Русские заговоры для защиты скотины от диких животных

 

1. Оберег скота от зверей

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!

Стану я, раб Божий (имярек) благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из ворот воротами в чистое поле, в зеленую дубраву, помолюсь я, поклонюся на восточную сторону истинному Христу и Пресвятой Богородице, Илию Пророку, великомученику Георгию храброму, Власию и Модесту. Господь наш Иисус Христос, пресвятая Богородица, Илья Пророк, св. Власий и Модест и Великомученик Георгий Храбрый, государи мои! помилуйте скот, христианский живот со всякими пестринами и всеми шерстями, а завалите мой скот пеньками, и колодами и белым каменьем, что бы не было ни приступу, ни проходу черному зверю медведю, серому волку рыкучему и злющей россомахе, ни всякому лихому злу человеку, вору и наветнику. Еще есть Божия тварь муравьи и как они в день расходятся по темному лесу и по чистому полю, а к ночи собираются в свои муравьища — в свои жилища, такожде бы расходился мой милый скот, быки и коровы и телятка малы и рогаты со всякою шерстною, и сходились бы кучкою на свой двор, да соблюдеши и сохраниши пресвятое имя твое, всегда ныне и присно и во веки веков. Еще есть на сем свете св. Божия церковь и сходится в ней народ Божий с женами и детьми, також сподобились бы на сем свете мой скот и живот; еще есть на сем свете чистыя мухи, белыя пчелки, летают стадами по чистому полю днем и собирают мед и воскъ, а к ночи собираются к своим жилищам, чтобы не было приступу темняку, серому волку, ни злущей россомахе, ни всякому злу лиху человеку. Как св. Христову Воскресенью возрадуется народ Божий, когда зазвонят в колокола; так возрадовалси бы мой милый скот христианский живот, когда услышит мой голос и мою трубу, по вечеру поздно и по утру рано, из сыраго бору, из чистого поля, из зеленой дубравы, домой сходилися к домам и расходилися по дворам. Положу я, раб Божий (имя), воск недержаной на колокольню к большому колоколу зазвонному между ушьми, и пусть тот воск у колокола по три воскресеньи у звону. Возьму я чистый воск с колокольни и класть мне на скота со всякими шерстинами и пестринами.

(Записано в Сумском посаде)

 

2. Оберег скота от медведя

Должно с когтем «Лева-зверя» (за который не редко выдают клюв гагары) обойти кругом стада коров и при том шептать следующее:

Обхожу я, раб божий, с когтем лева-зверя мое милое стадо, крестьянский живот. Как мои коровушки до сей поры боялись медведя, так теперь да боится медведь моих коровушек; а к этому моему слову небо и земля — ключ и замок; аминь.

(Записал А. Харитонов в Шенкурском уезде)
 

3. Заговор-оберег скота

(Выйду) перекрестесь из ызбы дверми, из двора воротми в чистое поле, восточну сторону. И есть (в) востошной стороне лесница золоты ступени и зходит с той лесницы сама мати Божия Пречистая Богородица ко мне, рабу Божию имяреку, на помощ и на пособие и одевает меня, раба Божия, своей нетленой ризой и на путь провожает своим скотом, милым, любимым христианским животом, со всякою жывущею доморощеною скотиною, конъною силою, меринами и кобылами, быками, быками порозами, коровами, теленками и малыми подтеленками, боранами, овцами, вепрями и свиньями. И постави, Господи, в поскотине скота моево пнем, колотою и каменем, в день по сонцу, а в ноче по мисецу, в поле и за полем, в осеку и за осеком, в лугах и за лугами, в горах, в вертепах, и в темных лесах, и мелких речках, и поточках, на мхах и на грязях, в болотах, на перелогах, на мяндячах, на всяком месте. И как тебе, лютому зверю широколобу медведю, и тому проклятому артусу, волку рыскучему, и волчице, и всякой змие скорпие, и всякому зверю, и всякому злу лиху человеку с края на край земли не перетти, не изведать, и круг синево моря пен не пересмотреть, и не пересчитать в темном лисе лесу, и так не обозрить, и не видать в поскотине скота моево христиансково животе во веки веков. И святые верховные апостолы Петр и Павел, сниде ко мне, р(абу) Б(ожию) и(мярек), своей нетленою ризой и на путь проводит(е) своим скотом милым и также со всех четырех стран во веки веков.

И как земля мати покрыла мертвое тело от белово света, о(т) роду и племени, и так земля мати покрыла мою поскотину о(т) черново зверя медведя и медветицы, и серово волка и волчицы. И как мертвы человек не слышит и не видит сего белаго света, ни роду ни племени, и так бы черной зверь медветь и медветица, и серой волк и волчица не слышали бы, не видели бы в поскотине скота моево христиансково живота во веки веков.

