Собрание русских народных заговоров, читаемых при взаимодействии со скотиной (скотом).
Заговоры при покупке скотины (чтобы приняла нового хозяина)
1. Заговор при покупке скота
Купивши скотинку, крестьянин молится вместе с продавцом Богу, творит молитву Иисусову, три раза обводит вокруг себя коня, не смея держать узды голыми руками, и говорит: «Вот тебе, хозяинушко, мохнатый зверь на богатый двор; пой, корми, рукавичкой гладь».
(Записал священник Таратин в с. Курье, Холмогорского уезда)
2. Слова у скотины путь украсть
a) Стану я, раб божий имярек, благословесь, пойду перекрестесь и стану я, раб божей имярек, на всток лицем, на запад хребтом и посмотрю под восточную сторону. Есть дом Господень, в доме Господнем престол Господень, на престоле Господнем, сам свет истинный Христос. Поставь, Господи, тын железной от земли и до неба, от востоку и до западу, кругом поскотины моей, со всех четырех сторок моей скотины и крестьянской животины. Как-от меня, раба божия имярек, отходит пояс на малой час и на малое время, так же ты отходи, скотина крестьянская животина, на малой час и на малое время от двора моего. Тем моем словам ключ и замок во веки веков, аминь, аминь, аминь.
b) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Откуда ты, скотина, ведена? Сзади топором секут и огнем палят, впереди раб Божей имярек кормлю и пою всю тя, и не знай ты скотина не пути и не дороги, не пройти, не пробежать опришенно меня, раба божия имрек, станет противо пути твоего тын железной, а другой медной, третий огненой, и не знай ты не пути и не дороги опришенно меня, раба божия имрек. Старой хозяин умер и пропал и живота его нет; вся крепость Святого Духа, аминь.
(Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмогорского уезда.)
3. Приговор на водворение скотины после покупки
«Спереди дорожка, а сзади — пенёк». После покупки лошади или коровы, когда гнали ее домой, приговаривали, чтобы скотинка не убежала к старым хозяевам. Говорили, чтобы скотинка не оборачивалась. Дома корову или лошадь встречали специально приглашенные женщины с хлебом и солью.
(Зап. д. Тулгас (Гагарщина))
4. Приговор при водворении купленной скотины
Когда ведут новую, купленную скотину, приговаривают:
Старому хозяину — пень да колода,
Новому хозяину — мед да сахар.
(Зап. в д. Жеребцовской (Заколупино))
5. Заговор при покупке новой скотины
Произносится при покупке новой скотины: "Домовой дедушко, домовая бабушка, помогите мне; свою скотинушку-чернашеньку пойте-кормите, в сухое место валите. У старого хозяина — пень да колода, у нового хозяина — мед да сахар".
(Зап. в д. Жеребцовской (Заколупино))
6. Заговор при покупке скотины
Новому хозяину —
Да дорога повела.
Старому хозяину —
Да колода, огненна река.
<Заговаривают при покупке скотины.>
(Зап. в д. Бутырки)
7. Заговор при покупке скота
Когда скотину покупают, говорят:
Хозяин с хозяюшкой,
Пусти милого живота
На корысть, на радость,
Добрым людям на зависть.
А когда пропадают, говорят:
Хозяин с хозяюшкой,
Отпустите милого живота
На корысть, на радость,
Добрым людям на зависть.
(Зап. в д. Ивановской)
8. «Украсть» дорогу у скота
Воймя Отца и Сына и Святого Духа. Откуда ты, скотина, ведена? Сзади топором секут и огнем палят, впереди р<аб> Б<ожий> (имя) кормлю и пою всю тя; и не знай ты, скотина, не пути, не дороги, не пройти, не пробежать окроме меня, р<аба> Б<ожьего> (имя); станет против пути твоего тын железной, а другой — медной, третий — огненной, и не знай ты не пути и не дороги окроме меня, р<аба> Б<ожьего> (имя). Старой хозеин умер и пропал, и живота его нет. Вся крепость Святого Духа. Аминь.
(Беломорский р-н, Карелия)
9. Показывать дорогу скоту
При переводе из двора во двор или из села в село, рукою бросают вперед по пути следования скотины землю и говорят:
Поди, бажена скотинка: впереди тебя путь и дорога, побоку огорода; на том мести двор пал, хозеин пропал.
(Беломорский р-н, Карелия)
10. Заговор при покупке скота
Сию скотину со двора веду, куда надоть, туда веду. Иди, корова, путь торна, широка дорога, сзади пень да колода, коса огорода, старый двор пал, и хозяин пропал. Умственно знай твой постой.
Наговор говорят при продаже скотины. При этом надо взять коровий след и кинуть вперед коровы. — (Собиратель).
(Беломорский р-н, Карелия)
11. Заговор при покупке скотины
<...> Вот как купят животное, если лужа <ручей или речка> есть, ноги передни в воду, глаза промоют:
Плод да живот домой понесла, тоску и печаль назади оставляй. Домой дорога, по бокам косая изгорода, взад скрыта дорога.
След ейный через голову кидают.
Приведут домой, дак около себя кусок скормят ей тут у ворот, скажут:
Из дому вышла, домой пришла. Там твой дом сгорел, все сгорело и родители погибли.
Вот один кусок скормят, а потом — в одно ухо и в другое. И опять повернет около себя на дворе и <повторяет>:
Из дому вышла, домой пришла, там твой дом сгорел, все сгорело, и родители погибли.
Потом вокруг себя повернет на дворе, да тут и ходит, — никуда не уходит.
(Медвежьегорский р-н, Карелия)
12. Заговор при покупке скотины
Как купите скотину, чтобы она стояла на двори хорошо.
Живот-скотинушка, пойдем со мной, а тоска-круцинушка, останься зде. Во веки веков амин.
Произносится три раза.
(Пудожский р-н, Карелия)
Заговоры на водворение скотины (чтобы привыкла к новому двору)
1. Заговор на водворение скотины
<Списано с листка.>
Дедушко Адамушко бабушка Адамушка примите мою пеструньку, пойте кормите сладко, водите гладко, под копыто стелите мягко, а я поить кормить буду дайте пеструнюшке стойла дайте в стойле место. Будьте мои слова крепче булата и камень.
(Зап. в д. Кургомени (Артемовское, Степаново))
2. Заговор при водворении скотины
Когда заводят новую скотину.
Дед Адамушко,
Баба Адамушка,
Примите мою скотинку Чернавушку,
Пойте-кормите сладко,
Водите гладко,
В любое местечко
Спать повалите.
Проговорить четыре раза в каждый из четырех углов, поклониться в каждый угол.
(Зап. в д. Кургомени (Артемовское, Степаново))
3. Приговор при водворении скотины
Если скотину купить у соседей, чтобы она домой приходила, а не к старой хозяйке, кол вбить во дворе, если какой столб есть, то кругом столба водить по солнцу и говорить: "Колу на старом пне не бывать, так и моей Пеструнюшке на старой родине не бывать".
(Зап. в д. Кургомени (Артемовское, Степаново))
4. Заговор при водворении скотины
Новую скотинку приводишь — дома помолись и скажи в каждый из четырех углов, начиная с восточного:
Дедушка Адам
И бабушка Адамушка,
Возьмите моего Пестренюшка,
Поите-кормите
И мягко спать повалите.
Аминь.
(Зап. д. Кургомени (Большая Деревня))
5. Заговор при водворении скотины
Если новую скотину в дом заводишь:
Дедушка Дворовушка,
Бабушка Дворовушка,
Мне скотинка прибыла,
Мне Бог дал.
Пой-корми сладко,
Стели мягко,
Гладь гладко.
День — по солнцу,
А ночь — по месяцу.
(Зап. в д. Кургомени (Малая Деревня))
6. Приговор на водворение скотины
Скотину покупают — говорят:
Старой хозяйке — пень да колода.
Новой хозяйке — путь да дорога.
(Зап. д. Кургомени (Артемовское, Степаново))
7. Заговор при водворении скотины
Хозяин домовой,
Прими вновь прибывшую скотинку,
Дар Божий, Чернунюшку,
Пой да корми,
По дому чисту води,
На меня не надейся.
В ясли надо положить корм, пока скотину не завели, заранее.
(Зап. в д. Слудке)
8. Заговор при водворении скотины
Новую скотинку купишь — в четыре угла поклонишься и скажешь:
Дедушка Адамий,
Бабушка Адамушка,
Примите вновь прибывших скотинок.
Бог нам дал,
Христос нам дал.
Пойте и кормите,
Под копытца стелите.
Пойте почаще,
Кормите послаще,
Вам на поруки сдаю.
(Зап. в д. Слудке)
9. Заговор при водворении скотины
Когда скотину в дом приведешь, говорили:
Дедушка-домоведушка,
Пой-корми,
По спинке гладь.
Перекрестится и скажет, можно три раза сказать, можно и один раз. В Пасхе вербушки ставили на божницу, ими выгоняли скотину.
(Зап. в д. Сельцо)
10. Заговор при водворении скотины
Стоят три горы высокия,
Бежат три ручья глубокия,
И так бы сокатилась, совалилась (имя) вся тоска-кручинушка.
