Заговоры от ногтя (ноктя) у лошадей, коней или скота

 

Собрание русских народных заговоров от ногтя у лошадей, коней или скотины.
 

1. Заговор против конской болезни (от ногтя)

Говорить в соль и дуть лошади в ноздри и посыпать на спину на лошадь.

Господи Боже благослови. Стану я раб Божий (имярек) благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, пойду в чистое поле, из чистаго поля пойду к синему морю. В синем море есть плита синяя, под плитой синей есть щука синяя, у щуки синей есть зубы железные, зубы медные, глаза медные, хвост медной, чешуя оловянная, поедает та щука и ожирает 12 ноктей у коня, имя рек, своими железными зубами: нокоть пуповой, нокоть сердешной, нокоть костяной, нокоть жильной, нокоть спиновой, нокоть гривной, нокоть глазной, нокоть носовой, нокоть ножной, все те 12-ть ноктей, в молоде и перекрое и полне месяцах, на ветху месяце и на межных днях, по всякой день и по всякой час, по всякое время, по веку, отныне и до веку, во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

(Заимствовано П. С. Ефименком из старинного рукописного сборника заклинаний)
 

2. Заговор на нокоть скотины рогатой

a) Берут мох из углов хлева и трут по спине, приговаривая: «Как из углов мох, так из благословенной скотины покоть вон!» Мох этот потом зарывают в навоз или в землю.

(Доставлено крестьянином Леонтьевым Холмогорского уезда)
 

b) Говорят на воду или в хлеб с солью, три раза:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Нокоть ты, нокоть, у благословенной скотины (такой-то масти)! поди в ноздри, из ноздрей в голову, из головы в чемерну, из чемерной в хвост, из хвоста в землю.

Нокоть, по объяснению крестьян, род падучей болезни или родимца: скотина вдруг падает, заворачивает голову, бьет ногами; иногда умирает.

(Записано в г. Холмогорах)
 

3. Заговор, если у кого сделается нездорова скотина (от ногтя)

Берут соли щепотку и наговаривают:

Стану я, раб божий N., благословесь, пойду перекрестесь из избы дверьми, из двора воротами в чистое поле за воротами. Мне рабу божию навстречу бежит тридевять рысей и тридевять лап и тридевять ноктей. Призываю я, раб божий, к своей скотинке крестьянской животинке, к бурой (смотря по шерсти), вечне упомню я покоть нутренной, серчевой, паховой, здоховой, рудяной, костяной, зажильной, закожной, зашерстной и закопытный, и кладу я свои слова в ноздри, в голову и хвост, и посылаю за быстрыя реки, за высокия горы, за темные леса, где ни птицы не залетают, серой волк не зарыскивает, век по веку от ныне и до веку аминь.

(Рукоп. наряд Устьпаденского удельного приказа о доставке в Архангел. Удельную Контору сведений для составления этнографии от 1847 г. по описи № 60)

 

4. Заговор от ногтя

Стану я, рабица Божия, перекрестясь, пойду благословясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в востошну сторону, под красно солнце, под светел месяц, подъ утреню зарю Марию, подъ вечерну Маремьяну, ко Киану-морю, на Киане-море Златырь камень, святая апостольска церковь, в апостольской церкви свят престол, на святом престоле сидит Михайло архангел да Егорий Храбрый с тугимя стрелами, со вострыми кнутами; я, рабица Божия, подойду поближе, покорюся н помолюся; «Во еси ты, батюшка, Михайло архангел и Егорий Храбрый, бейте и стегайте тугимя стрелами, вострымя кнутами двенадцать ногтей рыжова коня, стегайте его по ушам и по заушам, по глазам и по заглазам, по коже и по закоже, по костям и по закостям, по гриве и по загриве, по хвосат и по захвосту, по копытам и по закопытам, по суставам по засуставам, с крови и с сердца; батюшка Михайло архангел и Георгий Храбрый, выгоните нечистый дух, двенадцать ногтей.

