Осада Соловецкого монастыря (2)

 

Архангельской губернии.

Чьто во славном было царстве,
Во великом государстве
Перебор был боярам,
Пересмотр был воеводам;
Из бояр, бояр выбирали,
Воеводой поставляли;
Что есть выбрали воеводу,
Его роду непростого,
По фамильи Солтыкова,
Петра сына Алексеевиця.
Посылали воеводу
К Соловецьким чудотворцам
Манастырь их розорити,
Стару веру поруши́ти,
Стары книги изодрати
И огню их придати,

(Далее приводится по рукописи, с разночтениями по записи со слов)

Всех сътарцев прирубити
И в синее1 море пометати.
Что возговорит воевода
С великим плачем слезным,
Что нелзя того подумать
На святое то2 место,
На прекрасною киновию.
Что возговорит государь царь
Алексей сударь Михайловичь:
«Ты добро, добро воевода,
Я велю тебя казнити,
Руки, ноги отрубити,
Збуйною3 голову отпилити».
Воевода ужасался
И4 слезами обливался:
«Погоди меня казнити,
Прикажи речь говорити —
Поручи мне силы5
Стрельцов буйцо6 и сальдатов».
Что садился воевода
Во лехи да во лехвия стружечки;7
Потянули ветры8
Со восточную сторонку;
Приносило воеводу
К соловецким чюдотворцем —
Ко манастырю свето,9
Ко игумену честному.
Что стрелял воевода
Во соборную божию церковь;
Уронил воевода
Богородицу со престола.
Все10 сътарцы испугались,
По стенам пометались,
В одно место сбирались,
В одно слово говорили.11
Во Москве было во царстве,
В грановитой во полаты
Отворялись, отворялись царьския двери —
Воскрычали, возопили:
«У вас есть ли караули —
Гонцы скоры бы посылали
Скорбее бе манастырь12 не розоряли
И13 старцев не рубили,
И веры бы не рушили».
Что возговорит игумен:
«Вы духовный мой дети
Уже стойте, не здаватесь,
За Христа Бого умирайте!»
                Аминь14.

(Напечатана в «Беломорских былинах» А. В. Маркова, (1901 г.), стр. 470-472; из рукописи 1813 г. Устиньи Крюковой, найденной собирателем в Нижней Золотице у старухи; начало этой песни в рукописи оторвано и приведено со слов владелицы рукописи)

1 «В сине».
2 «Это».
3 «Буйну».
4 «Сам».
5 Приб. «много».
6 «бо́рцов».
7 «Во легошеньки стружочки».
8 Приб. «буйны».
9 «Ко мана́стырю святому».
10 «Вси».
11 Пропущены 4 стиха, передающие речь старцев.
12 «Чтобы манастыря».
13 «Чтобы».
14 Старуха рассказывала, что московское войско стояло у монастыря 3 года и взяло его только потому, что один монах показал Салтыкову потайной ход. Собир.

В. Ф. Миллер. Исторические песни русского народа XVI-XVII вв., Петроград, 1915.