Деревня была безграмотна: поп безграмотной, дьякон безграмотной, да и дьяцёк безграмотной, а церковь была, приход служили (так!). Прознал архирей, поехал любопытствовать. Приехал попу на фатеру, поп и побежал к дьякону. «Вот беда! Архирей приехал, как мы служить станем?»
А дьякон сказал:
— А как-небудь, сварако́сим как-небудь.
Поп скажо:
— Ты то́ё пой, што я буду.
Дьячок скажо:
— Мне уж надо своё петь на крылосы, не с вам.
Поп скажо:
— Што знашь, то и валяй.
Затем обедню зазвонили, поп и запоходил к обедне, архирею и говорит:
— Владыко, благослови.
— Бог тебя благословит, поди, служи.
Поп пришол в церковь, одел ризу, затем архирей идёт. Архирей пришол, в олтарь стал.
— Ну, починай, служи.
Поп и запел — голос громкой:
— О-о-о! Из-за острова Ке́льястрова,
Выбегала лотоцька осиновая,
Нос-корма роскрашонная,
На серёдке гребци-молодци.
Ту́ра-ма́ра и па́ра.1
Дьякон тоже запел:
— О-о-о! Из-за острова Ке́льястрова,
Выбегала лотоцька осиновая (и пр. до конца).
А дьяцёк на крылосе:
— Вдоль по травки, да вдоль по муравки,
По лазуревым цветоцькам.
Архирей вышол да рукой махнул:
— Служите, как служили!
Да и уехал проць.
(Дементьева Наталья Михайловна)
1 Большое значение имеет в сказке мотив слов попа, дьякона и дьячка: слова попа и дьякона поются протяжно, на церковный лад; слова дьячка на мотив веселой плясовой песни.
Ончуков Николай Евгеньевич. Северные сказки: Архангельская и Олонецкая гг. СПб. 1908.