Русские заговоры от ран (на заживление ран)

 

Собрание русских народных заговоров на заживление обычных, незаживающих и гнойных ран. Смотрите также заговоры на остановку кровотечения и от ураза.
 

1. Заговор от ран

Слова уразныя.

Слова уразныя наговаривать сии на пиво или на вино.

Благослови, Господи, истинной Христос Царь Небесный, меня, раба Божия Петра, добрых слов говорить. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Стану я, раб Божий Петр, благословесь и пойду перекрестесь, пойду далече в чистое поле. И есть в чистом поле акиян море, на том акияне море есть бел латырь камень. На том белом латыре камене стоит стул золотой, на стуле золотом седит акиян царь и наговаривает всякие слова надобные, и унимает, и уговаривает тот акиян царь у меня, у раба Божия Петра, всякие удары и уразы, кровь и руду, и всякую щипоту, руду железную и укладную, ножевую и топорную, и костянную, и от каленых стрел, и от ломоты, и от щипоты, и от извих(а), и от всякаго недуг(а) по всякую пору и по всякой час, а сему моему заговору ключь и замок.

В воду спящу говорить трижды.

(РГБ. Ф. 218. № 515-11. Начало XIX в.)
 

2. Заговор от сглаза и кровавой раны

Во и(мя) О(т)ца и Сы(на) и Свя(таго) Дух(а). Аминь.

И стану я, раб Божий имрек, благословесь, перекрестесь. Пойду перекрестесь из ызбы дверми, из двора воротми в чистое поле, на восток, на востошную сторону. На востошной стороне мати сырая земля спородила траву в весне до Семенова дни без уразу и без болезни, без синего опуху, так бы меня, раба Божия Петра, носи по сырой земле по матере без уразу и без болезни. Не было бы на мне, рабе Божии Петре, не уразу, не болезни, не кровяной раны, не синего опуху, не в мо(з)гах, не в костях, не в ясных очах, не в потпятных жилах. Как из Латыря камни белово вода не идет, так бы из меня, раба Божия Петра, крови горечи, руды красны, не отеку, не опуху, не щепило, не болело и жил не волокло в ветхе мисеце и в полне луне, на перекрое, по всякое время, по всякой час, на утрянной зоре и на вечерной, в денъные часы и в нощные во все сутки 24 часа. Отныне и до веку урошливо(му) и завидливому соли в глас, скрось щеку Громова стрела, сквозь язык железная спича, тот человек лиха не думай и зла не (е)мли то лихо подумать, зло помыслить. Буть проклят с отцем и с матерью. Варом омасья и смолой овалейся. 3 сажени в землю глубины Егорья Храбраго, ево святыми молитвами. Отъныне и довеку во веки веков. Аминь, аминь, аминь.

Как из Латыря камни вода не (и)дет, так у мер(т)вово мертвеча нет крови горечи, руды красны и не отеку в щеку и не опуху, не щепит и не болит, не пухнут десны и не щепит кости и жил не волокло, так у меня, раба Божия Петра, не пухли бы десны, не щепило кости, и зубы не болели, и жил не волокло. Отныне и довеку.

Как из Латыря белово камни вода не идет, так у мертвово мертвеча нет крови горечи, руды красны, не отеку в щеках и не опуху, и не пухнуц десны, и не щепит кости, и жил не волокло, так у меня, раба Божия Петра, не было бы не отеку, не опуху в щеках и не пухли бы десны, не щепило бы кости, и не болели бы зубы, и жил не волокло. Отъныне и довеку и во веки веков. Аминь.

(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Титова). № 4194. Конец XVIII в.)
 

3. Заговор от ран

Дерево уговор.

За морем за синим стоит дуб сыр матер. Взлетывает орел за синее море, в ногтях носит золотую иглу, в крыл(ь)ях шелкова нит(ь), вышивает и заговаривает всякие уразы деревянные и железные, и щепоты, и уразы.

Говор(и) 3 ж.

(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
 

4. Заговор от ран

Ураз.

