Собрание русских народных заговоров от колдунов, ведьм, ведунов и ведуниц и для защиты от их колдовства.
1. Заговор от колдунов
Господи Иисусе Христе Сыне Божей, помилуй мя! Господи, благослови! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Стану я, раб Божий имярек, с рабою Божиею имярек. Ставлю я, раб Божий, около себя тын железной от земли до небеси, от востоку и до западу, (от) ворогов и от колдунов, и от колдуниц, и от блядунов, и от блядуниц, и от еретиков, и от еретиц, чтобы те колдуны и колдуницы и колдуницы, блядуны и блядуницы, ведуны и ведуницы меня, раба Божия имярек, не испорчивати. Как те колдуны и колдуницы, блядуницы, ведуны и ведуницы через тот тын железной перелетат(ь) сорокою, и тем колдунам и колдуницам, блядунам и блядуницам, ведунам и ведуницам, мужику и женщине, старцу и старице, отроку и девке, (ч)ерноглазу и красноглазу, и белоглазу, двоеглазу и косоглазу, двоезубу и однозубу, черноволосу и беловолосу, и красноволосу, русуволосу, двоеволосу и всякому человеку крещеному и некрещеному, отрекающемуся и не отрекающемуся Христова креста, через тот железной тын сорокою и вороную, ни вороном, ни всякою птицею не перелетыват(ь) и меня, раба Божия имярек, не испорчиват(ь) ни колдуну, ни колдунице, ни ведуну, ни ведунице, не блядуну, ни блядунице не испорчивати. Вовеки. Аминь.
(РГБ. Ф. 92 (С обр. С. О. Долгова). № 75. 1-я треть XVIII в.)
2. Заговор от колдунов
Ни от какова древа, ни от мертвеца гроба и от мертваго саваном и ни иною коею вещию не испорчивать раба Божия. Вовеки. Аминь.
Еще от раба Божи(я) имярек ставлю каменную стену от земли до небеси, от восто(ка) и до западу, от злых ворогов и от ненависников, и от колдунов, и от колдуниц, от блядунов и от блядей, и от еретиков, и от еретиц, чтобы те колдуны и колдуницы, блядуны и блядуницы, ведуны и ведуньи меня, раба Божия имярек, с рабою Божию имярек не испарчивать. Коли те злыя вороги, колдуны и колдуницы, ведуны и ведуницы проползут скрозь ту каменную стену лютою змиею, тогда и нас испортят; и тем злим ворогам, колдунам и колдуницам, блядун(ам) и блядуницам, ведунам и ведуньям, мужику и жене, старцу, старице, отроку и девке скрозь ту каменьную стену лютою змиею не пропалзиват(ь) и меня, раба Божия имярек, не испарчивать. Вовеки. Аминь.
Коли те злыя вороги обойдут и около акияна моря и все камения перечтут, тогда и нас испортят; и злым ворогам, кол(ду)нам и колдуницам, бляду(нам) и блядуницам, ведуна(м), ведуньям, мужику и женшине, старцу и старице, отроку и девке около акияна моря круг не обхаживат(ь) и меня, раба Божия имярека, с рабом Божим имярек не испорчивать. Вовеки. Аминь.
Как второе небо и земля не сходится, и так бы со мною, с рабом Божим имярек, неугодное слово к Богу не доходилося бы. Не подай, Господи, худым и неугодным словесам прикасатися к нашим душам, к (те)лесам. Колдунам и колдунья(м), блядунам и блядуньям, ведунам и ведуньям, мужику и женщине, старцу и старице, отроку и девке около акияна моря не перелетывать ни вором, ни вороною, ни сорокою, ни всякою птицею, тако и нас не испорчивать начаток(?) месяца и перекрою, и подполно, и сходу. Отныне и до века и во веки веков. Аминь. Трижды.
(РГБ. Ф. 92 (С обр. С. О. Долгова). № 75. 1-я треть XVIII в.)
