Русские заговоры на корову

 

Собрание русских народных заговоров на корову. Читайте также заговоры от болезней у коровы или телёнка и заговоры на скотину (вообще).
 

Заговоры при покупке коровы

1. Заговор на загон скотины

Вот купил я животное из другой деревни. Ее так спустишь — она убежит. А вот уведешь ее, если есть столб, вокруг столба три раза обведешь, поговоришь и кусок скормишь, и скотина не пойдет, не уйдет. Вот:

Поставлен столб.
Стоит крепко-накрепко,
Не шатаицы,
Не болтаицы.
Так и раба Божья, животная, там, Красунюшка,
Должна этого хозяина или двора держаться,
Не шатацы,
Не болтацы,
Этого двора держацы.
Тьфу, во веки веков, аминь.

(Зап. в д. Телицыно)
 

2. Заговор на покупку и водворение коровы

Когда приводишь купленную корову, дать ей хлеб с солью и сказать: «На хлеб, на соль нету супостата, дак чтобы на мою Пеструнюшку не было супостата.

(Зап. в д. Кургомени (Большая Деревня))
 

3. Приговор при покупке коровы

При покупке скотины. Коровушку заведем, да вокруг себя обведем три раза, и в глаза поплюем: «Не знай старого хозяина, а знай нового». Вокруг себя обведем раз и поплюем в глаза. И так три раза.

(Зап. в д. Тулгас (Гагарщина))
 

4. Приговор, если корова не идет домой

Если купленная корова не идет в дом, гладить по спине и приговаривать:

Старой хозяйке — пень да колода,
А к новой хозяйке — скатертью дорога.

(Зап. в д. Кургомени (Малая Деревня))
 

5. Как корову пристадить

Если я корову возьму <...> с собой, <...> буду провожать, возьму за фост, фост у ей эдак ломлю:

С родимой сторонки на судимую сторонку.

Вот так <...> с ней идешь туды, да еще землей роешь: она это копытом ступит, дак этой-то земли да туды наперед:

Пень-колода, путь-дорога.

Чтобы не ворочаласе больше.

(Пудожский р-н, Карелия)
 

6. Как корову приводить к дому

<...> Рассказывают, скотина пойдет, а хозяйке со следа надо брать землю, бросать вперед, как-то: «Путь-дорога...» — (Собиратель).

Назади пень-колода, а впереди путь-дорога.

Вот это надо.

(Пудожский р-н, Карелия)
 

7. Заговор при покупке коровы

Как вернуть от старого хозяина корову, чтобы она не возвращалась в старый дом, где она бьша до этого:

Из-под правого копыта взять земельку и говорить на нее:

На заре твой дом сгорел. Впереди стоит каменна палата. Как бы ты служила на этом дворе этому (имя старого хозяина), так служи рабу Божьему (имя нового хозяина). Назади — пень-колода, впереди — путь чистая дорога.

Бросить вперед в голову коровы три кусочка хлеба.

(Прионежский р-н, Карелия)
 

8. Заговор при покупке коровы

В стороне — стена и в другой — стена. Дорога прямая, как струна. Иди с Богом, не свертывай, не увертывай. Ты домой и след с тобой.

Чтобы проданная корова не возвратилась домой.

(Прионежский р-н, Карелия)
 

9. Заговор, чтобы корова пристадилась

Говорят тут слова примерно такие, чтобы корова пристадилась:

Спереди дорога, сзади пень да колода, коса огорода. Тут тебе и дом. Дом пал, хозяин пропал, пепел на ветер унесло. Аминь.

<...> «Аминь» говорят, чтобы крепче было.

(Беломорский  р-н, Карелия)
 

10. Заговор при покупке коровы

Когда покупают новых коров и приводят их на двор, хозяйка встречает их, и как только корова ступит передними ногами на двор, нужно взять эти следы и перебросить их через корову. Это проделывает хозяйка, говоря при этом:

Тут твой двор, тут твоя земля и знай одну меня.

Это делается для того, чтобы корова ходила домой и знала хозяев.

(Прионежский р-н, Карелия)
 

Заговоры на водворение коровы

1. Заговор при переводе коровы от одних хозяев к другим

Я скотинку провожала:

"Тридевять морей,
Тридевять озер,
Тридевять рек.
В эту реченьку
Стекайтесь с крутых бережков,
Со всех ручейков,
Со всех родничков,
Со всех болотинок,
Вымывая все кусточки
Да ополаскивая все колодинки.
Водушка водушка не видела,
Так бы моя милая скотинка
Своей стороны не видела".

