Собрание русских быличек про водяных коров.
1. Водяные коровы
Вблизи от Мегры есть маленькое круглое озеро, дна которого, по уверению крестьян, никак нельзя измерить. Посредине этого озера есть островок, куда в теплые летние ночи выходят из воды четыре коровы. Многие хотели было завладеть ими, но без успеха, потому что лишь только кто подъезжал к острову, коровы, по свистку кого-то невидимого, бросались в воду и исчезали.
Случилось однажды крестьянину ближней деревни проходить мимо озера, после дневной работы. Так как он утомился, то лег на траву и вскоре уснул. Пробудившись еще до восхода солнца, он хотел было идти в деревню, как заметил, что невдалеке от него пасутся на траве четыре бурые и чрезвычайно большие и тучные коровы. Мужик дивился, глядя на прекрасных коров, потому что он во всем селении ни у кого подобных не видал.
Через несколько времени мужику пришло на мысль, не те ли это коровы, что выходили прежде на остров. Он перекрестился и побежал им навстречу. Озеро ужасно взволновалось. Послышался свист, по звуку которого коровы бросились к воде. Но мужик успел двух коров остановить и угнать домой.
Коровы эти долго жили у мужика и, говорят, даже оставили от себя приплод, порода которого будто бы до сих пор ведется в Мегре. Молока они давали по два ведра на удой, отчего крестьянин скоро разбогател.
Когда он убил этих коров, то мясо и шкуры их неизвестно кем были украдены. Крестьянин, жалея о потере, подал прошение на подозрительных людей своей деревни, обвиняя их в краже. Дело долго не решалось, как вдруг в одну темную ночь кто-то постучался у ворот мужика. Мужик вышел на крыльцо и увидел черного, маленького человека в соломенной шляпе и коротеньком камзоле старинного покроя. Незнакомец остановил крестьянина и сказал:
— Послушай-ка, приятель, если ты напрасно будешь волочить добрых людей, то скоро будешь у меня в озере пасти коров. Разве ты недоволен тем, что коровы тебя обогатили и оставили на будущее время приплод?
— А ты кто, добрый человек? — спросил крестьянин незнакомца.
— Я не человек, а черт. Знай же, что черт дал тебе коров, он же взял мясо и шкуры, потому что они принадлежат мне!..
Крестьянин на другой же день бросил тяжбу о коровах и помирился с соседями.
(Зап. в г. Вытегре Олонецкой губ. К. Петров). — Петров К. М. Народные предания в Олонецкой губернии // Русский дневник. 1859. № 93.
2. Водяные коровы
Около Мегры есть небольшое круглое озеро, а посредине островок. На этот островок летом из воды выходят четыре коровы. Крестьяне делали попытки завладеть ими, но только что хотят подойти, как послышится свист, а коровы бросятся в воду. Однажды какой-то крестьянин проходил мимо озера, устал, лег на траву и заснул. Проснулся и видит: пасутся на траве четыре большие бурые коровы. Мужик перекрестился и пошел к ним. И вот озеро заволновалось, хотя ветру и не было; послышался свист — и коровы бросились в воду. Но мужик всё-таки успел двух коров перехватить и пригнал их домой. Коровы эти долго жили у мужика. (Приплод от них будто бы и сейчас живет в Мегре.) Две коровы давали мужику по два ведра в день молока, и мужик разбогател.
Потом мужик вздумал этих коров зарезать и, когда зарезал, мясо и шкуры коров кто-то украл. Мужик подал прошение в суд, обвиняя в краже нескольких вороватых мужиков в деревне. Но однажды осенью, ночью, кто-то постучался к мужику. Мужик вышол за ворота и увидал маленького человека в соломенной шляпе и коротком камзоле старинного покроя. Это, оказывается, был черт. Он сказал, что напрасно мужик тягается из-за коровьих кож с соседями: кожи взял он, черт. Мужик помирился с соседями и прекратил тяжбу.
(Зап. в Олонецкой губ. Н. Е. Ончуков) — Северные сказки (Архангельская и Олонецкая гг.): Сб. Н. Е. Ончукова. СПб., 1908.
3. Водяные коровы
В Олонецком краю водяные до того прижились, что завели полныя деревенския хозяйства. И в старину из омутов выгоняли свои стада пастись на берегу реки: коровы были все черныя и гладкия.
Одной такой чернушкой соблазнился крестьянин села Ухты (Вытегорского уезда) и, подкравшись к стаду, ловким приемом отогнал ее, да так удачно, что у него при всей бедности одна корова никогда не переводилась, и была она сытее, круглее и молочнее всех соседских.
