Собрание русских народных заговоров от последствий укуса змеи и чтобы предотвратить сам укус.
1. Заговор от ужаления змеёю на воду или соль
Десять раз прочесть молитву «Отче наш», а потом следующее:
На море на Окиане, на острове на Буяне стоит дуб, под тем дубом ракитовый куст, под тем кустом лежит бел камень, на том камне лежит рунцо, под тем рунцом лежит змея скорпея. Есть у ней сестры Марья, Марина и Катерина. И мы вам помолимся, на все на четыре стороны поклонимся: «Утишите свою лихость от раба Божия» (имярек).
Наговорить на воде или на соли и брызгать в лице или морду животного.
(Зап. г. Соколов)
2. Заговор от укуса змеи
На море на Окиане, на реке на Ордане стоит ракита, под тою ракитою лежит борона, под тою бороною лежит баранье чёрное руно, под тем бараньим чёрным руном лежат три змеи: первая змея Марея, а другая Наталея, а третья змея медяница скороспея. Ты, змея медяница скороспея, вынимай свое жало поскорея от раба Божья (имярек); а кады не вымешь своего жала поскорея, возьму я калену стрелу, пойду к Иисусу Христу и сам тебя застрелю. He я говорю, не я выговариваю; выговаривая, отговаривая сама Божья матушка, Пресвятая Богородица, со всем своим собором, с Миколаем Угодником, великим помошником, и с небесным воеводою.
(Курск. губ. и у., зап. г. Никольский)
3. Заговор от укуса змей
На море на Окиане, на острове на Буяне стоит липовый куст, у липовом кусте лежит черная руна, под черной руной лежит змея скоропея, укрывши от частых звезд, от ясного месяца, от светлого солнца. Ты, змея Ирина, ты, змея Катерина, ты, змея полевая, ты, змея луговая, ты, змея болотная, ты, змея подколодная, сбирайтесь укруг и говорите удруг; вынимайте нечистый ад, от сустав, от полусустав, от жил, от полужил, от полупожилков, от тридевять суставов, от тридевять полусуставов, от тридевятъ полупожилвов, от черной шерсти, от белого тела, от чистой крови, от чистого сердца, от буйной головы.
Потом прочесть: «Да воскреснет Бог», «Отче наш» и «Богородице».
(Тульск. губ., зап. г. Видиниус, арх. Общ.)
4. Заговор от последствий после укуса змеи
Ha море, на острове лежит куча елового дору, в этом во дору лежит руно черного барана, в этом руне свито гнездо, в этом гнезде лежит змея шкуропея (вар. шкура пега). Матушка змея шкуропея, вынь свой ярый яд из костей, из мощей; наговариваю, отговариваю раб Божий (имярек) из костей, из мощей, из жил, из поджилков, из состава, из полусостава, из буйной головы, из реберной кости, из горючей крови, из тощего живота, из дробных кишок. Матушка змея шкуропея, вынимай своих деток: колодныя, болотныя, лесовыя, летучия, ползучия, боровыя, подможныя, подконечныя, переярец; не уймешь своих деток, пойду царя Давида просить все пропасти его сократить, все недуги исцелить и нечистую силу змеи отвратить.
(Мещовск. у. Калужск. губ, зап. Д. Ляметри)
5. Заговор от последствий после укуса змеи на хлеб
Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. На море на Окияне, на острове на Буяне, тут лежал бел камень. На этом камне сидит змея скорпея. «Эй же ты, змея скорпея, я пришел к тебе с нуждою.» — «С какою?» — «Найди ту змею, кая укусила раба Божия (имярек)». — «Я, — говорит, — не пойду». — «А я тебя громом убью». — «Я от грома спрячусь в землю». — «А я насыплю тебе в уши лютого зелья». И пошла змея скоропея по чистым полям и по шелковым травам, по пням, по изгородям и по гнилым колодам, и по дрязгам, и нашла ту змею, кая укусила раба Божия (имярек) и говорит ей: «Вынь из этого раба три жала, чтоб у него не болело и не пухло, и не ломило». Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Наговаривают на хлеб, которым трут больное место.