И она пойдет хоть бы что.

(Зап. в д. Зехново)
 

2. Заговор на водворение коровы

Корову приведешь:

Дедушка-дворовушка,
Бабушка-дворовушка,
Вот тебе скотинка приведена, Пестронюшка,
Пой, корми,
Гладко стели.
Аминь.

В хлеву в четырех углах проговорят и поклонятся. В каждом из четырех углов скажут.

(Зап. в д. Ивановское (Гуликовщина))
 

3. Заговор на водворение коровы

Когда покупали корову или выводили ее с чужого двора, то нужно было ее погладить по шерсти и подержать за хвост. По дороге к своему дому говорили:

Впереди путь да дорога,
Сзади пень да колода.

Это говорилось, чтобы корова не оглядывалась, ибо если она оглянётся, то может потом убежать домой. (Говорили, что иногда коровы таким образом даже переплывали Двину.) Когда корова приходила на двор новой хозяйки и подходила к хлеву, брали пояс (мужской) или пояс того, кто приводил (пастух или специальный человек), и клали за порог хлева (внутри помещения). Затем корову вводили, гладили ее по шерсти и три раза проговаривали:

Дедушко Адамушко,
Бабушка Адамия,
Пойте, кормите (мою коровушку) сладко,
Стелите постельку гладко.
Аминь.

Перед этим, когда корова еще была на улице, заходили в избу и молились на четыре угла.

(Зап. в д. Тулгас)
 

4. Заговор при водворении коровы

Корову в дом приводили:

Домоведушко-батюшко,
Пой, корми,
На сухое место
Спать вали

(Зап. в д. Сельцо)
 

5. Заговор при водворении коровы

Когда коровушку во двор заводила, словинку приговаривала:

Дедушко-домоведушко,
Бабушка Серафимушка,
Спать нам насухо,
Ныне и довеки. Аминь.

Говорят, корову не заведешь, и так домоведушко скотинушку любить не будет.

(Зап. в д. Сельцо)
 

6. Приговор на водворение новой коровы

Соседушко в доме живет. Поэтому как купишь корову, говори: «Соседушко-Романушко, пой, корми и люби, чтоб была по шерсти и ко двору». И надо три раза обвести корову вокруг двора.

(Зап. в д. Андреевское)
 

7. Заговор на водворение коровы

Когда корову в дом приводишь:

Соседушко-батюшко,
Возлюби нашу коровушку,
Пои лучше, гладь поглаже.

(Зап. в д. Побоищное)
 

8. Заговор на водворение коровы

Дом построили себе. Корову-то пригнали, у нас уже была корова-то, со старого хлева, со старой-то деревни, пригнали сюда, <свекровь> показала мне: взяла кусок хлеба и говорит в каждом углу:

Вот твоя хозяйка, вот твой дом. Старый дом сгорел, возврата тебе нет.

Я прочитала своей коровушке. Думаю, что подействовало. Она у нас не убегала потом.

(Медвежьегорский р-н, Карелия)
 

9. Заговор на водворение коровы

Коровам режут ломоть хлеба — первый после горбушки и кладут к опечку, и говорят:

Как эта опечка матушка крепко сидит на месте, так бы и скотина следовала крепко к дому и хозяйке.

Затем ломоть дают коровам и кормят.

(Прионежский р-н, Карелия)
 

10. Заговор на водворение коровы

Когда корова возвращается к старому хозяину, то берут вицу, бьют корову и говорят:

Вот тебе раз, вот тебе два, не ходи до чужого двора.

(Прионежский р-н, Карелия)

 

Заговоры, чтобы корова была "ко двору"

1. Заговор, чтобы корова была ко двору

Это на зиму, когда закрывают скот — коров:

Хозяин и хозяюшка, с деткамы, с мамкамы, с вернымы служанкамы, примите мою скотинку на холодную зимушку <...> (Марта или там Рыжая — как зовут <.. .> скотину? — надо имя дать) и кормите, и поите, и спасите, сохраните; ключевой водушкой кормить, шелковой травушкой кормите в холодную зимушку.

А весной как выгоняли скотину? — (Собиратель).