Я тебя не знал, и ты меня не знай, не поминай,
Век вовеки, отныне и до века,
Пей, ешь, на уме больше ничего не держи.
Святые Власье и Клименты великомученики,
Молите Бога о нас.
Старому хозяину ставлю пень и колоду.
К новому хозяину путь и дорогу.
Дедушку Адамушку и бабушке Адамушке,
Царь дворовой и царица дворовая, об чем я вам поконаюсь,
Будьте <нрзб> и помощники.
Дайте Пестронюшке во дворе место и во хлеве стайку
И своих детей в обиду не давайте.
Вам пестра Пестронюшка, Власьева скотинушка
Вам по уму, по разуму,
Соймите у нее тоску-кручинушку, изымите горькия слезы.
Поите, кормите сладко
И водите гладку.
Тепере я за ней буду ухаживать,
Пестра Пестронюшка,
Знай меня по уму и по разуму.
Поговори поласковей (имя).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
(Зап. в д. Ивановское (Гуликовщина))
11. Скот становить
Дуга положить и насыпать на заслон жита: от себя пояс снять и положить на дворе на мост. Перевести во дворе скотину и говорить в это время в уши — в правое ухо:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. У старого хозяина двор сгорел, хозяин помер, трава посохла, вода погорела; ничего у него нет — <ни есть>, ни пить, а у меня, р<абы> Б<ожьей> (имя), двор широк, вода ключевая, трава шелковая, есть чего пить и есть. Аминь.
(Беломорский р-н, Карелия)
12. Заговор на водворении скотины
Скотинку через пояс пропускали. Пояс через порог положат. Куски крошили.
Вот тебе дом, вот тебе двор, у старого хозяина поместье сгорело, пепел рассеян по чистому полю...
Еще свекрова учила дорогу показывать скотинке-то:
Позади пень да колода, впереди тебе дорога.
Знали. А теперь ничего не знаем.
(Беломорский р-н, Карелия)
Заговоры, чтобы скот был "ко двору"
1. Заговор, чтобы скотину любили
Чтобы скотину любили, сказать:
Хозяин-батюшка, хозяюшка-матушка с малыми детушкамы, примите мою скотининку на постоянное местожительство. Приласкайте, детушки, приласкайте, поберегите, добрым здоровьем наградите.
(Медвежьегорский р-н, Карелия)
2. Заговор, чтобы скотина была ко двору
Ежели в хлеву хозяин, погонялку надо сделать, из маленького кусочка смолы, что с лодок.
Придти в хлев и стены все вымазать, и сказать:
Ты издеваешься над скотиной, я над тобой буду.
И три раза по углам стукнуть, сказать, а то хозяин хлева покоя не даст. Если натворит что, весь хлев вычистить и новым урожаем засыпать, сказать:
Хозяин с хозяюшкой, малыми детками, няньками, служанками, примите глупую скотину, поите, кормите — вот вам гостинец.
Так и на человека. Выйдешь замуж, сказать домовому эти же слова. Тут уже смолы не надо. Гостинец в четыре угла положи — щепоточек сахару, три-четыре чаинки. Возьмет, не возьмет — его дело.
(Кондопожский р-н, Карелия)
3. Обращение к хозяину хлева
Надо сказать:
Хозяин с хозяюшкой, прими мою скотинку, маленькую животинку, воспитай, береги.
Вот такие слова, как во двор загоняешь. <...> А если слова кто не знае, так скотина и погибае, и домой не пригнать.
(Кондопожский р-н, Карелия)
4. Заговор, чтобы скотина была ко двору
В сарай пустить скотину и сказать:
Хозяева и хозяюшки, дорогие бабушка и дедушка, дорогие детушки, милую мою скотинушку вы встречайте, кормите, поите, домой приведите.
(Кондопожский р-н, Карелия)
5. Заговор, чтобы скотина была ко двору
...На двору есть скотинина. <...> Скотинина не по двору этой. Объедок взять и три раз провести туда к рогам о головы, у которой рога, у идной нету рогов:
А хозяин, хозяюшка, кормите да пойте, только не дойте.
(Пудожский р-н, Карелия)
6. Заговор, чтобы скотина была ко двору
Надо поклониться хозяину во хлевй, когда приведешь <животного>:
Матушка, хозяин, хозяюшка, вот вам бажона моя скотинка (там какая скотинка — пестрая или черная). Как любите своих детей, так и любите мою животинку: кормите да поите, ладьте да гладьте за все летушко красное, за всю зимушку холодную.
(Пудожский р-н, Карелия)
7. Заговор, чтобы скотина была ко двору
<...> Бабушка в Пасху, бывало, выходила на дворовы ступени и брала там чего-то, в бумашки завертывала, выйдет на ступени и говорит:
Дворовой хозяин, дворовая хозяюшка, малые детушки, не обижайте моей скотинушки, поберегите, приласкайте, добрым здоровьем наградите. Вот вам угощеньице — угощайтесь, а мою скотинушку не трогайте, не обижайтесь.
(Пудожский р-н, Карелия)
8. Заговор, чтобы скотина была ко двору
Берут узелок с хлебом, сахаром и чаем, идут в хлев и говорят:
Дворовой хозяин с хозяюшкой, с няньками, с мамками, с верными служанками, примите гостинцы от нас, кормите, холите нашу скотинку!
Узелок кладется в хлеву.
(Прионежский р-н, Карелия)
9. Заговор, чтобы скотина была ко двору
Когда новая скотина во двор <родится или купят>:
Дворовой хозяин с хозяюшкой, с малыми детками, с бабкой, дедкой, с верными слугами, разрешите в уголочек новорожденного поставить (масть коровы): хорошенько кормите, помаленьку гладьте, любите; как своих детушек любите, так любите мою животинку. Вас Господь любить будет. Дам я вам гостинцу.
Три раза поклониться, бросить по углам щепотку сахару, чаю.
(Прионежский р-н, Карелия)
10. Приговор дворовушке
Приговор дворовушке:
Дедушко Адамушко,
Пой мою коровушку,
Пой слаже, гладь глаже, пой досыта,
Корми сытяе, спать вали сушае.
Где корму поладь. Тут местечко поладь.
И скотинку спать повали.
Приговаривали, когда скотинка приходила домой.
(Зап. д. Тулгас (Гагарщина))
Заговоры при выгоне скотины
1. Заговор на первый выгон скотины
Когда скотинку подводят к воротам, пропускают через пояс и приговаривают: «Как пояс держится рабой Божьей Марии, так же и скотинушка держись у дворчука».
(Зап. в д. Шардонеми)
2. Заговор, когда скотину выпускают на пастбище
Весной, когда скотину выпускают на пастбище.
Стоит Пресвятая Госпожа Богородица.
Берет в руки ключи золотые,
Отпирает замки золотые,
Отпирает райские двери,
Отпирает золотые проходы,
Выпускает все золы, болезни и тяжелы скорби
Во Дунай-речку,
Быструю, тихославную Двину
И на широкую долину.
(Зап. д. Ивановское (Гуликовщина))
3. Заговор на первый выгон скотины
<Списано с листка.>
Как вичка корешка держится, так бы моя любимая скотинушка держалась хозяина своего двора. Аминь.
(Зап. д. Жеребцовской (Заколупино))
4. Приговор, как выпускать скотину
Как выпускать скотину: «Виченька, виченька, паси мою Белянушку, к каждой ноченьке домой приводи». Провести вицей три раз с головы до хвоста, когда переходит через порог, и перекинуть через голову, положить под матицу.
(Зап. д. Кургомени (Артемовское, Степаново))
5. Приговор, чтобы скотина не потерялась и пришла домой
Надо выломить вичку (любое дерево) и провести по спине животного от головы до хвоста, приговаривая:
Вичка, вичка, паси, паси
И домой скотинку приведи.
Вицу потом нужно положить во дворе под матицу.
(Зап. в д. Кургомени (Артемовское, Степаново))
6. Заговор на выгон скота
И когда скотинку выводят, надо говорить:
Батюшко-суседушко,
Люби, корми мою скотинку,
Сытее и глаже,
Гладь ее по шерстке.
(Зап. в д. Пихтово)
7. Заговор на первый выгон скотины
Скотину берегли. Вот скотинку погонит изо хлева, ну, со двора и говори:
Царь дворовой,
Царь отводной,
Царь полевой,
Прими мою скотинку
На день Господний,
Напой, накорми и домой пригони.
Вот это скотинке. Хозяйка говорит это.
(Зап. в д. Глушково)
8. Отпуск скота
Господи, благослови. Господи, научи, Господи, и просвети меня, раба твоего (имя). Погоню я, р<аб> Божий, своего скота на поскотину большой и широкой с дороги в темный лес: быков, коров, телят, овец и лошадей. И помолюся я, р<аб> Б<ожий> (имя), Святому Великомученику Победоносцу Георгию и Святым славным Священномученикам Власию, Модесту: «Святой, славный Великомученик Георгий и Святой Священномученик Власий, Модест, спасите, сохраните и помилуйте сего моего рогатого скота: быков, коров, телят, овец, лошадей от свирепых и хищных зверей: медведя, волка, росомахи. Постави, Господи, огненной столб, с небеси и до земли огороду крепку. Огради, Господи, крестом крестного твоего знания на прогневание лютых зверей: медведя, волка и росомахи. Невидим был наш сей скот злым и ненавистным людям, не спали бы, не дремали бы в темном лесу и в поскотины. Ворочались бы и не дочиста сушивали бы молока. Не брали, не брали бы не прикосы, не призоры женския и мужския оговоры всегда от девки-простоволоски, от девки-русатки и от девки-трепалки, не брали бы сяих слов на мой рогатый скот. Прогони, Господи, крестом твоим диавольскую силу во веки. Ныне и присно, и во веки веков». Аминь.
