Русские народные пестушки

 

Пестушками (от слова пестовать — нянчить, носить на руках, воспитывать, растить, холить, ходить за кем. Пестюшка (арх.) — потешки или игрушки.) называются песенки и прибаутки, которыми сопровождаются разные моменты детской жизни и движения, производимые самим ребёнком, либо же с помощью взрослых. 

Для детей постарше смотрите также потешки или прибаутки. 
 

1. Когда проснувшийся младенец потягивается, то его гладят по животику, приговаривая: 

а) Потягунушки, потягунушки! 
    Поперек толстунушки, 
    А в ножки ходунушки, 
    А в ручки ф(хв)атунушки, 
    А в роток говорок, 
    А в голову разумок! 
 

б) Потягунушки, 
    Порастунушки, 
    Ножки ходунушки, 
    У роток говорунушки, 
    А в голову разумунушки. 
 

в) Потягушошки, 
    Дитя ростушошки, 
    Ножки ходушошки, 
    Ручки гребушошки. 
 

г) На кота потягушки, 
    На дитя порастушки. 

 

д) Потягунуюшки,
    Порастунюшки,
    Роток — говорунюшки,
    Руки — хватунюшки,
    Ноги — ходунюшки.
 

е) Глазки — видушки, видуньи. 
    Ушки — слышнушки,слыхуньи. 
    Ручки — хватушки, хватуньи. 
    Ножки — бегушки, бегуньи. 
    Роток — говорок, говорок. 
    Носок — любопытничек! 
    Соплячок. 
 

ж) Потягунюшки, 
    Порастунюшки, 
    Больша расти, 
    К деду в гости ходи, 
    Да не уроси! 
 

з) Потягунюшки, поростунюшки!
    Роток – говорунюшка!
    Ручки – хватунюшки!
    Ноги – ходунюшки!
 

2. Когда дитя начинает становиться на ножки, приговаривают: 

а) Дыбо́к, дыбо́к, 
    Завтра годок! 
    Дыбо́к, дыбо́к, 
    Целый годок!
 

б)  Дыбо́чки, дыбок! 
    Скоро Сашеньке годок. 
 

в) — Дыбочек, дыбочек, 
    На первый годочек! 
 

г) Режу путо — даю дорогу тебе! 

«Перерезают путо», т. е. проводят ножом между ножками малыша, когда он становится на ножки. 
 

3. Ударяют слегка по подошвам ребенка и поют:

а) — Капки, вы лапки!
    Гди были? — У бабки.
    — Што ели? — Кашку.
    Била меня бабушка
    Трубничком, сковородничком.
    Я на стоу — на столи престоу,
    Я в конопель — конопель трещит.
    Воробей пищит — сто рублей тащит.
 

4. Когда ребёнок начинает учиться ходить: 

а) Ножки, ножки 
    Бегите по дорожке, 
    Нарвите горошку. 
    «Ножки, ножки 
    Куда вы бежите?» — 
    «В лесок по мошок: 
    Избушку мшить, 
    Чтобы не холодно жить». 

При этом треплют слегка ножки ребёнка. 
 

б) Ножки, ножки, что вы делали? 
    Бежали-бежали, чтобы кисонька не поймала. 
 

в) Ножки, ножки 
    Бегите по дорожке — 
    Прямо в избушку 
    Мимо кадушки. 
 

5. Искупавши дитя (или при купании ребёнка), обдают его наконец водою, приговаривая: 

а) Вода текучая, 
    Дитя растучее, 
    С гуся вода, 
    С тебя худоба. 
    Вода к низу, 
    А дитя к верху. 
 

б) С гуся — вода, 
    С лебедя — вода, 
    А с Ефима — худоба. 
 

в) С гоголя вода, 
    С тебя худоба! 
    Спи, дягни2, — 
    Христос с тобой! 
 

г) С гоголя вода, 
   С Вовы худоба. 
   Сна и покоя, 
   Доброго здоровья. 
 

д) Как с гуся вода, 
    А с Сережи худоба. 
    Намоем сынку ноженьки 
    И пустим по дороженьке, 
    Намоем ему ручонки, 
    Чтобы сильным был мальчонка. 
    Намоем сыну личико, 
    Чтоб хорош был в обличии. 