А весной-то надо сказать:

Егорий Храброй, примите <...> мою скотинку на летышко на красное.

Хозяевам надо сказать — четыре царя есть:

Земляной царь, водяной царь, лесной царь, ... местный царь, примите мою скотинку на летышко красное, кормите, пойте, спасите, сохраните, тоже ключевой водушкой поите, шелковой травушкой кормите.

(Кондопожский р-н, Карелия)
 

2. Заговор, чтобы корова или овца была ко двору

Когда покупают корову или овцу: приводят хозяева к двору корову, погладят, кланяются на все четыре стороны со словами обращаясь к дворовому:

Катиться, валиться мохнатый зверь на богатый двор.

Повторяют три раза. Потом кланяются во все четыре угла со словами:

Хозяин, хозяюшка с малыми детками, вот вам от меня скотинка: кормите, пойте и берегите.

И кланяются опять во все четыре угла.

(Прионежский р-н, Карелия)
 

Заговоры при выгоне коровы

1. При выгоне весной на пастбище коров

1. Молись Богу и говори: «Матушка, святая и милостивая, и пособи, и помоги мне коровушек прилучить к своему дому». 2. Затем положи заслонку на цело и говори: «Как ты, матушка заслонка-заслоночка, день и ночь у печи, — так, чтобы и коровушки день и ночь торчали у дому своего». Потом поскоблить цело ножом и приговаривать: «Как ты, матушка-печка, сохнешь от огня, так, чтоб и коровушки об своем доме сохли, об своем гнезде». После этого нужно посыпат соли на кусок хлеба, дать его корови и при этом шепотом произнести следующее: «Как ты, матушка-соль, сладка и солена, так и имя (т. е. им) сладкий и соленый дом был, свое гнездо». Затем нужно протянуть поясок в воротах и сказать: «Как поясок вьется-увивается вкруг хозяюшки, так и коровушки вились и увивались вкруг своей хозяюшки».
 

2. Заговор на первый выгон коровы

Двери открою:

"Господи, благослови
На лето, на красное.
Пойдем с Богом".

(Зап. в д. Бухалово)
 

3. Заговор, чтобы корова возвращалась домой

Наговорить на хлеб у столба, прижимая к нему, и дать скотине.

Как этот столп со столбом не сходитсе, и ухожьё с ухожьём не сходитсе, и поскотина с поскотиной не сходитсе, так бы раба Божья (назвать по шерсти) дёржаласе своей поскотинки и своего ухожья и своего двора и своего большака и своей большушки, и отныне вувики, и доныне пувики. Аминь.
 

4. Заговор на первый выгон коровы

От правой-то ноги берут земельку в карман, за печь бросают и говорят:

Поди, коровушка,
Ешь мураву траву,
Пей ключеву воду,
На зелёны луга,
На высоки горы,
Во сыры бо́ры,
Господи, спаси, сохрани.
Как земёлка сохнет,
Так же пора Божья коровушка
Об доме сохла.

(Зап. в д. Шардонеми)
 

5. Заговор при первом выгоне коровы

Муку, соль и сажу меж рогов сыплют и на хлеб насыпают, дают корове и говорят: «На́ хлеб, на́ соль нет супостата, так же на пору Божью коровушку супостата нет.

(Зап. в д. Шардонеми)
 

6. Заговор на первый выгон коровы

Первый раз выпускаешь корову, положишь в хлеб сажи и говоришь: «Как сажа цела держицца, так и скотинка дома держись».

(Зап. в д. Шардонеми)
 

7. Заговор на первый выгон коровы

Егорьев день — скоту праздник. На кусочек хлеба сажи с заслона наскребешь и дашь корове съесть: «Как сажа заслона держится, так пар Божья скотина дома держись».

(Зап. в д. Чешегоре)
 

8. Заговор на первый выгон коровы

На волю первый раз скотину выгоняли:

Стану я, раба Божия, благословесь,
Выйду перекрестесь
Во чисто поле,
В чистом поле
Стоит святая апостольская церковь,
Я зайду в нее,
Помолюсь самому Иисусу Христу.
Помоги мне, Господи,
Поставь железный тын
От земли до небеси.
В нашем месте трава шелкова,
Пар Божий, скотинка Буренушка,
Держись скота, двора и поскотины.

