Заговоры от кровотечения

 

Собрание русских народных заговоров на остановку кровотечения из ран, носа или внутренних органов. Читайте также заговоры от ран (на заживление разных ран).
 

1. Заговор чтобы не шла кровь из раны

При порубе, или при других подобных случаях, когда кровотечение признается опасным, три раза наговаривают шепотом нижеследующие слова, и после каждого раза на рану сплевывают:

«Лягу благословясь, стану перекрестясь: выйду из дверей в двери, из ворот в ворота; погляжу в чистое поле — едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, секет и рубит он по мертвому телу, не тече ни кровь, ни руда1, из евтово мертвого тела».

(Записал А. Шешенин в Кемском уезде)
 

2. Заговор от крови

Во имя Отца и Сына и Св. Духа аминь. Доселева было при Агарене царе небо медно и земля железна и не дала плоду от себя. Как утихнулись и ужахнулись реки и ручьи и малые источники, так бы утихнулась у раба б. Н. кровь горячая и щепота и ломота, и много пособляешь всем моим словам, как ключ небо, а замок земля, аминь, аминь, аминь.

(Записал помощник миссионера Батраков, в с. Ухтострове, Холмогорского уезда, Архангельской губернии)
 

3. Заговор от пореза

На море на Окиане, на острове на Буяне, лежит бел горюч камень Алатырь, на том камне Алатыре сидит красная девица, швея мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я раба такого-то от порезу. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань.
 

4. Заговор от истечения крови

a) В Мещовском уезде, над обрезанным, или порубленным местом, знахари говорят три раза: «Летит ворон через Черное море, несет нитку шелковинку; ты, нитка оборвись, а ты кровь, уймись». После того каждый раз дуют на порезанное место.

(Сообщено П. Евстигнеевым)
 

b) Знахарь крепко сжимает указательным и большим пальцами рану и произносит до трех раз, отплевываясь после каждого раза в правую сторону: «Дерн, дерись, земля, крепись, а ты, кровь, у раба (имярек) уймись».  — или же говорит так: «На море Океане, на острове на Буяне, девица красным шолком шила; шить не стала, руда (кровь) перестала». Эти слова тоже говорятся три раза, не переводя духа, а иначе кровотечение может усилиться.
 

5. Заговорить кровь

Фу ты, Боже мой! ни крови, ни раны, — чистая рана, ни синей опухоли. Ни ножом не секлося, ни топором и никаким инструментом. И нет у раба божия (имярек) ни щипоты, ни ломоты, ни синей опухоли.

(Доставил г. Никольский из гор. Мезени)
 

6. Заговор чтобы не шла кровь из раны

a) Конь млад, человек стар. Ты, руда, стань, боле не кань у раба божия (имярек).

(Записал А. Шешенин в Кемском уезде)
 

b) Баба шла по дороге, собаку вела за собой; баба пала — собака пропала; руда стань, больше не кань.

(Записал А. Шешенин въ Кемском уезде)
 

7. Если какой человек посекет что-нибудь у себя, то заговаривать кровь или щипоту

Стану я, раб Божий (имярек), благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за воротами. В чистом поле стоит свят окиян камень, на святом окияне камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щип унимает и кровь заговаривает у раба божия имя рек, и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты и опухоли, тем моим добрым словам ключь и замок, от ныне до веку аминь.

(Наряд Устьпад. Удельн. Прав. о доставл. в Арх. Уд. Конт. этногр. свед. 1847 г. по описи № 60)
 

8. Заговор на утихание крови

Два брата камень секут, две сестры в окошко глядят, две свекрови в воротах стоят. Ты, свекор, воротись, а ты, кровь, утолись; ты, сестра, отворотись, а ты, кровь, уймись; ты, брат, смирись, а ты, кровь, запрись. Брат бежит, сестра кричит, свекор ворчит. А будь мое слово крепко на утихание крови у раба, такого-то, по сей час, по сию минуту!
 

9. Заговоры на остановку руды (крови)

a) На море на Окиане, на острове на Буяне, стоит дуб ни наг, ни одет. Под дубом сидят тридевять три девицы, колят камку иглами булатными. Вы, девицы красные: гнется ли ваш булат? Нет! Наш булат не гнется. Ты, руда, уймись, остановись, прекратись. Слово мое крепко!
 

b) Летит ворон без крыл, без ног, садится ворон к рабу такому-то на главу и на плечо. Ворон сидит, посиживает, рану потачивает. Ты, ворон, рану не клюй, ты, руда, из раны не беги. Идет старец, всем ставец, несет печать. Ты, старец, остановись, ты, ворон, не каркай, ты, руда, не капни. Крови не хаживать, телу не баливать. Пух земля, одна семья. Будь по моему!
 

10. Заговор для остановления крови

Летит ворон через Чермное море, несет нитку, шелковинку. Ты нитка оборвись, а ты кровь уймись.

Слова эти говорят над раной до трех раз и после каждого раза дуют над ней.

(Доставил г. Иванов из г. Пинеги)
 

11. Заговор крови

На острове на Буяне стоит столб, на этом столбе сидят три девицы, все родныя сестрицы; шьют вышивают, кровавыя раны зашивают. Едет Царь, под ним конь карь; конь не прянет, руда не канет, аминь.

(Доставил г. Иванов из г. Мезени)

 

12. Заговор на остановление крови от пореза

Стану я, раб Божий (имярек), (тот, кому нужно остановить кровь) благословесь, пойду перекрестесь, и выйду в чисто поле, стану на восток лицом, на запад хребтом и помолюся Господу нашему Иисусу Христу и Матери Пресвятыя Богородицы и всем святым. Есть в чистом поле океан море, в океане море есть алатырь камень, на алатыре камне сидит красная девица и шьет золотой иголкой и шелковой ниткой, а зашивает всякия моря и реки и всякия мелкие источники; также бы и у меня, раба божия имр., зашивала кровавую рану и кровь горячую и не текла и не капала, от кости не щипело, от жил не пухло. Кое слово я не договорил, то в постен (пользу) поди, и переговорил в постен поди. Будьте слова эти сполна и крепки на рабе бож. имр., во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь.

Слова эти трижды шепнуть над раной, над вином или над деревянным маслом; в последних двух случаях этими веществами мажут рану.