(Зап. в Вытегорском у. Олонецкой губ.) — Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Тов-ство Р. Голике и А. Вильборг, 1903.
4. Водяные коровы
Однажды крестьянин деревни Топоровской отправился к озеру на охоту за утками и засел в устроенном для охоты шалаше. Чрез несколько времени видит он выходящих из озера тучных, рослых коров, а за ними женщину с золотым подойником. Охотник догадался, что коровы эти принадлежат водяному, почему украдкою выбрался из шалаша, сбегал домой за иконою с намерением обойти с нею стадо и завладеть как коровами, так и золотым подойником.
Но, возвратившись с иконою, он успел обойти одну только корову, которая и досталась ему, а остальные с доильщицею скрылись.
Водяной рассердился, что у него отняли корову, и заростил озеро, хотя не вдруг, а в продолжение нескольких лет. После, когда озеро было не совсем еще зарощено, жители упомянутой деревни видали подойник плавающим поверх воды, которым тоже хотели завладеть. Но лишь только подъезжали к нему на лодках, он скрывался в самую глубину озера. [Соб.: Как мог золотой подойник плавать поверх воды?] Его носил сам водяной с целью заманить людей на глубину, опрокинуть лодку, потопить смельчаков и тем отомстить за отнятую корову.
(Зап. от Т. А. Юрина в дер. Оладьинской Каргопольского у. Олонецкой губ. 15 августа 1884 г. Пятницкий). — Пятницкий. Легенда // Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 66. Часть неофициальная.
5. Водяные коровы
Раз моя бабка и дед поехали в лодке на пожню. Почти подъезжали они к пожне, как бабка моя заметила, что из воды на берег выскакивают коровы — коровы комолыя, с короткой лоснящеюся шерстью и очень сытыя.
— Это коровы водяного, — заметила бабка. — И если бы успеть покапать крови с безымянного пальца на каждую корову, то все они были бы наши...
Как только сказала она это, коровы все поскакали обратно в воду, и из воды вдруг высунулась большая, покрытая черною шерстью рука и схватила за борт лодки... Хорошо еще, что берег оказался близко, а то водяной непременно успел бы опрокинуть лодку.
(Зап. от X. Богданова в с. Святозеро Петрозаводского у. Олонецкой губ. Н. Лесков). — Лесков Н. Представления кореляков о нечистой силе // Живая старина. 1893. Вып. 3. Отд. 5. Смесь.
6. Водяные коровы
В озере этом (Кожаево) есть странствующий коч. Он отстает от берега, двигается до половины озера или и далее и снова пристает к своему месту. Коровы ходят по кочу, грузнут по морду, но не тонут.
Некогда из этого озера выходили пестрые коровы. Однажды священник обошел их с крестом и некоторых из них удалось захватить. Приплод от этих озерных коров и теперь есть.
(Зап. близ г. Никольска Вологодской губ. в 1872 г. Г. Н. Потанин). — Потанин Г. Н. Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы // Живая старина. 1899.
7. Водяные коровы
Старики розказывали. Из Манилова озера (версты четыре) ездил чорт в озеро Березино и возил свое именьё. Приходит он под окошко к мужичку в деревню Березняк и просит дровень перевозить свое именьё. Мужичок ему дровён дал поездить. Он ночь ездил на дровнях, перед свет дровни ему и представляет под окошко и говорит:
— Вот тебе, мужичок, дровни и целковой за удёржку дровён.
Мужичок выходит, целковой лежит на дровнях, а посмотрел на дровни: на дровнях ездить нельзя, потому как полозьё очень изъездилось, — очень тонко.
Доживает до лета. Этот же мужичок увидал у чорта короу на берегу. Взял икону и побежал с иконой и ухватил у нево одну корову, а остальные все ушли в озеро.
Посля этово одна женшына приходит на озеро с бельем, слышит: в озере плачет и посылает спросить у мужичка корову обратно. Вот он приходил к нему не одну ночь, всё прошал коровы. Он ему не отдает. Напротив эхтово, сделал он мужичку то, што унес весь горох с полосы. (На это озеро все боялись выходить купаться и ездить. Лишь лет двадцать тому назад местная молодежь решилась, стащив потихоньку у соседей лодку, проехаться по нему, и то с опаской — ехали около берега.)
Потом все ничево стало.