(Зап. в д. Шотогорке)
 

9. Заговор, чтобы корова возвращалась в дом

Чтобы корова в дом ходила. Перед первым выгоном пояс бросишь у хлева, чтобы корова перешагнула: «Как пояс хозяйки держится, так и ты, дура, держись». Сажей мазнут корову между рог: «Как сажа держится на челе, так и ты держись двора».

(Зап. в д. Кротово)
 

10. Заговор, чтобы корова возвращалась во двор

Мать пояс разложит и кругом водит корову. И приговаривает: «Как пояс у меня держится, так и ты дома держись». Следы надо было вырезать и бросить на двор, чтобы вернулась скотинка.

(Зап. в д. Лохново)
 

11. Заговор на первый выгон коровы

Выпущалася корова, дак пойду да перекрещусь: «Пеструнюшка, матушка, голубушка. У меня во дворах Спасу молитва, Николина ограда, тын золотой, медные ворота. Ходи Бог с тобой, думай сама. День ходи, день блуди, а к ночи домой приходи. А серому-то волку камешком кажись». Раньше нарвешь вербушек, да скотину вербушками и гоняли.

(Зап. в д. Топсе)
 

12. Заговор, когда первый раз выпускаешь корову

Первый раз корову выпускаешь:

Поди, Бог с тобой, Пестронюшка,
День ходи, домой приходи,
Хозяин дожидает,
Хозяюшка встречает.

Если болеет корова, хозяйка платок с головы снимет, на это место и прикусывает, и скотинка успокоится.

(Зап. в д. Текутихе)
 

13. Приговор, когда первый раз выгоняю корову пастись

Кладется на землю пояс и приговаривается:

Как поясок держится на хозяйке,
Так же и коровушка
Держись дому своего.

(Зап. в д. Кургомени (Малая Деревня))
 

14. Приговор при первом выгоне коровы

Первый раз выгоняют корову пастись. Надо выстричь несколько волосинок с загривка у коровы и положить над кормушкой повыше. Говорить:

Курочка не седала,
И коровушка домой.

(Зап. в д. Кургомени (Малая Деревня))

 

15. Заговор при первом выгоне коровы в поле

В первый раз корову выгоняют в поле. К печке приговаривают; сажи берут да в смолку кладут — коровушку пятнают:

Как это печка-матушка
Стоит на одном местечке,
Она не треснется и не ворохнется —
Так бы то Божья скотинка
Держалась своего домишка,
Где бы ни ходила — к ночи домой приходила
(Или: Ко дню уходила, а к вечеру домой приходила.)
Аминь. Аминь. Аминь.

Потом хлеба корове давали — посыплют солью кусочек хлеба и дают.

(Зап. в д. Илатовской)
 

Заговоры при доении коровы (чтобы корова стояла и на молоко)

1. Заговор на воду от ляганья коровы при доении

Господи Боже, благослови! Как основана земля на трех китах, на трех китищах, как с места на место земля не шевелится, так бы любимая скотинушка (чернавушка, пестравушка и т. п.) с места не шевелилась; не дай ей, Господи, ни ножного ляганья, ни хвостового маханья, ни рогового боданья. Стой горой, а дой рекой: озеро — сметаны, река — молока. Ключ и замок словам моим.

Наговаривают на воду, которою потом обмывают вымя.

(Саломбала, зап. С. Огородников)
 

2. Заговор, если корова не стоит

Чтобы корова была смирная:

Как на огороде колышки стоят,
Так раба Божья коровушка стоит,
Ножками не мотай,
Хвостиком не мотай,
Головушкой не мотай.
Аминь (три раза).

(Зап. в д. Коковке)
 

3. Заговор, чтобы корова не лягалась и не ходила, когда ее доят

Когда покупают корову, надо ее первый раз правильно поставить во хлев, чтобя не лягалась и не ходила, когда ее доят. Ставят корову и после того, как она отелилась, и семь удоев после этого не пью молоко, а если корова телится первый раз, то и десять. Надо поставить корову хвостом к матице, дать ей лизнуть хлеб, а потом проводить им вдоль спины коровы от головы к матице, приговаривая: «Бабушка стояла, матушка стояла и тебе (имя) велят стоять, хвостиком не мотать, ножками не лягать и рожками не бодать».

