а) Костромской губернии, на границе Солигалич. и Тотемск. у.
Парни и девки рассаживаются по лавкам. Из девушек встает одна, берет в одну руку лучину, а в другую платок и начинает ходить неправильными кругами по избе и затягивает заодно с другими следующую песню:
Не спасибо игумну тому,
Не благодарствуй бессовестному:
Младешеньку в чернички стригут,
Зеленешенькую подстригивают.
«Не мое бы дело к обедне ходить,
Не мое бы дело молебны служить,
Только мое бы дело скакать и плясать,
Только мое бы дело игрища собирать.
Пастумен мой под лавку брошу,
Монашен мой на стол положу,
По́дарю я, подарю братцу моему,
Подарю, подарю любезнейшему».
— (Если девица… любезнейшей).
При этих словах ходившая вокруг поцелует сидевшую. Последняя берет лучину и идет таким же образом.
(Зап. П. В. Шейном от бывшей дворовой)
б) Рязанской губернии, Зарайского уезда.
Один из играющих избирается игуменом и садится посреди горницы, а остальные, сцепляясь руками, составляют круг, ходят и поют:
Чернички мои,
Сестрички мои!
Попляшемтя,
Поскачемтя!
Мы без игумена свово,
Без канальи его.
Уж игумен-то
Меня молоду стрижет,
В черну рясу кладет.
По окончании этой песни останавливаются и спрашивают у стоящего за стулом, или скамейкой, участника игры, изображающего привратника: «Дома ли отец игумен?» — «Уехал в город или село N!» —
Круг продолжает вертеться и несколько раз останавливается перед привратником с тем же вопросом, пока тот не ответит:
«Приехал». —
«Что он делает?» —
«В баню пошел».
Далее следует ответ:
«Лег отдыхать».
Тут играющие поют уж очень тихо и, кончивши песню, опять возобновляют свой вопрос:
«Что делает игумен?» —
«Встал и зовет на расправу».
При этом все разбегаются, однако вскоре потом подходят к нему поодиночке. Игумен спрашивает:
«Ну, мать (или сестра), что делала?» —
«Молилась, постилась, душой смирилась». —
«А где четки?» —
«Ахти, плясала и потеряла!»
Игумен до тех пор бьет жгутом играющую, пока она не успеет встать и убежать.
(Зап. учител. народн. училища г. Кедровым)
в) Рязанской губернии, Данковского уезда, с. Знаменское.
Ох, хо, хо!
Я по келийкку хожу,
Черничку бужу:
«Черничка, встань!
Молодая, встань!» —
«Не могу я встать,
Головы поднять…
Уж и встати было,
Поплясати было —
Для милых гостей,
Поломать костей.
«Ты, святой отец, игумен,
Постриги меня, пожалуй!»
Опять сначала и на этот раз уже поют:
Расстриги меня, пожалуй!
Мой батюшка расстригся,
Так и мне захотелось.
В этом игрище участвуют и девушки и парни. Играется так: избирается из среды играющих парень или девушка в игумены. Ей или ему дают в руки жгут и все поочередно в игре подходят к игумну и когда хор поет: «Ты, святой отец, игумен! Постриги меня, пожалуй!» то игумен наклоняется и дает просящей или просящему легкий удар жгутом по спине. Она или он, отходит прочь и поочередно начинают подходить и другие, с которыми проделывается то же самое, пока перейдут мимо него все. Затем все, схватясь руками, поют снова: «Ох, хо, хо!» и т. д. и вдруг прерывая пенье, начинают спрашивать: «Приехал ли игумен?» — «Еще далеко!» — отвечает кто-нибудь из играющих. Тогда хор продолжают песню до конца и затем снова спрашивает: «Далеко ли игумен?» — «Близко!» Хор снова повторяет всю песню до конца, пока не услышит на свой вопрос ответ: «Приехал!» Тогда к игумну подходят все поочередно, наклоняются перед ним, между тем хор поет:
«Расстреги меня, пожалуй!
Мой батюшка расстригся,
Так и мне захотелось»,
Игумен, в ответ на это, дает ему сильный удар жгутом. Тем игра и кончается.
(Сообщ. гр. В. Д. Толстой)
г) Курской губернии, Тимского уезда.
Играющие становятся в круг, взявшись за руки, а один становится посередине круга. Хор поет, приплясывая:
— Ой, девушки,
Вы голубушки!
Поскачемте, попляшемте!
— Не велел нам игумен
Ни скакать, ни плясать,
Велел Богу молиться,
Свиньям корму давать.
Пропев песню, хор спрашивает стоящего в кругу: «Далеко ли наш игумен?» — тот называет какой-нибудь город. Круг опять поет и приплясывает, по окончании песни спрашивает опять: «Далеко ли наш игумен?» — стоящий в круге называет какой-нибудь город поближе. Затем опять поют и предлагают тот же вопрос, игумен оказывается еще ближе и наконец у ворот, а на новый вопрос хора, отвечает, что игумен приехал, все кланяются, а средний спрашивает: «Живы ли мои лошади?» — хор отвечает: «Наши живы, а ваши подохли». Таким образом он спрашивает обо всех домашних животных, и получает тот же ответ. Наконец он спрашивает: «Живы ли мои свиньи?» — хор отвечает: «Наши живы, ваши подохли», и вмиг разбегается, а рассерженный игумен хватает кого-нибудь и ставит в круг. Затем игра продолжается тем же порядком.
(Сообщ. И. И. Томилиным)
Великорусс в своих песнях, обрядах… и т.п. Мат. собр. и прив. в пор. П.В.Шейном. Том 1, выпуск первый, 1898.