Водяные коровы

 

Собрание русских быличек про водяных коров.
 

1. Водяные коровы

Вблизи от Мегры есть маленькое круглое озеро, дна которого, по уверению крестьян, никак нельзя измерить. Посредине этого озера есть островок, куда в теплые летние ночи выходят из воды четыре коровы. Многие хотели было завладеть ими, но без успеха, потому что лишь только кто подъезжал к острову, коровы, по свистку кого-то невидимого, бросались в воду и исчезали.

Случилось однажды крестьянину ближней деревни проходить мимо озера, после дневной работы. Так как он утомился, то лег на траву и вскоре уснул. Пробудившись еще до восхода солнца, он хотел было идти в деревню, как заметил, что невдалеке от него пасутся на траве четыре бурые и чрезвычайно большие и тучные коровы. Мужик дивился, глядя на прекрасных коров, потому что он во всем селении ни у кого подобных не видал.

Через несколько времени мужику пришло на мысль, не те ли это коровы, что выходили прежде на остров. Он перекрестился и побежал им навстречу. Озеро ужасно взволновалось. Послышался свист, по звуку которого коровы бросились к воде. Но мужик успел двух коров остановить и угнать домой.

Коровы эти долго жили у мужика и, говорят, даже оставили от себя приплод, порода которого будто бы до сих пор ведется в Мегре. Молока они давали по два ведра на удой, отчего крестьянин скоро разбогател.

Когда он убил этих коров, то мясо и шкуры их неизвестно кем были украдены. Крестьянин, жалея о потере, подал прошение на подозрительных людей своей деревни, обвиняя их в краже. Дело долго не решалось, как вдруг в одну темную ночь кто-то постучался у ворот мужика. Мужик вышел на крыльцо и увидел черного, маленького человека в соломенной шляпе и коротеньком камзоле старинного покроя. Незнакомец остановил крестьянина и сказал:

— Послушай-ка, приятель, если ты напрасно будешь волочить добрых людей, то скоро будешь у меня в озере пасти коров. Разве ты недоволен тем, что коровы тебя обогатили и оставили на будущее время приплод?

— А ты кто, добрый человек? — спросил крестьянин незнакомца.

— Я не человек, а черт. Знай же, что черт дал тебе коров, он же взял мясо и шкуры, потому что они принадлежат мне!..

Крестьянин на другой же день бросил тяжбу о коровах и помирился с соседями.

(Зап. в г. Вытегре Олонецкой губ. К. Петров). — Петров К. М. Народные предания в Олонецкой губернии // Русский дневник. 1859. № 93.
 

2. Водяные коровы

Около Мегры есть небольшое круглое озеро, а посредине островок. На этот островок летом из воды выходят четыре коровы. Крестьяне делали попытки завладеть ими, но только что хотят подойти, как послышится свист, а коровы бросятся в воду. Однажды какой-то крестьянин проходил мимо озера, устал, лег на траву и заснул. Проснулся и видит: пасутся на траве четыре большие бурые коровы. Мужик перекрестился и пошел к ним. И вот озеро заволновалось, хотя ветру и не было; послышался свист — и коровы бросились в воду. Но мужик всё-таки успел двух коров перехватить и пригнал их домой. Коровы эти долго жили у мужика. (Приплод от них будто бы и сейчас живет в Мегре.) Две коровы давали мужику по два ведра в день молока, и мужик разбогател.

Потом мужик вздумал этих коров зарезать и, когда зарезал, мясо и шкуры коров кто-то украл. Мужик подал прошение в суд, обвиняя в краже нескольких вороватых мужиков в деревне. Но однажды осенью, ночью, кто-то постучался к мужику. Мужик вышол за ворота и увидал маленького человека в соломенной шляпе и коротком камзоле старинного покроя. Это, оказывается, был черт. Он сказал, что напрасно мужик тягается из-за коровьих кож с соседями: кожи взял он, черт. Мужик помирился с соседями и прекратил тяжбу.

(Зап. в Олонецкой губ. Н. Е. Ончуков) — Северные сказки (Архангельская и Олонецкая гг.): Сб. Н. Е. Ончукова. СПб., 1908.
 

3. Водяные коровы

В Олонецком краю водяные до того прижились, что завели полныя деревенския хозяйства. И в старину из омутов выгоняли свои стада пастись на берегу реки: коровы были все черныя и гладкия.

Одной такой чернушкой соблазнился крестьянин села Ухты (Вытегорского уезда) и, подкравшись к стаду, ловким приемом отогнал ее, да так удачно, что у него при всей бедности одна корова никогда не переводилась, и была она сытее, круглее и молочнее всех соседских.

