Заговоры на новорожденного (младенца)

 

Читать русские заговоры на здоровье новорожденного, на чистоту тела и спокойствие младенца.
 

1. Заговор на новорожденного при мытье в бане 

В течение шести недель после рождения ребенка молодая мать считалась грязной. Ее называли шестинедельница (от шести недель, видимо). Она не имела права выходить на улицу. Лишь после шести недель она должна была помолиться и тогда получала право покинуть дом, возвратиться к обычной жизни. А ребенка приходила мыть бабка. Бабку выбирали по цвету волос и глаз, они должны были быть такими же, как у новорожденного. Готовили воду для мытья и мыли ребенка с приговорами: «Царь морской, король морской, дедушка водяной! Дай водицы на помочь младенцу Иванушку!» На полог кидаю воду пригоршнями три раза. «Нежарка парна баенка! Восприми все скорби-болезни, все уроки-прикосы, все исполохи-переполохи, все двенадцать грыж, все двенадцать родимцев от раба Божия (имя)». Младенца похлопывали веником и говорили: «Ты есь белая береза, растешь ты, гоголишь среди поля чистого, среди леса дремучего. Не боишься ни жары, ни зною, ни стука, ни грома. Так же бы и наш младенец Иванушко не боялся ни стуку, ни грому, ни жары, ни холода».

(Зап.в д. Кевроле Архангельской обл.)
 

2. Заговор новорожденному 

Ребенка, как родится, заворачивали в мужскую рубаху:

Терпи стужу, терпи нужу,
Терпи всяку непогоду, всякую невзгоду.
Будь ты человеком.

(Зап. ов д. Шотогорке Архангельской обл.)

 

3. Заговор новорожденному, чтобы был спокойным

Новорожденного ребенка, если хочешь, чтоб спокойный был, нужно положить в избе под скамью и сказать:

Терпи стужу, терпи нужду,
Терпи холод.
Ты терпел и нам велел.

Марья всех своих детей под скамейку ложила и так говорила, так у нее все дети спокойные были.

(Зап. в д. Земцово Архангельской обл.)
 

4. Заговор на новорожденного

Заговаривают ребенка:

От нечистого духа,
От всех злых глаз,
Ото всех материн дум и пороков,
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

(Зап. в д. Ваймуше Архангельской обл.)
 

5. Заговор при мытье ребенка в бане

Когда в баню ребенка несешь, и от своей думы может заболеть, так в бане приговаривали:

С гоголя вода,
С гоголюшки вода,
С раба Божья младёнышка
Вся худоба.

(Зап. в д. Шардонеми Архангельской обл.)
 

6. Заговор, когда ребёнка моют в бане

В бане ребенка моют да приговаривают:

Ночница-полуночница,
Грыжница-родимница,
Не играй моим дитятком,
Играй парком да жарком,
Да дресвяным камешком.

(Зап. в д. Шардонеми Архангельской обл.)
 

7. Заговоры над новорождённым

а) Когда родится младенец, бабка обмывает его и кладет под образа приговаривая:

«Будь мое дитятко счастливо и талантливое; будь мое дитятко губернаторша или чиновница, попадья или протопопица». А если младенец мужскаго пола, то говорят: будь губернатор, или чиновник и пр.
 

б) После этого, бабка берет у матери повойник, кладет его на пуп новорожденного, берет его в зубы и говорит:

«Грызу я загрызаю двенадцать грыж: грыжу пуповую, грыжу нутряную, грыжу сердцевую, грыжу шулятную».
 

в) После родов бабка идет с ребенком и его матерью в баню; в бане берет кусочек хлеба и говорит в него слова:

«Как на хлеб-на соль и на камешок ничто не приходит, так бы и на рабицу божию (имярек), ничто не приходило: не притчи, не прикосы, не озевы, не оговоры и никакия скорби. Поставлю я кругом тебя (родильницы) тын железный от земли и до неба, от востоку до запада».

Хлеб этот кладется в пазуху родильнице.
 

г) В бане бабка в воду, в которой будет мыть младенца, кладет три камешка, которые берет из избы, с улицы и из бани, и говорит:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Как эти камешки спят и молчат, никогда не кричат, не ревят и ничего они не знают, ни уроков, ни призору, ни озеву, ни оговору и никакой скорби, так бы и у меня рабе божий младенец спал бы и молчал, никогда не кричал, не ревел и ничего бы он не знал: ни уроков, ни призору, ни озеву, ни оговору и никакой скорби. Будьте мои слова плотно на плотно, крепко на крепко; к моим словам ключ и замок и булатна печать».
 