(Из рукописной статьи: свадеб. обряд. в Турчасовском приходе Онежского уезда священника Алексеева)
 

13. Молитва руду унимать

Шел Господь с небес со вострым копием; ручьи, протоки запирает, руду унимает стрельную, ручебную, ножевую, топоровую. Выйду я в чисто поле, на чистое море. На чистом море чистый камень, на чистом камне стоит дуб кряковистый, под тем дубом кряковистым сидит твердая красная девица, самоцветные шелки мотает, раны зашивает, руду унимает — не своими, Господа мудростями, твоими, Господи, молитвами. На земле камень не растет, у раба Божия (имярек) руда не идет; крепче крепкого камене, место ключа и замка, руду прикладывает; вода не канет, руда не канет. Аминь.

(Из раскольничьей рукописи 1841 г. извл. Н. Аристов)
 

14. Заговор на унятие руды

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь из избы во двери, из двора в ворота, в чистое поле в восток, в восточную сторону под красное солнце, под млад месяц, под частыя звезды, под утреннюю зорю, к Окиану-морю; у Окиана-моря, на крутом берегу лежит Латырь камень, на Латыре камне церковь соборная, в церкви соборной злат престол, на злате престоле сидит бабушка Соломония, Христа повивала, щепоты, ломоты унимала, садести и болезни, порезы и посеки, от удару и от укладу и булату унимала и запирала. Как из Латыря камня ни воды, такожде из раба Божия ни руды, ни садести, ни болезни, из курицы ни молока, из петуха ни яйца, не из раба Божия (имярек) ни руды; как Илья-пророк иссушил реки, источники, такожде бы у раба Божия (имярек) твердо утвердились.... Руда, заключись в море; ключи на небесах, замки достану, эти ключи и замки святыми молитвами запру и укреплю посеки и удары, во веки веков, аминь. Дерно, дернись, рана, вместо жмись, не от кости руды, не от камени воды; стань, кровь, запекись гуще густого клею. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь.

(Из старообрядческой рукописи XVIII в., Саратовской губ., извл, Н. Аристов)
 

15. Слова кровь заговаривать

a) Егда Мать Пресвятая Божия Богородица шла по камянному мосту, на руках несла Превечного Младенца, подпиралась посохом железным. От того посоха железнаго нет ни крови, ни раны, ни щепоты, ни опухоли, ни костяной, ни жилиной. О мать земля, не пей крови моей и не губи души моей, вынь из тела моего болезни и сердца моего щепет, ныне и присно и во веки веков, аминь, аминь, аминь.

(Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмогор. уезда)
 

b) Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Лежит Захарей праведный между церковью и олтарем, и как у святаго кровь засыхала и замирала и окаменевала в ручных и в ножных и в подпятных жилах, щепь и грыжа и разная сеченая и молодая, так бы у меня, раба божия имя рек, засыхала и замирала сеченая, ветхая и молода, всегда, ныне и присно, и вовеки веков, аминь, аминь, аминь.

(Из стар. рукописного сбор., полученного из с. Ваймуги, Холмогор. уезда)
 

c) Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Как Артемей праведный между церковию и олтарем разрублен и разсечен, не подаетца не кровь, не руда, не из жил, не из суставов; так бы не подавалась у раба божия имя рек не из жил, не из суставов, на нови месяце, не на ущерби месяце, не на ветхи месяцы, аминь, аминь, аминь.

(Из стар. рукоп. сбор., полученного из с. Ваймуги, Холмогор. уезда)
 

16. Заговор руду унимать

a) Во имя О. и С. и Св. Д. Стану я, р. б. Н., благословясь, и пойду перекрестясь, к окияну морю. На том окияне море на острове есть камень. На том камне сидела Пресвятая Богородица, держала в руке золотую иглу, вдевала шелковую нитку и зашивала рану кровавую. Тебе, рана, не болеть и тебе, кровь, не бежать. Аминь.

(Из рукописн. ст. г. Костылева «Простонародная медицина в Шенкур. уезде)
 

b) Пресвятая Мати Божья Богородица, укрывай меня р. б. N. своими нетленными ризами, закрывай ты мою кровавую рану; у меня р. б. N. стань руда и не кань руда и буди то место железным. От ныне и до веку Аминь.

(Из рукописной ст. г. Костылева «Простонародная медицина в Шенкур. уезде)
 

17. Заговор, чтобы кровь не бежала из раны

Аминь. На мори на Окияне, на острове на Буяне лежит камень; на том камне сидела Пресвятая Богородице, держала в руке иглу золотую; вдевала нитку шёлковую, зашивала рану кровавую; тебе, рана, не болеть и тебе, кровь, не бежать; аминь.

(Из раскольн. ркпс. извл. А. Щапов)
 

18. Заговор на остановку крови из раны

На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел горюч камень. На сем камне стоит изба таволоженная, стоит стол престольный. На сем столе сидит красна девица. He девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица. Шьет она, вышивает золотой иглой, ниткой шелковою. Нитка, оборвись, кровь, запекись, чтоб крови не хаживати, а тебе телу не баливати. Сему делу аминь, аминь, аминь.

(Петровск. у., Саратовск. губ.)
 

19. Заговор на остановку крови из раны

На море на Океане, на острове на Буяне сидит девица, она шьет, пошивает, золотые ковры вышивает не ниткою, шелком; шелковинка оборвется, и кровь уймется.

(Зап. А. Селиванов)
 

20. Заговор от заражения крови

Трижды читать над раной.

Из-за тридевять сот земель, из-за тридевять сот людей выходила красная девица, выносила иглу с шелковою ниткою и зашивала у раба Божия (имярек) кровавую рану, чтоб той кровавой ране не баливать, крови, руды не хаживать, отныне и до веку, и во веки веков; аминь.

(Тюм. окр. Тоб. г., зап. А. Виноградов)
 

21. Заговор от руды (заражения крови)

Ворожея прикасается рукою к месту, из которого течет кровь, и говорит:

Во имя Отца и Сына и, Святого Духа; аминь. На море на Окияне, на острове на Кургане стоит белая береза, вниз ветвями вверх кореньями; на той на березе Мать Пресвятая Богородица шелковыя нитки мотает, кровавыя раны зашивает; нитка оторвалась, руда унялась. Во имя Отца и Сына и Святого Духа; аминь.

Потом ворожея дует на рану трижды и прикладывает меди, чтобы рана не опухла.

(У мещеряков, Пензенской губ., Керенского у., зап. К. Мысловский)
 

22. Заговор на остановку крови из раны

Проговорив раз, дунуть и плюнуть и затем дважды повторить:

На море на Окияне, на острове на Буяне стоитъ светлица, во светлице три девицы: первая иголочки держитъ, другая девица ниточки делает, а третья девица кровавую рану зашивает. Ты конь рыж, ты, кровь, не брыжь; ты конь карь, а ты, кровь, не кань.