 

е) С гуся вода,
    Все с Танечки худоба.
    Водушка текуча,
    Танечка растуча.
    У зайки боли,
    У лисицы боли,
    У волка боли,
    У медведя боли,
    А у Степашки – заживи.
 

ё) Вода текуча,
    Дитя растуче.
    С гуся вода,
    С тебя худоба!
    Вода – книзу,
    Дитя – кверху.
 

ж) У зайца – боли,
    У лисы – боли,
    У волка – боли,
    У медведя – боли,
    А у меня – все пройди.
 

6. Когда ребёнок гулит или агукает: 

а) Ах поет, поет 
       Соловушка! 
    Ах поет, поет 
       Молоденькой; 
    Молоденькой, 
       Хорошенькой, 
    Пригоженькой! 
 

б) Гули, гули,
    Агу, агу,
    Гули, гули...
 

7. Во многих местах мать, няни и мамки целуя, милуя дитя, приговаривают: 

а) Ах ты деточка, 
       Золотая кветочка!3 
    Виноградная веточка, 
    Сладкая конфеточка! 
 

б) Тай, тай, тай! 
    Гостиночку дай. 
    — Я бы рада дала, — 
    На базаре не была. 
 

8. Пеленая, пестуют:

а) На киску — потягушечки, 
    На Сереженьку — растушечки.
 

9. Распеленав ребёнка, пестуют: 

а) Куй, куй, ковалек, 
    Подкуй чеботок: 
    На маленьку ножку 
    Золоту подковку. 
    Подай молоток 
    Подковать чеботок.
 

б) Кую, кую ножку, 
    Поеду в дорожку. 
    Надо ножку подковать, 
    Чтобы дома ночевать! 
 

10. Учат осознанному движению руками: 

1) Ребёнок сидит на коленях у матери или у няни, которая берёт его ручки и, расправляя их горизонтально, приговаривает следующие стихи: 

а) Батюшке — сажень! 
    Матушке — сажень! 
    Братцу — сажень! 
    Сестрице — сажень! 
    А мне — долга́, долга́, долга́! 
 

б) Тятеньке — сажень, 
    Маменьке — сажень, 
    Дедушке — сажень, 
    Бабушке — сажень, 
    Брату — сажень, 
    А Колюшеньке — 
    Большую, набольшую. 
 

в) — Это — мамы сажень, 
    Это — папы сажень, 
    Это — бабушки сажень, 
    Это — дедушки сажень, 
    А это — нам пополам! 
 

г) Это — папке сажень, 
    Это — мамке сажень, 
    Это — нам с Димушкой пополам! 
 

д) Это — папы сажень, 
    А это — Андрюшеньки сажень, 
    Это — нам пополам! 
 

е) Папе — сажень, 
    Маме — сажень, 
    Алёнушке — сажень, 
    Всем сажень! 
 

ё) Папе — сажень, 
    Маме — сажень, 
    Бабушке — сажень, 
    А Сашеньке — 
    Большушую-большущую сажень! 
 

ж) Эта — маме сажень, 
    Эта — папе сажень, 
    А этому — нету сажени! 
    Он воду не носил, 
    Он дровы не носил — 
    Так и сиди! 
 

з) Как на Шуркиных мянинах 
    Пирогов напёкли. 
    Рострескавши,перековеркавши! 
    Этакой ширины! 
    Этакой узины! 

При каждом стихе ручки ребёнка складываются и снова расправляются, а при последних словах ещё более. Ребёнок при этом обыкновенно смеётся от удовольствия и начинает сам делать ручонками сажени. 
 

2) Помахивают ручками ребенка, подражая движению крыльев: 

а) Гулюшки летели, 
    На головку сели 
    Шшш...! 
    Опять полетели! 
 

б) Гуси летели, 
    Лебеди летели, 
    Гуси летели, 
    Лебеди летели…
 

в) Уты, уты полетели, 
    На головку сели. 
    Сели, сели, посидели 
    Да опять полетели. 
    Уты, уты, уты...
 

