Пустынник молилса тридцеть лет, и дьявол его смушшал и смутить не мог. Сатана призыват:
— Сомутил пустынника?
— Нет, не мог.
— Как ты не мог в <тридцать> лет смутить?
И начал сатана наказывать залезными прутьями.
— Тупай, Кривой Ерахта, смути!
Идёт Ерахта и думат: «Чем его смушшу? Ворочусь конём вороным».
Воротилса конём вороным, и ходит лошадь эта круг кельи, обрядна, красавица. Пустынник стал на молитву, молитса, а сам всё на иё гледит.
— Что за лошадь обрядна, пойду, посмотрю.
Ходил, ходил, повод таскатце.
— Стой, я иё уловлю.
Уловил, взял в повод.
— Сяду на иё, отведаю, как она носитса.
Сял на иё, мызнул, она стала кверху подыматьса.
Поднялась выше лесу.
— Ну, что ты мне-ка топерече?
Понял, что дьявол
— Чего думать? Я спушшу, убьёсся до смерти. А согрешишь один из трёх грехов — один грех...
— А каки грехи?
— А хоть вина напейся, хоть блуд сотвори, хоть душу убей.
Он и удумал: «Душу убить — грех, блуд сотворить — грех. Вина напьюсь, просплюсь — мене греха».
— Вина напьюсь!
— Ну, ладно.
Спускат его к трактиру. Зашёл в трактир, потребовал бутылку водки, начел выпивать. Выпил бутылку, у его пошла похоть на блуд. А женщина красивая, мущины нет (торговка-то).
— Нельзя ли, сударыня, с вами познакомитьса?
— Что жо. У меня ведь мужик есь.
— А где он?
— На базар ушёл.
— Ну, можно до его.
Согласились. Дело произошло, хозяин иё явилса — да на пустынника. Тот хватил бытылку да по голове — свалил мужика до смерти.
Вот и пришлось, все три греха и сотворил он: и вина напился, и совокупил, и человека убил. Тридцеть лет и искал спасенья! Вино и названо: все вины в ём.
(Зап. 29 июля 1926 г. от И. К. Велижанина, 30 л., в с. Велижаны Тавдинского р-на Тюменского округа Уральской обл.)
Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова. М.: Ладомир, 1996.