(Курганск. окр. Тобольск. губ., зап. Б. Андрианов)
 

5. Заговор от ногтя у скота

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротьми, во чистое поле, во восточную сторону. Есть во чистом (поле), в восточной стороне, стоит свят золот престол, на святом золоте престоле седит Спас. Пречистая Мати, пособи и помоги! Есть у меня, раба Божия (должно быть: у моей такой-то скотины), нокоть и лихая болесть. Пречистая Мати посылает своих слуг на небеса по всю силу небесную, и не ослушается вся сила небесная: наперед поезжает Флор и Лавр, за Фролом и Лавром Михаил архангел, за Михаилом архангелом, Козьма и Дамиан, за Козьмой и Дамияном, Георгий Храбрый; и приезжают к моей скотине, отсылают и отганивают всякого ноктя, злого, лихого и лихую болесть, ноздревой, гривной, спинной, жилной, опуховой, нутряной, стричной, постижной, витряной и суставной, и свистовой, и окорачной, и ножной. Флор и Лавр снимают со своей главы скипетр пред мою скотину, прогоняют злого, лихого ноктя и ссарки в гриву, из гривы в спину, из спины в окорока, из окороков в ноги, из ног в копыта, в три стражи, во землю, под травное коренье. A мою скотину Бог миновал злого, лихого ноктя по вся дни, часы, во веки веков, аминь.

(Из старинного Травника В. А. Явовлева)
 

6. Заговор от двенадцати ноктей

Стань ты, железен тын, круг меня, раба Божия (имярек), в вышету от земли до неба, а в широту от востоку до западу, во все четыре стороны. Стану я раб Божий (имярек), благословясь и перекрестясь, умоюсь, утрусь, Господу Богу помолюсь, пойду во далече, далече в чистое поле, восточную сторону. Есть во далече, далече, в чистом поле, восточной стороне четыре святителя Христовы, Михаил-архангел, Козьма, Демьян, Николай-чудотворечь. Я же, раб Божий (имярек), помолюсь и поклонюсь четырем святителем Христовым. Михаилу-архангелу, Козьме, Демьяну, Николаю-чудотворчу: «Смахивайте и сганивайте с (имярек) все двенадцать ноктей: витряной нокоть, жильной нокоть, костяной нокоть, наносной нокоть, спинной нокоть, спирной нокоть, сердечной нокоть, опуховой нокоть, отековой нокоть, ножной нокоть, головной нокоть, хвостовой нокоть, чиверной нокоть, все двенадцать ноктей погони в голову, из головы в приск, из приску затри, сгрузи в землю, под гнилую колоду, под смоляной пень. Тут тебе, чиверной нокоть, место с двенадцатью ноктями, а (имярек) на легкость, на здравие, на Божью милость. Чиверному ноктю с двенадцати ноктями век не бывать, век по веку отныне и до веку веков, аминь. Будьте, мои слова все сполна, тем словам ключ и замок, святого Петра печать. Во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне, и присно, и во веки веков, аминь; аминь отныне и до веку моего аминь.

(Из старинного Травника В. А. Явовлева)
 

7. Заговор от ноктей

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротьми в чистое поле, под красное солнце, под утренную зорю, в восточную сторону; помолюсь и поклонюсь Пресвятой Богородице, пойду в сырыя горы, ко синему морю и в ледяную лужу; из ледяныя лужи течет ледян змей и пожирает он чистое сребро и красное золото. И гой еси, змей, не пожирай чистого сребра и красного золота, и поди ты к моей милой скотине в правую ноздрю, пожрати всю полтретьядцать ноктев, нокоть ноздревой, нокоть хвостовой, нокоть стричной, нокоть постижной, нокоть личной, нокоть глазной, нокоть ушной, нокоть шейной, нокоть спинной, нокоть ножной, нокоть потяговой, нокоть одышной, нокоть дрожной, нокоть нутреной, нокоть сердечной, нокоть костяной, нокоть суставной, нокоть жилной, нокоть битковой, нокоть болонной, нокоть пузной, нокоть ребрастой; и пожри ты, змей, всю полтретьядцать ноктев, и поди ты, змей, скрозь землю со вшеми ноктями и со вшеми болестями; и кои я слова прошел, и говорены, и не говорены, и все будьте исполнены, и во веки веков, аминь.

