Заговоры на роды

 

1. Заговоры при родах

а) К женщине, начинающей мучиться родами, призывают повивальную бабку. Деревенская повивальная бабка, как только заходит в двери к больной говорит:

«Отпирайте, отпирайте! отперли, отперли. Запрягайте, запрягайте; поезжайте, поезжайте! Поехали, поехали; едут, едут».

Это говорится для того, чтобы больная скорее разрешилась от бремени. После этого бабка осматривает больную и начинает помогать ей своими средствами.
 

б) Бабка берет квашню, замешивает в ней ржаное тесто и приговаривает:

«Я тебя, квашеночка, творю с вечера до утра; так бы робице Божией (имярек) мучиться один часок минутный».

И дает больной принимать это тесто с ложки.
 

в) Если приведенные слова не помогают, то бабка наливает в какой либо сосуд воды и шепчет про себя в воду три раза слова:

«Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Из города Иерусалима идет Иисус Христос, Мати Мария родила Сына, Иисуса Христа, не болевши, не стонавши и люди не слыхавши. Так бы рабице Божией (имярек) родить младенца не стонавши, не болевши и люди не слыхавши.

И дает эту воду пить больной.

г) Не помогают и эти слова, также в воду говорит другие:

«Во имя «Отца и Сына и Св. Духа. Стану я рабица. Божия (имярек) благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чисто поле за дворами, в восточну сторону. В восточной стороне с небес стоит серебрянная лестница, по серебрянной лестнице ползет Мать Пресвятая Богородица с золотыми ключами, с шелковыми поясами, отпирать, отмыкать мясной ларец. Я рабица Божия помолюсь и покорюсь: Мать Пресвятая Богородица отпирай, отмыкай у рабице Божией (имярек) мясной ларец, выпускай отрока (или отрочиху) на Божью волю, на белой свет».
 

д) Это заклинание в городе Холмогорах произносят так:

«Стану я раб божий (имярек) благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами. Выйду я в чистое поле, помолюсь и поклонюсь на восточну сторуну. На той восточной стороне стоит престол Господень. На том престоле Господнем сидит Пресвятая Мати Божья Богородица. И помолюсь, Пресвятой Матери Божьей Богородице; Пресвятая Мати Богородица, соходи с престола Господня и бери свои золотые ключи и отпирай у рабы Божией (имярек) мясные ворота, и выпущай младеня на свет и на божью волю. Во веки веков, аминь».

Говорится трижды на воду, которую дают пить родильнице, или которою обкачивают больную.
 

е) Еще средство при родах. Бабка идет за водой на реку, почерпает ее в свою посудину девять раз и девять раз говорит слова:

«Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Матушка река Вага дала мне ключи пьяны, отпирала гору каменную, пропускала голову костяную». И воду эту больная должна пить.
 

ж) Все приведенные здесь слова заканчиваются следующим заклинанием:

«Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Стану я, рабица божия (имярек), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, в чисто поле задворами, к окияну-морю. В окияне-море есть серый, бурый камень, на сером буром камне сидит стар матер человек, держит в правой руке железный молоток, бьет побивает, крепкия слова прибивает: Я рабица божия (имярек) помолюсь и покорюсь: «ты стар матер человес, бей, побивай; мои крепкия слова прибивай. Возьми тридевять ключей, отпирай тридевять замков, положи мои слова, запри и замкни, снеси эти слова в окиян-море, положи эти ключи под серый бурый камень, чтобы люди не знали и рабы не слыхали».

(Заклинания эти записаны в Шенкурском уезде Е. Ивановским, кроме одного, которое записано П. С. Ефименком в Холмогорах)
 

з) Говорится трижды на воду, которую дают пить родительнице, или которою обкачивают больную.

Стану я, раба Божия (имярек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротми. Выйду я в чистое поле, помолюсь и поклонюсь на восточну сторону. На той восточной стороне стоит престол Господень. На том престоле Господнем сидит Пресвятая Мати Божья Богородица. И помолюсь, и поклонюсь Пресвятой Матери Божьей Богородицы: «Пресвятая Мати Богородица, соходи с престола Господня и бери свои золотые ключи и отпирай у рабы Божьей (имярек) мясные ворота, и выпущай младеня на свет и на божью волю». Во веки веков, аминь.

