Старостина дочка Матрена

 

В одном преогромном селе проживал староста Данила, у котор<ого> была дочка да жонка. Дочь была здорова и красива. Рядом жила бедная вдова Марья, у котор<ой> был сын Иван. Он ходил на летние заработки, денёг не приносил. 

Одну весну просится: 

— Мамаша, пусти меня в бурлаки. 

Мать не пускала, а он взял и ушел. Осенью является домой. Принес для себя чистую одёжу и <тридцать> коп<еек> денег. Мать и спрашивает: 

— Ванюша, принес ли денег на хлеб? 

— Хватит, мамаша, сходи к старосте за меркой. 

Стар<уха> не хотела было идти, но сын заставляе. Вот приходит к старосте и спрашивает мерки. 

— На что тебе мерка? 

— А Ване деньги мерять. 

Староста и подумал: «Верно, много денёг принес Иван». 

Марья принесла мерку домой, Ив<ан> пошел в подполье, наклал полну мерку стекла, переливал из полной мерки да назад. Старостина дочка Матрёна это подслухала и вызвала мать. Ив<ан> в последний раз тряхнул стекла в подполье е́легой, потом взял да два пятиалтынных всунул в обручок мерки, а матери наказал: 

— Отнеси мерку, а когда будешь переходить через порог, мерку срони с рук. 

Пятиалт<ынные> скатились по полу. Старик гов<орит>: 

— Убери деньги обратно. 

Бедная Марья велела взять на гостинцы дочки Матрёны: 

— У моего Вани денег куры не клюют. 

В тот же вечер пришел Ив<ан> на по́седку и спросил Матрёну: 

— Пойдешь ли за меня взамуж? 

Матр<ёна> отказала до след<ующего> дня. 

В след<ующий> вечер наказала Ивану присылать сватов. Назначили через неделю свадьбу. Ив<ан> у этого старика просит <сто> рублей денег взаймы. 

— У меня деньги отнесены в банк. 

Стар<ик> дал Ив<ану> <сто> р<ублей>. Ив<ан> купил в городе кое-что для свадьбы. Но денёг все же ещо было мало. Второй раз просил на покупку лошади. Стар<ик> дал <двести> р<ублей>. 

Провели честь честью свадьбу и живут-поживают. Проходит время <две> недели. Матр<ёна> и гов<орит> Ив<ану>: 

— Скоро папа запросит деньги. 

Ив<ан> гов<орит>: 

— Признаться, что совсем нет. 

Баба была, — ей не захотелось осрамить отца — уйти от Ивана, — стала думать: «Как бы нажить отцу <триста> р<ублей>? Вот — думает, — пойду на исповедь, причащусь, не внушит ли Бог, как добыть денёг». 

Одевшись, пошла в церковь на исповедь. Стала впереди всех. Поп стал махать кадилом и глядеть на Матрёну часто-пречасто. Так жо и дьякон, так жо и псаломщик. Стала у попа исповедь вот вся, дошла очередь Матрёны вси грехи. И ше́потом стал проситься к ей к ночи. Матр<ёна> согласилась за <сто> р<ублей>. 

— В какое время? 

— В <десять> ч<асов> ночи. 

— Ладно. 

Поп согласился. Дьякон стоял в углу и это услышал. Когда М<атрёна> из церквы вышла, дьякон догнал ее на крыльце: 

— Нельзя ли с вами познакомиться? 

— Можно. Только <сто> р<ублей>, приходи к <двенадцати> ч<асам>. 

Дьяк<он> бегом в церкву. Псалом<щик>, не будь дурак, передал пение товарищам и сам с церквы долой. Нагнав Матр<ёну>, тоже просится к ночи. Матрёна ему обьяснила: 

— Приходи в <два> ч<аса>, приноси <пятьдесят> р<ублей>. 

Пришла домой и сказала все Ивану. Они и сговорились: 

— Как придут, я спущу в квартиру, в тое время ты будь на улицы, поставь к окну лестницу и смотри: когда буду раздеваться, беги к воротам и стучи. 

Ив<ан> приготовил большой ларь в подполье и насыпал туды сажи. Приходит вечер, поп накупил гостинцу целой платок, взял бутылку вина и <сто> р<ублей> деньги. Приходя к крыльцу, стал стучаться. М<атрёна> выбегае и спрашив<ает>: 

— Кто ты? 

— Поп. 

М<атрёна> запустила в избу. Поп отдал <сто> р<ублей>, с радости стал скидоваться, стал М<атрёну> тащить в другую комнату. Матр<ёна> стала наливать самовар. 

— Батюшко, хоть попьем чайку. 

Ив<ан> увидел, что поп раздевается, прибежал к воротам и стучится. Поп услыхал, а М<атрёна> выбежала. Прибежала и велела прятаться попу. 

— Батюшко, прячься в подполье. 

Поп залез и попал в ларь. Ив<ан> распечатал [бутылку], почти залпом выпил всю и выбежал на улицу. Приходит дьякон в <двенадцать> ч<асов>, стучит в дверь. Мат<рёна> ответила, получила с него <сто> р<ублей>. Дьякон стал раздеваться, Ив<ан> увидел и во всю глотку заорал: 

— Ей, отворяй, такая мать! Кто у тебя такие гости? 

Дьякон споло́хался. М<атрёна> гов<орит> ему: 

— Лезь в подполье. 

Дьяк<он> полез и попал в ларь. Нащупал руками попа и спрашивает: 

— Кто тут? 

— Я поп. А ты кто? 

— Дьякон. 

Прошло <два> часа, залетает псаломщик. Таким жо манером и он попал в ларь. Спрашивает: 

— Вы кто? 

— Поп и дьякон. 

— А я псаломщик. 

В ларе сидит все церковное духовенство. Опьяневший Иван зашумел в избы, ругается: 

— Чии платья? 

Она ему гов<орит>: 

— У меня в гостях поп да дьякон и псаломщик. 

— Ах вы, черти долговолосые! Я вас завтра в город повезу. На мимопутье есть река, с моста в ларе спущу в реку. 

В ларе испугались. Ив<ан> протвере́зился, позвал соседа с лошадью, ларь свалил в телегу и повез в город. Приехал И<ван> в город и закричал во всю глотку: 

— Не желаете ли посмотреть живых чертей? Цена от <пяти> до <двадцати пяти> р<ублей>. 

Народу накопилось много. И<ван> денег насобирал, больше <трехсот> р<ублей>. Взял кожаную плётку, откр<ыл> ларь и выпустил попа. Поп вышел, он ему плёткой — раз! Поп убежал неизвестно куды. Так же выпустил дьякона и псаломщика. Ив<ан> возвратился домой, получивши больше <пятисот пятидесяти> р<ублей>. Отдал деньги тестю, а на остальные стал жить-поживать, добра наживать. 

(Зап. 28 июня 1928 г. от С. П. Кошкина, 30 л., на Шокшозере Лодейнопольского округа Олонецкой губ.)

Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова. М.: Ладомир, 1996.