(Зап. Г. Соколов)
 

23. Заговор от руды и ломоты (раны)

Благослови меня, Господи, руду заговаривать и ломоту. На море на Окияне, на острове на Буяне сидит баба на камне, у бабы три дочери: первая с огнем, вторая с полымем, третья руду заговаривает и ломоту. Матушка Пресвятая Богородица своими духами обдувает; как царь Аддей крепок, так и заговор мой крепок. Аминь.

(Симбирск. губ. и у., зап. В. Юрлов)
 

24. Заговор от руды (заражения крови)

Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас, Боже. Летит ворон через сииее море, несет в зубах иглу, в игле шелкова нитка, коею будет зашивать кровавую рану раба Божия (имярек) от кщеного, пораженного, молитвенного, от тридевять жил, от тридевять пажилков, от тридевять суставов, от тридевять суставчиков. Едет мужик Аникан, говоритъ он: «Как слюна моя не канет, так руда у (имярек) не канет».

(Орловск. губ., Мало-Архангельск. у., зап. М. Розов)
 

25. Заговор на остановку кровотечения

Встану я благословяся, лягу я перекрестясь, и лягу во чисто поле, во зеленое: стану благословясь, пойду перекрестясь, во чисто поле, во зеленое поморье, погляжу на восточную сторону: с правой, со восточной стороны летят три врана, три брательника, несут трои золоты ключи, трои золоты замки. Запирали они, замыка́ли они воды и реки, и синия моря, ключи и родники; заперли они, замкнули они раны кровавыя, кровь горючую. Как из неба синего дождь не канет, так бы у раба Божьего (имярек) кровь не канула. Аминь.

(Зап. В. И. Даль)
 

26. Заговор на остановку крови

Шла баба по ричке, вела быка по нитке; нитка порвалась, кровь унялась. Стану я на камень, кровь моя не канет; стану на кирпич, кровь, запекись.

(Сольвычег. у., зап. Е. Вологдин)
 

27. Заговор на остановку крови

Баба шла по дороге, собаку вела за собой; баба пала, собака пропала; руда, стань, больше не кань.

(Кемск. у., зап. А. Шешенин)
 

28. Заговор, чтобы кровь остановить

С гуся канет вода, с потолка руда. Идет мужик стар, конь бежит кар, а ты, кровь, не кань. Заклинаю приговором у раба Божия (имярек).

(Валд., у. Новгор. г., зап. Н. Отто)
 

29. Заговор для остановки крови из раны

Едет кузнец на море на карей лошади; лошадь карая кровь стала. Кровь-яровица, красная девица, поиграла, пошутила на белом камушку; нитка, оборвися; кровь, у раба Божия (имярек) уймися!

(Мещовского у., Калужск. губ., заи. П. Ляметри)
 

30. Заговор от истечения крови и руды

Лягу благословясь, стану перекрестясь; выйду из дверей в двери, из ворот в ворота, погляжу в чистое поле: едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, секёт и рубит он по мертвому телу: «Не тече ни кровь, ни руда из эвтого мертвого тела».

Сказать трижды шёпотом и после каждого разу сплюпуть.

(Кемск. у., зап. А. Шешенин)

 

31. Заговор, чтобы из раны кровь остановить

На море на Океане океанский царь, под ним конь карь; ты, кровь, не капь, по сей день, по сей час, по мой уговор, по мой приговор, во веки веков, аминь.

(Валданск. у., Новгородскои губ., зап. Н. Отто)
 

32. Заговор на остановку крови из раны

Обвести рану трижды указательным пальцем и проговорить:

Встань на камень, кровь не канет; стань на железо, кровь не полезет; встань на песок, кровь не течет.

(Зап. Осокин, Малмыжск. у., Вятской г.)
 

33. Заговор, чтобы кровь остановить

Вставши Христос
Ступив на трость;
Трость изломилась,
Кровь утаилась.

(Зап. в г. Богучаре)
 

34. Заговор от кровотечения при резании тела

Аще хошь что резати, и ты глаголи:

Как мертвый ч(еловек) не слышит раны на себе, как секут и режут, — так бы не слышал раб Божий (имярек) раны на собе и железа моего на собе, как учну резати раба Божия (имярек).

Да деревце на земли возьми, да в рот дай держати, как резати учнешь; а сам, глаголи:

Ни из камени воды, ни из мертвого, раба Божия (имярек), крови не будет.

(Из Лечебника XVII в., Синод. Библ., № 481, л. 250 об.)
 

35. Заговор на остановку крови и от руды

Не от папоротного цвету, не от камени воды, от меня, от раба Божия, ни крови, ни руды; но я тебе сделал, — мать и отец, и прохожий молодец; не жалься на меня, а жалься на матерь, на отца и на прохожего молодца.

Сказать трижды.

(Волог. губ., заи. П. Савваитов)
 

36. Заговор на остановку крови из раны

По прочтении следующего, нашептывающий пригрызает больному руку:

На море на Окияне, на острове на Буяне лежит горюч камень. На белом горюч камне бабушка Салманида Христа Бога повивает, на белы руки принимает, рабу Божью (имярек) пригрызает.

(Новохоперск. у., зап. Ф. Понятовский)
 

37. Заговор для остановления кровотечения

Аще у кого кровь потечет носом, шепчи, зря в очи ему рече сие:

Во дни Ахава царя не бысть дождя на землю три годины и шесть месяц, земля же измедела, небеса ожелезнеша, источницы замыкашася, — и ты, кровь, стани, а не кани.

(Из Лечебника XVII в., ркп. Синодальн. Библ., № 481, л. 126, извл. Ф. Буслаев)
 

38. Заговор на остановку крови из носа или раны

Аще кровь потечет из носа или из раны, перекрести ножем трижды рану и глаголи сие:

Господь Бог, прия в ребра своя, и якоже он не устрашися, и язвы разжеся, и усше, яко ложный прут, увяде, во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь.

(Из Лечебника XVII в., ркп. Синодальн. Библ., № 481, л. 127 об., извл Ф. Буслаев)
 

39. Заговор, чтобы кровь унять из сеченной или колотой раны

Кровь уняти ранная, сеченая или колотая, глаголи на рану:

Буй враг окаянный, не садися на моем на белом теле; быти тобе убитому, окаянной диявол. Кровь горючая, разлейся в моем белом теле на вся на четыре стороны.

Сими словами и от раны ся заговори от всякия.