3. Заговор от колдунов
Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротьми в чистое поле под восточную сторону; под восточной стороной есть Окиян синее море, на том на Окияне на синем море лежит бело Латырь камень, на том бело Латыре камне стоит святая золотая церковь, в той золотой церкви стоит свят золот престол, на том злате престоле сидит сам Господь Иисус Христос, Михаил архангел, Гавриил архангел, Иван Богослов, Иван Предтеча, Георгий Храбрый, Николай святитель, Христов угодник; я приду, раб Божий (имярек), в чистоте, поклонюсь и помолюсь: «О батюшка истинный Христос, Михаил архангел, Гавриил архангел, Иван Богослов, Иван Предтеча, Георгий Храбрый, Николай святитель, Христов угодник, обставьте круг меня, раба Божия (имярек), тын железный, верьи булатны на 120 верст, оком не окинуть, глазом не увидеть; пропущайте огненную реку!» Отговариваюсь я, раб Божий (имярек), от колдуна, от ведуна, от колдуньи, от ведуньи, от черного, от черемного, от двоеженого, от троеженого, от двоезубого, от троезубого, от трубиного, от окошечного, от сенного, от девки-пустоволоски, от бабы от самокрутки, от всякого злого находа человека! Можетъ ли злой лихой человек заговорить гром и громову стрелу, огненную молнию, может ли испортить, изурочить мертвого? He может злой лихой человек колдун, колдуница, еретик, еретица, не может гром, громову стрелу и огненную молнию, не может испортить, изурочить мертвого человека; брал бы злой, лихой человек колдун, колдуница, еретик, еретица, своими белыми руками свой булатный нож, резал бы он свое бело тело своими белыми зубами; уста мои, зубы — замок, язык... Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.
(Из раск. рукописи XVIII в., Саратовск. губ. извл. Н. Aристов)
4. Молитва от злого чарования
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Нравом причастник и Апостолам наместник, Апостолом быв, деяние обрел еси боговдохновенне, в видениях восход, сего ради слово истинны исправляя, веры ради пострадал еси даже до крови, священномученице Киприане и Иустине, молите Христа Бога, избавите раба Божия от всякого злого волхования и колдования, от врага и супостата, и всяких вредов, козней и зол, лик ангельский от художества волшебного обратился богомудре к познанию божественному, показався еси миру врач мудрейший и исцеления даруя чевствующим тя, Киприане со Иустиною, с нею же молися человеколюбчу владыце очиститися и избавитися раб Божий (имярек) от всякого злого очарования, обаяния, колдования и волшебства, козни и всех злых действий, от сего часу и минуты по весь его век и на всю его жизнь, во веки и в век, аминь.
5. Заговор от колдуна или ведуна
Ложуся я благословяся, Богу помоляся, поутру вставаючи, не водою — утреннею росою умываюся, текучей водой утираюся, ризою Матушки Богородицы облакаюся, иду в путь-дорогу, из дверей в двери, на восход солнца. На море на Окияне, на острове на Буяне построена соборная церковь, железным тыном загорожена, от земли до неба покрыта медною крышею, затворена северскими вратами, заперта тридцатью замками. Подхожу я к церкви благословяся, Богу помоляся. По правую сторону стоит Пресвятая Богородица, a по левую лежит мертвец, он головой головастый, волосом осластый; под ним резвыя ноженьки опустились, белыя рученьки покатились, ум-разум помешался, его скверный язык вон вытягался, челюсти поганыя затворились, буркулы его закрылись, чтоб и век он в пиру не проклажался, как бес грому боялся, от меня, раба Божия, удалялся, аминь.
(Симб. г., зап. В. Юрлов)
6. Заговор от ведуниц
На море на окияне стоит древо, на камене пот тем д(р)евом седем светителей и Пресветая Богородица. Василия Великаго, Иоан Златоу(с)того и зговори: о, иж(е) есть братие, скуем мы, седм светителей, скуем мы три прута железных, дадим мы ведуницам... Згаворит сестьре мен(ь)шея, бол(ь)ше сестьра *сведод: осм мы от рода велика и станем мы бегат(ь) от востока и до запода. Господи, благослови. Въстану прекрестътяс(ь) на железу на дни.
(РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688-1689 гг.)