(Зап. в Вытегорском у. Олонецкой губ.) — Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Тов-ство Р. Голике и А. Вильборг, 1903.
 

4. Водяные коровы

Однажды крестьянин деревни Топоровской отправился к озеру на охоту за утками и засел в устроенном для охоты шалаше. Чрез несколько времени видит он выходящих из озера тучных, рослых коров, а за ними женщину с золотым подойником. Охотник догадался, что коровы эти принадлежат водяному, почему украдкою выбрался из шалаша, сбегал домой за иконою с намерением обойти с нею стадо и завладеть как коровами, так и золотым подойником.

Но, возвратившись с иконою, он успел обойти одну только корову, которая и досталась ему, а остальные с доильщицею скрылись.

Водяной рассердился, что у него отняли корову, и заростил озеро, хотя не вдруг, а в продолжение нескольких лет. После, когда озеро было не совсем еще зарощено, жители упомянутой деревни видали подойник плавающим поверх воды, которым тоже хотели завладеть. Но лишь только подъезжали к нему на лодках, он скрывался в самую глубину озера. [Соб.: Как мог золотой подойник плавать поверх воды?] Его носил сам водяной с целью заманить людей на глубину, опрокинуть лодку, потопить смельчаков и тем отомстить за отнятую корову.

(Зап. от Т. А. Юрина в дер. Оладьинской Каргопольского у. Олонецкой губ. 15 августа 1884 г. Пятницкий). — Пятницкий. Легенда // Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 66. Часть неофициальная.
 

5. Водяные коровы

Раз моя бабка и дед поехали в лодке на пожню. Почти подъезжали они к пожне, как бабка моя заметила, что из воды на берег выскакивают коровы — коровы комолыя, с короткой лоснящеюся шерстью и очень сытыя.

— Это коровы водяного, — заметила бабка. — И если бы успеть покапать крови с безымянного пальца на каждую корову, то все они были бы наши...

Как только сказала она это, коровы все поскакали обратно в воду, и из воды вдруг высунулась большая, покрытая черною шерстью рука и схватила за борт лодки... Хорошо еще, что берег оказался близко, а то водяной непременно успел бы опрокинуть лодку.

(Зап. от X. Богданова в с. Святозеро Петрозаводского у. Олонецкой губ. Н. Лесков). — Лесков Н. Представления кореляков о нечистой силе // Живая старина. 1893. Вып. 3. Отд. 5. Смесь.

6. Водяные коровы

В озере этом (Кожаево) есть странствующий коч. Он отстает от берега, двигается до половины озера или и далее и снова пристает к своему месту. Коровы ходят по кочу, грузнут по морду, но не тонут.

Некогда из этого озера выходили пестрые коровы. Однажды священник обошел их с крестом и некоторых из них удалось захватить. Приплод от этих озерных коров и теперь есть.

(Зап. близ г. Никольска Вологодской губ. в 1872 г. Г. Н. Потанин). — Потанин Г. Н. Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы // Живая старина. 1899.
 

7. Водяные коровы

Старики розказывали. Из Манилова озера (версты четыре) ездил чорт в озеро Березино и возил свое именьё. Приходит он под окошко к мужичку в деревню Березняк и просит дровень перевозить свое именьё. Мужичок ему дровён дал поездить. Он ночь ездил на дровнях, перед свет дровни ему и представляет под окошко и говорит:

— Вот тебе, мужичок, дровни и целковой за удёржку дровён.

Мужичок выходит, целковой лежит на дровнях, а посмотрел на дровни: на дровнях ездить нельзя, потому как полозьё очень изъездилось, — очень тонко.

Доживает до лета. Этот же мужичок увидал у чорта короу на берегу. Взял икону и побежал с иконой и ухватил у нево одну корову, а остальные все ушли в озеро.

Посля этово одна женшына приходит на озеро с бельем, слышит: в озере плачет и посылает спросить у мужичка корову обратно. Вот он приходил к нему не одну ночь, всё прошал коровы. Он ему не отдает. Напротив эхтово, сделал он мужичку то, што унес весь горох с полосы. (На это озеро все боялись выходить купаться и ездить. Лишь лет двадцать тому назад местная молодежь решилась, стащив потихоньку у соседей лодку, проехаться по нему, и то с опаской — ехали около берега.)

Потом все ничево стало.