Господи Боже, благослови, отче, Господи Боже. Во имя Отца и Сына и Свят(аго) Духа. Есть святое окиян море, за окияном морем есть Синайския горы, на Синайских горах лютой змий под(ъ)едает мерзлое древо. Как в мерзлом дре(ве) нет руды, ни пены, ни щепоты, ни болезни, так бы не было у раба Б(о)жия имярек ни руды, ни пен(ы), ни щепоты, ни болезни. И кол(ь) яз, раб Б(о)жий имярек, говорю скоро сей стих, тол(ь) бы скоро у сего раба Б(о)жия имярек ся болез(нь) стала золота с ыголные уши.

(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
 

5. Заговор от ран

О том.

Есть Волга река, ес(ть) на Волге реки муж ведун, и тот муж ведун заговаривает у раб(а) Б(о)жия имярек ураз(ы) древянные, ураз(ы) костянные, ураз(ы) железные, уразы землянные. Да еще у мужа у ведуна есть байна парная; в той в байны в парной шелков винук захвостывает ведун муж в байны парной у раба Б(о)жия имярек уразы железные, ураз(ы) древянные, уразы костянныи, уразы землянные и всякие уразы и отравы и рану кровавую. У раб(а) Б(о)жия имярек ни щепит, ни болит, ни кров(ь) не беж(ит). Во век век(ом).

Говор(и) на яйце и на масло древян(ое) и на масло коров(ь)е.

(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
 

6. Заговор на скорое и безболезненное заживление раны

Пристани, Господи, к доброму сему делу, святый Петр и Павел, Михайло архангелъ, аггелы Христовы, рабу Божию (имярек); сбасалися, сцепалися две высоты вместо; стыкася, сростася тело с телом, кость с костью, жила с жилою; запечатал сам Христос во всяком человеке печать; запеки ту рану у раба Божия (имярек), в три дни и в три часы, ни боли, ни сверби, без крови, без раны, во веки, аминь.

(Из судного дела 1660 г. извл. П. Савваитов)
 

7. Заговор от резанной раны

Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь. Есть во святом море лежит Латырь камень; на том камне стоит Иоанн Креститель, подпершись железным посохом и уговаривает у раба Божия (имярек) кровавую рану, посеченную, порезанную; и уговаривает в белом теле щимоту и в костях ломоту; и уговаривает у раба Божия (имярек) семдесять жил, станивых три жилы; уговаривает и замыкает ключем Божиим. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

Говорится трижды.

(Новгородской губ., Череповск. зап. Н. Чернышев)
 

8. Заговор на безболезненное заживление раны

Стану я, раб Божий, благословяс, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в ворота, в восток, в востошну сторону; в востошной стороне есть синее море-Окиян; на Окиян-море святой Божий остров; на том острове лежит бел Латырь камень; на том камне стоит святая церковь; в той святой апостольской церкви стоит злотой пристол; на том золотом пристоле сидит Матерь Божия с двумя сестрицами, прядет и сучит шелковую кудельку. Я ей, раб Божий, покорюся и помолюся: «Мати Божия, Пресвятая Дева Мария и с двумя сестрицами, бери Ты шёлковую нитку и булатную иголку, зашей и запри, и уйми, и зажми порезную рану и посечную рану!» Как нет из Латыря камня воды ни капли, так же бы у раба Божия не было рубы и краски. Как во граде Ерусалиме лежат святыя мощи на правом крылосе, не знают оне никакой болезни; како Жидовья Исуса Христа распяли, и Он не знал боли, тако же бы раб Божий не знал никакой боли, ни шшипоты, ни ломоты, ни опуху, ни отягу. Будьте, мои слова, крепки и лепки, крепче булату, плотней укладу. Шёлк не рвется, булат не гнется, уклад не ломается, камень не распадается. Земля — замок, ключ — небо.

