У Лотони была жена. Уронила сковороду — блины пекла, а смазывать сковороду в погреб ходила.
— Вот бы у нас был бы сын, убило бы!
И стала плакать.
— Ну, не плачь, никого не убило.
— Тупай, на бане трава выросла, надо корову на баню садить, траву кормить.
Собралися и давай корову на баню садить. Билися — не могли посадить.
— Пойдёмте: церковь не на веселом месте стоит, подтащим на весело место.
Набрали веревок, захватили церковь, ташшат. Мо́рок плывет от их, оне видят и говорят:
— Подается!
Прошёл мо́рок, а церковь на месте.
— Мы думали, что утащили, а она опять на том жо месте!
Отправилися в поле, вышли — гречуха расцвела белая. Они думали, что озеро.
— Давай купаться.
Их было десять человек. Разделись, покупались, вышли, оделись.
— Много ли нас?
— Было <десять> человек, надо посчитать.
Считали, считали, одного нет — сам себя не считат. Пересчитали, всё одного нет. Идёт мужик.
— Вы чего, Ва́ньцы, считаете?
— А вот купались в озере, да человека не хватат, один, видно, утонул.
— А вас много ли было?
— А десять человек.
— Да ведь вас десять!
— Нет, одного нет.
Лежит говно коровье.
— А не верите, дак тычьте носами в говно, после дырочки пересчитам.
Перетыкались носами в говно, сосчитали — все Ва́ньцы. Нужно попась через реку. Нашли бревно, сяли, ноги свези́ли друг у друга, чтобы не упась, и отпихнулися. Вверх ногами и перевернулися.
— А недалёко отъехали да и ноги сушить!
Пришли на поле, видят серп на снопе.
— Что жо, это ведь червяк на снопе-то сидит? Надо его утопить.
Взяли серп, положили в лодку, привязали к серпу камень и бросили в воду, серп захватилса за лодку, лодка
перевернулась, все и уходились.
Зимой дело было. Пришли на реку, давай долбить прорубь. Выдолбили. Давай мешать толокно, хлебать. Навалили толокна, забралса в прорубь один Ва́ньца топтать, ухряпалса, утонул.
— Он ведь выхлебат один, давайте все в пролуб.
Все и уходились.
(Зап. 1 августа 1926 г. от И. К. Велижанина, 30 л., в с. Вележаны Тавдинского р-на Тюменского округа Уральской обл.)
Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова. М.: Ладомир, 1996.