гробовой доски кольця. Не я слова аменила, а аменили отьци, Господни мудреци. Забрали мои слова острее сабли и ножа.
(Пудожский район, Карелия)
46. Заговор от оговора ребенка
Как переговорят хорошего ребенка, станет горить, плакать, кричать:
Стану, раба Божья Офимья, благословясь, пойду перекрестясь, матушкой прощёна, батюшкой благословена. Выйду из дверей двермы, из ворот воротмы, выйду в чистое поле. В чистом поле злат камень, на злат камне сидит злат птиця, — перья златые, крылья златые, золотой фост и золотой нос: ногамы отгребае, крыльямы отпахивае, фостом отмахивае. Вот я попрошу и помолю злат птицю: «Птицынька, отклюй у младенца (у чоловика) все притци, призоры, людские переговоры, витряные переломы, злые, лихие думы с костей, с мозгов, с буйной головы, с ясных оцей, с бесчисленных волосов, со всего стану чоловецеского (или младенцеского)».
Три раза наговорить в воду, намыться той водой и попить. Все пройдет.
(Пудожский район, Карелия)
47. Заговор от призора ребенка
Бабушка Соломонидушка, Христова угодница, как Христа умывала, к Христу поспевала, так умой сего младенца (имя), сбавь от притчей и призоров, от людских переговоров, от девки-касатки, от бабы-глазатки, от мужика-космача. Аминь.
(Прионежский район, Карелия)
48. Заговор от призора ребенка
Кузьма, Демьян, бабушка-серебреница мыла, налаживала (имя) от притчей, от призоров, от ветреных переломов, от черных, от белых, от татки, от мамки, от бабушки, от девки-косматки, от бабы-волосатки. Светло Христово воскресение, просветите младенца на Святую Русь от рожденья до крещенья, от крещенья до венца, от венца до самого конца.
Эти слова говорят тогда, когда ребенок заболеет, говорит их мать.
(Прионежский район, Карелия)
49. Заговор от призора (худого, дурного глазу)
Когда по неизвестной причине ребенок плачет, не спит ночами, капризничает:
Заговаривают соль, которою солят воду, и в ней купают опризореного ребенка. Заговор говорится три раза.
Господи, благослови, пойду благословясь, двери и ворота открою, пойду благословясь, вижу баню благословясь, колдую (дую) благословясь от призора и причины, от ветра призора, от бани и от ветра, от избы призора, от девок, от парней, от баб призора, от худых языков, отныне до веку. Аминь.
(Прионежский район, Карелия)
Источники заговоров от порчи и сглаза ребёнка:
1 — Памятная книга Архангельской губернии, 1864 г.
2 — Тобольские губернские ведомости, 1866 г.
3 — Пермские губернские ведомости, 1863 г.
4 — Фольклор Тверской губернии. Сборник Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой. Издание подготовили И. Е. Иванова и М. В. Строганов Санкт-Петербург, 2003.
5 — Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.
6, 7 — Труды Иркутской ученой архивной комиссии. Вып. 2, 1914.
8-21 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
22-49 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
1 Пол.
Читайте также:
Заговоры от порчи и сглаза (независимо от возраста)