(Пермск. губ., г. Дедюхин, зап. Д. Петухов)
 

9. Заговор от кровавой раны

Говорится трижды:

Есть море-Окиян, на том море-Окияне стоит остров, на том острове воздвигнута церковь папы римского, в том храме святая девица держит у себя разныя иглы и шелковую нитку, зашивает она рану кровавую и ране болеть, и крови идти заповедает, и ничем не прикасается.

(Мещовск. у., Калужской г., зап. П. Ляметри)
 

10. Заговор от пореза

На море на Окияне, на высоком на Буяне стоит тут сыр дуб; под тем сырым дубом стоит гробница; на той на гробнице сидит красна девица; шьет шелком, вышивает, золотыми булавками накалывает, опорезанную рану заговаривает; не я ее заговариваю, заговаривает сам Иисусе Христос, со Матерью Пресвятою Богородицей и с семьюдесять апостолами. Лежит утка да камень; нет у камня яиц, нетъ у утки молока. Тебе замок в море, тебе ключ в роте. Ты, тело, держись, a ты, рана, крепись, а ты, руда, уймись. Во веки веков, аминь. Во веки веков, аминь. Во веки веков, аминь.

(Юрьевск. у., Влад. г.; зап. Дм. Беренисов)
 

11. Заговор от кровавой раны

На мори на Кияни, на острови на Буяни, на камне на высоком стоит гробница, в гробнице лежит красная девица; ты встань, востань, красная девушка, возьми иглу линеву́ю, ты вздень нитку шелкову́ю, зашей рану кроваву́ю; аминь, аминь, аминь.

(Алатырск. у.. Симбирск. г.; зап. Н. Aристов)
 

12. Заговор от раны и от заражения крови (ключ и замок)

Ключ: От печи Христовой, от Спасовой руки, Богородицы замок во гробе во Ерусалиме, в трех листах печатных, у Фомы да Еремы, у Христовых мучеников, которые за нас Богу молятся. Прочь-те, дьяволи, неприятная сила! Стану я, раб Божий (имярек) благословесь, пойду из дверей во двери, в востошную сторону; стоит в востошной стороне соборная церковь; в той же церкви злат престол; на том престоле сидит Мать Пресвятая Богородица. Я пойду, ей помолюсь и поклонюсь: «Дай ты, Мать Пресвята Богородица, золоту иголку да шелкову нитку тело зашить и руду укрепить». Как от утки молока и от камня крови, — чтоб у (имярек) раба Божья, не было ни крови, ни руды.

Замок: у меня, раба Божия, в роте вода, в небе вода и в море вода. Укрепи, Господи, хиткими словами и крепкими замками. Аминь.

Замок читается про себя.

(Сольвычегодск. у., зап. П. А. Вологдин)
 

13. Заговор на заживление кровавой раны

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, стану на восток лицем, на запад кресцом. Сидит девица душа красная, Пресвятая Богородица, в трои золотыя пяла шьет: шелкова нитка, золота иголка. Зашей у меня, раба Божия (имярек), кровавую рану, чтобы не щипела и не болела — в новый месяц, и в полный месяц, в ветху месяц, и в самые меженные дни, и во веки веков. Аминь.

(Из старинной рукописи, найденной в селе Ворзогорах, Онежского у. извл. П. Ефименко)
 

14. Заговор от ран

a) Над раной говорят:

Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Шла красная девка с шелковой ниткой, булатной иголкой зашивать, зажимать кровяную рану. Баба шла занялася, девка шла оборвалася, в ране руда унялася. Нет в камне воды, нет в ране руды, нет на небе щели, нет в ране щипи у раба божия (имярек). Будь мои слова крепко накрепко, плотно на плотно; к моим словам ключь и замок булатная печать.

По прочтении сих слов плюют на рану, читают же их до трех раз.

(Записал Е. Ивановский в Шенкурском уезде)
 

b) Говорят над раной до трех раз и после каждого раза плюют на рану:

Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Стану я рабища божея (имя рек) благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чисто поле заворотами. В чистом поле на восточной стороне стоит серебряная лестница, по серебряной лестнице идет Мать Пресвятая Богородица. Истинный, Небесный Христос повелевает, Мать Пресвятая Богородица свои ризы утирает, своими ризами рану затыкает, чтобы не было ни скорби, ни болезни, опухоли, чтобы бело тело не болело, кости не ломило, раны не щемило.