Трижды.

(Из старинного Травника В. А. Явовлева)
 

8. Заговор от ногтя у кобылы или мерина

Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из дверей в ворота, в чистое поле, в восточну сторону, к Окиян-морю; и в том Окиян-море стоит столб-пристол; на том святом пристоле, стоит золотое блюдечко; и на том золотом блюдечке стоит сам Сус Христос, сам матер человек, тугим луком подперся, калеными стрелами подтыкался; и яко же тебе, батюшко Сам Сус Христос, покорюся и помолюся об своей любимой скотине (о кобыле или мерине по шерсти): «И стрели, батюшко, истинный Христос, в мою любимую скотинку своим тугим луком и калеными стрелами в ясныя очи, в сырую кость, и угони, выганивай двенадцать ногтей, двенадцать недугов, тринадцатый набольший — и ушной, пашной, свистовой, хребтовой, завожурной, закопытной, нутренной, сердешной, жиляной, суставной, подплечной и лытошной». У печи заслонка, в печи сковорода; как она сохнет, присыхат, тако ж бы уроки, притощи и двенадцать ногтей, и тринаддатый сам больший, из передних ног шли бы в ноги задны, в левое копытечко. И тут вам не место! А место там, отколь вы пришли. С людей? Так на люди и подьте! А с лесу? На лес и подьте. И подьте же вы двенаддать ногтей, тринадцатый сам болшийй, на темны леса, в мышьи в норы. Тут вам и питер, и идер1 сладше и падше меды и патоки. Возьму я ключи и замки, пойду со своими ключами и своими замками из дверей в двери, из ворот в ворота, к Окиян-морю; и брошу я ключи и замки в Окиян святое море; поймат те ключи и замки кит-рыба. Кто сможет Окиян-моря воду выпити, и кто сможет кит-рыбу заловити, и питье и еда, тот может надо мной, рабом Божием, похитрить, помудрить и похимостить.

(Пермск. губ., г. Дедюхин, зап. Д. Петухов)
 

9. Заговор от ногтя

Заговор от ноктя.

Господи Боже, благослови! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Флор и Лавер, св. мученики, буте милостивы, пристаньте ко мне, рабу Божию имярек, и к моей скотине, какия есть; и ты, нокоть, что серой волк с полудни пришел, с полудни и поди, на вечери пришел, на вечери и поди, с полуночи пришел, с полуночи и поди; на утреной зоре пришел, на утреной и поди; на возхожем пришел солнце, на восхожем и поди; пришел еси нокоть в губу, из губы в нозри, из нозрей в чолку, из чолки в передни хрящ, из передняго в задний, из задняго в холку, из холки в колено, из колено в щетку, из щетки в копыто, из копыт в землю, из земли пришел, в землю поди, с травы пришел, на траву и поди, с ветру пришел, на ветер и поди, от всякаго ноктя, от всех дванадесять ноктей: от 1-й от дымнаго, 2-й от утреняго, 3-й от лежачаго, 4-й от дремучаго, 5-й от заложнаго, 6-й от внутрянаго, 7-й от огненаго, 8-й от земленаго, 9-й от травянаго, 10-й от воднаго, 11-й от ветранаго, 12-й от всего луча солнечнаго. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Титова). № 4194. Конец XVIII в.)
 

10. Лечить от ногтю

И(Е)дет Егорей Храброй на соловом коне в белом балахоне, уздечка серебрена и плетка серебрена; плеткой серебреной по бокам коня похлапывал, ноготь животной и подживотной и закожурной заболонной, свистовой, воловой, и подволовой, становой, подстановой. Будьте мои слова крепки и лепки, крипче булатнова камню; кои слова учил, кои не учил, будьте крепки от ныне и до веку! Аминь.
 