г) Машут ручонками ребенка и говорят:

Ути, ути, полетели-полетели,
На головушку сели,
Журавинки поклевали
И домой улетали.

(При словах «на головушку сели» кладут ручонки на голову, затем пальчиками постукают-поклюют и снова снимают ручки с головы. – Прим. соб.)
 

3) Учат поднимать ручки и головку кверху: 

а) Галки, галки, галки, 
    На головушку! 
 

4) Медленно разводят ручки малыша в стороны и певуче приговаривают: 

а) Лунь плывёт, 
    Лунь плывёт, 
    Лунь плывёт…
 

11. Подбрасывая ребёнка на руках, приговаривают: 

а) Чук, чук, чучки, 
    На горе — стручки, 
    Под горой — лопатки: 
    Вырвали ребятки.
 

б) Чук, чук, чук, чук, 
    Наловил дед щук, 
    Баба рыбку пекла, 
    Сковородка утекла. 
 

в) Скок-поскок 
    На чужой мосток. 
    А как вырасту большой, 
    Свой мост замощу, 
    Никого не пущу. 
 

г) Скок-скок-поскок 
   На чужой мосток, 
   А я свой подмощу, 
   Никого не пущу. 
 

д) Скочки-поскочки, 
    Пустите меня к ночке, 
    Шубки пошить, 
    Рукавички покроить. 
 

12. Ребёнка подбрасывают на коленях, а затем делают вид, что роняют его и приговаривают:

а) В гости, в гости 
    К дяде Косте. 
    Дитятко любит рожок, 
    А пестунья — пирожок. 
 

б) Пень-колода, косая огорода, 
    Бела береза, 
    Под белой березой 
    Холодный родничок 
    Подтек Машеньке 
    Под бочок. 
 

в) Ехали-ехали 
    За грибами и орехами. 
    Приехали-приехали 
    С грибами и орехами. 
 

г) Едем-едем 
   К бабе с дедом 
   На лошадке 
   В красной шапке. 
   С боку на бок — 
   Бух. 
 

д) Три-та-та, три-та-та! 
    Вышла кошка со двора, 
    Вышла кошка за кота, 
    За кота котовича, 
    За Иван Петровича. 
 

е) По кочкам, по кочкам, по кочкам, 
    По ныркам, по ныркам, по ныркам, 
    По ухабам, по ухабам, по ухабам... 
 

ё) Поехали, поехали 
    С орехами, с орехами, 
    С калачами, с калачами, 
    Вприпрыжку, вприскочку, 
    По кочкам, по кочкам — 
    В ямку — бултых, пали. 
    На ножки встали 
    И опять побежали. 
 

ж) Поехали, поехали 
    За грибами, за орехами. 
    Приехали, приехали 
    С грибами, с орехами 
    По кочкам, по кочкам, 
    В ямку — бух! 
 

з) Чики-чики-чикалочки, 
    Едет Ваня на палочке. 
    Сашенька в тележке 
    Щелкает орешки. 
    С кочки на кочку 
    Да в ямку — бух. 
 

и) Чики-чики-чикалочки, 
    Едет гусь на палочке. 
    Уточка — на дудочке, 
    Курочка — на будочке, 
    Зайчик — на тачке, 
    Ванюшка — на собачке. 
    С кочки на кочку 
    Да в ямку — плюх! 
 

к) Еду-еду к бабе, к деду, 
    На лошадке, в красной шапке, 
    По ровной дорожке 
    На одной ножке. 
    В старом лапоточке 
    По рытвинам, по кочкам. 
    Все прямо и прямо, 
    А потом вдруг в яму — 
    Бух!.. 
 

л) Шла кукушка через сад, 
    Поклевала виноград. 
    Шла кукушка мимо рынка, 
    Наступила на корзинку. 
    И упала в ямку — бух! 
    Раздавила сорок мух! 
 

м) Кулик-малик 
    Сел на баню, 
    Снес яичко 
    Невеличко, 
    Голубино коко. 
    Доставать далеко. 
    Я достану, 
    Есть не стану: 
    Испеку да брошу 
    За попову рощу — 
    Фуррр!.. 
 

н) В гости, в гости,
    К дяде Косте.
    Люлька – в покачку,
    Пестунья – потачку.
    Дитятко любит рожок,
    А пестунья – пирожок.
 

о) Поехали-поехали
    По камышкам, по камышкам,
    В ямку – бух!
    По гладенькой дорожке
    Бежали наши ножки,
    По кочкам, по кочкам,
    В ямку – бух!

(Сильнее раскачивая ребенка, делают вид, что бросают.
 

13. Садят ребёнка на лавку, берут за ручки и начинают то притягивать к себе, то отталкивать и поют:

а) Тоню тяну, 
    Рыбу ловлю. 
    Попало немало: 
    Семь сижков, 
    Восемь гарьюшков, 
    Да две палейки, 
    Обе маленьки, 
    Плотички не колички, 
    Ерши в ковши, 
    Сколь хошь комши 

Притягивают на себя ребёнка, начинают тормошить и говорят:

    Ши-ши, ши-ши, 
    Ерши хороши, 
    Только ложки полощи. 
 

б) Тоню тяну, 
    Рыбу ловлю. 
    Попало немало: 
    Семь сижков, 
    Восемь окушков, 
    Один ершок — 
    И того в горшок. 
    Щей наварю, 
    Ребят накормлю: 
    "Ешьте, ребятки, 
    Заварны шти". 
 

14. Когда ребенок начинает приступать на ножки, его учат подпрыгивать (плясать), при этом размеренно-ритмично приговаривают:

а) Та, та, та, та, та, 
    Вышла кошка за кота: 
    Кот ходит по лавочке, 
    Водит кошку за лапочки; 
    Топы, топы по лавочке, 
    Цапы, цапы за лапочки. 
 

б) Большие ноги 
    Шли по дороге: 
    Топ, топ, топ, 
    Топ, топ, топ. 
    Маленькие ножки 
    Бежали по дорожке: 
    Топ, топ, топ, топ, топ, 
    Топ, топ, топ, топ, топ! 
 

в) Трататушички, 
    Да брякотушички. 
    Пошли плясать 
    Колобушички! 
 

г) Ты, Нина, попляши — 
    У тебя ножки хороши. 
    Голова гладка, 
    Как у выблядка! 
 

д) Ну-ка, Сашенька, спляши, 
    Твои ножки хороши. 
    Нос — сучком, 
    Голова — крючком, 
    Спинка яшичком. 
 

е) Попляши да попляши, 
    У те ножки хороши. 
 

ё) Девки по полю ходили, 
    Таракана расступили. 
    Тра-та-та, тра-та-та, 
    Трататушки-тра-та-та. 
    Таракан пищит, 
    Сто рублей ташшит. 
    Тра-та-та, тра-та-та, 
    Трататушки-тра-та-та. 
 

ж) Уточка Гульяновна 
    Да Марья Николаевна, 
    Попадья Сергеевна. 
    Поп шел, шел, шел 
    Да лапотки нашел: 
    — Это чьи лапотки, 
    Да не моей ли попадьи? 
    Лапти сырчатые — 
    Коловырчатые. 
 

з) Кто спляшет — 
    Конфетку дадим, 
    Кто не спляшет — 
    Татарину отдадим.  
 

и) Казачок, казачок — 
    Тоненькие ножки, 
    Красные сапожки, 
    Мы тебя поили, 
    Мы тебя кормили, 
    На ноги поставили — 
    Танцевать заставили. 
 

к) Скок-скок да поскок, 
    Молодой дроздок 
    По водичку пошел 
    Да сапожки нашел. 
    Будет дрозд танцевать, 
    Свои ножки казать. 
 

л) Скок-поскок! 
    Молодой дроздок. 
    По водичку пошел, 
    Молодичку нашел 
    Молодиченька невеличенька — 
    Сама с вершок, 
    Голова с горшок. 
 

15. При ушибе ребёнка: 

а) У кошки боли́, 
    У собаки боли́, 
    У лошадки боли́, 
    А у Ванюшки не боли́. 
 

б) У лисы боли́, 
    У волка боли́, 
    У Николаши боль 
    На березку в лес улети. 
 

16. Когда ребёнку пора спать и он начинает зевать: 

а)  — Один зевок — на потолок, 
    Другой — на спинку, 
    Третий — на постельку! 
 

17. Маленьким детям, когда они плачут (успокаивают ребёнка): 

а) Будешь плакать — 
    куплю лапоть! 
 

б) Тише, тише, голубок, 
    Спи, мой маленький сынок. 
    Прилетит к тебе голубок, 
    Даст тебе сонок. 
 

в) Спи дитя до вечера — 
    Тебе делать нечего. 
    Придет времечко-пора, 
    Разбужу тебя тогда. 
 

г) Кач-кач, кач-кач, 
   На березе сидит грач, 
   А ворона на ели, 
   Кричит: "Таня, не реви!" 
 

д) Ой, качу-качу-качу, 
    Не отдам тебя грачу, 
    Не отдам и ворону 
    На чужую сторону. 
 

е) Маленького Юрочку 
    Обижает курочка. 
    Унесла от Юрочки 
    Румяную булочку. 
    Из-за этой курочки 
    Юрочка без булочки. 
 

ё) Ай, тари-тари-тари, 
    Куплю Маше янтари. 
    Останутся деньги — 
    Куплю Маше серьги. 
    Останутся пятаки — 
    Куплю Маше башмаки. 
    Останутся копейки — 
    Куплю Маше бейки. 
    Останутся грошки — 
    Куплю Маше ложки. 
    Останутся полушки — 
    Куплю Маше подушки. 
 

ж) Тары-бары-растабары, 
    У Варвары куры стары. 
    Ту-ру, ту-ру,ту-ру-ру 
    Потерял старик дугу. 
    Потерял да не нашел, 
    И опять ко мне пришел. 
 

з) Тара-ра, тара-ра, 
    На горе стоит гора, 
    А на той горе дубок, 
    А на дубе воронок. 
    Ворон в красных сапогах, 
    В позолоченных серьгах. 
    Черный ворон на дубу, 
    Он играет во трубу 
    Во серебряную. 
 

и) Шары, бары-растабары,
    Белы снеги выпадали,
    Серы зайцы выбегали,
    Охотнички выезжали,
    Красну девку испугали
    —Ты, девица, стой
    Да песенку нам спой.
 

Источники пестушек: 

1а-г, 2а-б, 4а, 5а, 5в, 6а, 7, 10.1)а, 14б — Русские народные песни, собранные П. В. Шейном. Ч. 1. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Москва. 1870, и Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. П.В.Шейном. Том 1, выпуск первый, 1898. 
1д, 1е, 2в-г, 9б, 10.1)в-з, 10.2)а, 10.3)а, 14в-г, 16, 17а-в — Традиционный фольклор Новгородской области / Составители: М. Н. Власова, В. И. Жекулина, С.-П., 2006. 
1ж, 6б, 12е-м, 14д-л, 17е-и — Ехал Сенька по воду. Детский фольклор Шадринского края / Составители В. Н. Бекетова, В. П. Тимофеев. — Шалринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1996.
1з, 3а, 9.2)г, 11н, 11о — С. М. Лойтер. Детский поэтический фольклор Карелии. Петрозаводск, 2013.
4б, 4в, 5г, 5д, 8а, 11в-д, 12, 13, 17г-д — Русский детский фольклор Карелии / Сост., автор вступит. ст.  и коммент. С. М. Лойтер. Петрозаводск: Карелия, 1991. 
5б, 9а, 10.2)б, 11, 14б — Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститута, коллекция М. Н. Мельникова. М. Н. Мельников, Русский детский фольклор, Москва, "Просвещение", 1987. 
10.1)б, 14а — Бессонов П. А. Детские песни. М., 1868. 
9в, 10.4)а, 15а — Капица О И. Детский фольклор. Л., 1928.



1      Молодичка молода, 
        Поехала по дрова, 
        Зацепилась за пенок, 
        Простояла весь денек. 
(Зап. П. В. Шейном в г. Москве) 

2 Дяглить, дягнуть — расти, плотеять, здороветь, крепчать (Сл. В. И. Даля). 
3 От сл. кветка, квет, т. е. цвет. Ш. 
 

Читайте также детские считалочки.