(Из Лечебника ХVІІ в., ркп. Синод. Библ., №481, л. 129 об.-180, извл. Ф. Буслаев)
 

40. Заговор от кровотечения

На море на окияне лежыт сине море, в том море окияне лежыт камен(ь) отлатер, на том камени седит красная девица о двою главах, зашивает и заговаривает у раба Б(о)жия имярек раны стрелные и копейные, прикос кривой сабли и топорную рану и ножевую и пищалную, заговаривает 74 жилы и зашивает красным шелком. Игла у ней без ушей. Да уронила иглу в синее море в окиян. Прилетел ворон, лечит ту иглу за нит(ь) да понес на гору на Синайскую. Ни той иглы на горах не нахаживати, у сего раба Б(о)жия ни с которой раны крови не хажывати.

Говорится молитва стару и ветху, и мол оду, и пол ну по всяк день и по всяк час.

(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
 

41. Заговор от кровотечения

Руда заговор(и).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стоит ступа железная, на той ступе железной стои(т) стул железной, на том стуле железном седит баба железная, и прялица у ней железная и веретена у ней железные; прядет она кужел(ь) железной; и зубы, и глаза железные, и вся она в железе. И подле той ступе железной стоит ступа золотая, и на той ступе золотой стоит стул золотой, на стуле золотом седит д(е)вица золотая; и зубы золотыя, и вся в золоте, и прялица у ней золотая, и веретена у ней золотые; прядет кужел(ь) золотой. Ой еси ты, девица, дай ты мне иголку золотую зашит(ь) и запечатат(ь) всякие раны кровавые, щепотные и болезни и всякую язву от всяког(о) человека, и от мужыка, и от женки, от отрока и от отроковицы, от черньца и от черниц(ы).

А говор(и) и, заплевав, приткнут(ь) безимянным перстом.

(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
 

42. Заговор от кровотечения

О том.

Господи, Боже, благослови, отче. Святый государь папа Римский чюдотворец Климент, морский чюдотворец, и яз вам, государи, помолюсь), и вы мне, государи, пособляйте и помогайте своею м(и)л(о)стию и приходите, государи, и приносите трои щелки розноличные. Надоб(ь), государи, зашиват(и) у раба Б(о)жия имярек кровавые раны, топорные кровавые раны, ножевые кровавые раны, копейчатые кровавые раны, стрел(ь)ные кровавые раны, сабел(ь)ные кровавые раны; надоб(ь), государи, зашивати тело, а в теле горячая кров(ь) и кости, а в костех мозги и жылы, чтоб те раны ни болели, ни щепели, ни свербели.

Говори 3 ж, плюнь 3 ж на рану.

(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
 

43. Молитва от кровотечения

К тому ж.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи, благослови, отче.

О(т) бездождия святаго пророка Илии. При царе Ахаве не быс(ть) ни дождя и ни рос(ы), ни источниц по три лета и шесть месяцов. Небо аки медено, земля аки железна; так ты, кров(ь), не кан(ь) от раба Б(о)жия имярек. Станем и да престанем со страхом. Амин(ь). Едет девка по морю. Ныне и присно и во веки.

(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
 

44. Заговор от кровотечения

О том же.

На синем белом море бел камен(ь). Взлетил черной ворон, сядет на бел камен(ь). Как от сего бела камени отрастел заростет, и как отрастел зростет, тож бы побежала кров(ь) от сей раны железно(й). Стар муж идет дорогой; утрись, стар муж, уймис(ь), кров(ь) человеческая.

(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
 

45. Заговор от кровотечения

Семен Васил(ь)ев сын. Истинной Христос стоит, держит в руках золоты иглы, толковые нити, хочет сшиват(ь) небо и землю, так бы на мне, рабе Божье, ты, руда, ни кан(ь), зашыла бы ни руды, ни раны, ты, руда, ни кан(ь), ни кано, не кан(ь). Пречистая Богородица, заступи своею ступенью, закрой своею ризою нетленною. Возми, Пречистая Богородица, *замкни на мне тридевет(ь)ми замками немецкими дорогими. Ты, руда, ни кан(ь), ни кано, ни кан(ь). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Амин(ь).

(РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688-1689 гг.)
 

46. Заговор от кровотечения и раны

Молитва умолвити кровь и рану и щепоту у человека и у скота чада всякую шерьсть.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море акиянь, на том море акияне седят 33 девицы, держать по золотой игле, а в ыгле по шелковой нитке, зашивают у раба Божия имярека кровову рану и его щепоту, и ломовую болезнь сердечн(ую), и держат по золотому венику, и омачивают в соленую воду, и змачивают кро(ва)вою рану и болезнь щепотную и ломотную, и всякую болезнь сердечную. Вовеки. Аминь.

(РГБ. Ф. 92 (Собр. С. О. Долгова). № 75. 1-я треть XVIII в.)
 

47. Заговор от кровотечения и раны

Вторая молитва умолвити кров жилная.

Господи, благослови, отче! Есть святое море акиян, на том святом море акияне есть бель камень, на том беле камени есть злат стул, на том златом стуле седит красная девица а прядет она шелковою кудель и теми шелковыми нитками зашивает жилу, кожу и с кожею кров, и с кровию и рану, и раною в ыгольныя уши у раба Божия имярека в день и в ноч(ь) по утренной зоре и по вечерней зоре. Во веки веков. Аминь.

(РГБ. Ф. 92 (Собр. С. О. Долгова). № 75. 1-я треть XVIII в.)
 

48. Заговоры от кровотечения

А кровь унимать возми, и земли посыпь на рану, и молви в ту пору сии слова трижды:

(1) Земъля дала, з(е)мъля и возьми.

Уймется кровь скоро.
 

Аще много льет, то возми крови и напиши на бумаге ею сии слова:

(2) Да престань, кровь, у раба Божия имрека, доньдеже приидет судия всей вс(е)леней. Ныне и присно и во веки веков. Аминь 3 ж.
 

А заговареват(ь) кровь возми нош и перекрести рану 3 ж черъном и говори сие:

(3) Госпоть Бог на кресте копием уязвися и не устрашися, ино уже кровь. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Престани, кровь, ити у раба Божия имърека. Во дни царя Ахава не бысть дождя на землю три лета, земъля бо измеденела, а небеса ожелезнуша, источниц(ы) водные измолъкоша; такожде и ты, кровь, престани.
 

Аще не престанет, и ты напиши ему тою кровию на лбу ево и на теле сии слова:

(4) Тем титона совърос.

Уймеца верно.

(ГИМ. С обр. Е .В .Б арсова. № 2505. Последняя треть ХVIII в.)
 

49. Заговор от кровотечения

Кровь заговаривать. Глаголи 3.