И как мертвому человеку о(т) гроба не восстати, так по сему свету не ходить, и так бы черному зверю медвету и метветице, и серому волку, и волчице в поскотине моей не бывать, скота моево не видать во веки веков. И которое слово в забыт(ь)е, то буть слово впереде, и которые слово впереде, то буть его в прибыле, и буте вы, мои слова, в заговоре все полны, крепче лому трава, крипце каменой стены и тверже адаманта камени. Бутте вы, мои слова, и бритки, и крепки, и лепки, и емки, и метки(?), и бутте вы, мои слова, в заговоре и в договоре крепче белово камени и синево булату. Всегда, ныне, присно, во (ве)ки веков. Аминь. Ключь моим словам язык, уста моя (замок).

(Говорить в) воск (в) Великой четверток поутру до сонца и обходить поскотину круг в чистоте.

(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Титова). № 4194. Конец XVIII в.)
 

4. Заговор-оберег скота

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Стану я, раб Божий, благословесь, пойду перекрестесь из ызбы дверми, из двора воротми в чистое поле, востошную сторону путем и дорогую. Умываюся, р(аб) Б(ожий) и(мрек), росою и утираюся зорею, одеваюся небесами и всеми облаки подъпояшуся. И помолюся я, р(аб) Божий имрек, Господу нашему Иисусу Христу небесному царю Сыну Божию и Пречистой его Матере Божией Богородице Приснодеве Марие, ангелам, и аръхангелам, и всем небесным силам, Иоанну Крестителю, Михаилу архангелу, Гавриилу архангелу, и святым верховным апостолам Петру и Павлу, и четырем евангелистам Луке, Марку, Матфею, Ио(ану) Богослову, святому Власию, великомученику Георгию Храброму и Зосиме, Саватию, соловецким чюдотворцам, Николаю ч(удотворцу), мученице Настасие. И постави, Господи, около меня, р(аба) Б(ожия) и(мрек), и около поскотины моея, и около скота моево, милово, любимово христиансково живота, и около всякия живущия доморощоныя скотины комол(ыя) и рогат(ыя) и разношерсныя, разнопестрыя конныя силы, меринов и кобыл, порозов, коров, теленков и малых подътелков, боранов, овец, вепрев и свиней тын медян, и железян, и булатен, каменную стену в глубину в землю за тринатцать сажен от чернаго зверя, широколапа медведя насылочнаго, и опрокидня перехожево покосника, и волка рыскучево, и волчицы, и всякия змии скорпии, и от всяково зверя, и от всяково зла лиха человека поутру рано и вечеру поздо, по всякой день, и по всякой час, и по всякое время во веки веков. Аминь.

(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Т итова). № 4194. Конец XVIII в.)
 

5. Заговор-оберег скота

И емлю я, р(аб) Б(ожий) и(мрек), тридевять булатные ключя, и запираю, и замыкаю тридевять булатные ворота тридевять булатными ключами, чтобы не ходил в мою поскотину черной зверь шыроколоб медъведь насылочной, и опрокидень перехож пакосник, и волк рыскучей, и волчица, и всякая змия скорпия, и всякой зверь, и всякой злой лихой человек поутру рано и вечеру поздо, по всякой день, и по въсякой час, и по всякое время во веки веков.

И как ходит по земли Божий дух ветр, ломает пение, и ко(ло)дие, и высъкирие, и белое камение, и всякое суховетхое древо, и так бы ломало моево недруга и супостата; и кто на меня, раба Божия имрека, зло подумает, осиновой кол в спину, нож в серце по всякой день, и по всякой час, и по всякое время во веки веков.

И как гора з горой не сходится и берегами, и так бы черной зверь не сходился с моим скотом христианским животом во веки веков.

И стану я, р(аб) Б(ожий) имрек, благословесь, пойду перекрестесь из ызбы дверми, из двора воротми в чистое поле, востошную сторону, к синему акиану морю. И есть на синем акиане море бел латырь камень, и выходит из-под белово латыря камни свежая рыбица щука, очи бисеринныя, зубы железныя, ко мне, рабу Божию имреку, на помощ(ь), и на пособие, и обереги меня, раба Божия, тридевять булатные ключи, сходит и сносит в синее акиан море и под бел латырь камень. И как той рыбе щуке не бывать из синево акиана моря, из под белово латыря камни с тридевятью булатными ключами, и так бы не бывать в моей поскотине черному зверю широколобу медведю насылочному, и опрокидну перехожему пакоснику, и волку рыскучему, и волчице, и всякой змие скорпие, и всякому зверю, и всякому злу лиху человеку поутру рано и вечеру поздо, по всякой день, и по всякой час, и по всякое время во веки веков.