(Зап. от В. У. Горбачёва в дер. Березняке Казанской (Вожегской) вол. Кирилловского у. Белозерского края в 1909 г. Б. и Ю. Соколовы). — Сказки и песни Белозерского края / Зап. Б. и Ю. Соколовы. М.: Изд-во Отд-ния русского языка и словесности Имп. АН, 1915.
 

8. Водяное стадо

На берегу озера Чудинов омут прежде видали стадо коров, которое при приближении людей скрывалось в воду.

Там же видали сидевшую на камне лешачиху, которая огромным железным гребнем расчесывала свои волосы.

(Зап. в Кадниковском у. Вологодской губ. в 1847 г. Е. Кичин). — Зеленин Д. К. Описание рукописей ученого архива Имп. Русского географического об-ва: В 3-х вып. Пг.: Имп. Русское географическое об-во, 1914. Вып. 1.
 

9. Водяное стадо

Некоторыми озерами управляют не водяники, а одне водянихи-девки. Например, в Речезере Вытегорского уезда о речезерской водянихе передается следующая интересная легенда.

Наблюдала она (водяниха) однажды, сидя на камне, за своими коровами, которые паслись на берегу озера, и вздумала расчесывать свои волосы.

Заметил эту сцену прибрежный житель старик Савва Паздеря. Схватил он с божницы образ Егорья Чудотворца, подбежал к коровам наперелуч со стороны озера и овладел ими, заключив их в благословенный круг.

Ночью водяниха, пытаясь отбить своих коров, вступила с Саввой в борьбу, но Савва оторвал у водянихи косы и, таким образом, сделал ее совсем бессильною.

(Зап. в Вытегорском у. Олонецкой губ. К. Филимонов). — Олонецкий край: (По данным местного фольклора) // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1909 год. Петрозаводск: Изд. Олонецкого губ. стат. ком., 1909.
 

10. Водяные стада

Всякий водяной имеет у себя стада лошадей, коров, которых изредка ночью выгоняет для паствы на смежные луга.

Мужик, увидев это, спешит за добра ума убраться в избу. В противном случае водяной завербует его пастухом своего стада.

(Зап. в Шенкурском у. Архангельской губ. А. Харитонов). — Очерк демонологии крестьян Шенкурского уезда // Отечественные записки. 1848. Т. 57. № 4. Смесь.
 

11. Водяное стадо

...Выше от прихода по реке Тулгасу есть мельница, принадлежащая крестьянину Ивану Гагарину. У этой мукомольни год назад крестьянин села Кузьминского, теперь умерший, Алексей Скорняков видел целое стадо бурого скота, пасомого самим чертом — человеком толстым, с длинными черными, как смола, волосами. Только что черт заметил этого крестьянина, очень скоро начал гонять скот в воду. Чрез несколько минут стадо бурого скота и черт скрылись в воде.

(Зап. в Архангельской губ. П. С. Ефименко). — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П. С. Ефименко: Описание внешнего и внутреннего быта: В 2-х ч. М., 1877. Ч. 1.
 

12. Водяное стадо

Я вот от дедки покойного слышал: мужик из Устьменьги шел с посаду домой, а было еще очень рано, только что заря занималась. Глядит он, а подле озера, что у деревни, ходит скот.

Дело было летом, выгонять скот еще было рано. Он подумал, что деревенские коровы ушли ночью у кого-нибудь, и погнал их домой в хлев. Опосле днем и разглядел, что коровы-то не такие, как у всех, а чистые, сытые да красивые. И бык один попался, да большой-преболыной, — такого у них и не видывали!

Разглядели старики да смекнули дело:

— Навряд, — говорят, — будет толк из этой скотины, это коровы, — говорят, — водяного дедушки.

Так и разошлись, а мужик-то скот запер. Вот ночью и стучит к нему кто-то под окно. Мужик проснулся да и спрашивает:

— Кто там хрещеный?

— Отдай мою скотину! — говорит он.

Мужик закутался полушубком, молчит. Тот ушел. На другую ночь — то же. Мужик опять отдулся. На третью тот и говорит:

— Не отдашь добром — возьму и силою!

Наутро пришла жена в хлев доить коров, да так и повалилась. Руки и ноги свело, стало так коверкать, что Боже упаси! Видит мужик, что дело плохо. Отворил ворота... да и выгнал коров. Как только они вышли на улицу, так со всех ног бросились к озеру, да с размаху — в воду! Только один бык остался у мужика и жил долго — и славный скот завелся от него.

(Зап. в Шенкурском у. Архангельской губ.) — Записки об охоте в Шенкурском уезде: (Архангельской губернии). Пермь: Е. С. Попова, 1891.