От кости, от жилы увечной, крови раба своего имрек во веки веков. Аминь.

(ГИМ. С обр. Е. В. Барсова. № 2257. Конец XVIII в.)
 

50. Заговор от кровотечения

Как кровь унять от течения, когда необыкновено идет.

Возми нож и черном рану прекрести трижды, и откуда идет кровь, говори:

Господи Боже мой, копием уязвен и страшен, ино уже увиде кровь. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Престани кров(ь) итить у раба Божия имрека болнаго царя Ахава. И не бысть дожди на земли многа лета и шесть месяцов; земля измезднела, небеса изжелезниша, источницы водныя измолноша, тако и ты, кровь, предстани, и ты ми ни кани, ни кани. Тетар тона софрос.

(ГИМ. С обр. Е. В. Барсова. № 2257. Конец XVIII в.)
 

51. Заговор от кровотечения

Из городу из Фаду шли два брата, секутца и рубютца; ран нету, крови ни видать. Аминь, аминь, аминь.

Господи Исуси Христе сыне Боже, помилуй нас. Аминь. Писме(?) положу вас.

(НБУ. Ф. 301. Ед. хр. 450. 1810-е гг.)
 

52. Заговор крови

Господи, благослови кровь заговорить от ножа остраго, от копья булатнаго. На море на окияне на острове на Буяне стоит там гробница, на сей гробнице сидит девица, держит в руках шелковыя нитки, зашивает кровавыя раны. Летит ворон, ни крань, а ты, кровь, ни кань. Аминь.

Читать 3 раза молитву сию и по конце сказать 3 раз Аминь.

(ИРЛИ. Древлехранилище им. В.И.Малышева. Оп. 24. № 10. 1810-1820-е гг.)
 

53. Заговор от кровотечения

Заговор к крове или к посеку.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Стану я, раб Божий имярек, благословесь, пойду перекрестесь из ызбы во двери, изо дверей (в) ворота. Посмотрю я, раб Божий имярек, на восточную сторону, и есть тамо синее святое море окиан, и есть в том море бел камень, и сидит на том камне дочи царя морскаго, и держить в руках нитку шелковую, иглу золотую, и зашивает у меня, раба Божия имярек, рану рудную, тильную, жильную, суставную, и руду унимает горячую, ходячю и шепоту, и ломоту. Дернь дерни, земля твердая(?), не от камени воды, ни от мертваго (ру)ды, так бы у меня, раба Божия имерек, из раны руды, не шепоты, не ломоты. Бутьте, мои слова, крепки отныне и во веки веков. Аминь.

(РНБ. ОСРК. О.XVII.46. 1-я половина XIX в.)
 

54. Заговор от кровотечения

Ложусь раб Божий имярек спать, помоляся и благословясь и прикрестясь. Выхожу из ызбы во двери, из ворот в чистое поле на окиян море, на окияне болото, на тем болоте лежит бел горючь камень, сидят три девицы. Первая девица сидела на болоте, мох щитала и у раба Божия имярек руду затыкала; и уймись, моя руда жильна и нежильная, суставная, порезанная, посеченная по сей день, по сей час, по мою смерть. Вторая девица на окияне сидела, кубком воды черпала, у раба Божия имрк руду замывала: уймись, уймись, моя вода жильная и нежильная, суставная, посеченая по сей день, по сей час, по мою смерть. Третия девица на окияне сидела, кружевы плела: Как бы нитка порвись, у раба Божия (и)мярек руда уймись жильная и нежильная, суставна, порезанная, посеченная по сей день, по сей час, по мою смерть. Аминь 3.

(ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 231 (2213). 2-я четверть XIX в.)
 

55. Заговор от кровотечения

Мать шла зелезна. Ты меня у канику раз, а я тебе 2-ва, ты меня 3-ри, а я тебе 4-е, ты меня 4-е, а я тебе 5-ть раз. Рабе Божий имрк руды не канет, мать земля не канет, из раба Божия руды не канет, мать земля не камень, из раба Божия имрк руда не канет, рабе Божии мать земля не камень, из раба Божия имрк руда не канет.

(ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 231 (2213). 2-я четверть XIX в.)
 

56. Заговор от пореза

На море-Окияне, на острове на Буяне лежит гробница. На этой гробнице сидит красная девица; шьет она шелком, золотыми булавками надкалывает, порезну рану заговаривает: не я тебя заговариваю, — утка да селезень, Сам Христос да Марья-Богородица. Не от утки молока, ни от меня яиц. Заговор укрепись, ты, тело, держись, а кровь-руда уймись!

Место пореза три раза кропится водой, взятой из ведра на указательный палец. Заговор читается один раз.

(Записано во Владимирской губ. свящ. А. Соболевым)
 

57. Заговор от пореза

На море-Окияне, на острове на Буяне едет Тихон преподобный. Под ним конь пляшет карь, а ты кровь-руда не кань. От солнца замки, от месяца ключи, от тела крепость, от руды твердость, от меня крепкий заговор.

Заговор читается 3 раза. Место пореза смачивается мочой.

(Записано во Владимирской губ. свящ. А. Соболевым)
 

58. Заговор от кровотечения из носу

Да будет тело — древо, кость — камень. Кровь красна, не теки! Закреп-трава, пособи, кровушку во мне рабе таком-то сохрани во веки веков. Слово мое крепко, закреп-травою сильно. Чур, крови конец, — моему делу венец! Аминь.

Заговор, со слов заговорщика, читается больным. После заговора должно три раза плюнуть через левое плечо).

(Записано во Владимирской губ. свящ. А. Соболевым)
 

59. Кровь заговаривать при порезе

Шла Федора по угору и вела быка за обору, обора порвалась, кровь унеслась ныне и присно и вовеки веков! Аминь.

Читать 3 раза, можно остановить кровь себе, можно и другим: мужчина — мужчине, а женщина — женщине.
 

60. Кровь заговаривать

Шла баба горою, несла ниточку шелковую, иголочку золотую. Сошью я тело — с телом, мясо — с мясом, кожу — с кожей. Стану я на камень — кровь не канет, стану на кирпич — кровь запекись! Аминь.

(Бердышевская вол.)
 

61. Кровь заговаривать

Шла Федора по угору, ташшила лапоть за обору. Обора порвалась, кровь унеслась. Стань на камень, кровь не канет; стань на кирпич, кровь уймись!
 