(Записал Е. Ивановский в Шенкурском уезде)
 

15. Заговор от кровавых ран

Трижды сказать и плюнуть на рану.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Жиды Христа распинали, на крест расковали, в руки, ноги гвозье колотили, в ретивое сердце железом кололи. Как у истинна Христа не была кровавая рана и щипота, и ломота, и опухоль, и как печь топится, и из печи пламя пашет, — так бы у меня, раба Божия (имярек), кровь и рана утихала и переставала, и во веки веков, аминь.

(Холмогоры, зап. П. Ефименко)
 

16. Заговор на рану

a) Стану я, благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, выйду я в чистое поле; в чистом поле едет человек стар, под ним конь кар, в руках держит саблю вострую, и сечет тело мертвое. Как не слышит тело мертвое ни грыжи, ни щепоты, ни ломоты, ни уразу и ни кровавой раны; так бы не слышал раб [Божий (имярек)] ни грыжи, ни щепоты, ни уразу и ни кровавой раны. Во веки камень стань, руда не кань. Ключ и замок словам моим.

Повторить три раза и кровь вмиг утихнет.
 

b) Стану я благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротьми, выйду я в чистое поле, в чистом поле едут святые скипетры на карем на коне, на золотом седле, унимают щепоту, становят кровь и руду. Во веки камень стань, руда не кань. Ключ и замок словам моим (трижды).

(Записал г. Огородников в с. Соломбале)
 

17. Заговор от пореза

На море на окияни, на острове на Буяни лежит камень горючь. Я, раб Божий, руку порезал. Будь мое тело дерево, мать как железо и загорись во мне жилы кровь. Во веки веков.

(ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 231 (2213). 2-я четверть XIX в.)
 

18. Заговор от досадных ран, ушиба <...>:

Стану раба Божья помолясь, пойду я перекрестясь из избы в избу, из сеней в сени, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду во чисто поле, встану на восток лицом, на запад хребтом, помолюсь, поклонюсь самому Господу, самому Иисусу Христу — Царю небесному, самой Пресвятой Госпоже Богородице. Стану просить и молить раба Божья самого Господа Иисуса Христа — Царя небесного на посолань на помощь, на Господню великую милость. Станем бить, отбивать, отколачивать от раба Божия вси притцы, вси призоры, все людские оговоры, худу свою думу, худо помышление; и станем снимать с раба Божия досадные раны, суразные раны, тоску-щипоту, чтобы не болело, не щипало, не болезновало у раба Божьего, не давила бы сердце тоски-щипоты, на тело опухоли, со всех костей, со всяких болестей и со всех тридевять суставов. От девки-колотовки, от бабы-шелковолоски, от мужика, от еретика, от всякого злого, лихого человека. Аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

19. Заговор на щипоту

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Святый бессребреники Козьма и Демиан ходили по земли. Олово и медь сливали; коль крепко олово и медь сольется, столь крепко у р<абы> Б<ожьей> (имя) рана заростется в сорочи жилах, в сорочи составах; в семи жилах, в трех составах не щипи, не боли и на сердце тоски не предай. Аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

20. Как остановить кровь и <на щипоту>:

Жидовья били Святого идола меж двума церквамы, меж двума псалтырями. Они не ймали, не опухали, не обтекали, ни щипоты, ни ломоты, ни в буйной головы, ни в очах ясных, ни в ретивом сердце; не щипи и не боли, на сердце тоски не придавай. (Назвать имя — кому что надо тут).

Три раза это сказать — проговаривать.

