Безграмотная деревня

 

Деревня была безграмотна: поп безграмотной, дьякон безграмотной, да и дьяцёк безграмотной, а церковь была, приход служили (так!). Прознал архирей, поехал любопытствовать. Приехал попу на фатеру, поп и побежал к дьякону. «Вот беда! Архирей приехал, как мы служить станем?»

А дьякон сказал:

— А как-небудь, сварако́сим как-небудь.

Поп скажо:

— Ты то́ё пой, што я буду.

Дьячок скажо:

— Мне уж надо своё петь на крылосы, не с вам.

Поп скажо:

— Што знашь, то и валяй.

Затем обедню зазвонили, поп и запоходил к обедне, архирею и говорит:

— Владыко, благослови.

— Бог тебя благословит, поди, служи.

Поп пришол в церковь, одел ризу, затем архирей идёт. Архирей пришол, в олтарь стал.

— Ну, починай, служи.

Поп и запел — голос громкой:   

— О-о-о! Из-за острова Ке́льястрова,
Выбегала лотоцька осиновая,
Нос-корма роскрашонная,
На серёдке гребци-молодци.
Ту́ра-ма́ра и па́ра.1

Дьякон тоже запел:     

— О-о-о! Из-за острова Ке́льястрова,
Выбегала лотоцька осиновая (и пр. до конца).     

А дьяцёк на крылосе:     

— Вдоль по травки, да вдоль по муравки,
По лазуревым цветоцькам.     

Архирей вышол да рукой махнул:    

— Служите, как служили!

Да и уехал проць.

(Дементьева Наталья Михайловна)

1  Большое значение имеет в сказке мотив слов попа, дьякона и дьячка: слова попа и дьякона поются протяжно, на церковный лад; слова дьячка на мотив веселой плясовой песни.

Ончуков Николай Евгеньевич. Северные сказки: Архангельская и Олонецкая гг. СПб. 1908.