(Зап. П. Ефименко, Пам. кн. Арх. губ., 1864 г., отд. I стр. 18)
 

и) Женщину, разрешившуюся от бремени, нужно три первых дня водить в баню, где знахарка, растирая ей живот, читает следующее девять раз; если же случится какая-либо неудача, то читают тридевять раз и столько же раз продевают младенца между ног матери.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Господа Бога и Мать Пресвятую Богородицу на помощь призываю, а я, раба Божия (имярек), у родимого человека, раба Божия (имярек), про дорогой золотник1 розыск начинаю: «Золотник мой, золотник, дорогой золотник, отыщи, дорогой золотник, свое дорогое место и стань, дорогой золотник, на свое дорогое место, чтобы у рабы Божия (имярек), родимого человека;, отныне и до века, не болело и не щемило, вниз не спущалось и не окаменело». Могла мать свое чадо сносить и спородить, могу и я, раба Божия (имярек), всн болезни отговорить. Ведь затвержал Господь Бог воды и земли: знай свои дела; и за аминь Господь Бог мои врачебныи слова — на веки веков, аминь.

(Туренский погост, Валд. у., Новг. г., зап. И. Верещагин)
 

2. Заговор при отнятии ребёнка от груди

Накрывается стол, на стол ставятся разные яства, и при них кладётся берёзовый прутик; ребёнка садят к столу и, смотря в окно через его голову, тихо говорят:

Как лес не тоскует по дереве, так ребенок не тосковал бы о грудях.

После этих слов замечают, что ребёнок станет хватать из поставленного на стол; тем и надо его больше кормить; если он схватит прутик, значит должно этим средством принуждать ребёнка, когда он не ест чего-нибудь по капризу.

(Кадиник. у. Волог. г.; зап. Евг. Кичин)
 

3. Заговор при трудных родах

Место, ты место, поди на свое место, в родах не стой, крови не пей, кости не ломи, рабу Божью Акулину не томи. Поди место, сядь на место в свои золотыя кресла.

После этого читается «Отче наш».
 

4. Заговор на облегчение родов

Приговаривали при родах: «Жена-мироносица, зароди неслыханно, разроди невиданно».

(Зап. в д. Погост)
 

5. Заговор для роженицы на воду

Едет истинный Христос по Ерусалиму, видит, трудится жена ко младеню. Просит Пресвятую Богородицу-матушку: «Дай ключи золотые отомкнуть замки костяные и мясные, выйти княгину или княгине не стонувши, не кричавши, чужим людям не слыхавши».

Наговаривают на воду. Воду пьют, льют в пазуху и на темя головы.

(Зап. в с. Конёве)
 

6. Заговор на облегчение родов

Чё-то она <бабушка>, это самое, схваток нет долго — она три яйца окатит, куриных три яйца, и потом, этот, возьмет. И по животу этой водой-то: «Как эти курочка быстро рожает, так бы и ты родила». И робенок пойдет.

(Зап. в д. Давыдовской)
 

7. Заговор при родах

При родах открывают дверь, с порога соскабливают грязь, обмывают петли и говорят:

Чтоб как легко ходят петли, так чтоб было легко рожать.

Потом берут пауковых сетей, все смешивают в воде из квашни и поят роженицу, чтоб легче и скорее родила.

Родившегося ребенка заворачивают в отцовское грязное белье, чтоб отец любил.

(Прионежский район, Карелия)
 

8. Заговор роженице

Для родившегося ребенка топят три раза баню и ходят все время с одним и тем же веником, а потом остатки веника — комель держат в люльке или в корыте, в котором ребенка моют, а роженицу водят в баню с ухватом или сковородником, чтоб:

Как к железу ничего не пристает, так и к ней чтоб ничего не пристало.

В баню тоже водят три раза.

(Прионежский район, Карелия)
 

9. Заговор от грудницы

Встану я, раба Божия выйду перекрестяся, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду я в чистое поле. В чистом поле стоит белая береза, на ней сидит Нагай-птица. Она заплявывает, заклявывает, заговаривает всю грудную, пожильную, пожельчную грудницу. Сушит сушее сухого дерева, белит белее белой березы, крепче серого камня. Во веки веков аминь, аминь, аминь.

(Петрозаводск)
 

Источники заговоров при родах и роженицам:

1 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
1з — Памятная книга Архангельской губернии, 1864 г.
1и, 2 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
3 — Труды Иркутской ученой архивной комиссии. Вып. 2, 1914.
4-6 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
7-9 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
 

Читайте также:

Заговоры от детских болезней (русские народные заговоры от болезней и сглаза (порчи) новорождённых и детей всех возрастов)


1 Золотник — матка у женщины.