(Зап. в д. Погост)
 

4. Заговор, чтобы корова стояла при доении

Бабушка стояла, матушка стояла, тибе тожо, корминиця, наказывала: она стояла, не шаталась, не валялась, с ноги на ногу не переминялась, тибе тожо, корминиця, наказывала. Стой, не шатайси, не валяйси, с ноги на ногу не переминяйси, фостиком не верти, головушкой не махни, с ноги на ногу не ступай, сысполна мне удоець оддавай! Моим словам аминь.
 

5. Заговор на раздой

На молоко:

Стану благословясь,
Пойду перекрестясь,
Выйду на широкую улицу
Из избы дверьми,
Из двора воротами.
А посмотрю на восточную сторону.
На восточной стороне
Есть стол-простол,
На том столе лежат золотые ключи,
Приходит раба Божья…
И берет золотые ключи,
И отпираю, отмыкаю
Все жилочки на молоко,
И на творог, и на толстую сметану,
И на желтое масло,
Выгоняю молоко от сердца, из-под сердца,
Бежи, молочко, по жилочке,
Из жилочек, вымичко из вымичка,
В титечки из титечек,
В подойничек из подойничка,
В чашички через тидильничек.

(Зап. в д. Шардонеми)
 

6. Заговор, чтобы молока было больше

Чтобы молока было больше, приговаривали:

Стой, коровушка, горой,
Молоцко теки рекой.
Стоит церковь на четырех углах,
Пара Божья скотинка на четырех ногах.
Тридевять аминь. Тридевять аминь. Тридевять аминь.

(Зап. в д. Шардонеми)
 

7. Заговор, если корова лягается

Если корова лягается, говорили:

Стоит церковь на восточной стороне,
Не движется, не передвигается.
Так же и Седонюшка не движется,
Не передвигается,
С ноги на ногу не переступает.

(Зап. в д. Покшеньге)
 

8. Заговор, чтобы корова не лягалась при доении

Вот коров устанавливают, я не сказала, корова-то молодая, тёлка растелится, доить-то первый раз не будешь так, так она лягается, тоже приговаривают, устанавливают ей, чтобы она не лягалася. Приговаривают:

Как окладное деревце
Лежит, не тряхнется, не ворохнется,
Стой, моя голубушка, Бог с тобой.
Хвостом не маши, ушами не трепещи,
Головой не лягайся,
Стой горой, дой рекой.

Когда она растелится, и надо первый раз теленка доить. Вот как установишь ее, как не будет лягаться, так она и век будет доить хорошо.

(Зап. в д. Тулгас)
 

9. Заговор, чтобы корова стояла

Чтобы корова стояла смирно, не лягалась, я говорила:

Бабка стояла,
матка стояла,
И ты, дочка, стой
Во веки веков, Аминь.

Садясь под корову, говорю: «Господи, благослови». А провожаю, так: «Идите с Богом».

(Зап. в д. Ванютино)
 

10. Заговор на раздой

<Отпор молока.>

Стану благословесь, пойду, перекрестесь,
Из избы дверями, из ворот воротами.
В чистое поле под восточную сторону,
Под восточной стороной бежит огненная река.
Той реки никто не может ни запереть, ни перепереть и не подпереть.
Приходила сама госпожа Богородица,
Приносила тридевять ключей,
Отпирала костяную гору, и мясную гору, и молочную гору
И выпускала молоко из косточки в косточку,
Из суставчика в суставчик,
Из суставчика в сухие жилы,
Из сухой жилы в молочную жилу,
Из молочной жилы в вымечко,
Из вымечка в житочки,
Из житочек в подойничек.
Около меня, раба Божьего (имя),
Исусова молитва,
Господи Иисусе Христе, сыне Божий,
Тыны, медные ворота, железны заперты. Аминь.

(Зап. в д. Ивановское (Гуликовщина))
 

11. Коров становить

Воймя Отца и Сына и Святого Духа. Сколь плотно и крепко стоит эта подвалина, столь плотно и крепко стой ета крестьянская скотиночка, одношерстная (или двушерстная и т<ак> д<алее>) коровушка, ножкой не лягни, хвостиком не махни и рожками не кивни. Стой, как гора, дой, как река. Ныне и присно, и во веки веком. Аминь.

Читается три раза. При этом после первого раза читается молитва «Богородица-дево радуйся» — три раза. При чтении заговора и молитвы корову гладит знахарка рукою по шерсти спины, ногам, хвоцу.