11. Заговор от ногтя у лошадей

Встану я раб (имярек) благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, на Восток, на Восточную сторону, к окиану-морю. На окиан-море стоит столб, на столбе сидит батюшка Фрол, лавер и Егорий Храбёр — в руках держит тугой лук и калену стрелу. Батюшки, Фрол, Лавер и Егорий Храбер, подойду я к вам поближе и поклонюсь пониже! Натягай тугой лук и калену стрелу, стреляй с Востока до Запада, с Полдён и до Севера, выстреливай из добра коня (нужно сказать масть коня) 12 ногтей из ясных очей, из печени горячей, из ретивого серца, из семидесяти жил, из семидесяти семи суставов, из всего конского стана. Сошлю я их в Шведскую сторону, где люди не ведутся, где скот не плодится, на мышь их детей, — пусть они тешатся и потешаются, тухнут и потухают. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Амин.

Проговорить 3 раза.
 

12. Заговор от ногтя у коня

Стал я раб (имярек) благословясь, пошел я раб перекрестясь из избы дверями, из ворот воротами, под восток, под восточную сторону, под утреннюю зорю — Марену, под вечернюю — Маремьяну. Пойду я на океан на море. На океане есть остров; на острове лежит бел горюч камень; из-под этого бел горюч камня выбегает бел горностай. Как на этом бел горностае не держатся ни утренния росы и не дождевыя воды, так бы и на моем добром коне не держались никакия ногти: ни нутренной, ни жильный, ни суставной, ни хребтовой, ни закожный, ни моровой, ни головной, ни стремной, ни поперечный, ни продольной, ни проходный, ни вегреный. Выйди вы, все двенадцать, во заднюю ногу, в левую щетку; идите вы, ногти, на пни и колоды и на зыбучия болота — там вам питье и еда. Червь моя голова, язык мой — ключ, уста — замок.
 

13. Заговор от ногтя

Ты, змей-змеишка, во гнилой колоде! подойду к тебе поближе и поклонюсь пониже — у рыжей лошади выешь, выщепли из ноздрей, из ушей, из челки, из хребта, из мозговой головы, из лодыжек, из костей, из суставов 77 ногтей с ногтенком.

(«Вырезай волос из челки, хвоста, самой репицы, стриги его мелко, смешивай с купоросом или солью — и в нос»).
 

14. Заговор от ноктя

Стану благословясь,
Стану перекрестясь,
Из избы — дверьми,
Из двора — воротами.
Пойду в чисто поле,
Во чистом поле едут 33 татарина,
Найдут 33 ноктя,
Отцеливают у рабы Божьей Пеструхи
Нокоть из ушей,
Из ноздрей, из сердца,
Из глаз, из хвоста,
Из тряпья, из-за кожи,
Из оболоки,
Изо всех ейных костей,
Изо всех ейных сустав,
Изо всего ейного корпуса.
Укроти, Господи,
У рабы Божьей Пеструхи
Нокоть сердцевой.
Укроти, Господи,
У рабы Божьей Пеструхи
Нокоть дресливый.
Укроти, Господи,
У рабы Божьей Пеструхи
Всякие нокти —
Костяные, глиняные.
Тем моим словам ключ и замок.
Ключи бросьте, замок — в воду.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

(Зап. в д. Церкова Гора Архангельской обл.)
 

Источники заговоров от ногтя:

1, 2, 3 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
4 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
5, 6, 7 — Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.
8 — Записки Императорского Русского Географического Общества, 1863 г., ч. IV.
9 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
10 —  В. Серебренников. Народные заговоры, записанные в Оханском уез., Пермской губ. Пермь. 1918 г.
11, 12, 13 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.
14 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.


1 Питье и еда.