(Беломорский район, Карелия)
 

21. Заговор кровь становить и <на щипоту>, когда посекут ли порежут

Стану раба Божья Анна, повалюсь благословесь, лягу перекрестесь из дверей в двери, из ворот в ворота в чистое поле. В чистом поле стоит, в чистом поле идет три девицы, три Марии, несут шелковую нитку; зашивают, замывают у раба Божьего досадную рану, щипоту наводят, леготу выводят, щипоту выводят, леготу наводят. Воймя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

22. Заговор на заживление раны

На море, на океане, на острове на Буяне стоит золотой столб. На столбе сидит девица, (как-то) шьет-зашивает шелковой иголкой рану, чтобы не болело, чтобы не шипело.

(Беломорский район, Карелия)
 

23. Заговор от раны с ушибом

Ходий Господь по земли с двумя на десят Апостолам, все Господь на трапезу. Поймали жиды: Июда-предатель предай; прибивали самого Свята, истиннаго небесного Христа на древо типарицное, на крест Господень. Сам Свят истинный Христа небесный не слышай себе ни щипоты, ни болезни. Так, раба Божья Марья, не слышь все: ни щипоты, ни болезни, из века в век, во веки веков аминь.

Примечание: заговаривают от ушиба руки, ноги.

(Сегежский район, Карелия)
 

24. Заговор на кровь и <щипоту>:

Шел Исус Христос возле моря. Наколол свою правую ногу. Не слышал он ни крови, ни раны, ни щипоты, ни болезни ни в руках, ни в ногах, ни в единой жилы, ни в едином сустави, ни в буйной головы, ни в ретивом серьце. И так бы у меня, раба Божия, <имя> ни шумело, ни болело, ни в руках, ни в ногах, ни в единой жилы, ни в едином сустави, ни в буйной головы, ни в ретивом серьце. Тьфу! Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь!

(Пудожский район, Карелия)
 

25. Заговор на кровь и <щипоту>:

Встану я, раба Божья Анна, благословясь, пойду перекрестясь, матерью прощена, отцом благословлена. Пойду я из избы в двери, из сеней в ворота, посмотрю я в чистое поле. В чистом поле лежит белый латырь-камень. У белого латыря-камня стоит две трещины. Возьму я эти три трещйны, ударю по белому латырю-камню, чтобы не было у рабы Божьей Марьи не боли, ни руды, ни болезни, ни щипоты, ни болело бы, не щипало бы, ни днем, ни ночью, ни утром рано, ни вечером поздно, ни в начале месяца, ни в середине месяца, ни в конце месяца. Отныне до веку век, по веку век. Аминь.

(Пудожский район, Карелия)
 

26. Заговор от раны

В правую руку берут уголек и комочек глины, перекрещивают ими рану.

Как эта глинка засохше, как этот уголек почерневше, так и ты, боль, засохни и почерней. Аминь, аминь, аминь.

<Повторяется> три раза.

(Пряжинский район, Карелия)
 

27. Заговор от раны

Находят сучок в полу, обведя его три раза, перекрещивают рану:

Как этот сучок заросше, не болит, не щемит, не сохнет, не ягнеет, так и ты, боль, зарости. Аминь, аминь, аминь.

<Повторяется> три раза.

​​​​​​​(Пряжинский район, Карелия)
 

28. Заговор от раны

Безымянным перстом перекрещивают рану:

Как у этого безымянного перста рабы Божьей Клавдии нет имени, так и у этой боли рабы Божьей Агафьи пусть не будет имени. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь, аминь, аминь.

<Повторяется> три раза.

​​​​​​​(Пряжинский район, Карелия)
 

Источники заговоров от ран (на заживление ран):

1, 2, 3, 4, 5, 17 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
6  — Москвитянин, 1842 г., кн. IV.
7, 10 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
8 — Вестник Императорского Русского Географического Общества, 1863 г., ч. IV.
9 — Экономист, 1862 г., № 5/6.
11 — Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.
12 — Пермские губернские ведомости, 1863 г.
13 — Памятная книга Архангельской губернии, 1864 г.
14, 16 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
15 — Памятная книга Архангельской губернии, 1864 г.
18-28 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.