1. Оберег скота от зверей
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!
Стану я, раб Божий (имярек) благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из ворот воротами в чистое поле, в зеленую дубраву, помолюсь я, поклонюся на восточную сторону истинному Христу и Пресвятой Богородице, Илию Пророку, великомученику Георгию храброму, Власию и Модесту. Господь наш Иисус Христос, пресвятая Богородица, Илья Пророк, св. Власий и Модест и Великомученик Георгий Храбрый, государи мои! помилуйте скот, христианский живот со всякими пестринами и всеми шерстями, а завалите мой скот пеньками, и колодами и белым каменьем, что бы не было ни приступу, ни проходу черному зверю медведю, серому волку рыкучему и злющей россомахе, ни всякому лихому злу человеку, вору и наветнику. Еще есть Божия тварь муравьи и как они в день расходятся по темному лесу и по чистому полю, а к ночи собираются в свои муравьища — в свои жилища, такожде бы расходился мой милый скот, быки и коровы и телятка малы и рогаты со всякою шерстною, и сходились бы кучкою на свой двор, да соблюдеши и сохраниши пресвятое имя твое, всегда ныне и присно и во веки веков. Еще есть на сем свете св. Божия церковь и сходится в ней народ Божий с женами и детьми, також сподобились бы на сем свете мой скот и живот; еще есть на сем свете чистыя мухи, белыя пчелки, летают стадами по чистому полю днем и собирают мед и воскъ, а к ночи собираются к своим жилищам, чтобы не было приступу темняку, серому волку, ни злущей россомахе, ни всякому злу лиху человеку. Как св. Христову Воскресенью возрадуется народ Божий, когда зазвонят в колокола; так возрадовалси бы мой милый скот христианский живот, когда услышит мой голос и мою трубу, по вечеру поздно и по утру рано, из сыраго бору, из чистого поля, из зеленой дубравы, домой сходилися к домам и расходилися по дворам. Положу я, раб Божий (имя), воск недержаной на колокольню к большому колоколу зазвонному между ушьми, и пусть тот воск у колокола по три воскресеньи у звону. Возьму я чистый воск с колокольни и класть мне на скота со всякими шерстинами и пестринами.
(Записано в Сумском посаде)
2. Оберег скота от медведя
Должно с когтем «Лева-зверя» (за который не редко выдают клюв гагары) обойти кругом стада коров и при том шептать следующее:
Обхожу я, раб божий, с когтем лева-зверя мое милое стадо, крестьянский живот. Как мои коровушки до сей поры боялись медведя, так теперь да боится медведь моих коровушек; а к этому моему слову небо и земля — ключ и замок; аминь.
(Записал А. Харитонов в Шенкурском уезде)
3. Заговор-оберег скота
(Выйду) перекрестесь из ызбы дверми, из двора воротми в чистое поле, восточну сторону. И есть (в) востошной стороне лесница золоты ступени и зходит с той лесницы сама мати Божия Пречистая Богородица ко мне, рабу Божию имяреку, на помощ и на пособие и одевает меня, раба Божия, своей нетленой ризой и на путь провожает своим скотом, милым, любимым христианским животом, со всякою жывущею доморощеною скотиною, конъною силою, меринами и кобылами, быками, быками порозами, коровами, теленками и малыми подтеленками, боранами, овцами, вепрями и свиньями. И постави, Господи, в поскотине скота моево пнем, колотою и каменем, в день по сонцу, а в ноче по мисецу, в поле и за полем, в осеку и за осеком, в лугах и за лугами, в горах, в вертепах, и в темных лесах, и мелких речках, и поточках, на мхах и на грязях, в болотах, на перелогах, на мяндячах, на всяком месте. И как тебе, лютому зверю широколобу медведю, и тому проклятому артусу, волку рыскучему, и волчице, и всякой змие скорпие, и всякому зверю, и всякому злу лиху человеку с края на край земли не перетти, не изведать, и круг синево моря пен не пересмотреть, и не пересчитать в темном лисе лесу, и так не обозрить, и не видать в поскотине скота моево христиансково животе во веки веков. И святые верховные апостолы Петр и Павел, сниде ко мне, р(абу) Б(ожию) и(мярек), своей нетленою ризой и на путь проводит(е) своим скотом милым и также со всех четырех стран во веки веков.
И как земля мати покрыла мертвое тело от белово света, о(т) роду и племени, и так земля мати покрыла мою поскотину о(т) черново зверя медведя и медветицы, и серово волка и волчицы. И как мертвы человек не слышит и не видит сего белаго света, ни роду ни племени, и так бы черной зверь медветь и медветица, и серой волк и волчица не слышали бы, не видели бы в поскотине скота моево христиансково живота во веки веков.