(Беломорский р-н, Карелия)
9. Отпуск для скота
Я, раб Божий (такой-то), выйду на перекресток: из дверей в двери, из ворот в ворота; выйду в чистое поле, на зеленый луг. Я, раб Божий (такой-то), поворочусь к востоку лицом, к западу хребтом и вспомню, раб Божий (такой-то), всех Ангелов, и всех Архангелов, и Херувимов, и Серафимов. И вот, возьмут мое милое стадо — християнской скот: разношерстая и разнокопытныя, кладеных и некладеных, рогатых и нерогатых, на сенном луге, на покосе, у ручья, в чистом поле, на зеленом лугу. Также расклась огня по сторону, по другу и по переди забора, и класть выше икону Божьей Матери, и прогнать скот — бессчетное стадо, которое плодилось в хлевах и дворах. Возьмут Сидора, Иелота и возьмут Петр и Павел, Первоверховные Апостолы, к обороне тын огненный от самой земли и до неба, и обойдут поскотину двадцать пять верст, и возьмут Петр и Павел, Первоверховные Апостолы, от моего стада ключи, и снесут Пресвятой Богородицы на третье небо, и кладут под правую пазуху и под нетленную ризу, которая риза закрывала Небесного царя, закроет меня с милым со своим скотом и с бессчетным стадом — християнским скотом; и закроет мое милое стадо от самой весны и до осени; и закроет мое милое стадо от широколапого зверя — медведя и от медведицы, и от трескучого волка, от палзучого гада и от лихого человека — колдуна, от колдуньи, от призорника и от призорницы, и от лихой думы, и от всех зверей по земле ходящих. В славном городи Ерусалиме над гробом Господним горит свеча неугасимая, и также мое стадо будет храниться во дворах и в лесах, не будет на него ущерба и урону, и будет приходить на голос трубиный, и на каждой день будет приходить к своему двору. Мое милое стадо — християнской скот будет приходить на трубиный звук и пусть, и пусть закрывается мое милое стадо в лесах, и не будет на него ущерба и звериного зуба. Как струится в быстрой реке вода — бежит вниз, так пусть трудится домой приходить; как скопляется християнской народ на церковной звон к литургии, так пусть мое милое стадо скопляется на трубиный глас; также пусть скопляется ко своим дворам. Во веки веков. Аминь.
(Беломорский р-н, Карелия)
10. Стадная для скота
Вначале читается молитва Св<ятых> Апостолов Петра и Павла — три раза. А затем сам наговор:
Шерстинка к шерстинки сбирайся, клубком завивайся, християнский скот собирайся на единый луг, во единый клуб. Милостивый Егорий Храбрый, помоги.
(Беломорский р-н, Карелия)
11. Отпуск скота на пастбище
Во имя Отца и СынаЧ! Святого Духа. Аминь. Стану я, р<аб> Б<ожий> (имя), благословесь, пойду перекрестесь из избы дверьмы, из дверей воротами, и выйду я в чистое поле, и стану на восток лицом, на запад хребтом, покрываюсь я, р<аб> Б<ожий> (имя), всеми небесными облаками, умываюсь росою, утираюся зарею, подпояшуся поясом Пресвятыя Пречистыя Богородицы, присно Девы Марии, поднебесными частыми звездами. Помолюся я, р<аб> Б<ожий> (имя), Господу Богу, нашему Иисусу Христу и Пресвятой его Матери, Девы Марии, Архангелам, Ангелам и всем небесным силам: Крестителю Господню Иоанну, Михаилу и Гавриилу, Архангелам и Ангелам, и Святым Апостолам Петру и Павлу, Иоанну Богослову, Андрею Первозванному, Луки, Марку и Матвею — Евангелистам; Святому мученику Власию, Святителям великиим — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому, Чудотворцу, Великомученику Георгию Победоносцу и прочим Угодникам божиим. «Ты, Господи, создал прародителей наших Адама и Еву, по их и нас грешных людей, и меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), многогрешного пастуха. И беру я, р<аб> Б<ожий> (имя) на руки свой скот, милый и любимый крестьянский живот, всякую доморощенную животину — комолую и рогатую, быков и поросов, малых телков и подтелков, шерстью — пестрых, черных, красных, белых, серых, бурых и всяких сортов». Помолюся я, р<аб> Б<ожий> (имя), Господу Богу, нашему Иисусу Христу, Сыну Божию, и Пречистой его Матери Богородицы, присно Девы Марии, и небесным силам, Апостолам и мученикам, Святителям и Преподобным, Праведникам и всем Святым: «Поставьте около меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), и около скота моего любимого и крестьянского живота, и около домашней животной скотины медный и железный тын и стену каменную от земли и до неба, от востока до запада, от юга до севера — со всех четырех сторон, за тридеветь за три версты и за тридеветь и за три сажени в землю глубины, от всякого черного зверя широколапого — медведя и медведицы, от насилочного опрокидня, от перехожого капостника, от волка, рыскучей волчицы и росомахи, и всякого злого человека, от змеи-искорти, и чтобы они не входили в мою поскотину пастуху и в стадо мое любимое — никакой лютый зверь и лихой человек по утру рано и вечеру поздно отныне и до веку». И возьму я, р<аб> Б<ожий> (имя), тридеветь булатных замков и запрусь, и запру оными тридеветь булатных ворот тридеветь трема ключамы, и завалю пением и колодием, и белым камением, и мать сырою землею от черного зверя широколапого — медведя и медведицы, и от насилочного опрокидня, и от перехожого капостника, от волка и рыскучей волчицы, и росомахи, и от всякого лихого человека и нечистого, от змеи-искороти, и чтобы не входили в мою поскотину и в стадо любимое всякий черный зверь и прочия лютыя звери отныне и до веку.
Возьму я, р<аб> Б<ожий> (имя), тридеветь булатных ключей, отнесу я к синему морю-окияну; есть в том море-окияне белый камень-латырь. Под тем каменем-латырем есть рыба-щука: очи, усы бисерныя, зубы железныя. И выходит та свежая рыба-щука из синяго моря-окияна, из под белого камня латыря ко мйе, р<абу> Б<ожьему> (имя), принимает она тридеветь булатных ключей. Прошу я рыбу-щуку: «Сходи ты в синей окиян-море под белой камень-латырь! Ведь той свежей рыбы-щуки из синяго окияна-моря, из под белого каменя-латыря с тридеветью булатныма замками и ключами не бывать, так бы в моей поскотины черному зверю широколапому — медведю и медведицы, и пересылочным опрокидням, и перехожим капостникам, волкам, рыскучей волчицы и росомахи, и всякому лихому человеку так не входить и не бывать отныне во веки веков. Аминь.
(Беломорский р-н, Карелия)
12. Отпуск рогатого скота
Господи Боже, благослови, Отче. Стану я, р<аб> Б<ожий> (имя), благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверьмы, из дверей воротами и в чистое поле путем-дорогою. Есть в чистом поле стоит лестница золотая, ступени серебряные; нисходит по той златой лестницы, ступеням серебряным сама мати Пресвята Богородица с Ангелами и Архангелами, со всеми небесными силами и ограждает она, Пресвятая Богородица, меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), своею чистою нетленною ризою, и на путь провожает мой милый, любимый крестьянский живот, всякую домашнюю скотину — рогатую, комолую, быков, коров, поросов, малых телков и подтелков, одношерстных, двухшерстных и трехшерстных — скотин разношерстных, и укрывает она, Пречистая Богородица, меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), и все мое стадо любимое, скот укрывает небом и землею, пением и колодием, и белым камением от всякого черного зверя, широколапого медведя и медведицы, и от насылочного опрокидня, и перехожего капостника, от волка рыскучого и волчицы, и всякого лихого человека. Чтобы они — черные звери, широколапые медведи и медведицы, и волки рыскучие с волчицами, и всякий зверь пресмыкающийся, и лихой человек, день под солнцем, а в ночь под месяцем и под частыми звездами, утренними и вечерними зорями, темные ночи и в светлые дни, и во все нынешнее лето, по всякой день и час не входили бы на час в мою поскотину во веки веков.
Святые Апостолы Петр, Павел, соидите с небес ко мне, р<абу> Б<ожьему> (имя), на помощь и проведите около поскотины моей и около скота моего огненную реку от востока до запада, от юга до севера, со всех четырех сторон, за тридевять за три версты и за тридевять за три сажени в землю глубины от всякого черного зверя, широколапого медведя и медведицы, волка и волчицы, от всякого зверя и гада, и лихого человека, чтобы они не входили к моему стаду отные и до века. И как ходит, дует ветер по земле, ломает пение и корение, и выскорие, и всякое сухоподстойное дерево, и так бы не милого моего недруга и супостата; и кто на меня зло подумает, или кто помыслит порчею, у того бы язык темень тянул, очи бы вон воротило, все подколенные жилы ломило, не мог бы тот злой человек супротив меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), ничто сотворить, ни думой подумать, ни языком владеть в день и ночь, в утром рано и вечеру поздно, отныне до века, во веки веков. Аминь.