И есть (в) востошной стороне лесница золоты ступени, и сходит с той лесътницы сама Мати Божия Пресвятая Богородица ко мне, рабу Божию, на помощ и на пособие, и одевает меня, р(аба) Б(ожия) и(мрек), своей нетленой ризой и на путь провожает своим скотом, милым любимым христианским животом, со всякою живущею доморощенною скотиною, конною силою, меринами и кобылами, быками порозами, коровами, телятами и малыми подтелками, боранами, овцами, вепрями и свиньями и постави, Господи, в поскотине скота моево пнем и колодою и камени в день по сонцу, а в ноче по мисецу, в поле и за полем, в осеку и за осеком, в лугах и за лугами, в логах, в вертепах, и в темных лесах, и в мелких речках поточах, на мхах и на грязях, в болотах, на перелогах, на мяндочах и на всяком месте.

(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Титова). № 4194. Конец XVIII в.)
 

6. Заговор-оберег скота

И как тебе, лютому зверю медведю, и тому проклятому арътусу, и волку рыскучему, и волчице, и всякой змие скорпие, и всякому зверю, и всякому злу лиху человеку с края на край земли не перетти и не изведать, и круг синево моря пен не пересмотреть, не пересчитать в темном лисе лесу, и так не обозрить и не видать в поскотине скота моево христиансково живота во веки веков. Святые верховные апостолы Петр и Павел, снидете ко мне, р(абу) Б(ожию) и(мрек), на помощ и на пособие, и оградите меня, р(аба) Б(ож)и(я) и(мрек), своей нетленной ризой и на путь провожайте с моим скотом, милым любимым христианским животом, со всякою живущею доморощенною скотиною, конною силою, меринами и кобылами, быками, порозами, коровами, теленками и малыми подтелками, боранами, овцами, вепрями и свиньями.

И как у скота шерсть с воском с(вит)аетъся, и так бы скотина со скотиной свиталась.

И как мурашы в муравейники сбираются со всех четырех стран к своему царю болшему мурашу безотпятно и безотворотно, и так бы скот, мой любимой христианской живот, сходился, свитался вместо скотина ко скотине во едину груду.

И как ярые пчелы с конпание своим (гнезд) своих не отлетают и детей своих не покидают, летят во свое гнездо во единой улей, и так бы скот, мой любимой христианской живот, сходился и свитался вместо, скотина ко скотине во едино стадо.

И как славная река Илмень течет в акиан море безотпятно и безотворотно, и так бы скот мой любимой шел повечеру в дом свой безотпятно и безотворотно. И как огнь палящы непотыхающы сколь жарко и ярко, и как бы горело у скота серце скотина по скотине и по мне, р(абу) Б(ожию) и(мрек), меня увидят или голос мой услышат.

В трубу трублю или в рог играючи в поле и за полем, в осеку и за осеком, в лугах и за лугами, в горах, вертепах и в темных лесах, и в мелких речках поточках, шли бы ко мне, р(абу) Б(ожию) и(мрек), на голос, на мою трублю, а хош ты и станеш ходить, черной зверь, широколоб медветь насылочной, и опроки(день) перехожей пакостник, и волк рыскучей, и волчица, и всякая змия скорпия, и всякой зверь, и всякой злой лихой человек в мою поскотину и (напущу на вас) тридевять (борзых Веденских) лютых кобелей, и не будет вам уходу о(т) тридевять великих лютых кобелей не в поле, ни за пол(ем), не в лугах, ни за лугами, ни в горах, вертепах, ни в темных лесах, ни в мелких речках поточках. И поди ты, черной зверь ши(ро)колоб медветь насылочной и опрокидень, перехожей пакосник, и волк рыскучей, (и) волчица, и всякая змия скорпия, и всякой зверь, и всякой злой лихой человек за черное море на Фаворскую гору, и еште вы зелену(ю) траву, и пейте болотную воду, и у меня вам, р(абу) Б(ожию) и(мрек), ни питеру ни идеру нету отныне и во веки веков. Аминь.

И еще же святы Георгий поставляет окол(о) поскотины моей тын железной, ворота медны от земли и до небеси, от востоку и до (запа)ду, и такожде со всех четырех стран вовеки. Аминь.

И как земля мати покрыла мертво тело от белово света, от роду и племени, и так, земля мати, покрой мою поскотину от чернаго зверя мерведя и медведицы, и серово (волка) и волчицы. И как мертвы человек (не слышит и не видит сего белово света), ни роду, ни племени, и так бы черной зверь медведь и медведица, и серой волк и волчица не слышали бы и не видели в поскотине скота моево, христиансково живота, во веки веков. И как мертвому от гроба не восътать, по сему свету не ходить, и так бы черному зверю медведу и медведице, и серому волку и волчице в поскотине моей не бывать и скота моево не видать во веки веков. Аминь.