62. Кровь заговаривать

Стану я, раб Божей (имя), благословесь, перекрестесь, умоюсь — утрусь, пойду из дверей — во двери, из ворот — в ворота во чистое поле под красное сонцо, под светлую луну, за Окиян-море, за Окияном-морем — соборная церковь, в соборной церкве — золотой престол, на златым престоле — Матушка Присветая Богородица. И покорюсь и помолюсь Матушке Присветой Богородице: останови кровь по жилам и по суставам. Остановись, запекись, загорись кровь горючая!

(Старопутинская вол.)
 

63. Кровь заговаривать

Восподи благослови миня, раба Божья (имя), Матушка Присветая Богородица, закрепи кровь и краску у раба плотно-наплотно, крепко-накрепко, из свежой раны не крови, не руды, не от камня воды — от притчи, от уроков, от шепоты, от ломоты, от ножа, от булата мылом мыто, шёлком шито! Аминь.
 

64. Заговор от крови

Стану я на камень, кровь моя не канет; стану на железо, руда не полезет (3 раза). Аминь.

(Зап. Овчинников М. П. в 1912 г. в с. Мальтинском, Иркутского уезда, со слов А. Ив. Горбовских.)
 

65. Заговор от крови

Матушка, Пресвятая Богородица, стань из гробницы, пособи голову снять, да кровь унять (3 раза).

На море на окияне, на острове на Буяне стояла церковь-собор, в ней стоял престол, на престоле сидела Матерь Божия, шила она, вышивала в 3 иглы булатных, в 3 нитки бумажных; одна нитка оборвалась, руда унялась у раба Божия Николая. (3 раза).

(Зап. Овчинников М. П. в 1912 г. в с. Мальтинском, Иркутского уезда, со слов А. И. Горбовских.)
 

66. Заговор от крови

При царице при Дарье пересыхали реки, реки урочища и проточища, подземельные ключи; так бы унималась жильная и позакожная кровь у раба Божьяго Ивана, отныне и до веку. Будьте мои слова крепки и лепки, задни и передни. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 

67. Как остановить кровь при порезах

Встану я благословясь, пойду я перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, под восток, под восточную сторону. На окияне-море злат престол, сидит Матушка Пречиста Богородица на престоле. У те, мать Пречиста, Пресвята богородица, во златых руках златая иголочка, во златой иголочке шелкова нитка; шелкова нитка исшивается, у раба Божия (имярек) кровь горяча запекается, жила с жилой сбегатся, тело белорубцом заростатся.
 

68. Заговор на кровь

Шла старуха по угору,
За собой собаку вела.
Собака урвалась,
Вся кровь замелась.
Аминь, аминь, аминь.

Заговор повторяется три раза.

(Зап. д. Федотово)
 

69. Заговор на кровь

Баба шла, собаку вела, собака запнулась, и крофь заткнулась у раба Божья. Веки пувеки. Аминь, аминь, аминь.

(Зап. на Почозере)
 

70. Заговор на остановку крови

Встану, раба Божья Клавдия,
Благословясь, пойду перекрестясь,
Из дверей в двери,
Из ворот в ворота,
В чистое поле;
В чистом поле стоит столб,
У столба лежит камень,
Расколи этот камень,
Выйди, девица красная,
И заговаривай руду красну
У раба Божья (имярек).

Но надо три ведь раз прочитать, и кровь перестанет.

(Зап. д. Спицино)
 

71. Заговор на кровь

Нету в камени руды.
Нету, нету.
Так у раба Божьего Дмитрия
Нет ни крови, ни щипоты.
Тьфу, во веки веков. Аминь.

Три раза прочитать.

(Зап. д. Телицыно)
 

72. Заговор на кровь

Шел истинный Христос путем-дорогою,
Проколол трёсточкой <соломенкой> левую ногу,
Не боялся ни щепоты, ни болезни,
Ни кровавой раны.
И так же рабу Божьему (имя)
Не бояться ни щепоты, ни болезни,
Ни кровавой раны.

Повторяется три раза.

(Зап. д. Задыхалинской)
 

73. Заговор на кровь

Иди Тихон да Платон, неси нитку шелковую. Зашивай рану золотую. Во веки веков. Аминь. <Три раза.>

(Зап. д. Коковке)
 

74. Заговор на кровь

По славному по синему морю шел сам Иисус Христос, шел, трестой ногу проколол. Не болело, не щипело, и кровь не шла, не брала ни щипота, ни болезна. Так у раба Божья (имя) кровь бы не шла, ни болезна, ни щипота. Ключ и замок моим словам.

Проговорить, плюнуть.
 

75. Заговор на остановку крови

На синем море, на чистом поле стоял пенушок. На том пенушке стоял петушок. Кто того петушка соймет, у Вани кровь соймет. Аминь. Три раза.

(Зап. д. Коковке)
 

76. Заговор на остановку крови

На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит светлица.
В той светлице
Живут три девицы.
Одна ниточку готовит,
Вторая иголочки,
Третья кроваву рану зашивает.
Ты, конь, не рыж,
Ты, кровь, не брыжь,
Ты, конь, не карь,
Ты, кровь, не кань <не капай>.
Аминь! Три раза.

(Зап. д. Лукино)
 

77. Заговор на кровь

Курица тяпа по улице брела, курица пала, кровь стала. Три раза.

(Зап. д. Вильно)
 

78. Заговор на остановку крови

Курица тяпа, по улици брёла, куриця запнулась, и крофь заткнулась у раба Божья. Веки пувеки. Аминь.
 

79. Заговор на кровь

Есть великий Окиян море; в том великом Окиян море есть калена изба; в той каленой избы сидят три сестры, самому Христу дочери. Больша сестра сидит у порогу на золотом стуле, берет иглу будану, вдевает нить шолкову, зашивает рану кровавую у раба Божия имрека. Не было бы не раны, не крови, не ломоты, не болезни, не опухоли. Будь мое слово крепко.
 

80. Заговор на кровь

Стану я, раба Божия, благословесь, пойду перекрестесь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду я в чистое поле. В чистом поле лежит мертвое тело, это мертвое тело секут и режут, не бежит кровь и не берет щипота. Так бы и рабы Божией не текла бы кровь и не брала бы щипота. Отныне до веку, век по веку веков. Аминь. Три раза.

(Зап. д. Погост)
 

81. Заговор на остановку крови

Один парень шел с косой, упал да шею косой и урезал. Одна бабка ему кровь остановила, сказала:

Жонка шла — уссалась,
Девка шла — усралась,
У раба Божья Александра
Кровь унялась.

Она кругом пальцем водила, говорила да плевала. Мы-то всё хохотали, что слова таки́, всё смеемся, а она ему кровь-то и остановила.