И как мертвому человеку о(т) гроба не восстати, так по сему свету не ходить, и так бы черному зверю медвету и метветице, и серому волку, и волчице в поскотине моей не бывать, скота моево не видать во веки веков. И которое слово в забыт(ь)е, то буть слово впереде, и которые слово впереде, то буть его в прибыле, и буте вы, мои слова, в заговоре все полны, крепче лому трава, крипце каменой стены и тверже адаманта камени. Бутте вы, мои слова, и бритки, и крепки, и лепки, и емки, и метки(?), и бутте вы, мои слова, в заговоре и в договоре крепче белово камени и синево булату. Всегда, ныне, присно, во (ве)ки веков. Аминь. Ключь моим словам язык, уста моя (замок).
(Говорить в) воск (в) Великой четверток поутру до сонца и обходить поскотину круг в чистоте.
(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Титова). № 4194. Конец XVIII в.)
4. Заговор-оберег скота
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Стану я, раб Божий, благословесь, пойду перекрестесь из ызбы дверми, из двора воротми в чистое поле, востошную сторону путем и дорогую. Умываюся, р(аб) Б(ожий) и(мрек), росою и утираюся зорею, одеваюся небесами и всеми облаки подъпояшуся. И помолюся я, р(аб) Божий имрек, Господу нашему Иисусу Христу небесному царю Сыну Божию и Пречистой его Матере Божией Богородице Приснодеве Марие, ангелам, и аръхангелам, и всем небесным силам, Иоанну Крестителю, Михаилу архангелу, Гавриилу архангелу, и святым верховным апостолам Петру и Павлу, и четырем евангелистам Луке, Марку, Матфею, Ио(ану) Богослову, святому Власию, великомученику Георгию Храброму и Зосиме, Саватию, соловецким чюдотворцам, Николаю ч(удотворцу), мученице Настасие. И постави, Господи, около меня, р(аба) Б(ожия) и(мрек), и около поскотины моея, и около скота моево, милово, любимово христиансково живота, и около всякия живущия доморощоныя скотины комол(ыя) и рогат(ыя) и разношерсныя, разнопестрыя конныя силы, меринов и кобыл, порозов, коров, теленков и малых подътелков, боранов, овец, вепрев и свиней тын медян, и железян, и булатен, каменную стену в глубину в землю за тринатцать сажен от чернаго зверя, широколапа медведя насылочнаго, и опрокидня перехожево покосника, и волка рыскучево, и волчицы, и всякия змии скорпии, и от всяково зверя, и от всяково зла лиха человека поутру рано и вечеру поздо, по всякой день, и по всякой час, и по всякое время во веки веков. Аминь.
(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Т итова). № 4194. Конец XVIII в.)
5. Заговор-оберег скота
И емлю я, р(аб) Б(ожий) и(мрек), тридевять булатные ключя, и запираю, и замыкаю тридевять булатные ворота тридевять булатными ключами, чтобы не ходил в мою поскотину черной зверь шыроколоб медъведь насылочной, и опрокидень перехож пакосник, и волк рыскучей, и волчица, и всякая змия скорпия, и всякой зверь, и всякой злой лихой человек поутру рано и вечеру поздо, по всякой день, и по въсякой час, и по всякое время во веки веков.
И как ходит по земли Божий дух ветр, ломает пение, и ко(ло)дие, и высъкирие, и белое камение, и всякое суховетхое древо, и так бы ломало моево недруга и супостата; и кто на меня, раба Божия имрека, зло подумает, осиновой кол в спину, нож в серце по всякой день, и по всякой час, и по всякое время во веки веков.
И как гора з горой не сходится и берегами, и так бы черной зверь не сходился с моим скотом христианским животом во веки веков.
И стану я, р(аб) Б(ожий) имрек, благословесь, пойду перекрестесь из ызбы дверми, из двора воротми в чистое поле, востошную сторону, к синему акиану морю. И есть на синем акиане море бел латырь камень, и выходит из-под белово латыря камни свежая рыбица щука, очи бисеринныя, зубы железныя, ко мне, рабу Божию имреку, на помощ(ь), и на пособие, и обереги меня, раба Божия, тридевять булатные ключи, сходит и сносит в синее акиан море и под бел латырь камень. И как той рыбе щуке не бывать из синево акиана моря, из под белово латыря камни с тридевятью булатными ключами, и так бы не бывать в моей поскотине черному зверю широколобу медведю насылочному, и опрокидну перехожему пакоснику, и волку рыскучему, и волчице, и всякой змие скорпие, и всякому зверю, и всякому злу лиху человеку поутру рано и вечеру поздо, по всякой день, и по всякой час, и по всякое время во веки веков.