Как горят огни горЛцие и непотухающие жарко и ясно, так бы горело у скота сердце и печень, и все составы, друг по дружке, мала по большой и большой по малой, и где меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), зачуют мое любимое стадо в трубу трубучу или в рог играючи в поли, и за полем, или в лугах, или в горах, или в лесах, или в мелких поточных местах, мои шли бы со всех сторон на голос мой или на трубу мою, шли бы безостановочно в день и ночь, во всяк час, в утрях рано и вечеру поздно отныне и до века, как слетаются пчелы ярыя к гнездам, к детям своим.
Святым Апостолам Петру и Павлу, Святителю Николаю Чудотворцу и Святому мученику Георгию Победоносцу, Священномученику Тихону и трем Святителям — Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоустому, Премудрым царям — Можайскому и Заморскому, Македонскому и Загорскому, прошу я, р<аб> Б<ожий> (имя): «Поставьте около моего скота и моей поскотины свой крепкий, железный и булатный тын, и около того тына железного и булатного стоят горы каменные, и около тех гор обошло синее море, и около того моря обошла сила небесная и от того черного зверя, широколапого медведя и медведицы, волка и волчицы, и перехожого зверя капостника, опрокидня и росомахи, и всякого гада, за Черное море, на Фаворския горы, там вам много питанья и яствей, и травы зеленой, пейте воду болотнюю и ешьте вместо скотины пение и колодие гнилое. А у меня вам, в моей поскотины, по тропам и уходиям, ни питья, ни яствий нет не в утрях рано и вечеру поздно, нет и не будет отныне во веки веков. Аминь».
(Беломорский р-н, Карелия)
13. Обход скота после отпуска. Стадная
Надлежит говорить лично самому пастуху перед иконой богородицы, засветив три свечи перед иконой и поставив коровай хлеба при взятой от коров шерсти. И затем скот в поле, перед выгоном стада на пастбище впервые, обходить с топором, который промеж ног, идя вспять, тащить за собою вострием кверху.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, р<аб> Б<ожий> (имя), благословесь, пойду перекрестесь из избы дверьми, из дверей воротами и выйду в чистое поле; помолюсь и поклонюсь Царю небесному, Сыну Божию Иисусу Христу, Пречистой его Матери, Девы Марии, Архангелам и Ангелам, и всем небесным силам, и всем Святым Угодникам Божиим; и дадут мне на вас лютых воденических кобелей с булатными зубами, с железными когтями, и не будет вам уходия: всякому зверю широколапому, медведю с медведицей, насылочным и перехожим капостникам, волку и волчицы, и росомахи, и всякому гаду, и злому человеку; и не будет вам от тридеветь булатных воденических кобелей ни в поле, не за полем, ни в лесах, ни в горах, ни в лугах, не в реках, в моей поскотины в день и в ночь, с утрях рано, вечеру поздно, от кобелей уходу не будет отныне и до веку. Подите вы, черные звери, широколапые медведи с медведицами, рыскучии волки с волчицами, ко гнездам и к детям своим. Так бы шел мой скот в едино место, сходилась бы всякая четвероногая, двухкопытная скотина и ходили бы вместе неразлучно в темном лесе в день по солнцу, а в ночь по месяцу, по всякий день и по всякий час; как пчелы гнезда свои свивают и не разоряют, так бы свивался и сходился мой скот, шел бы к своему дому, большое и малое стадо сходилось и не расходилось бы от меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), — пастуха, ночь и день, в утрях рано и вечеру поздно отныне и до веку, во веки веков. Аминь.
Господи Боже, благослови, Отче. Как ты станешь ходить, черный зверь, широколапой медведь с медведицею и пересылочным опрокиднем, и пакосники, и перехожие волки рыскучие, волчицы и росомахи, и всякой лихой человек по моим тропам и ухожиям в моей поскотины, звери и гады, от лихого человека, от белицы жены, от черного старца. Кто может из синяго моря песок вызобать и воду выпить, да которые злые люди похвалятся на мое, мое любимое стадо, да будет бездельны отныне и до веку, во веки веков. Аминь. Аще что прокинул из сих слов, то будьте, мои слова, вполне в роте моем. Ключ и замок.
(Беломорский р-н, Карелия)
14. Отпуск скота
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи Иисусе Христе, огради крестом животворящим, закрой ризою нетленною от всякого врага-супостата, от колдунов, от колдунец, от нечистых духов, чтобы не могли вредить в моем дворе моего милого скота: коров, овец, ягнят, телят, боранов, быков, коней, кобыл, жеребят и всякую разношерстную скотину — красных, бурых, белых, черных, пестрых, чалых, сивых, серых, саврасых, краснопестрых, чернопестрых; телят, ягнят, быков, боранов рогатых, комлатых, доморощенных, и новопривоженых коней и кобыл, и жеребят; сохрани, Господи, от падежу и от всякой причины и буди им Божию милостью всегда, ныне и присно, и во веки. Аминь.
Стану я, р<аб> Б<ожий> (имя), благословесь и перекрестесь, отцом своим прощен и матерью благословлен, и выйду на белый свет, и стану на мать — сыру землю на восток лицем, помолюсь Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию, и Пресвятой Богородицы, Царицы небесной, Архистратигу Божию Михаилу, Гавриилу, Святому Пророку Боговидцу Моисею, Даниилу, Демьяну, Ильи, Елисею, Иоанну Предтечи — Крестителю Христову, Первоверховным Апостолам Петру и Павлу, Святому Великомученику Георгию Победоносцу, Святому Епископу и Святителю Модесту Иерусалимскому, Святителю Николаю Чудотворцу, Преподобным отцам Зосимы и Савватию — Соловецким Чудотворцам, Священномученикам Феодосию и Антонию, мученикам Меркулию, Фролу и Лавру, с умилением припадаю и молюся: «Пособите, помолите и оберегите Ангельским путем. Сопроводите меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), пасти любимое мое стадо коров, коней, кобыл и жеребят — красных, бурых, белых, карих, пестрых, чалых, сивых, серых, саврасых, разношерстных, комолых, рогатых, нетелей, телят, овец, ягнят, боранов, быков и всякую разношерстную сохраните от зверей, от медведей, от медведиц, от волков, от волчиц, от росомахи, от змии, вредной ползучей гадины по земле; от ночного от призору, от колдунов, от колдуниц, от причины, от всякого дьявольского нечистого духа; от мужа, от жены, от парня, от девки, от вдовцов, от вдовиц, от стариков, от старух, от одноженатых, от двухженатых, от трехженатых, от однозубого, от двухзубого, от трехзубого, от одноглазого, от двухглазого, от трехглазого, от кривоязычного, от гологолового, от цыган, от татар, от татарок, от изводов и немцев, от чунок, от французов, от всякого чина людей мужского и полу женского». И будьте, сии слова, столько крепки, коль основание земли никто не может сдвинуть с места, сколь крепок гроб Господен содержится верхом во Святом граде Иерусалиме, сколь крепок синий камень в океане-море и палится-не крошится вокруг моего вышеписанного стада — коровия, овечия и лошадина, и около каждой животины от сего дня и во все теплое лето до белого снегу, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Полное хранительство, Истинный Христос, сохрани навсегда меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), и моего вышеписанного стада коровья, овечья, конина и всякую скотину ко двору прихождение на житие, на божескую милость и здравие, и сами бы шли ко двору, и слушали голосу моего, и друг от друга не оставались, как мураш от мураша. Солнце покатилось, и стадо ко двору приходило навсегда от сего дни во все нынешнее лето и до белого снегу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Поставь, Господи, стену асписовую сордонисковую вокруг всего моего стада и двери, и ворота халкодоновыя от неба и до земли, земную глубину, сколь небесная высота от востока до запада, от севера и до лета, как в кольце вокруг. Проведи, Господи, реку огненную, чтобы зверям не переплыть, не пережить и никакому человеку не испортить. Окажи, Господи, мое стадо каменем и огнем всем зверям, медведям и медведицам, волкам и волчицам, росомахам и змеям, всякой вредной ползучей гадины по земле. Будьте, все звери, столько глупы при моем стаде, сколь новорожденный младенец, навсегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Заприте двери и ворота, Святыя Апостолы Петр и Павел, всеми благословенными ключами, златые замки, со всех четырех сторон огнем и пламенем, и искрами, и с дымом, и отдайте ключи Пресвятой Богородицы, Царицы небесной. И положила ключи под святую ризу нетленную, и как тех риз видеть никто не может живущи на земле, и так не могут вредить моего вышеписанного стада коровия, овечия, конина, никакой животины. Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Зверям, медведям и медведицам, волкам и волчицам, и росомахам не принести ключи, и всем им крепость, а у меня, р<аба> Б<ожьего> (имя), крепость — ключи, замок — Отец и Сын и Святой Дух. Аминь.