(Зап. д. Шотогорке)
 

82. Заговор, чтобы остановить кровь

Девка шла, уссалась,
Бабка шла, усралась,
У рабы Божьей (имя)
Кровь унялась.

(Зап. д. Кротово)
 

83. Заговор на остановку крови

Сколь небо бело,
Столь рана бела,
У рабы Божьей (имя)
Чтоб кровь не текла.

(Зап. д. Березник)
 

84. Заговор на остановку крови

Сидит царица
Под райскими дверями,
Кровь унимает,
Раны заживляет.
Так у рабы Божьей (имярек)
Кровь не бежит,
Рана не болит.

(Зап. д. Березник)
 

85. Заговор на остановку крови

На синем бархате,
На серебряном престоле
Иглы медны, шелковы нитки.
Рабе Божьей Александре
Зашивает раны, кровь не капле.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

(Зап. д. Зуево)
 

86. Заговор, чтобы кровь остановилась

Мать-земля, не губи души, не пей руды. На рытом бархате, на серебряном стуле сидит мати Божья Богородица, нитки шелковые, иглы медные отбирает, у раба Божия Ивана раны зашивает, кровь унимает.

(Зап. в д. Красное, 1972)
 

87. Заговор на остановку крови

Шла девка по речке,
Вела быка по нитке,
Нитка урвалася,
У такого-то кровь унялася.
Аминь.

(Зап. д. Жеребцовской (Заколупино))
 

88. Заговор на остановку крови

Девка шла, запеласи,
Жёнка шла, застиласи,
У раби Божии Александры кровь уняласи.

(Зап. д. Тулгас (Гагарщина))
 

89. Заговор на остановку крови

Жонка шла, у-лась, баба шла, запелась (?), у Божьей рабицы руда унелась.
 

90. Заговор на остановку крови

Если ты палец порежешь или что ли:

Жонка шла, занелась,
И девка шла, занелась.
У Марии, у рабы, кровь унялась.

(Зап. д. Кургомени (Малая Деревня))
 

91. Заговор, чтобы унять кровь

Шла красна девка, усялась.
Шла старуха — занялась,
У раба Божьего (имя) кровь унялась.

(Зап. д. Ивановское (Гуликовщина))
 

92. Заговор, чтобы остановить кровь

Шла я за речку (за ручей)
По дощечке,
Держалась за веревочку.
Веревочка урвалась —
Кровь унялась.

(Зап. д. Ивановское (Герасим Двор))
 

93. Заговор от кровотечения

Не у камня вода,
Не из дерева руда,
Кровь спекается,
Мясо срастается.
Из веки по веки.
Отныне довеки.
Аминь.

(Зап. в д. Побоищное)
 

94. Заговор на остановку крови

Сейчас ведь слово в слово надо сказать вам. Пропущу одно слово — дак бесполезно. «Стану я, раба Божья, из дверей в двери, из ворот в ворота, конь карий, кровь, не капай. Во веки веков, аминь». Три раза проговорят это — кровь уже и не капает.

(Зап. в д. Старое Село)
 

95. Заговор кровь становить и <на щипоту>

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Между церьквами, между алтарями убили жидовя Праведного Иова. У Праведного Иова не было ни крови, ни раны, ни опухели, не отекели, не щипоты, не болезни. Так же бы у р<абы> Б<ожьей> (имя) не было ни крови, не раны, не опухели, не отекели, не щипоты, не болезни. Бытьте, мои слова, крепки, емки и сильны. Небо и земля замок. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

96. Заговор от щипоты и <кровь становить>

Между двума столбамы поймали жидыги Святого идола, убили жидыги Святого идола. У этого идола не было ни раны, ни крови, ни опухоли, ни отеки, ни щипоты, ни ломоты. Так же у рабы Божьей Анны, щипота, не щипи, ураз, не ходи ни в жилы, ни в костьи, ни в суставе, ни в ребри. Во имя Отца и Сына и Святага Духа. Аминь. Буде во веки веков аминь. Будьте, мои слова, тверды, крепки, милостливы. В ключ и в камень отныне и до веку. Аминь, аминь.

Когда кровь пойдет на поле, палец порежешь серпом, врача-то нет, так это кровь-то и ставится: «Кровь не теки».

(Беломорский район, Карелия)
 

97. Заговор от порезов

На острове, на море-океане, на острове на Буяне стоит горюч камень. У этого камня жили два брата — Кайн и Авель: ножами кололись, — кровь не шла; так же у нас, у рабы Божьей Агне и Якове, кровь, не иди. Аминь!

Плюнуть через плечо налево.

(Кемский район, Карелия)
 

98. Заговор против кровотечения из раны

Баба шла по дороге, собаку вела за собой; баба пала — собака пропала; руда, стань, больше не капь.

(Беломорский район, Карелия)
 

99. Заговор против кровотечения от раны

Конь млад, человек стар. Ты, руда, стань, более не капь у раба Божьего (имярек).

(Беломорский район, Карелия)
 

100. Заговор кровь становить, когда порежешь руку ли ногу

На море, на окиане, на острове на Буяне лежит сер-горюч камень. На этом камне сидит два брата: Каер, Лоер. Ножами они резались, иглами они кололись, но кровь у них не бежала, и руды у них никто не видал, также у тебя раба Божья Ивана. Конь карь, кровь, стань. Конь карь, кровь, стань. Конь карь, кровь стань. Аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

101. Заговор против кровотечения из раны

Наговаривается на свежую рану от пореза или поруба топором:

Лягу благословясь, стану перекрестясь; выйду из дверей в двери, из ворот в ворота; погляжу в чистое поле — едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, секет и рубит он по мертвому телу, не течет — ни кровь, ни руда из ефтово мертвого тела. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

102. Заговор от кровотечения из раны

Едет Адам на белом коне, держит Адам саблю на голове, секет Адам по мертвым телам, чтобы кровь не шла и шипота не была у раба Божьего (имярек). Будьте, мои слова, крепки и емки. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

<При этом знахарка обводит три раза ножом вокруг больного места и после каждаго раза>плюет на последнее>.