И есть (в) востошной стороне лесница золоты ступени, и сходит с той лесътницы сама Мати Божия Пресвятая Богородица ко мне, рабу Божию, на помощ и на пособие, и одевает меня, р(аба) Б(ожия) и(мрек), своей нетленой ризой и на путь провожает своим скотом, милым любимым христианским животом, со всякою живущею доморощенною скотиною, конною силою, меринами и кобылами, быками порозами, коровами, телятами и малыми подтелками, боранами, овцами, вепрями и свиньями и постави, Господи, в поскотине скота моево пнем и колодою и камени в день по сонцу, а в ноче по мисецу, в поле и за полем, в осеку и за осеком, в лугах и за лугами, в логах, в вертепах, и в темных лесах, и в мелких речках поточах, на мхах и на грязях, в болотах, на перелогах, на мяндочах и на всяком месте.
(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Титова). № 4194. Конец XVIII в.)
6. Заговор-оберег скота
И как тебе, лютому зверю медведю, и тому проклятому арътусу, и волку рыскучему, и волчице, и всякой змие скорпие, и всякому зверю, и всякому злу лиху человеку с края на край земли не перетти и не изведать, и круг синево моря пен не пересмотреть, не пересчитать в темном лисе лесу, и так не обозрить и не видать в поскотине скота моево христиансково живота во веки веков. Святые верховные апостолы Петр и Павел, снидете ко мне, р(абу) Б(ожию) и(мрек), на помощ и на пособие, и оградите меня, р(аба) Б(ож)и(я) и(мрек), своей нетленной ризой и на путь провожайте с моим скотом, милым любимым христианским животом, со всякою живущею доморощенною скотиною, конною силою, меринами и кобылами, быками, порозами, коровами, теленками и малыми подтелками, боранами, овцами, вепрями и свиньями.
И как у скота шерсть с воском с(вит)аетъся, и так бы скотина со скотиной свиталась.
И как мурашы в муравейники сбираются со всех четырех стран к своему царю болшему мурашу безотпятно и безотворотно, и так бы скот, мой любимой христианской живот, сходился, свитался вместо скотина ко скотине во едину груду.
И как ярые пчелы с конпание своим (гнезд) своих не отлетают и детей своих не покидают, летят во свое гнездо во единой улей, и так бы скот, мой любимой христианской живот, сходился и свитался вместо, скотина ко скотине во едино стадо.
И как славная река Илмень течет в акиан море безотпятно и безотворотно, и так бы скот мой любимой шел повечеру в дом свой безотпятно и безотворотно. И как огнь палящы непотыхающы сколь жарко и ярко, и как бы горело у скота серце скотина по скотине и по мне, р(абу) Б(ожию) и(мрек), меня увидят или голос мой услышат.
В трубу трублю или в рог играючи в поле и за полем, в осеку и за осеком, в лугах и за лугами, в горах, вертепах и в темных лесах, и в мелких речках поточках, шли бы ко мне, р(абу) Б(ожию) и(мрек), на голос, на мою трублю, а хош ты и станеш ходить, черной зверь, широколоб медветь насылочной, и опроки(день) перехожей пакостник, и волк рыскучей, и волчица, и всякая змия скорпия, и всякой зверь, и всякой злой лихой человек в мою поскотину и (напущу на вас) тридевять (борзых Веденских) лютых кобелей, и не будет вам уходу о(т) тридевять великих лютых кобелей не в поле, ни за пол(ем), не в лугах, ни за лугами, ни в горах, вертепах, ни в темных лесах, ни в мелких речках поточках. И поди ты, черной зверь ши(ро)колоб медветь насылочной и опрокидень, перехожей пакосник, и волк рыскучей, (и) волчица, и всякая змия скорпия, и всякой зверь, и всякой злой лихой человек за черное море на Фаворскую гору, и еште вы зелену(ю) траву, и пейте болотную воду, и у меня вам, р(абу) Б(ожию) и(мрек), ни питеру ни идеру нету отныне и во веки веков. Аминь.
И еще же святы Георгий поставляет окол(о) поскотины моей тын железной, ворота медны от земли и до небеси, от востоку и до (запа)ду, и такожде со всех четырех стран вовеки. Аминь.