Воймя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Поставь, Господи, с правой стороны Михаила Архангела с крестом животворящим, Херувивами и Серафимами, и со всем небесным воинством. С моей стороны — Гавриила Архангела с золотым жезлом и со свечами, с Апостолами, Пророками, и пропускают мое стадо коровия, овечия и конина, и всякую скотину разношерстную в зеленыя луга есть зеленую траву и пить ключевую воду, и стерегут во время пути со двора и во двор, в осенну и за осеном, и на каждом месте от всех зверей, от медведей, от медведиц, от волков, от волчиц, от росомахи, от змея и от всякой вредной гадины по земле. Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Наставление:
Должно всю скотину вогнать в одно место и сорвать шерсти со лба у каждой. Затем скатать восковую свечу в катышек (шарик). После этого в решето поставить образ (икону) и положить туда хлеб, а к решету прилепить свечку и зажечь ее. Взяв решето с содержимым в обей руки и ходить с ним вокруг стада три раза, читая этот отпуск сколько придется. Потом прогнать под образ скот. Восковой катышок положить вместе с отпусками к месту, когда обсохнет поскотина. При этом должно обойти всю поскотину кругом один раз с отпуском и с катышем один раз. Затем катышок разделить на две половины: одну в воду, а другую в муравьище. Отпуск положить к месту и не шевелить до осени. Должно выпускать обувшись и находясь в чистоте всегда.
***
Самые дни опасные: январь — 1, 2, 4, 6, 11, 12. Февраль — 11, 17, 18. Март — 1, 4 ,1 4 , 24. Апрель — 3 ,1 7 ,1 8 . Май — 7, 8. Июнь — 17, 21. Июль — 17, 21. Август — 20, 21. Сентябрь — 10, 18. Октябрь — 6. Ноябрь — 6, 8. Декабрь — 6 ,1 1 ,1 8 .
Недолжно переходить из двора во двор. Скота и нетелья не давать в марте, апреле, в сентябре.
(Беломорский р-н, Карелия)
15. Заговор на выгон скота
Как погонят скот, спекут мякинушку и скормят скоту. Специально делают, она небольшая. Когда скот опускали, так колокола звенели, колокольчики у скота так и перекликаются.
Приговариваешь: Глупая скотина, повернись на серый камень.
Скотина камнем покажется и зверь ее не тронет. Как в лес пойдешь, и кака береза на тебя глянет, — под положи яйцо, гостинец. И все будет хорошо. Тогда, куда скот не пойдет, все будет возвращаться. Или вербину под икону положить, или под потолок повесить. Рвать в рукавичках надо. Или мимо железа скотину провести и сказать: Как к железу ничто не пристанет, ни огонь, ни вода, так и к скотине.
(Кондопожский р-н, Карелия)
16. Об отпуске скота
Станешь выпускать коров, дак вот у всех коровушек у своих хвосты вот там маленько отрежешь, <...> эту шерсть мешаешь. <...> Посеку, размешаю и скормлю там овцам — всем:
Как эта шерсточка мешается, так вы со своей скотиночкой там со всей ходите, толпитесь, мешайтесь...
Ну а потом еще < ...> фартук кладу либо поясок свой через порог и всю скотину выпущу. Потом, как я выпущу, во все стороны поклонюсь на улице:
Восточна сторонушка, западна сторонушка, северна сторонушка, летняя сторонушка, спасите и берегите мою скотинушку. Спасите мою скотинушку от колючего и от шипучего, и от всех мои зверьёв. Спасите бажону скотинушку.
<Осенью> скотину я запру, загоню, на верстке привяжу и помолюсь во все стороны:
Восточна сторонушка и западна сторонушка, северна сторонушка, летня сторонушка, заприте мою бажону, милую скотинушку и кормите, и поите, и до выпаску.
Правда ли, не правда, а у меня скотина ходила вместях.
(Пудожский р-н, Карелия)
17. Заговор при выгоне скотины
В самый первый день загонишь в прогон скотину и идешь с иконой. Соль положишь в солонку и целый каравай в решето. Надо три раза обойти вокруг коров, чтобы не вышла животина из круга. А как выйдет, — волк съест.
Отпуск надо держать в ручью. Их закапывают в бутылке, чтобы коровы доились хорошо. А если в сухом месте держать станешь, — молока не будет.
Господи, благослови, спаси, Господи, милый живот от волка рысучего, от медведя топучего; кажись, милый живот, кореньем и пеньем.
Обойти три раза прогон со скотом и перекреститься на четыре стороны.
(Петрозаводск)
18. Заговор при выгоне скотины
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Стану я, раб Божий пастырь, благословясь, пойду перекрестясь, отцом своим прощен, матерью благословлен, из избы дверью, из двора воротами выйду на белый свет. Стану на мать сыру землю» на восток лицом, на запад хребтом; помолюсь я, раб Божий пастырь (имярек), Господу Богу Саваофу и Иисусу Христу, Сыну Божию, и Пречистой его Матери Богородицы, присно Девы Марии, Иоанну Предтечи, Крестителю Христову, Михаилу Архангелу, Грозному небесному воеводы и небесных сил, и Первоверховным Апостолам Петру и Павлу, и Николаю Чудотворцу, и Преподобным Отцам Зосимы и Савватию, Чудотворцам и Святым мученикам Флору и Лавру, и Георгию Храброму, и всем Святым Угодникам, и всей небесной силы: «Помогите и пособите, молюсь со усилением, и наставьте на путь справиться рабу Божию пастырю (имярек) с моим крестьянским животом, пасти сегодня и на все красное и теплое лето до белого снегу в моей поскотины и осеку по тропам и по уходьям. Заградите и защитите, и закрестите мой милый скот и крестьянский живот — коров и быков, нетелей и подтелков, домокормленных и новоприведенных, комолых, черных, бурых, и всякую разношерстную скотину от всякого зверя: от волка и волчицы, от медведя и медведицы, от прокидня , от лисицы рыскучей, от всякого скорпиона, от пострела и падежу, от повитерья и всякого диавольского и нечистого духа, и всякого лихаго человека, от человека, идущего со стороны, от попа и от старца, от мужика и женщины, от парня и девки, от черноволосой и беловолосой, и всякого чина людей». И закрепляю я, раб Божий пастырь (имярек), все вышеупомянутое стадо коров Вашими Святыми молитвами Божественными, закрепивши, ключевыми словами: сколь крепко и твердо основание земное, — некто ево не может смести-сдвинути, — и сколь крепок гроб Господен в Иерусалиме на воздухе, и сколь крепок синий камень в океане-море, — не крошится и не разгнивается, столь крепок и силен мой вышеупомянутый заговор кругом моего стада. Век по веку. Аминь. Аминь. Аминь.
Заключаю Пресвятою Матерью Богородицею: «Мати Божия, как закрывала и заграждала Сына своего и Господа нашего Иисуса Христа в граде Вифлееме иудейском от безбожного царя Ирода, так закрой и защити своей нетленною ризою в моей поскотины и осеку, во лесах и болотах, и по тропам мой милый скот и меня, раба божия (имярек), и крестьянский живот. И постави, Господи, вокруг моего стада тын железный, другой — бумажный, а третий медный, четвертый — каменный, и утверди три сажени в землю и в тридевять сажень вышины, а круг тех вышеупомянутых тынов завали, Господи, речку огненную глубиною до самой бездны и повели, Господи, вышеупомянутые и тыны, и стену каменную замнуть Святому Апостолу Петру златым своим ключом и положить ключ к самому Господу Иисусу Христу, Сыну Божию, под Святую его одежду нетленную». И как сего замка и ключа никто не видит, так не видели бы в моей поскотини черные и серые звери, широколапые медведи и проказник, насильный пакосник, волк и всякий зверь, и скортонь, и всякий злой лиходей, человек-пришельник и всякий нечистый дух не видели б моей скотины во вечна веков. Аминь. Аминь. Аминь.
И заключаю: «О, Пресвятый царь Господи, пошли с небес Святого Пророка Илию на огненной колеснице с громом и молниею и огненной стрелою, чтобы жгло и палило из моей поскотины и осеку вышеупомянутого стада коровья: коров, быков, нетелей и подтелков разной шерсти, — всяких разношерстных зверей, чтоб им казалось мое милое стадо при лесе лесом, при горе — горой, при камне — камнем, при воде — водой, при траве — травой, при дороге — дорогой, при колоде — колодой век по веку». Аминь. Аминь. Аминь.
И заклинаю Пресвятой Матерью: «Небесный Господи, пошли злых, лютых кобелей с вострыми зубами и железными когтями, чтобы прогоняли из моей поскотины и осеку черных и разноименных зверей, медведей за синий океан-море, там им есть зеленую траву, пить морскую воду, ломать и ворочать пни и колодья, и выкапывать камни, а у меня, раба Божия пастыря (имярек), и в моей поскотины и осеку не бьшо бы им воды напиться во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь.