7. Заговор от колдунов
Молитва 4
Господи Исусе Христе, сыне Божий. Огражаюся аз, раб Б(ожий), Христов ученик, от всякия порчи и уроков, и от призору, и от присмотру, и от трещащих, исподлоб(ь)я глядущаго, и во след зрящаго, и сзади находящаго, от подмечика, и наговорщика, и заговорщика, и от всякого колыванщыка, и от всякой жердины, и от всякой хоромины, и от всякого бревешка, и от всякаго человека, от мужика и от женки, от отрока и от отроковицы, от кота и от кошки, и от котят, и от свин(ь)и, и от поросят, и от собаки, и от щенят, и от всякия птицы, и от всякаго зверя, от всякаго лиха человека, от чернецов и от черниц, от белцов и от белиц, от мужиков и от женщин, от старово и от молодово, и от всякого человека. А который слова забыл и назади, и то мое слово буди в передних словах в пяти и во шти, и я тому учился во младенческом чину. Заговариваюся и замыкаюся аз, раб Б(ожий), десят(ь)ю печатми аггелскими от всяка лиха человека, от тридевяти ведунов смущенников, и от тридевяти ведуний, и от тридевяти колдунов, и от тридевяти приговорщиков, от тридевяти приговорщиц, и от тридевяти смущенников, и от тридевяти смущенниц, и от тридевяти пещеряков, и от тридевяти пещериц, и от тридевяти знатков, и от тридевяти знатиц, и от тридевяти еретиков, и от тридевяти еретиц, и брошу те порчи, и сего характера, и сеи молитвы во акиян море. И коли те ведуны и ведун(ь)и, и колдуны, и колдуньи, при говорщики и приговорщицы, смущенники и смущенницы, пещеряки и пешеряцы, знаки и знатицы, еретики и еретицы окиян море выпьют до лошки и желтые пески вызоблют до крошки, и тогда те люди на море востанут, ино тем людям на меня, раба Б(ожия), востанут, ино тем людем, ведунам и ведун(ь)ям, и колдунам, приговорщиком и смущенником, пещаряком и знатком, и еретиком окияна моря ни выпивыват(ь), и желтых песков не призобыват(ь), и тем людем на меня, раб(а) Б(ожия), не вставывать и зла не мышливат(ь). Сему характеру и сей молитве ключ и замок, святых десять печатей аггелских. Всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(РНБ. ОСРК. О.ІII. № 185. 2-я половина XVII в.)
8. Заговор от врагов и ведунов
И отговаривам, аминь. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аз, раб Божий имрек, выйду в поле в долгомерное, на том поле долгомилном стоит синь булат златы чердис, среди ево лежит камень дик, мученическая твердось. Ас, раб Божий, пойду в златую чердис, и возьму камень дик мученическому твердость на руки, и положу среди души и тела и ретиваго сердца. И каков крепок камень дик мученического твердость. Архангел Михаил, Троицы, Петр и Павел верховныя апостолы, арьхистолы, святыя ученицы, оградите меня, раба Божия, железным тыном, держите, оградите. И ставлю аз, раб Божий, в четырех местах звезды, огоразиваюсь. Как небесам земля найдет, я так же бы не видуну, ни колдуна, ни самороду, ни самосоду, ни поперечнику тверду самом(у). Господь Иисус Христос, помилуй нас. Святы Петр и Повел, чудотворьцы и христолюбивыи ученицы, святы Петр и Павел, 9 клучей, 9 замков, замкните от лиха человека словеса. И рече: святый Петр и Павел, замкните у ведунов, у мечника и верхника, самороду и самосуду и починка, святы Петр и Павел, словеса. И рече: у ведунов у 9 замков, а паки Бога морет свое ов (?) подымаютца. А соверьшена молитва Господа нашего Иисуса Христа и всем апостолам, и всем святым исповедникам, которые сотворили волю Божию от начала века и до сего дни. Аминь. Рабу Божию утвержена молитва, аминь, и всех святых вырьховных апостолов. Помяни, Господи, царя Давыда и всу кротость его.
(ГИМ. С обр. Е. В. Барсова. № 2257. Конец XVIII в.)
9. Заговор от врагов и ведунов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Пресвятая Троица, благослови меня. Облекуся во облаки, оденуся небесными силами. Стань рак учинить меня, раба Божия. Есть град каменой, и в том граде Присвятая Богородица, всему миру заступнитца, Михаила Арханьел и Дмитри Селунски, и меня, раба Божия, берегите со всех четырех сторон. Петр, Иоан Златоуст, огради меня, раба Божия имрека, от всякого супостата, от ведунов, от ведуниц, огради меня, раба Божия, крестом Господним святым Божия Господа нашего Иисуса Христа. Страстотерьпец Дмитрий Селунский Чудотворец и Пятница Христова, оградите меня, раба Божия, от ведунов, от ведуниц, от самороду. Оградите меня, верьховныя апостолы Петр и Павел.
(ГИМ. С обр. Е. В. Барсова. № 2257. Конец XVIII в.)
10. Заговор от колдунов
От бед.