И которое слово в забыт(ь)е, то будь слово впереде, то будь слово в прибыле, и будте вы, мои слова, в заговоре все полны, крепче лому травы, крепче каменной стены и тв(е)рже адаманта камени. Будте вы, мои слова, и бритки, и крепки, и лепки, и емки, и метки, крипче белово камени и синево булату всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ключь моим словам язык, уста моя замок.

Говорит(ь) воск (в) Великой Четверток поутру до сонца и брать у скотины шерсть со лба, со спины, с трех прешественных мест и обходить поскотину вкруг в чистоте.

(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Титова). № 4194. Конец XVIII в.)
 

7. Заговор от змеиного укуса скотины

В Киеве Змея, в пещере Змея. Здесь отрод <так> — в обуте <так> вода, в Камане <так> — стрела. Та же Змея. Изойди ожог из милой скотинки крестьянской. Ныне по веку, отныне и до веку. Аминь (три раза).

Варить смолу с яйцом и на это говорить заговор, а потом дать корове.

(Зап. в д. Масельге Архангельской обл.)
 

8. Заговор от гадюк

Перед заговором в воду кладут нячу (мягкую травку) и камень, воду два раза нашепчут, ей потом заговаривают скотину.

Встану благословясь, ясны очи перекрестясь, матушкой рождена, отцом благословлена, пойду из избы в двермы, из сеней воротьмы, пойду к синему морю. У синего моря бродит царь, ищет воды, но: «На что тебе вода? Я хитрее тебя».

Заговаривают (как раба Божия) о двенадцати змеях, от назмия, от назмия, от назмия.

(Пудожский р-н, Карелия)
 

9. Оберег скота от зверей

Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из ворот воротами в чистое поле, в зеленую дубраву, помолюсь я, поклонюся на восточную сторону Истинному Христу и Пресвятой Богородице, Ильи Пророку, Великомученику Георгию Храброму, Власию и Модесту: «Господь наш Исус Христос, Пресвятая Богородица, Илья Пророк, Св<ятые> Власий и Модест и Великомученик Георгий Храбрый, государи мои! Помилуйте скот, християнский живот со всякими пестринами и всеми шерстями; и завалите мой скот пеньками и колодами, и белым камнем-каменьем, чтобы не было ни приступу, ни проходу черному зверю-медведю, серому волку рыкучему и злющей росомахе, ни всякому лихому-злу человеку, вору и наветнику. Еще есть Божья тварь — мураши, и как они в день расходятся по темному лесу и по чистому полю, а к ночи собираются в свои муравьища — в свои логовища-жилища, такожде бы расходился мой милый скот: быки и коровы, и телятка малы, и рогаты со всякою шерстью, и сходились бы кучкою на свой двор, да соблюдеши и сохраниши пресвятое имя твое, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Еще есть на сем белом свете Святая Божия церьков, и сходится в ней народ Божий с женами и детьми, також сподобились бы на сем свете мой скот и живот; еще есть на сем белом свете чистыя мухи, белыя пчелки, летают стадами по чистому полю днем и собирают мед и воск, а к ночи собираются к своим логовищам-жилищам, чтобы не было приступу темняку, серому волку, ни злущей росомахе, не всякому злу-лиху человеку. Как Святому Христову Воскресению возрадуется народ Божий, когда зазвонят в колокола, так возрадовался бы мой милый скот — християнский живот, когда услышит мой голос и мою трубу: по вечеру поздно, и по утру рано, из сырого бору, из чистого поля, из зеленой дубравы домой сходилися к домам и расходилися по дворам. Положу я, раб Божий (имярек), воск недержаной на колокольну к большому колоколу зазвонному между ушами, и пусть тот воск у колокола по три воскресенья у звону. Возьму я чистый воск с колокольни и класть мне на скота со всякими шерстинами и пестринами. Аминь.

(Беломорский р-н, Карелия)
 

10. Оберег от зверя и от змеи

Мила божена скотинушка казалась бы темным лесом, водой, травой, и чтобы не видел он божену скотинушку никогда, а только видел сам себя, а спасается мила божена скотинушка от змия, от зверя.

(Пудожский р-н, Карелия)
 

Источники заговоров для защиты скотины от диких животных:

1, 2 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
3, 4, 5, 6 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
7 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
8-9 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
 

Читайте также:

Заговоры на скотину
Заговоры от болезней скотины