Заключаю и заговариваю: «Как собирается народ на колокольный звон, к пению церковному, ко отцу духовному, и как собираются мураши со всех четырех сторон и служат своему царю, и его слушают всегда, како пчелы медовые к гнездам и ульям собираются и не разоряют их, и детей своих не покидают, и како стекаются быстрые реки и малые источники изо всей русской земли в славный океан-море, и також-де бы мое вышеупомянутое стадо коровье, мой скот, милый крестьянский живот собирался в одно место и шли домой к своим дворам и хозяйствам на голос трубный на закате сонца в новце месяце, в полне и верхе месяце, в медленные дни и во всякое время из своей поскотины, из лесов, из-за речек, из-за озер, из-за ручьев и из-за сенных покосов, из всяких мест, безотпятно и безотворотно дружка за дружкой не отстав во веки веков. Аминь.
Заключаю и заговариваю свой скот и крестьянский милый живот, если какой злой человек, порченик и враждебник вздумат портить мое стадо, то у того человека тимянем язык заворотило и очи изо лба выломило, и чтобы ему, моему супостату-порченику, в день и ночь спокою не бьшо и даже до смертного часа, и буди, Господи, твоя воля во веки веков. Аминь... Да воскреснет Бог и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящие его. Яко исчезает дым, да исчезает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящего Бога и знаменующих кресным знаменем, и всеми глаголющих. Радуйся, о, пречесный и животворящий крест Господен, прогоняя беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, в ад сшедшего и поправшего силу диавольскую и даровавшего нам крест свой честный на прогнание всякого врага и супостата. О, пречесный и животворящий крест Господен, помогай ми со святой Господнею Девой Богородицей и со всеми святыми во веки, аминь.
Указания, как скотину отпускать
Взять у каждой скотины шерсти с промеж рог и с воском закатать. Взять ключ и замок и с мертвой могилы земли, и с четырех сторон земли. Скотину застать и по солнцу обойти кругом стада с образом Пророка Илии три раз: волочить топор, ключ положить на сторону, замок — на другую, топор — на сторону с ключем, пожин — с замком.
Огонь раскласть на обе стороны. Воск, замок, ключ и шерсть сложить вместе и завертить в бересту, и положить под осину в приметное место, и держат до отпасу; кладят и наговаривают:
Как сего отпуска, замка и ключа никто не видит, так и в моей поскотины и осеку разношерстные звери не видели и ключ, и замок у Иисуса Христа во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь.
Когда коровы выпущены в поле, первый же день пастух, читая (нашептывая) отпуск, обходит кругом стада и всей поскотины. По их мнению, стадо не подвергается тогда никаким страшным бедствиям и другим нападням. И даже утверждают — Баянный и сторож церкви Иван Лукич. — Соб.
(Прионежский р-н, Карелия)
19. Заговор при выгоне скотины
Отцом огражден и матерью благословен стану я, раб Божий имярек, на восток лицом, на запад хребтом, отрекуся я, раб Божий имярек, от сатаны и от дьявола; я помолюся к Вышнему Творцу, моему Небесному царю, самому Господу, нашему Иисусу Христу, Саваофу Богу, который сотворил небо и землю, луну и звезды, звери и птицы, и рыбы, и предаюся я, раб Божий.
Отпуск коням и коровам
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Лягу я, раб Божий имярек, благословясь, стану и пойду перекрестясь, одеюся светом, опаяшуся светлою зарею, покрываюся облаками, облачуся частыми звездами; стану на доброе место, .ступлю в Архангельский час и пойду я, раб Божий имярек, в чистое поле имярек со своим летним стадом, с милым животом, с крестьянским скотом, на все красное лето, от сроку до сроку, с красными и бурыми, и со всякою шерстью, с комолыми и рогатыми, с красной шерстью, с разными копытами на сохранение и сбережение, и в место случения, ко двору на прихождение, милому скоту на здравие или на леготу, и на Божью милость, на плод и на живот.
Истинный Христос Бог и милостивыи Божии светители Козьма и Домиан, Михаил и Гавриил — Архангелы Господни, грозные воеводы небесных сил, Николай Чудотворец, Власий Епископ Севастийский Храбрый, Фрол и Лавер, Меркурий Смоленский, Аверкий Иерапольский, Антоний и Федосий — Киево-Печерские Чудотворцы, и Святый честный Иевангелисты Лука и Марк, Матвей и Иоанн Богослов, Херувими и Серафими, и все небесные силы, научите меня, раба Божия имярек, помогайте и пособите словом говорить и огорода ставить, оборона чинить на свое честное стадо, на милый живот, на крестьянский скот, на красную шерсть и на разные копыта, чтоб тот милый живот, крестьянский скот, в место случить и огорода ставить, оборону чинить от серого зверя, от черного зверя, от бурого зверя, от рыси и от расомахи, и от рыскучего волка, и поползучего гада, и от нашлого, и от насланого; и от уроку, и от призора, и от порчи, и от падшия силы, и от нечистого духа, и от всякого урону и поветрия, и от пострелу, и от падежа; и от еретика, и от еретицы, и от вещуна, и от вещицы, и от портежника и портежницы; и от лихого глаза, и от лихой думы; и от всякие скверны земные и лесные, и от всякого лихого супостата, и от колдуна, и от ведуна и ведуницы, и от чернца, и от черницы, от бельца и от белицы, от схимника и от схимницы; от попа и от попадьи, и от поповича, и от дьячка, и от дьячицы, от парня и от девки, и от дьяковича, от мужика и от женки, и от однозуба, и от двоезуба, и от троезуба; со стороны видящего и во след постигающего, и от стретного, и мимо идущего, и от русоволосого, и от беловолосого, и от черноволосого. И закреплю я, раб Божий имярек, и заговорю свое честное стадо Божиею милостию, сими моими словами, огороду поставлю; сколь моя огорода крепка, аки синей камень в синем море, аки черной камень в Черном море, аки араб-камень в Арабском море, аки Хвалынский камень в Хвалынском море, аки океан-камень в океан-море. Сколько крепок океан камень в океане море: не крошится, ни ломается, ни рознится, столь бы крепко стоял сей огород и сей заговор круг моего честного стада на сохранение и на сбережение, и в место на случение, и ко двору на прихождение, крестьянскому скоту, милому животу, на леготу, на здравие, на Божию милость, на плод, на живот. А кто на меня, раба Божиего имярек, думою подумает и мыслию помыслит, на мое честное стадо, на милый живот, крестьянский скот, тому человеку с океана-моря воду выпить и песок вызобать, и камение проглотать. А кто на меня, раба Божиего имярек, и на мое честное стадо, милой живот, крестьянский скот, думою подумает и мыслию помыслит, тому человеку детей своих приколоть и кровь их припить. Кто на раба Божия имярек и на мое честное стадо, милой живот, на крестьянский скот, думою подумает и мыслию помыслит, тому человеку зубы свои во рте и очи свои во лбу выломать. Кто на меня, раба Божия имярек, и на мое честное стадо, милой живот, на крестьянский скот, думою подумает и мыслию помыслит, куда мое око завидит и ухо заслышит в день по солнцу и в нощь по месяцу и по частым звездам, тому человеку кругом моря-океана лесы прочистить и лося призобать. Что ни есть на земли огнь-царь, всем царям царь, сжет и палит уроки и призоры, уроны и падежи, и поветрие, и пострела, и от падшую силу, еретика и еретицу, и вещика, и вещицу, портежника и портежницу, и лихой глаз, и лихую думу, и всякую скверну земную и лесную; и как стекаются реки к океану-морю с толкучих гор, из дремучих лесов, со мхов и из болот, и поточин, и из пахоты земель, и так бы приходили милой мой скот, крестьянской живот, с честным стадом сами из лесу домой, на глас мой и на трублю. И как сходится мир крещеный, народ Божий по звону колокольному и к пению церковному, ко отцу духовному, и как радеют к Господу Богу душами и телом, и сердцем, и так бы радели и приходили мое честное стадо на глаз и на трублю сами из лесу домой, милой живот, крестьянский скот, и из толкучих гор, из дремучих лесов, со мхов и с болот, и с потечин, и с пахотных земель, и с сенных покосов, из рек и озер, и мелких ручьев Божию милостию и силою, и моими словами. Сколько крепко Фавор-гора стоит она на месте и сколько Синай-гора крепко стоит на месте и держится она вместе, и сколько крепко Вертеп-гора стоит на месте и держит-ся она вместе, и сколь крепко Афон-гора стоит на месте и держится она вместе, и столько крепко бы держался сей огород и сей заговор круг меня, раба Божия имярек, и круг моего честного стада, милого живота, крестьянского скота, на сохранение и на сбережение, в место на случение и ко двору на прихождение, милому животу, крестьянскому скоту, на леготу, на здравие и на Божию милость. Сколь крепко во Святом граде Иерусалиме, во Святой Святыне, гроб Господень на воздухе держится духом Святым, и столь бы крепко держалося мое честное стадо, не расхаживалось бы от строку до сроку во все красное лето. И как во Святом граде Иерусалиме, во Святой Святыне, гроб Господень на земли не бывает, також-де бы у моего честного стада урону не бывать, ни шерсти на зверинку, ни зубу, ни на слегу в лесе, ни порчи, ни разни расходу не бывать отныне и до веку.