(Зап. от В. У. Горбачёва в дер. Березняке Казанской (Вожегской) вол. Кирилловского у. Белозерского края в 1909 г. Б. и Ю. Соколовы). — Сказки и песни Белозерского края / Зап. Б. и Ю. Соколовы. М.: Изд-во Отд-ния русского языка и словесности Имп. АН, 1915.
8. Водяное стадо
На берегу озера Чудинов омут прежде видали стадо коров, которое при приближении людей скрывалось в воду.
Там же видали сидевшую на камне лешачиху, которая огромным железным гребнем расчесывала свои волосы.
(Зап. в Кадниковском у. Вологодской губ. в 1847 г. Е. Кичин). — Зеленин Д. К. Описание рукописей ученого архива Имп. Русского географического об-ва: В 3-х вып. Пг.: Имп. Русское географическое об-во, 1914. Вып. 1.
9. Водяное стадо
Некоторыми озерами управляют не водяники, а одне водянихи-девки. Например, в Речезере Вытегорского уезда о речезерской водянихе передается следующая интересная легенда.
Наблюдала она (водяниха) однажды, сидя на камне, за своими коровами, которые паслись на берегу озера, и вздумала расчесывать свои волосы.
Заметил эту сцену прибрежный житель старик Савва Паздеря. Схватил он с божницы образ Егорья Чудотворца, подбежал к коровам наперелуч со стороны озера и овладел ими, заключив их в благословенный круг.
Ночью водяниха, пытаясь отбить своих коров, вступила с Саввой в борьбу, но Савва оторвал у водянихи косы и, таким образом, сделал ее совсем бессильною.
(Зап. в Вытегорском у. Олонецкой губ. К. Филимонов). — Олонецкий край: (По данным местного фольклора) // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1909 год. Петрозаводск: Изд. Олонецкого губ. стат. ком., 1909.
10. Водяные стада
Всякий водяной имеет у себя стада лошадей, коров, которых изредка ночью выгоняет для паствы на смежные луга.
Мужик, увидев это, спешит за добра ума убраться в избу. В противном случае водяной завербует его пастухом своего стада.
(Зап. в Шенкурском у. Архангельской губ. А. Харитонов). — Очерк демонологии крестьян Шенкурского уезда // Отечественные записки. 1848. Т. 57. № 4. Смесь.
11. Водяное стадо
...Выше от прихода по реке Тулгасу есть мельница, принадлежащая крестьянину Ивану Гагарину. У этой мукомольни год назад крестьянин села Кузьминского, теперь умерший, Алексей Скорняков видел целое стадо бурого скота, пасомого самим чертом — человеком толстым, с длинными черными, как смола, волосами. Только что черт заметил этого крестьянина, очень скоро начал гонять скот в воду. Чрез несколько минут стадо бурого скота и черт скрылись в воде.
(Зап. в Архангельской губ. П. С. Ефименко). — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П. С. Ефименко: Описание внешнего и внутреннего быта: В 2-х ч. М., 1877. Ч. 1.
12. Водяное стадо
Я вот от дедки покойного слышал: мужик из Устьменьги шел с посаду домой, а было еще очень рано, только что заря занималась. Глядит он, а подле озера, что у деревни, ходит скот.
Дело было летом, выгонять скот еще было рано. Он подумал, что деревенские коровы ушли ночью у кого-нибудь, и погнал их домой в хлев. Опосле днем и разглядел, что коровы-то не такие, как у всех, а чистые, сытые да красивые. И бык один попался, да большой-преболыной, — такого у них и не видывали!
Разглядели старики да смекнули дело:
— Навряд, — говорят, — будет толк из этой скотины, это коровы, — говорят, — водяного дедушки.
Так и разошлись, а мужик-то скот запер. Вот ночью и стучит к нему кто-то под окно. Мужик проснулся да и спрашивает:
— Кто там хрещеный?
— Отдай мою скотину! — говорит он.
Мужик закутался полушубком, молчит. Тот ушел. На другую ночь — то же. Мужик опять отдулся. На третью тот и говорит:
— Не отдашь добром — возьму и силою!
Наутро пришла жена в хлев доить коров, да так и повалилась. Руки и ноги свело, стало так коверкать, что Боже упаси! Видит мужик, что дело плохо. Отворил ворота... да и выгнал коров. Как только они вышли на улицу, так со всех ног бросились к озеру, да с размаху — в воду! Только один бык остался у мужика и жил долго — и славный скот завелся от него.
(Зап. в Шенкурском у. Архангельской губ.) — Записки об охоте в Шенкурском уезде: (Архангельской губернии). Пермь: Е. С. Попова, 1891.