(Беломорский район, Карелия)
 

103. Заговор против кровотечения

Едет Адам на белом коне, держит Адам саблю на голове, скачет Адам по мертвым телам, чтобы кровь не шла и щепота не бьша у раба Божьего (имя). Будь, мои словеса, крепки и емки. Аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

104. «Как кровь ставить»:

Стану раба Божья благословясь, пойду перекрестясь, из избы в избу, из сеней в сени, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в цистое поле. Еде богатырь по чистому полю на вороном коне. Секет и рубат мертвое тело. И с этого мертвого тела не текет ни руда, ни кровь. Сидит красная девича на золотом стуле, зишивает у раба у Божьего свежую рану маленькой иголкой, цистым шелком, и не текет у раба Божьего ни руда, ни кровь. Аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

105. «Кровь становить»:

Стану благословесь, лягу перекрестесь. Пойду из ворот <в> ворота, из двери в двери, в чистое поле. В чистом поле златой камень, на златом камне сидит две девицы, две мавричи; у них по золотой иголки, по шелковой нитки. Плюют и дуют, вси раны зашивают; щипоту, опухель отнимают, кровь останавляют. Ты, руда, остань, больше во веки не капь.

(Беломорский район, Карелия)
 

106. Загвор против кровотечения из раны — «кровь становить»:

Ставала по утру ранешенько; выходила из дверей в двери, из ворот в ворота, из уличы в уличу, матерью прощена, отчом благословлена. Выходила в чистое поле, из чистого поля в поле. В чистом поле стоит конь карь, под ним человек стар, ты, руда, стань; ты, железо, трать тридевять три жилы. В едину жилу шла сама Пресвятая Богородича, шла по золотому блюду, несла золотое перо, тем золотым пером помажет, рану зашивает, кровь постановляет, щипоту-ломоту отнимает у раба Божьего (имярек) из белого тела, из ретивого сердда, из костей, из мозгов и из суставов. Аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

107. Заговор от кровотечения при падении

При ранении и сильном кровотечении <.. .> на лошадь садится человек, выезжает в поле и говорит:

Идет полем конь карь,
Сидит на нем человек старь,
Так и ты кровь стань.

<...> после этого кровь перестает итти.

(Медвежьегорский район, Карелия)
 

108. Заговор кровь останавливать

Стану я благословясь, пойду благословясь в чистое поле. Из чистого поля — ко синему морю. У синего моря бежит река Волга: широка и долга. По этой реке Волге едет владычича, Пресвятая Богородича. Держит в руках золотую иголку, шелковую нитку; зашивает живую рану, останавливает живую кровь у рабы (имя), аминь.

(Медвежьегорский район, Карелия)
 

109. Заговор на останавливание крови

Я, раб Божий Иван, <выйду> из дверей в ворота, из ворот в чисто поле. В чистом поле есть камень. На этом камне сидит девушка: пялышка точеные, иголка золоченая, сидит, вышивает, свежи раны зашивает, щипоту вынимает и кровь останавливает.

И плюнет на это место крови. Три раза говорит и все.

​​​​​​​(Медвежьегорский район, Карелия)
 

110. Заговор на кровь

Курица идет и тяпат; курица шла и пала, у рабы Божьей <имя> тут и кровь стала.

Как рассекешь, три раза на кровь наговорить.

(Пудожский район, Карелия)
 

111. Заговор останавливать кровь

Ты, земля-мать, ты, небо-отец, железо-брат, не пей крови, не тощи человека. Солнце да луны с неба не бывать, крови да руды с тела не текать.

​​​​​​​(Пудожский район, Карелия)
 

112. «Кровь ставить»:

Стану благословись, выстану перекрестись, пойду из дверей в двери в тисто поле. В тистом поли — златой камень, на златом камени — красна дивитя, иголотька золотая, нитотька шелковая: кровь ту зашиват, тоску-болезень отнимат во веки веков.

​​​​​​​(Пудожский район, Карелия)
 

113. Заговор на кровь

На море, на океане, на острове Буяне стоит серый камень. На этом камне сидит красна девица, держит в руках иглу булатную, вдевает нитку шелковую, зашивает раны кровавые не ножом рубленым, не каким-нибудь инструмент<ом> Ты, булат, отстань, а ты, кровь, течь перестань. Будьте, мои слова, крепче булатного ножа и рысьего ногтя.

И потом три раза плюнуть. И кровь останавливается.

​​​​​​​(Пудожский район, Карелия)
 

114. Заговор останавливать кровь

Стану я, раба Божья Маланья, благословясь, пойду перекрестясь, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота. Стану, выду в цистое поле, погляжу на синёё море, на синем мори — синей камень. На этом камени — Изоп-птица. Из Изоп-птицы выходит красная девица, выносит шелковую нитку, булавчатую иглу: у раба Божьего Митрофана рану зашивает, щипоту унимает, штобы кровь не текла, щипота не брала. Конь карь, руда, стань. Сколько с каменя воды, сколько с мертвого руды, столько бы с раба Божьего Митрофана вытекло крови.

Плюют три раза.

(Петрозаводск)
 

115. Заговор на остановку кровотечения мужчине и женщине

Как остановить кровь мужчине:

Сидит старик стар,
ты, руда, встань,
ты, руда, не капь у рабы (имя)
отныне и до века.

Как остановить кровь женщине:

Красна девица устоялась,
красная руда унялась,
отныне и до века.

(Пряжинский район, Карелия)
 

Источники заговоров остановку кровотечения:

13, 14, 17 — Журнал Министерства Народного Просвещения, 1863 г., «Исторические очерки народного миросозерцания», А. Щапов.
1, 2, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
3, 8, 9 — Сказания Русского Народа Сахарова, Спб. 1841 г . Т. I.
4a —  «Таинственные чары». Издание Леухина.
4b — Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, М. Забылин, 1880 г.
20, 23, 24 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
28, 31, 36 — Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.
18 — Отечественные Записки, 1848 г., кн. LVI.
29 — 1862 г., № 8/6.
19, 34, 37 — Воронежские губернские ведомости, 1863 г.
21 — Вестник Императорского Русского Географического Общества, ч. ХVІІ.
22 — Тульские губернские ведомости, 1861 г.; № 11.
25 — Иллюстрация 1845 г., № 16.
26 — Пермские губернские ведомости, 1863 г.
27, 30 — Архангельские губернские ведомости, 1866 г.
33 — Современник 1856 г . т. LX.
35, 38, 39 — Ф. Буслаев, О народной поэзии в древнерусской литературе, приложение.
40-55 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
56-58 — Свящ. Алексей Соболев. Обряд прощания с землей пред исповедью, заговоры и духовные стихи. Губ. гор. Владимир, 1914.
59-63 — В. Серебренников. Народные заговоры, записанные в Оханском уез., Пермской губ. Пермь. 1918 г.
64-66 — Труды Иркутской ученой архивной комиссии. Вып. 2, 1914.
67 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.
68-94 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
95-115 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.


1 Руда — нечистая, испортившаяся кровь; а иногда значит кровь — без различия. Отсюда слова рудомет, или рудометка, открыватель крови.