(Беломорский р-н, Карелия)
 

12. Коров становить

Читается молитва «Отче наш». Сяду благословесь, встану доить перекрестесь... Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Царь Соломон был крепок и смирной, тако же и ты, р<аба> Б<ожья> скотинка, бьггь крепка и смирна. Царь Давыд <был> крепок и смирной, так же и ты, скотина, быть крепка и смирна. Стой, как гора, дой, как река. С ножки на ножку не переступи, хвостиком не маши, рожками не повирывай.

Наговаривается во время доения новотельных коров, чтобы они стояли смирно.

​​​​​​​(Беломорский р-н, Карелия)
 

13. Как ставили коровушку

Кругом коровушки обходят, кто умеет-то, и говорят:

Кротость царя Давыда, кротость царя Соломона. Как были кротки царь Давыд, царь Соломон, так будь кротка и смирна, раба Божья скотинка. Стой на одной мостинке у своей хозяйки, у своего подойничка, ножками не пинай, рожками не бодай и хвостиком не маши. Тут твоя хозяюшка, тут твой двор, и все тебе тут на месте. Вот так. Аминь.

Эти слова надо сказать три раза.

(Беломорский р-н, Карелия)
 

14. Заговор при дойке коров

Церковь стоит на четырех углах, ты матушка-коровушка Шурочка (Шурка у меня была) стоишь на четырех ногах: стой, хвостом не маши, ногами не топчи, головой не мотай, стой, как матушка стояла и тебе наказывала. Аминь, аминь, Святой дух. Но аминь.

Соб.: И сколько надо прочитать раз?

Инф.: А три раза надо.

Соб.: На одном месте или надо обойти коровушку?

Инф.: Нет, на одном месте.

Соб.: А где? В каком месте? У входа или где-нибудь там?

Инф.: А где стоит. Там у яслей как. Дак так надо приговаривать, от рогов до хвоста надо рукой так. проводить.

Другой инф.: Вокруг головы тут надо ходить.

(​​​​​​​Медвежьегорский р-н, Карелия)
 

15. Заговор при дойке коров

Головушкой не тряси, хвостиком не маши, ножками не топчи, стой, матушка стояла и тебе наказывала вот это, что головушкой не тряси, ножками не топчи, хвостиком не маши, головой не мотай. По всем углам во дворе это все прочитаешь, с хлебом, по-моему, с солью это надо было, и на конце: аминь, аминь, Святой Дух.

(​​​​​​​Медвежьегорский р-н, Карелия)
 

16. Заговор при раздаивании первотелки

Милостивой Господи, посроняй мою животную скотинушку — рогатую ли комую (какая есть — по имени), дай мне река молока, Онега масла, река молока, Онега масла: мне ись, нищим дать, на свечку класть, — чтобы всем хватило.

(Медвежьегорский р-н, Карелия)
 

17. Заговор, чтобы корова не бодалась и доилась после первого отела

Берут тридевять (или три) ключей из нутряных замков, кладут в воду в горшок, который ставят на огонь, и дают скипеть круто, ключем, а потом отставляют круто, чтобы не кипела вода, и говорят:

Как эту кипелую воду скоро становлю, так скоро и корову становлю. Как ключи эти нутряные отмыкают замки нутряные, так чтобы отмыкались колодцы и родники нутряные (имя и масть коровы).

Это делают и говорят три раза.

​​​​​​​(Прионежский р-н, Карелия)
 

18. Заговор, чтобы корова не бодалась и доилась после первого отела

Когда корова телится первый раз, надо взять свой повойник, одеть его на голову и сказать:

Стой, молода молодушка, стой, как старая старушка; как мать, старушка, стояла и тебе приказала: головой не кивнуть, ножкой не лягнуть, хвостиком не махнуть. Во веки веков. Аминь.

​​​​​​​(Прионежский р-н, Карелия)
 

19. Заговор, чтобы корова не бодалась и доилась после первого отела

Когда телка телится первый раз, то она плохо стоит при доении, тогда призывают старуху, которая, поглаживая, наговаривает сл<едущие> слова:

Стой, коровушка, стой, буренушка, матушка стояла и тебе приказала. Ты стой, как старуха, а я пришла доить молодуха. Аминь (три раза).