(Судогодск. у. Владимирской губ.)
6. Заговор от укуса змеи на придорожник
Прикладывают к ране траву придорожник и притом произносят следующее:
На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел горюч камень Алатырь; на том камне свито гнездо золотое, в том гнезде лежит царица Елица. Царица Елица, вынь зуб и жала из раба (имярек). Разлобь телеса, разорвись телеса. Слово мое крепко, ключ в море, якорь в бездне. Аминь, над аминем аминь.
(Буинск. у., Симбирск. губ.. зап. В. Юрлов)
7. Заговор на солёную воду от укуса козюльки или ужа
Сельская бабка кидает в воду соль и, зажегши перед образом свечу, читает над водою следующее:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. На море на Окиане, на острове Кургане стоит сыр дуб, под тем дубом стоит кровать, на той кровати лежит девица, змеина сестрица. Я к ней прихожу, жалобу приношу на казюлей, на ужей, что «твои пилаты съели мою скотину, а если ты их не будешь унимать, я буду жаловаться на тебя Николаю Угоднику и Николаю Солынскому». — «Нет, не жалься, раб Божий, я сама буду их унимать, недуги выгонять из жил, из костей, из накостей, из внутренняго живота и из горячей крови; напишу на воде надпись, пошлю тые воду русому человеку» (имярек). Аминь.
Потом бабка брыжжет наговоренною водою больного и приказывает пить ее.
(Мало-Архангельск. у., Орловской губ., зап. М. Розов)
8. Заговор от укуса змеи на скипидар, рыбий жир или творог
Наговаривают на скипидар, рыбий жир или творог.
Стану я, раб Божий (имярек), поутру раненько, обуюся гладенько, умоюся беленько, Богу помолюся; пойду я, раб Божий, из избы дверьми благословясь, из двора в вороты перекрестясь, под утреннюю зорю, к Океану-морю. На Океане-море лежит Златырь камень, на Златыре камне стоит соборна церква, в той церкве соборней стоит престол, а за престолом стоят триста коней железных и триста мужей железных. Приду я, помолюсь, поклонюсь и покучусь: «Во́ еси вы, триста коней железных и триста мужей железных, берите вы по луку железному и по триста стрел железных, гоните вы скоро-на́скоро и стреляйте черной коровушке матушке в вымя, во ужево жало и во змеино». Как матушка земля стоит на трех кедрах, не тряхнется и не ворохнется, — так стой, ужево жало и змеино, не тряхнись и не ворохнись. Аминь.
Ужаленное место обводят безыменным пальцем, а потом мажут наговоренным жиром или прикладывают к нему творог, что́ и вытятвает яд.
(Малмыжск. у., Вятск. г., зап. А. Губин)
9. Заговор от укушения змеёй
Ha море на Окиане, на реке на Ордане стоит дуб и на том дубе сорок гнезд. Сам Саватей, сударыня Хевра! И ти, Хевра, не ляжи лес по стрехам и по вертепам по долинам и по полям, и по межам, и по степям, и по лугам, и по морям и по рекам, и по окопам, и по дорогам, и по домам, и по ручьям. Лютого сзывати и винного искати, и лютое жало вынимати от раба Божья (имярек). He я говорю, ни я выговариваю; выговаривая, отговаривая сама Божья Матушка, Пресвятая Богородица, со всем своим собором, с Миколаем Угодником, великим помошником, и с небесным воеводою.
Должно произносить до заката солнца. Заговор может быть передань только младшему, а не то передающий лишается способности лечить.
(Курской г. и у., зап. г. Никольский)
10. Заговор от укуса змеи
Говорить 27 раз.
Во морском озере, во святом колодце черпаю я воду, отговариваю, приговариваю от той от лютой от медяницы, от золотой головы. Ты, змей лютый, золотая голова, выкинь свою жалу от рабы Божией (имярек), от живота, от сердца, от третьей жилы, от третьяго пожилка, от третьяго сустава от третьяго суставчика.