Родился еси я, раб Божий имрак, от тебя еси, от Христа и от апостолов, небесных сил; помолюсь я, раб Божий имрак, на воскованной пол, заговорюсь я, раб Божий имрак, Господи, пречистыми твоими словами. Сходит ко мне с небес Михаила Архангела свет, огораживает со всех четырех сторон железным тыном, сверху открывает булатным и сон им в тридевятом замке, единым замке, в тридевять ключей данным, и те ключи кладет за Матерь Божию, за престол Господень, и тех ключей некому не достать, и тех замков некому не отпереть, и меня, раба Божия имрак, не могут испросить не на буйном ветре, ни в какой тишине, в день под солнцем, в ночь под месяцом, ни во дни, ни в нощи, ни в одним часу и получасу, ни во всех 24-х часах, ни волхву, ни волховице, ни калдуну, ни калдунице, ни клеветнику, ни клеветнице, ни еретику, ни еретице, ни красной девице, ни чернецу, ни чернице, ни молодцу, ни молодице, ни чернокнижнику, ни чернокнижнице. Господи, сойдет великий архангел Михаил. Сократи ты, Господи, сократи царя Давыда и царя Константина. Сошли, Господи, тучу черную и пламенную, горячию. Было бы тошно тем, которые на меня, раба Божия имрак, подумают какое зло. Глаголит, не отыдут словеса, не отходит от нее и будут приоговоренные меня, раба Божия имрак, крепок как небо и земля. Аминь.
(НБУ. Ф. 301. Ед. хр. 450. 1810-е гг.)
11. Похвала кресту и заговор от колдунов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Крест — хранитель всея вселенныя, крест — красота церкве, крест — царей держава, крест верных утверждение, крест — ангелов слава и демонов язва. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пойду я, раб Божий имрак, на чистыя поля, на синия моря и вселюсь со мною от тридевяти колдунов, тридевяти еретиков и тридевяти еретиц, и от тридевяти глазунов, от полуденнаго ветра, от умереннаго ветра, от денной притчи, от вечерней притчи, от полуночной притчи и от умеренной притчи; и пойду я, раб Божий имрак, на Сионскую гору, и стану я, раб Божий имрак, на медную пику, и оденусь я, раб Божий имрак, небесною высотою и подпояшусь красною зарею, и осыпаюсь частыми звездами, и омываюсь свежими водами. Конец сему сказанию. Аминь.
Примечание. Надо взять воды, где река в реку впала, иди за водой, ни с кем не кланяйся и не оглядывайся. Иди молча воды възять благословясь, т.е. В(о имя) О(тца) и С(ына) и С(вятаго) Д(уха). Аминь. И принесши воду, вышеписанное вливши в чашку и говорить; и из 3-х колодцев воду взять, все равно приговорить: Слава О(тцу) и С(ыну) и С(вятому) Д(уху). Аминь. То и мы... за сей водой; и ступай, проси чего хочеш, не в чем отказу не будет. Имей у себя плакун и одолень, травы сей корень.
(ИРЛИ. Древлехранилище им. В.И.Малышева. Оп. 24. № 10. 1810-1820-е гг.)
12. Заговор от супостата
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Стану я, раб Божий имярек, благословесь, пойду перекрестесь из ызбы дверми, из двора воротами под восточную сторону. Под восточной стороной здымалосе на востоке две тучи темные и грозные, спушалисе на землю 40 святых и все апостолы Христовы. Едут как везут, идут как несут, катят как валят и ставят вокруг раба Божия имярека гору камену, тын железной и реку огненную от колдуна, от колдуньи, от чернеца, от черницы, от белица, от белицы, от парня и от девки, от мужика и от женки, от двоеженаго, от троеженаго, от девки простоволоски, от краснаго, от чернаго и рыжаго, от плешиваго, от сотулаго и от всякаго нечистаго духа и завидимаго человека. Не мог бы на меня, раба Божия имярека, не угледить, не усмотрить, истравить и не испортить, и не изурочить. Во веки веков. Аминь.
(РНБ. ОСРК. О.XVII.46. 1-я половина XIX в.)
Источники заговоров от колдунов и колдовства:
1, 2, 6, 7, 9, 10, 11, 12 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
3 — Журнал Министерства Народного Просвещения, 1863 г., Ист. очерки народн. миросозерц. Щапова.
4 — Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, М. Забылин, 1880 г.
5 — Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.
Читайте также: Заговоры от сглаза и порчи