Еще помолюся я, раб Божий имярек, о своем счетном стаде, о милом животе, о крестьянском скоте, о сохранении и о сбережнии, и в месте о случении, и ко двору о прихождении к Вышнему Творцу, Небесному царю, Господу нашему Иисусу Христу, Саваофу, который сотворил небо и землю: «Истинный Христос и Богородица Мати Божия, и Святый Истинный Козьма и Демьян, Михаил и Гавриил — Архангелы Божие, Грозные воеводы небесных сил, Николай Чудотворец, Георгий Храбрый, Фрол и Лавер, Меркурий Смоленский, Аверкий Иерапольский, Антоний и Феодосий — Киево-Печорские Чудотворцы, и вси Святые истинные Евангелисты Лука и Марк, Матвей и Иоанн Богослов, Херувими и Серафими, и вси небесные силы, обставьте круг меня, раба Божия имярек, и круг моего счетного стада, милого живота, крестьянского скота, на сохранение и на сбережение и в место на случение, ко двору на прихождение, от серого зверя, от черного зверя, от бурого зверя, от рыси и от расомахи, от портежника и от портежницы, и от лихого глаза, и от лихой думы, и от всяких скверн земных и лесных, и от всякого злого человека, и лихого супостата, ставьте, двенадесять Апостолов, тыны железные, ворота медные, вереи булатные в землю тридевять лакот, от земли до неба, от востока до запада и со всех четырех сторон на десять поприщ, на десять верст, и замкните тридевятью замками и ключами, и снесите тридевять ключей, и положите самому Господу Иисусу Христу в небеса, в нетленную ризу, под правую пазуху. Еще ставьте круг меня, раба Божия имярек, и круг моего счетного стада, милого живота, крестьянского скота, круг разные негрести, круг разного копыта, на сохранение и на сбережение и в месте на случение, ко двору на прихождение, от серого зверя, от бурого зверя, от черного зверя, от рыси, от росомахи, от рыскучего волка и поползучего гада, и от насланного, портежника и от портежницы, от лихого глаза и от лихой думы, и от всяких скверн земных и лесных, и от всякого злого человека, и от лихого супостата. Ставьте, двенадесять Апостолов, тын каменный, вереи стальные в землю тридесять лакот, от земли и до неба, от востока и до запада, от севера до лета, со всех четырех сторон на десять поприщ, на десять верст и замкните тридевятью замками и тридевятью ключами, и снесите тридевять ключей в небесный рай, и положите пред истинного Христа и пред самого Саваофа-Бога, за Пречистый стол, за златую мису. Еще круг меня, раба Божия имярек, и круг моего счетного стада, и круг моего милого живота, крестьянского скота, круг разных копыт, круг разной шерсти, ставьте, двенадесять Апостолов, на сохранение и на сбережение, ко двору на прихождение, в место на случение, от серого зверя, от бурого зверя, от черного зверя, от рыси и от росомахи, от рыскучего волка, от поползучего гада, от нашлого и от насланного, и от портежника, и от портежницы, от лихого глаза и от лихой думы, и от всякие земные и лесные скверны, и от всякого злого человека, и от лихого супостата, ставьте, двенадесять Апостолов, тын сребряной, ворота златые, вереи укладные, с огненным пламенем, в землю тридевять лактей, от земли и до неба, от востока и до запада, от запада до севера, от севера до лета, со всех четырех сторон на двадесять поприщ, на двадесять верст, замкните тридевятью ключами и отдайте тридевять ключей ключникам Христовым Петру и Павлу — Верховным Апостолам. Петре и Павле, ключники Христовы, снесите и положите тридевять ключей в седьмое небо, к Пречистой Владычице Богородице на престол. А ты, Пречистая Богородица, Мати Божия, закрой нетленною своею ризою меня, раба Божия имярек, и мое счетное стадо в толкучих горах, в дремучих лесах; всякому зверю — пенье да колодье-закамение, всякой от падшей силы — пенье да колодье, да каменье, всякому неприязному думу — пенье, да колодье, да каменье, колдуну и ведуну — пенье, да колодье, да каменье, завидящему и обидящему — пенье, да колодье, да каменье. Отими и возьми, Пречистая Богородица, Мати Божия, от меня, раба Божия имярек, и от моего счетного стада, и от милого живота, крестьянского скота, всякого зверя, уроки и призоры, уроны и падежи, и поветрие, и пострелы, и от падшую силу и нечистого духа, еретика и еретицы, вещика и вещицу, лихого глаза и лихую думу, мечи и испущай, Пресвятая Богородица, вниз по рекам, на пни и на колодье, и на каменье в таттарь и бездну ниже ада, ногами вверх, к завидящему и обидящему, завиддивому и обидливому человеку — булатный нож, громной стрелой в белое тело, в черную кровь в кости и жилье, в мозги и суставы, скорбию и болезнию колючею и болючею колоть и болеть, и ломить, а кто зло подумает на меня, раба Божия имярек, и на мое счетное стадо, на милой живот, на крестьянский скот. А моему счетному стаду, крестьянскому скоту, на леготу, на здравие, на Божию милость. Всем моим словам ключ и замок.
Саваоф Бог и Сын Божий замыкает мое счетное стадо златым замком и златым ключем и закрывает ризою нетленною. Иоанна Предтеча, Креститель Господень, загради крестом животворящим меня, раба Божия имярек, и мое счетное стадо. И несет Пресвятая Богородица ключ и ризу, и Иоанн Предтеча, Креститель Господень, крест животворящий в седьмое небо, к самому Небесному царю, Саваофу, на престол. И как здесь на земли седьмого неба не видать не кому и небу с землею не схаживаться, такожде бы у меня, раба Божия ицярек, счетного стада урону не бывать, ни порчи не бывать, ни на разно расходу не бывать отныне и довеку. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь.
Господи Боже, благослови. Стану я, раб Божий имярек, и помолюся Михаилу Архангелу и Гавриилу, и Верховным Апостолам Петру и Павлу, Николы Можайскому, первому заступнику, Георгию Храброму и Власию Севастинскому, и Пречистой Матери Божией Богородице, и помолюся, и много милости попрошу за свое счетное стадо, за милой живот, за Власьев род и за себя, раба Божия имярек, во всяком месте: при темном лесу, при топучем болоте и при зеленой дубраве, во всякий день и во всякий час, и во веки веков, аминь; и от всякого лихого человека, и лютого зверя, и от черного медведя, и от рыйкучего волка, и от всякого земного гнуса. И около моего стада, милого живота, власьевого роду, ездит Георгий Храбрый со своим златым скипетром, отбивает и отганивает от всякого злого человека и от лютого зверя, и от черного зверя, и от рыйкучего волка своим златым скипетром.
Господи, Боже, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, раб Божий имярек, благословясь, пойду перекрестясь от своих старых жир, со своим скотом, с милым животом, с Власьевым родом от своих атаманов и атаманиц, и от своих хозяев на зеленую дубраву, на свою любимую поскотину. И из тех дворов, пошел мой скот, Власьев род, милой живот путем и дорогой, ладом и чередом, малые за большими, по всякий час, на той моей любимой поскотине, на зеленой дубраве ести траву зеленую, пити воду ключевую, свежую, и некуда б скот в сторону не ходил от меня, раба Божия имярек, по всякий день и по всякий час, на ветху и на молоду, и в ущербе, и намежных днях, сохрани и соблюди в день по солнцу и поутру по зарям, и по вечерним зарям, и на исходных пятницах. Стану я, раб Божий имярек, на суженое место и вострублю я, раб Божий имярек, во свою златую трубу, тот бы мой скот, милой живот, Власьев род, скоплялись ко мне, рабу Божию имярек, на трублю и на рог, от рек и озер, от мелких ручьев и от зыбучих болот, со всех четырех сторон ко мне, рабу Божию имярек; и с тем скотом, с милым животом, с Власьевым родом, пойду я, раб Божий имярек, куда надобно и куда сяжно, и где любо; и как солнце пойдет на запад, и тогда мой скот, милый живот, Власьев род, поди ко своим атаманам и атаманицам, к хозяевам и хозяюшкам, домой ночевать. И тех моих слов дождем бы не омочить и в горе, и под деревом, и ветром бы не отнесло к ни коим бы побытом, тем моим словам ключ и замок. Постави мне, Господи, каменную гору со всех четырех сторон от всякого злого человека, от черного медведя и медведицы, и от рыскучего волка, и от волчицы, от рыси и от росомахи, постави мне, Господи, боже, рабу Божию имярек, круг моего стада, милого живота, Власьева роду, круг быков и круг телят, и малых подтелков со всех четырех сторон. Еще помолюся Пречистой Матери Божией Богородице, закрой и заступи со всех четырех сторон на ветху и на молоду, и в ущербе, и на смежных днях, и во исходящих пятницах, всегда и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Сию молитву твори трижды на воск, а воск соски тюком с шерстью, и с воском, и с образом три раза ходить на поселень, и того воску положить в рог под береста, да часть того воску положить под камень в воду для того, чтобы тот скот доил "лучше.
(Прионежский р-н, Карелия)
20. Заговор на выгон скота
В Егорьев день, вечером, хозяйка дома, когда все в доме ложатся спать, обходит три раза с колокольчиком вокруг дома и шепчет заклинания, чтобы охранить скот от порчи, глазу, от падежа.
Егорий Храбрый, Фролы и Лавры, Власий, Медосий, дворовый хозяин и дворовая хозяюшка с деточками, благословите и уберегите скотинушку на красное на летушко, на доброе здоровьюшко. Аминь.