(Тульск. губ., зап. Г. Видиниус)
11. Заговор от укуса змеи на осиновую кору
Читается трижды над укушенным местом, которое трижды натирается осиновою корою и затем, трижды обмывается водою из росы, собираемой в Иванову ночь.
Стану я, раба Божия (имярек), отговаривать укушенное место у раба (имярек), заговаривать; гад подколодный, гад подземельный, возьми свою ярь, а не возьмешь свою ярь, не пустит тя ни пень, ни колода, ни ракитова порода; а возьмешь свою ярь, пустит тя и пень, и колода, и ракитова порода; и опечет тя красно солнышко, и освятит тя светлый месяц, часты звездочки, и обмоет тя утряна роса!
(Туренск. погост, Валдайского у.. Новгородской губ., зап. И. Верещагин)
12. Заговор на осиновую кору от укуса змеи
Читается трижды над осиновою корою, и при каждом разе натирается ею укушенное место.
«Шереса, росица, шересперь, поди-ка сюда! Отчего это стало?» — «Стало это от таля, червя земляного». Ой же ты, таль, возьми свою ять; а не возьмешь свою ять, не пустит тя ни вода, ни земля, ни пень, ни колода и не липовый куст; а возьмешь свою ять, примет тя и вода, и земля, и липовый куст!
(Туренск. погост, Валдайского у.. Новгородской губ., зап. И. Верещагин)
13. Заговор от укуса змеи на осиновую кору
Говорится трижды над сырой осиновой корой, которой и натирается потом рана.
Из моря, из-за горы, из белокаменной пещеры выходила широкоперая змея, выносила трои клещи железныя и вынимала жало от черного гада, от пестрой гадницы, от медяницы, от веретенницы, отъ ярого ярца и переярца.
(Туренск. погост, Валдайского у.. Новгородской губ., зап. И. Верещагин)
14. Заговор от укуса змеи
Очертив пальцем со слюной укушенное место, говорят:
Лютая змея, у тебя дом в пещере, у раба же Божия (имярек) в деревне; тебе, лютой змее, до моря далеко, а рабу Божиему (имярек) до неба высоко; тебе, лютой змее, каленый уголь в зубы, а раба Божия тело белое, не боли и не пухни, отныне и до века.
(При-Аргунск. кр., Забайкальской обл., зап. Н. Кашин)
15. Заговор от змеиного укуса
Лютая змея, лютоедица, за что ты рабу Божию (имярек) ела? У тебя во рту капли воды нет, a у меня море во рту.
Проговоря, дуют и плюют трижды на укушенное место.
(Переялславск. у., Владим. губ,, зап. Н. Бодров)
16. Заговор от укуса змеи
Раб Божий (имярек), отдую и отговорю от змеи скорпеи. Ты, змея скорпея, беззаконная тварь, почему чрез Христовы заповеди ступаешь? Почему ты раба (имярек) за пяты кусаешь? He велит тебе Христос за пяты кусать. Пойдем мы ко Христу на суд. Кого на суде осудят, тому на суде и умереть. Аминь. По амине сам Иисус Христос печатью печатает, крестом погружает, недуга разгоняет. Рассыпся и раскатись по буйным ветрам и по чистым полям.
(Зап. Г. Соколов)
17. Заговор на воду от укуса змеи
Трижды читать над водой.
Господи, Царь Небесный, услыши, Господи, молитву мою и моление мое, раба Божия (имярек), от черной змеи или от пестрой змеи проклятой; проклятая, лютая змея, людоедица змея, чтоб тебе, проклятой, сквозь землю пройдти, а тебе, рабу Божию (имярек), по белу свету ходить; аминь.
(Тюменск. окр., Тобольск. губ., зап. А. Виноградов)
18. Заговор от последствий укуса змеи
Молитв ради Пречистыя твоея Матери благодатный Свет мира! Отступи от меня, нечестивый, змея злая, подколодная, гадина люта, снедающая людей и скот; яко комары от облаков растекаются, так и ты, опухоль злая, разойдись, растенись от раба Божьяго (имярек). Все святые и все монастырские братия, иноки, отшельники, постники и сухоядцы, чудовные святые лики, станьте мне на помощь, яко во дни, тако и в нощи, во всяком месте, рабу Божьему (имярек). Аминь.