д) Часть воды бабка наливает на каменку и говорит:

«Мою я младенца в жару да в пару, Как идет из каменки жар, из дымника пар, из сеней дым, так бы сходили с раба божия всякия скорби и болезни».

(Эти заклинания записаны в Шенкурском у. Е. Ивановским)
 

е) После родов, выпарив родильницу в бане, повитуха парит и новорождённого, приговаривая:

Бабушка Соломоньюшка Христа парила да и нам парку оставила. Господи благослови! Ручьки, ростите, толстейте, ядрянейте; ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою голову корми. Бабушка Соломоньюшка парила и правила, у Бога милости просила. He будь седун, будь ходун; банюшки-паруши слушай: пар да баня да вольное дело! Банюшки да воды слушай. Не слушай ни уроков, ни причищев, ни урочишевъ, не от худых, не от добрых, не от девок пустоволосок. Живи да толстей, да ядряней.

(С. Тороповское, Котельничск. у., Вятск. г., зап. М. Спaсский)
 

ж) Младенца трижды приносят в баню, где, по троекратном прочтении следующего над водою, его окачивают этою самою водою.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Господа Бога Мать Пресвятая Богородица на помощь призывала, и все скорби и болезни обмывала; не я пособляю, не я помогаю, не я избавляю; помогает и пособляет Сам Сус Христос и Сама Мать Пресвятая Богородица с Своим Сыном Христом со Небесным, помогает и избавляет. Сама Мать Богородица Своего Сына Христа обмывала, и нам, для младенцев, ополощинки посылала. Шелковый веник на бумажное раба (имярек) тело с добрым здоровьем, ради нашего дела. Выдите, все скорби и болезни! Ведь как могла мать свое чадо сносить и спородить, так и я, раба Божия (имярек), могу все недуги отговорить! Зосима и Савватий, Соловецки чудотворцы, придите и помогите нашим делам, младенческим скорбям! Скорбящая Богородица избавляет всех от муки и скорбей; избавь ж нас от людских урёков и сетей!

(Туренск. погост, Валд. у., Новг. губ., И. Верещагин)
 

з) Бабы парят новорожденного, приговаривая:

Спи по дням, рости по часам. То твое дело, то твоя работа, кручина и забота. Давай матери спать, давай работать. Не слушай — где курицы кудахчут, слушай пенья церковного да звону колокольного.

(Малмыжск. у.. Вятской г.; зап. С. Осокин)
 

и) Обмыв новорождённого, кладут его на спинку и стягивают сперва вперёд и накрест пальчики ножек к локтям, потом поворачивают его на живот и также стягивают накрест пальчики ручек к ногам; потом кладут на ладони срединой тела так, чтобы головка и ножки висели, и потряхивают несколько раз, приговаривая:

Расправлен, теперь уж уродцем не будешь!

Тотчас, по перевязкам пуповины схватывают двумя пальцами носик ребёнка и потягивают его несколько раз, приговаривая:

Не будь курнос и спи крепче!

(Зап. М. Кривошапкин)
 

8. Заговор для чистоты тела младенца

Обливают или окачивают младенца водою, приговаривая: «С гоголя вода, с младенца N. вся худоба! вода под пол, младенец на пол».

Это делается большею частью бабкой в бане.

(Записал священник Федоров в с. Лисестрове, Архангельского уезда)
 

9. Заговор на защиту новорожденного ребенка

Обряд, связанный с защитой новорожденного ребенка от «напасти».

Ребенка, бывало, родим... У порога надо поставить ребенка. Ходи через него три раза и говори:

Терпи голоду, терпи холоду. Кошачью сон спать, а собачью голод терпеть.

Примечание: Обряд совершает мать ребенка. «Поставить» ребенка — значит, положить у порога. Обряд совершается с целью защитить ребенка от «сглаза» и болезней.

(Кондопожский район, Карелия)
 

10. Заговор при отнятии ребенка от груди

В с. Шуе существует обычай отвлечения ребенка от груди матери через порог. Мать ставит ребенка по одну сторону порога, большей частью в сенцы, а сама стоит по другую сторону порога, в избе, с корочкой хлеба и приговаривает такое заклинание:

Как эта корочка отстала от мякуша, так бы и отстал младенец от груди.

Это произносится три раза, после чего корочку дают съесть ребенку.

(Прионежский район, Карелия)
 

Источники заговоров на новорожденного:

1-6 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
7а-д, 8 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
7е, 7ж, — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
7з — Современник 1856 г.
7и — Енисейский округ и его жизнь, М. Кривошапкин.
9-10 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.

Читайте также заговоры при родах и заговоры от детских болезней.