(Прионежский р-н, Карелия)
21. Заговор на первый выгон скота
Когда выгоняют стадо в первый раз в поле — это 23-го апреля, в Егорьев день, хозяйка говорит сл<едущие> слова:
От земли до неба да от неба до земли встань земля каменна и столб огненный. Чтоб не было ни птицам пролетища и ни зверям проходица. Чтоб там не тронули мою скотинушку.
(Прионежский р-н, Карелия)
22. Заговор на выгон скотины
Утрена заря Ульяна и вечерня Маривьяна закличат своих черных чертят, черного медведя, серого волка, белого зайца. Кажись, моя милая скотинушка, в осяку пнем-колодой, за осяком серым каменем. Стань около моей милой скотинки тынь железна, стена каменна от земли до неба, от востока до запада.
(Прионежский р-н, Карелия)
23. Отпуск скотины в стадо
Хозяин-батюшко, хозяюшка-матушка, с попамы, с дьякамы, с праведными судьями, примите Богову скотинку, мою животинку: поите, кормите, теплом снабдите. Как я люблю, так и вы любите.
(Прионежский р-н, Карелия)
24. Заговор на выгон скотины
Когда скотину гнали пасти, вместе с пастухом <надо> чтобы <был> знахарь, уважаемый всеми человек; он собирал яйца у всей деревни и относил к лесному хозяину, к лесовику, чтобы задобрить его. Знахарь говорил отпуск:
Хозяин с хозяюшкой, с малыма детушкамы, с нянькамы, с мамкамы, с верными служанкамы, стерегите, сберегите, коровушку чернопеструю (разную), кормите и пойте, но только не дойте.
(Прионежский р-н, Карелия)
Разные заговоры на скотину
1. Молитва скот сводить (случать)
Господи благослови, Отец, Сын и Святой Дух, ныне и присно и во веки веков, аминь. Господи Боже благослови, во имя Отца и Сына Святого Духа, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Стану я раб Божий имярек, благословесь, и пойду перекрестясь, из избы дверми, из двора воротами, и выйду в чистое поле, под восточную страну, стану лицем на красное солнце, на запад спиной, и стану я, раб Божий имярек, свои слова красному солнцу говорить: как красное солнце на выхождение идет, так бы у меня, раба Божия имярек, скот милой крестьянской живот, все на поскотину пойдут, вся в похвале и вся в почести; и как то́ красное солнце на восхождение будет и на полдень станет, то я, раб божий имярек, на место стану и около меня, раба Божия имярек, скот милой крестьянской живот, что медное кольцо; как то красное солнце с полудня пойдет на вечер — на покат, так бы у меня, раба Божия имярек, скот милой крестьянской живот с поскотины пойдет вся вкруг, вся в похвале; и как по сторонным городам и по соборным церквам в колокол на вечерню звонят, так мой скот милый крестьянской живот на месте в перечете стал. И еще в том же чистом поле на восточной стране чистый чист-бел-горючь камень, на том белом камени сидят три брата Христовы: Михаил-Архангел, Гавриил-Архангел, Лука-залучник, и помолюся я, раб Божий имярек, образу Божию и святым трем святителям-братиям: пособите и помогите мне, рабу Божию имярек, ходити и гуляти в поли и за полем, в поскотины и за поскотиной за скотом, за милым христианским животом. Ангели хранители и святии святители и все небесныя силы, Саваов Бог Иисус Христос, Вышний Творец, сохраните, и соблюдите, обгородите и оберегите меня, раба Божия имя рек, и всего моего скота, милого христианского живота, от колдуна и от колдуньи, от двоезуба и от трозуба, от двоеглаза, от двоеволоса и от троеволоса, и от белаго и от чернаго, и от черемнаго и от стараго, и от молодого и от середовичь и от холостого, и от женатого, и от мужска полу и от женска и от всякого портежнаго, и от бельца и от белицы, и от чернеца и от черницы, и от всех моих злых ворогов; храни Господи и люди меня, раба Божия имярек, и всего милого крестьянскаго живота и постави медный и железный тын от ронка (?) медную гору, огненное пламя, со всех четырех сторон, от востока и до запада, от земли и до неба, от всех моих ворогов и супостатов; и кто на меня, раба Божия имярек, и на всего моего скота милого крестьянского живота думою одумает и мыслию помыслит, зла не сотворит, себе досадит, и впади тому человеку злому толста, безгромна туча, огненное пламя с небеси, камень, огненная стрела в буяну голову, в ретивое сердце и черную печень, и помешай ему человеческое нутро, помешай ему ум в голове и его злым худым помышлением; и закрепляю я свои словеса в окован ларец за тридевять замков, и мечу тридевять золотых ключей в синее море океан, и есть в том мори океани бел камень, и под тем каменем стоит щука и уносит мои золотые ключи в синее море океан под бел камень, и как тем моим золотым ключам на верх воды не выплывать, и так бы мне рабу божию имярек испорчену не быть, ни моему скоту милому крестьянскому животу, отныне и до второго пришествия Христова, всегда ныне и присно, и вовеки веков, аминь.
Говорить трижды. Воск со скотинной шерстью в сничатой замок замкнуть. Сия молитва скот случать.
(Доставлено священником Дьячковым из Нижнеозера, Онежского уезда, а им списано со старинной рукописи)
2. Заговор, чтобы скотина стояла
Помяни, Господи, царя Давыда и всю крепость его; укроти, Господи, корову сию крепостями своими. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Утренняя зоря Мария, вечерняя зоря Маремьяния, утолите мою тоску-кручину, ныне и присно и вовеки веков, аминь, аминь, аминь.
(Из старинного рукописного сборника, из с. Ваймуги, Холмогорского уезда)
3. Обряд со скотом на Св. Егория
Канун Егор(ь)ева дни в ноч(и) скотине во хлев не клади никакой, дабуди косача, да с косачем курич(ь)е яйцо; да свечю без огня с вечер(а) положи пред Егор(ь)я, как люд(и) уснут, один или два человека вас. Как ко Егор(ь)ю приде, 3 ж поклон. Да возми топор да косача и яйцо и свечю возми и зажги, тож в руки подним(и), нес(и) на посолон(ь), а топор в правой руки по земли тян(и), а в другой рук(е) свечю отнес(и) и косач(а) за горло и яйцо, да поди 3 ж и говори:
(1) Пус(ть) около моег(о) скоту желез(ной) тын стан(ь) от земли до н(е)беси от зверя и от волк(у), и от всяког(о) зверя, по земли ходящег(о), и от ле(са).
И обойди 3 ж, говор(и) 3 ж.
Пришед ко Егор(ь)ю, свеча (с о)гнем поставит(ь) и яйцо по старому, а косач(а) у(бить) ножыком тыл(ь)ем, а говор(и):
(2) Тебе, святый Егор(ей), черной боран от меня и от моег(о) скоту, а ты, с(вятый) Егорей, стереги и береги мой скот..., где б люди не ворочали.
(3) Сург он калаине, ий пинг он калаине, ий кескиманог он калаине.
(4) От меня тебе курич(ь)е яйцо и от моего скоту и животы.
Тог(о) году репы с чюжег(о) огорода репы не дергат(ь), и колосу не рват(ь), и сквоз(ь) руки не смоктат(ь) и не оцыщат(ь).
(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
4. Чтоб рогатый скот не спал в поле
Стану я раб Божий (имярек) благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из двора в ворота в чисто поле, на окиян-море. На море на окияне стоит солома, а во той соломе сидит 12 ветров и 12 вихорев. Как вы, 12 ветров и 12 вихорев, служите Господу Богу и Матери Божьей и всей небесной силе, так и мне рабу Божьему (имярек) сослужите: слетайте за горы и за долы и за темные леса и за кипучие ключи, снимите с тюремщиков и подтюремщиков тоски-тоскущей и сухоты-сухотущей и со любовью своей несите, не оброните, ударьте мою скотину во очи ясныя и брови черны, в 77 жил и во 77 суставов и в черныя печени и не могла бы моя скотинка меня раба Божия (имярек) в еде заедать и в питье запивать и под полон месяц и на перекров месяц. Язык мой — ключ, уста — замок. Аминь
Всегда на уме содержать: утром до солнца и вечером при солнце.
5. Заговор, если скотина потеряется
Скотина потеряется — в трубу ревели, по первому дым, как затопишь — сразу.
Дым дымовой,
Дым столбовой,
Не падай, дым,
На сыру землю,
Поднимайся, дым,
Выше гор, выше лесу,
Падай дым, на пару Божью Пестронюшку.
(Зап. в д. Кушкопале)
Источники заговоров на скотину:
Заговоры при покупке скотины
1-2 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
3-7 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
8-12 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
Заговоры на водворение скотины
1-10 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
11-12 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
Заговоры, чтобы скот был "ко двору"
1-9 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
10 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
Заговоры при выгоне скотины
1-7 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
8-24 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
Разные заговоры на скотину
1, 2 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
3 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
4 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.
5 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
Читайте также:
Заговоры от болезней скотины
Заговоры для защиты скотины от диких животных
Заговоры на корову
Заговоры на лошадей (коней)
Заговоры на овец (баранов)