(Зап. В. И. Даль)
19. Заговор от укуса змеи
Змия Македоница! зачем ты, всем змиям старшая и большая, делаешь такие изъяны, кусаешь добрых людей. Собери ты своих теток и дядей, сестер и братьев, всех родных и чужих, вынь свое жало из греховного тела у раба такого-то; а если ты не вынешь своего жала, то нашлю на тебя грозную тучу, каменьем побьет, молнией пожжет. От грозной тучи нигде ты не укроешься: ни под землею, ни под межою, ни в поле, ни под колодою, ни в траве, ни в сырых борах, ни в темных лесах, ни в оврагах, ни в ямах, ни в дубах, ни в норах. Сниму я с тебя двенадцать шкур с разными шкурами, сожгу самою тебя, развею по чистому полю. Слово мое не прейдет ни в век, ни во век!
20. Средство от укуса змеи
Аще человека змия уясть, и ты напиши на воде сия словеса:
Парасакон, тима, перескока.
Молвити такь и дай ему пить и будет здрав.
(РГБ. Ф. 310 (Собр. В.М.Ундольского). № 696. 1670-е гг.)
21. Заговор от укуса змеи
Аще кого змия укусит, и он бы не исторопился, тотчас молвил бы:
Тебе, змия, до воды далече, а у меня вода во рте.
Да плюнул бы на рану, где ужалит, ино тотчас жало вонь выпрянет и болезни не будет.
(РГБ. Ф. 310 (Собр. В.М.Ундольского). № 696. 1670-е гг.)
22. Средство от укуса змеи
Аще змию увидиш, глаголи:
Сие горе воздвиже Моисей.
(РГБ. Ф. 310 (Собр. В.М.Ундольского). № 696. 1670-е гг.)
23. Молитва апостола Павла от укуса змеи
Молитва апостола Павла
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аз, Павел, гонитель бых и камением метах на честные сосуды, изыдох крепостию своею в Киликию и абие ту ехидна изыде от теплоты и обеси ми ся на десней руце. Аз же Дух Святый имы, отрясох на восходящий пламень, и ни во что же зла прием от сея вещи и абие на сон6 обретах. И пришед ангел Господень, возглашая, глаголя: Павле, рабе Господень, востав и приими книги сия и обрящеши в них написано воображение не о едином вопящем, но и о мнозех. Утрее востах и приях, и воображения сия написано сице: Заклинаю вас шестию десятих и пять, половина рода зверина, ползающих по земли, именем Господа нашего Исуса Христа, сотворшаго небо и землю, море и небесной престол Его неподвижимый, и отрясаю болезнь и угрызения во огненную реку, исходящию от подножия Господа нашего Исуса Христа и множества ради светых апостал его, приимших власть от него наступати на змию скоропию, и на все силы вражие, змию вредящую и василиска, и аспида, змию облаковидную, змию дубовосходную, змию огневидную, змию власянную, змию врановидную, змию слепую и безочивую, змию стрельную, змию черную, змию треглавую, змию, ядущую жены, змию ехидну медянную, имущую яд в десной челюсти, еже есть скоропия, вдохновение диявола, иже аще ухапат человека, невозможно есть исцелетися ему. Еще ж 20 и 4 родове не гиблющеся, идеже приспеет вернаго и благоданаго Павла запрещение. Идеже проповедается имя Павлово, всяк гад, змии всякого рода умрут, а врежденный исцелеет в славу Божию. Аминь.
Говорить на чистую воду пред образом Божим, идеже апостол Павел есть, а говорить 3 ж.
(НБУ. Ф. 301. Ед. хр. 455. Конец ХVII — начало XVIII в.)