И как земля мати покрыла мертво тело от белово света, от роду и племени, и так, земля мати, покрой мою поскотину от чернаго зверя мерведя и медведицы, и серово (волка) и волчицы. И как мертвы человек (не слышит и не видит сего белово света), ни роду, ни племени, и так бы черной зверь медведь и медведица, и серой волк и волчица не слышали бы и не видели в поскотине скота моево, христиансково живота, во веки веков. И как мертвому от гроба не восътать, по сему свету не ходить, и так бы черному зверю медведу и медведице, и серому волку и волчице в поскотине моей не бывать и скота моево не видать во веки веков. Аминь.
И которое слово в забыт(ь)е, то будь слово впереде, то будь слово в прибыле, и будте вы, мои слова, в заговоре все полны, крепче лому травы, крепче каменной стены и тв(е)рже адаманта камени. Будте вы, мои слова, и бритки, и крепки, и лепки, и емки, и метки, крипче белово камени и синево булату всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ключь моим словам язык, уста моя замок.
Говорит(ь) воск (в) Великой Четверток поутру до сонца и брать у скотины шерсть со лба, со спины, с трех прешественных мест и обходить поскотину вкруг в чистоте.
(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Титова). № 4194. Конец XVIII в.)
7. Заговор от змеиного укуса скотины
В Киеве Змея, в пещере Змея. Здесь отрод <так> — в обуте <так> вода, в Камане <так> — стрела. Та же Змея. Изойди ожог из милой скотинки крестьянской. Ныне по веку, отныне и до веку. Аминь (три раза).
Варить смолу с яйцом и на это говорить заговор, а потом дать корове.
(Зап. в д. Масельге Архангельской обл.)
8. Заговор от гадюк
Перед заговором в воду кладут нячу (мягкую травку) и камень, воду два раза нашепчут, ей потом заговаривают скотину.
Встану благословясь, ясны очи перекрестясь, матушкой рождена, отцом благословлена, пойду из избы в двермы, из сеней воротьмы, пойду к синему морю. У синего моря бродит царь, ищет воды, но: «На что тебе вода? Я хитрее тебя».
Заговаривают (как раба Божия) о двенадцати змеях, от назмия, от назмия, от назмия.
(Пудожский р-н, Карелия)
9. Оберег скота от зверей
Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из ворот воротами в чистое поле, в зеленую дубраву, помолюсь я, поклонюся на восточную сторону Истинному Христу и Пресвятой Богородице, Ильи Пророку, Великомученику Георгию Храброму, Власию и Модесту: «Господь наш Исус Христос, Пресвятая Богородица, Илья Пророк, Св<ятые> Власий и Модест и Великомученик Георгий Храбрый, государи мои! Помилуйте скот, християнский живот со всякими пестринами и всеми шерстями; и завалите мой скот пеньками и колодами, и белым камнем-каменьем, чтобы не было ни приступу, ни проходу черному зверю-медведю, серому волку рыкучему и злющей росомахе, ни всякому лихому-злу человеку, вору и наветнику. Еще есть Божья тварь — мураши, и как они в день расходятся по темному лесу и по чистому полю, а к ночи собираются в свои муравьища — в свои логовища-жилища, такожде бы расходился мой милый скот: быки и коровы, и телятка малы, и рогаты со всякою шерстью, и сходились бы кучкою на свой двор, да соблюдеши и сохраниши пресвятое имя твое, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Еще есть на сем белом свете Святая Божия церьков, и сходится в ней народ Божий с женами и детьми, також сподобились бы на сем свете мой скот и живот; еще есть на сем белом свете чистыя мухи, белыя пчелки, летают стадами по чистому полю днем и собирают мед и воск, а к ночи собираются к своим логовищам-жилищам, чтобы не было приступу темняку, серому волку, ни злущей росомахе, не всякому злу-лиху человеку. Как Святому Христову Воскресению возрадуется народ Божий, когда зазвонят в колокола, так возрадовался бы мой милый скот — християнский живот, когда услышит мой голос и мою трубу: по вечеру поздно, и по утру рано, из сырого бору, из чистого поля, из зеленой дубравы домой сходилися к домам и расходилися по дворам. Положу я, раб Божий (имярек), воск недержаной на колокольну к большому колоколу зазвонному между ушами, и пусть тот воск у колокола по три воскресенья у звону. Возьму я чистый воск с колокольни и класть мне на скота со всякими шерстинами и пестринами. Аминь.
(Беломорский р-н, Карелия)
10. Оберег от зверя и от змеи
Мила божена скотинушка казалась бы темным лесом, водой, травой, и чтобы не видел он божену скотинушку никогда, а только видел сам себя, а спасается мила божена скотинушка от змия, от зверя.
(Пудожский р-н, Карелия)
Источники заговоров для защиты скотины от диких животных:
1, 2 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
3, 4, 5, 6 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
7 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
8-9 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
Читайте также: