Парень шел по лесу, мужик к вершинной сосны клад закапыват и говорит: «Доставайся мой клад тому, кто согрешит с матерью, с сестрой и с кумой». Мужик ушёл. Стал живот искать (парень), живота нет, не мог натти. Пришел домой, рассказыват матере, мать и говорит:
— А ведь один Бог без греха! Пожить охото богато, че ты спишь? Ведь сестра есть у тебя? Я есть. И куму изладим тебе — вот с этой девкой покумим...
Парень со всеми и согрешил. Пошёл — живот наверху лежит. Принёс клад домой. И спохватился о своей душе: «Грешник я! Надо постараться как-нибудь о своей душе». Пошел в пустое место, натака́лся на пустынника и кается в грехах. Пустынник говорит:
— Надо как-ниб<удь> стараться.
Дал ему топор — нечё не берёт, совсем тупой.
— Ссеки эту со́сну!
Парень десять годов сек — уронил. Приходит к пустыннику:
— Пала сосна.
— Ну, пала, дак иссеки её на три чурки.
Парень сек, сек, прошло лет <пятнадцать>, он уже мужиком сделался. Иссек. Пришёл к пустыннику:
— Иссек.
— Ну, сожги их до пепла.
Мужик жёг, жёг, головёшки не сгорают. Пустынник дал ему котёл:
— Носи воды и поливай, пока не зарастут.
Поливал, поливал, стариком сделался: одна головёшка заросла, сначала сестрина, потом материна. Пришел к пустыннику:
— Ку́мина головёшка никак не растёт.
Пустынник говорит:
— Вот в таком-то месте, в такой-то церквы принесли умершу женщину. На иё всё парень напирал. И она умерла: «А я хоть с мёртвой с ей». С мёртвой и согрешил. Ты тупай, иё тело в реке оммой и опять в гроб принеси, чтобы никто, никто не видел.
Он пошёл в город, церкву нашёл и гроб, вынул и оммыл в реке покойницу и опять в гроб положил. Приходит обратно — ку́мина головёшка и заросла.
Пустынник и говорит:
— Тебя Бог простил, скоро умрёшь.
(Зап. 4 августа 1926 г. от М. Я. Богданова, 76 л., в д. Самарьяны Тавдинского р-на Тюменского округа Уральской обл.)
Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова. М.: Ладомир, 1996.