24. От ужаления змеи
Каково змея опалит, то взять воды и 2-ва ножа, на воду наговаривать:
На море на окияне, на острове Буяне стоит там дуб, на том дубу висит кровать, на той кровате лежит змея Катерина; унимай своих друг и подруг лесовых, полевых и луговых, и подъберезниц, и подарешниц, и от ужа Ивана, и от ужа Гаврилы, и естли ты их не уймешь, из них ярость не вынешь, то тебе Илья пророк громом убьет, а Николай Чудотворец из земли выгонит. Аминь 3 раза.
Потом окунуть ножи и капать на больное место.
(ИРЛИ. Древлехранилище им. В.И.Малышева. Оп. 24. № 10. 1810-1820-е гг.)
25. Заговор от укуса змеёй
Свят, Свят, Сам Господь Бог наш Иисус Христос, Пресвятая Мать, Пречистая Богородица, содержишь ты всех святых за кротость Его. На море на окияне лежит белатырь-камень; по белатыре-камне стоит липовый куст; в том кусте лежит овечье руно, в том руне лежит змея-магазея. Маха! Маха! и всем змеям повиваха! унимай всех своих тридевять Лессовых, тридевять Полевых, тридевять Домовых, тридевять Летучих, тридевять Ползучих, тридевять Болотных, тридевять Подколодных, тридевять Водяных, тридевять Ярых и вынимай и жало и ярость тому (имярек). Не вымешь ты и жало и ярость и опух, пошлет на тебя Михаил Архангел каменную тучу — тебя громом убьет, а детей твоих молоньей сожгет, пепел по чисту полю развеет. Ходит Бог и Пречистая по чисту полю, собирают цветы со святой травы и прикладывают раны рабу (имярек) жатыми цветами и глиною печною и вынимает жалы и ярость и опух — и себя сербит (свербит?), себя и заживает.
26. Заговор от укуса змеёй
Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, и помилуй меня грешного! У тебя, змея, в роте вода и в море вода; лежит белугин камень в море — не знает он ни скорби, ни болезни, не берут его ножи и ни булаты и не змеиныя жала — так бы и меня, раба Божия (имярек), из-под материного рожденья мое тело бело не знало бы оно ни скорби, ни боли, и ни болезни никакой, не брали бы его ни ножи, и ни булаты, и ни змеиное жало. Будьте вы, слова мои, все сполна крепки и лепки, крепче и лепче остра ножа булатного. Язык мой — ключ, уста мои — замок.
27. Заговор, произносимый после укуса змеёй
На сухом дереве, на рябине — змея отпускает свое жало в синее море. В синем море есть бел камень-горюч; от этого камня не было плоду, от змеи — (цвет змеи) не было ходу. Во имя Отца и Сына, и Св. Духа. Аминь.
Проговорить 3 раза.
28. Заговор в предупреждение укуса змеёй
Встану я раб (имярек) благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, на Восток, в Восточную сторону, к окиян-морю. На окиян-море не боится спать сыра земля грому гремучаго, молоньи палючей. Молонья ярко сверкает, — до неба высоко, до моря далеко — у змеи (цвет змеи — черной, серой или медной) жала нет. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Аминь.
Проговорить три раза и плюнуть на змею1 также 3 раза.
29. От разных вредных гадов (змей и пр.)
Гада, ты гада, зародилась ты, гада, не от Господа Бога и не от самой матушки Пресвятой Богородицы, — зародилась, гада, от самого сатаны и от врага — супостата. Выдерни, гада, свое ярое жало! Не выдернешь, гада, свое ярое жало, пойду я на тебя ко Господу Богу с жалобой, сошлет на тебя Господь 3 евангелиста и 3 прута медны, 3 прута железны и 3 прута булатны; рассекут тебя, гада, по часте вдоль и поперек, развеют пепел тыой! Язык — ключ, уста — замок. Аминь.
30. Заговор на змеиный укус
<Прежде, чем прибегнуть к чудесной силе заговора, колдун рекомендует возле места укушеннаго змеей сделать тугую повязку так, чтобы зараженная кровь не могла свободно перейти в другия части тела. Сделав перевязку, колдун обводит ножем вокруг опухоли три раза, причем после каждаго раза плюет, приговаривая: >
На мори, на Кияне, на острови на Буяни, стоит частый ракитый куст. В том частом ракитовом кусту лежит змея-шкурапей. “О, <змей-шкурапей, собери всих своих змей-змеевичев межных,> подрубежных, колодных, подколодных, моховых и лесовых, змею-шкурапею и змею-переярую, летучих и ползучих. А не соберешь ты всих змей-змеевичев, межных да подрубежных, колодных да подколодных, моховых да лесовых, змею-шкурапею да змею-переярую, летучих да ползучих, я пойду к самому Гавриилу да Св<ятому> Николаю да попрошу их напустить грозного грому, грозну тучу, чтобы громом побило да молнией сожгло”. — “О, раб Христов — человек, — не ходи к самому Христу, не пускай на меня грозного грому да грозну тучу, не бей меня ни громом да ни молоньей”. — “Я, раб, Христов человек. Вытащи жала русого”. Как вода чиста и непорочна, так чтобы и раб Божий (имярек) чист был и непорочен от змеиной лютости и ненависти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
(Беломорский район, Карелия)
31. Заговор на змеиный укус
Слава тебе, истинный Бог Исус Назарей. Аминь. Опустился сам Господь с небес. Пойде Господь от купеля в Новый Ерусалим. Грядет Господь по путе, лежит змей Василиск, аки бревно толст, аки бревно велик. Господь его пройде, а змей его не потроне. Заде гряде Иоанн Богослов. Поднесе к этому жигалу змеиному свою правую руку, свой безымянный перст. От этого жигала змеиного перст заболел; от этого перста вся рука опухнет; от этой руки весь святой раздряб, не может. Рече Господь Исус Христос: «Гряди, Петры, гряди, Апостол по Божьему слову, по Господнему велению: трожду дунь, трожду плюнь, трожду помазуй на тое на больное место, чтобы не болело у того раба Божия (имярек), чтобы не было на сердце тоски, щипоты, ломоты, на тели опухоли от двенадцати шерстей. Аминь. Аминь. Аминь».
(Беломорский район, Карелия)
32. Заговор на змеиный укус
Слава тебе, Христос, истинный Бог Исус Назарей. Аминь. Спустился сам Господь с небес. Пойде Господь от купеля в Новый Иерусалим. Придет Господь по пути, лежит змей Василиск, аки бревно толсто, аки бревно велико. Господь его пройде, а змей его не потроне. Заде гряде Иоанн Богослов, поднеся к этому жигану змеиному свою правую руку, свой безымянный перст. От этого жигана змеиного перст заболел; от этого перста вся рука опухнет; от этой руки весь святой одряб, не может. Рече Господь Исус Христос: «Гряди, Петры, гряди, Апостол по Божьему слову, по Господнему велению: трижды дунь, трижды плюнь, трижды помазуй на тое на больное на место, чтобы не болело у того раба Божия, чтобы не было на сердце тоски, счипоты, ломоты, на теле опухоли от двенадцати шерстей. Аминь. Аминь. Аминь».
(Беломорский район, Карелия)
33. Заговор от змеиного укуса
Как змей клюнет да не полегчает — наговор есть:
Утрось было, Господи шли по матушке по Согожь-горы со двенадцатью Апостолами. На пути лежал змей Василис. Все обошли и обоколили, только не могли обойти и обоколить Иван Богослов. А сопил его змей Василис за единый, за безыменный перст. Он опух и одряб, и за Ангелами идти не мог. Закричал Апостол Петр своими устами: «Сыне, сыне, трожды дунь, трожды плюнь, трожды безыменным пальцем обведи, и с раба Божьего сойдет с сердца болезнь, с костей щипота, с тела опухоль. Аминь».
(Беломорский район, Карелия)
34. Заговор на змеиный укус
Наговаривается над камнем или перед водой.
Ако камь, во рту вода, тебе, змей Василиста, болезнь, щипота.
(Беломорский район, Карелия)
35. Заговор на обклевание змея
Ока камень, во рте вода, тебе, змей Василиста, болезнь, щипота.
(Беломорский район, Карелия)
36. Заговор против укуса змеиного
<Отправляясь в лес, на сенокос, или просто куда-либо из села, многие произносят нечто вроде заговора против встречи со змеей, следующего содержания:>
Солнце, небо, мать — сыра земля, заприте змеев шипучих и ползучих, чтобы не грелись да не крутились, не прыгали да не скакали, не шипели да не кусали.
(Беломорский район, Карелия)
37. Заговор от укуса змеи и при болезни скотины
Стану раба Божья Елена благословясь, пойду перекрестясь, пойду по Фолын-горе по матушке. На Фолын-горе, на матушке, лежит змей Василиста на все на девять шеретей, на все на разны шеретей. Иван Предтеца не мог обойти, окружить. Сам Господь обошеу, окружиу. Петр и Павел говорил: «Иван Предтеца, беги на реку». Иван Предтеца говорит: «Не могу бежать в реку». Сам Господь говорит: «Плюньте, дуньте на все на три стороны, обведите безымянным перстом у рабы Божьей Елены, выньте от сердца тоску, из костей щипоту, из тела опух проць из века в век, во веки веков аминь.
Примечание: Заговор произносится при болезни, чаще всего при болезни скотины. Можно и при укусе змеи.
(Сегежский район, Карелия)
38. Заговор от укуса змеи
Господи, Боже, благослови! Благослови, Господи! И Свирской, Невской, Маховенской и Севильский, <...> спасите и сохраните меня и моих детей, когда пойдем мы за ягодами либо куда-нибудь, и змеи чтобы не трогали, <.. .> спасите нас.
Вот и спасут.
(Кондопожский район, Карелия)
39. Заговор от укуса змеи
Стану благословясь, пойду перекрестясь, раба Божья Акулина, выйду в цистое поле, посмотрю в восточную сторону, — стоит покляпая липа. Раба Божья Акулина надеру шелкового лыка, из под горючего каменя возьму маленькой гверстицы , от ивы — лыка, от каменя — искра, от серебра — цистота, а от раба Божьего Ивана весь недуг и щипота. Червь полевой, червь дворовой, черной, пестрой, миденек, подьте к синему морю, к царю Салтану. У синего моря, у царя Салтана есь ясва сахарны, питва медвяны, — там ешь и лопни. А рабу Божью Ивану дай, Бог, доброго здоровьица отныне по веку и век до веку, от рождения до крещения, от крещения до венца, от венца до конца и до гробной доски. Аминь.
Три раза проговорить.
(Петрозаводск)
40. Заговор от укуса обыкновенного и «соломенного» гада:
Господи, благослови, Господи Христос. Выстану благословясь, пойду в сине поле. В синем поле стоит дубовое дерево. Под дубовым деревом — дубовый стол. На дубовом столе стоит золотой петух, у петуха золотые крылья, золотые ноги, золотой клюв. Он гажью траву крыльями пашет, ногами скоблит, клювом клюет эту гажью траву, больших гадовей, маленьких гадовей — всех змеев-змей. Аминь. Аминь. Эту гажью траву.
Сначала заговаривают больное место, потом постное масло, которым затем смазывают больное место, и в третий раз место укуса, смазанное маслом.
(Прионежский район, Карелия)
Источники заговоров от укуса змеи:
1, 16 — Тульские губернские ведомости, 1861 г., № 11.
2, 9 — Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.
3, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 17 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
4 — Экономист 1862 г., № 5/6.
5 — Записки Юрьевского Общества сельского хозяйства, 1860 г., вып. III.
14 — Вестник Русского Географического Общества, 1860 г., ч. XXX.
18 — Иллюстрация, 1845 г., № 16.
19 — Сказания русского народа Сахарова, Том I. 1841 г.
20, 21, 22, 23, 24 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
25, 26, 27, 28, 29 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.
30-40 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
1 Знахарь, передавший этот заговор, говорил, что если змея не убежит после троекратного прочтения заговора, то ее можно взять в руки и допустить до себя, т. к. она уже кусаться не будет. Однако это можно делать не каждый раз, не часто и осторожно.