а) Пермской губернии.
Кто-нибудь из парней садится на стул среди избы, девушки же составляют кружок, ходят вокруг сидящего и поют:
Вокруг я келейки хожу,
Вокруг я новенькия,
Вкруг сосновенькия,
Уж я старца бужу,
Я спасенную душу:
— Уж ты, старец, встань,
Ты спасенная душа!
Как заутрени звонят,
К обедне зовут!
— Уж ты прочь, пономарь,
Пустозвон, не мешай!
Не могу я встать,
Головы поднять;
Голова моя болит,
Ретиво сердце щемит.
Уж и встать было мне,
Поплясать было мне.
Для милых гостей,
Растрясти костей.
При этом парень подымается со стула и пляшет. Песня продолжается:
Моя милая идет,
Графин водочки несет, 2
Распростится да уйдет.
Парень целует одну из девушек; она садится вместо него на стул, и песня начинается снова. Девушка сменяется опять парнем и так далее, пока все играющие не пересидят в келейке.
(Зап. Имп. Р. Геогр. Общ. по отд. Этногр., т. II в статье: «Круговые игры и песни в селе Ушаковском» А. Я. Кокосова, стр. 414-415)
б) Московской губернии.
Я по келейке хожу,
Я черничку бужу:
Люли, люли.
(Припев после каждых двух стихов).
— Ты, черничка, встань,
Спасеничка, встань!
Ведь в обедне звонят
И часы говорят.
Люди сходятся,
Богу молятся.1
— Не могу я встать,
Головы поднять,
У меня спина болит,
Наклониться не дает.
— Я по келейке хожу,
Я черничку бужу:
«Ты, черничка, встань,
Спасеничка, встань.
Музыки пришли,
И скрипицы принесли».
— Ах, встати было,
Поплясати было,
Поломать костей,
Взвеселить гостей.
Ты, черница, грех,
Спасеница, грех.
— Я голик возьму
И грехи подмету,
И под лавкой грехи,
И на лавке грехи,
По всей келье грехи, и т. д.
(Из рукописного сборника прошлого столетия, найденного Пекарским в библиотеке г-жи Микулиной в селе Кожине Московской губернии и напечатанной А. Н. Пыпиным в «Отечественных Записках» 1858 г., т. CXVI в статье: «Народные стихи и песни»)
Великорусс в своих песнях, обрядах… и т.п. Мат. собр. и прив. в пор. П.В.Шейном. Том 1, выпуск первый, 1898.
1 По вар. зап. в Вологодской губ.:
Люди молятся,
Черти возятся.