(Прионежский р-н, Карелия)

 

Заговоры на отел

1. Заговор, чтобы корова после первого отела не лягалась

Взять послед, провести им по спине коровы с головы до земли. Потом три раза провести им с левой (задней) ноги на правую (заднюю); зарыть послед в назём. Сказать:

Как послед лежит, не шевелится,
Так и моя Пеструнюшка,
Стой, не шевелись,
С ноги на ногу не переступай,
Хвостом не легай,
Головой не мотай,
Стой, бог с тобой.
Аминь.

(Зап. в д. Кургомени (Большая Деревня))
 

2. Заговор на отел

Когда корова отелится: вересу берут, траву денипе́ницу, лоданку — подкуривали: круг ее обойдут с этим дымком, да по-под брюху.

Стану я, раба Божья Александра,
Благословясь, выйду, перекрестясь, из избы
Дверьми, из двора воротами в чистое поле
Под ясное небо; утычусь ясными звездами,
Закроюсь хожим солнышком, подопрусь
Белым месяцем. И приди, Пресвятая
Богородица, ко мне на помощь и сойми,
Пресвятая Богородица, спаси Божьи скотинки
Притчи-прекосы, сдроги-перепоро́хи и
Мужские переговоры, о́т кости, о́т мозгу,
От хребётьи косточки, от буйны головушки,
От ближнего соседа, от ближней соседки,
От черного чернеца, от черной чернавки,
От бабы-косматки, от девки-пустоволоски,
От двоезубого, от троезубого, от двоеженатого,
От троеженатого, от парня белоголового,
От девки-белоголовки, от парня двоемутого,
От девки-голожопки. И пойду, раба
Божья, в окиян — сине море.
В окияне — сине море есть дубова колода,
Под дубовой колодой есть рыба-щука:
Лоб лощёный, зубы железны, губы медны:
И есть-поедает и жрет пожирает
Всяку шушеру, всяку мушеру;
И ест-поедает и жрет-пожирает черных
Бровей, с ясных очей, из белого тела
Сердце выгняло, сверху подшивало.
Век-повек. Аминь.

(Зап. в д. Илатовской)
 

3. Заговор, когда корова телится

Когда корова телится, то, чтобы не брыкалась, берут послед и говорят:

Как последок лежит,
Так живот крепко стой.

И последок положат.

(Зап. в д. Ивановской)
 

Разные заговоры на корову

1. Заговор, чтобы корова не лягалась

Берут послед и обносят им три раза поперек корову, закапывают его в назем и приговаривают:

Как этот лёжит, не трехнетсе, не шевелитсе, так же бы у раба Божья корова (пеструха) не трехнулась, не шевельнулась. Век по-веки, отныне по-веки. Аминь.
 

2. Заговор, чтобы корова не лягалась

«Как хлев на четырех углах с мохом крепко стоит, так чтобы буренка, — говорит, — у вас (там имя), у Майковой была, чтобы крепко стояла на четырех ногах». Можно еще хлебца в угол класть.

(Зап. в д. Покровское)
 

3. Заговор, чтобы корова стояла

На хлеб приговаривают к матице, матицу подержи́шь: «Матушка-матица, как ты плотно лежишь, как крепко лежишь, не шелохнешься, не ворохнешься, так бы матушка-кормилица не шелохнулась, не ворохнулась, ногой не лягала, головой не кивала, хвостом не махала, хозяюшку (как называют) с места не сживала, стояла крепко и спокойно». Три раз переговори и тоже аминь.

А хлеб к матице приклонишь, а потом на хлеб и говоришь. <…> Есть и на послед приговаривают, да: «Как он в корове плотно и крепко лежит, так бы стояла матушка-кормилица», — ноги пошоркают и спину вот пошоркают, эдак же тоже.

(Зап. в д. Монастырская)
 

Источники заговоров на корову:

Заговоры при покупке коровы

1-4 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
5-10 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
 

Заговоры на водворение коровы

1-7 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
8-10 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
 

Заговоры, чтобы корова была "ко двору"

1-2 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
 

Заговоры при выгоне коровы

1 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.
2-15 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
 

Заговоры при доении коровы (чтобы корова стояла и на молоко)

1 — Памятная книга Архангельской губернии, 1865 г.
2-10 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
11-19 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
 

Заговоры на отел

1-3 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
 

Разные заговоры на корову

1-3 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.