Господин и его слуга

 

Желая научить свой народ всему, что уже давно известно было в чужестранных государствах, Петр посылал своих бояр и их детей в иноземные государства, чтобы они выучились там разным наукам и искусствам. В числе таких посланных один был очень богатый калужский помещичий сын, по фамилии Спафарьев, которому отец дал в слуги расторопного, способного и преданного калмыка. Спафарьев был послан главным образом для обучения кораблестроительству и морской науке вообще. По неспособности своей или потому, что считал такое занятие для себя унизительным, только Спафарьев почти совсем не занимался, хотя слуга его, калмык, беспрестанно понукал его к занятиям. Сам же калмык не отходил от барина ни на шаг, ко всему присматривался, все слушал, чему учили его барина, и все хорошо себе усвоил.

Прошел наконец и срок, назначенный Петром для обучения; молодые люди возвратились в Россию, и здесь должны были держать экзамен в присутствии самого Государя. Пришел в адмиралтейство и Спафарьев; слуга его, желая помочь своему барину, хитростью также вошел в комнату, где был Царь. Он сделал это под предлогом, чтобы внести за своим барином чертежи и рисунки. В то время, когда Петр, ходя взад и вперед по комнате, оборачивался к ним спиною, слуга потихоньку все что-то нашептывал. Петр это заметил.

— Зачем ты здесь? — спросил он калмыка; тот смешался и с робостью признался:

— Я, всемилостивейшнй Государь, принял смелость войти сюда с господином моим, чтобы помочь ему в случае надобности.

— Да разве ты что-нибудь понимаешь? — спросил его Государь.

— Я, Ваше Величество, никогда не оставлял моего господина, и всегда старался понять все то, чему его учили.

Петр очень удивился, услышав такой ответ, и из любопытства начал слугу расспрашивать о морской науке. К изумлению Петра, слуга бойко и толково и с полным знанием дела отвечал на все вопросы. Петр нашел его вполне знающим то дело, для изучения которого был послан его господин, и остался очень доволен.

Окончив дело с слугою, Петр обратился к господину и начал его расспрашивать. Оказалось, что на сколько был выучившись слуга, на столько же был незнающ господин. Петр пришел в негодование. Чтобы показать пример, он тотчас же велел освободить из крепостных калмыка и дал ему офицерский чин мичмана, определив на службу во флот, а Спафарьева определил матросом под команду калмыка, чтобы он научил своего господина тому, что сам знает.

В 1723 году калмык этот был уже капитаном, носил фамилию Калмыкова, и умер, достигнув контр-адмиральского, то есть генерал-майорского, чина.