Поповна и монахи

 

До́сюль (в задние годы) монах просил у поповны угощаться. 

Она говорит: 

— Если сто рублей денег и штоф вина, и приходи вечером. 

— Есть, — тот отвечае. 

Ну, он и пришел повечеру, в потёмках, заколотился сначала. Она вышла, отвечае: 

— Кто там есть за воротыма? 

— Монах. 

— Пришел? 

— Пришел. 

— Принёс ли сто рублей да штоф вина? 

— Принёс. 

Ну, она его пустила. Пришел он в избу, поповна деньги спрятала, ну, самоварчик кипит, греется на́литый. Ну, он говорит поповны: 

— Поскорея, — говорит, — пойдём на дело там. 

А она говорит: 

— Пущай самоварчик скипит, чайку попьём да и угощаться пойдём. 

Ну, вдруг заколотилось за тима́ же воро́тма. 

— Куды меня положишь? — говорит. 

— А ступай в печку. 

Он в печку и убрался. Сейчас приходит опять, стучит. 

— Кто там есть? 

А он отвечае: 

— Монах, — говорит, — есть (это уж второй). 

— Принёс ли сто рублей денег да штоф вина? 

— Принёс. 

Она и пустила опять. Опять же тым попы́том.  

Самовар кипит опять, он просит угощаться, а она говорит: 

— Дай сначала скипит, чайку попьём да угощаться пойдём. 

Вдруг за воро́тма опять застучалось. 

— Куды, — говорит, — я? 

— Полезай в печку, — говорит. 

И другого в печку. Ну, пришла за ворота, отпирать пришла. 

— Кто там есть? 

Тот отвечае: 

— Монах. 

— Ну, принес ли сто рублей денег? 

— Принес. 

— Штоф вина принёс? 

— Ну, принёс. 

— Полезай. 

Ну, и пришел, знаешь, таким же манерчиком. Самовар опять кипит, он просит, что пойдём угощаться. А она говорит: 

— Чайку попьём да угощаться пойдём. 

Ну, вдруг идёт муж пьяный, по улицы стучит, гремит. 

— Куды, — говорит, — я? 

— Ступай в печку. 

Ну, мужик и пришел в избу (она за христианином, не за попом). 

— Ну-ка, мужичок, возьми-ка куличок, в печке три монаха есть, да кочкони́ их. 

Мужик взял да убил всех, кочкону́л всех троих. Взяли двух, выволокли на сарай, третьего в избе оставили. Пошла эта поповна звать кума в деревню, убрать его надо. Пришла поповна к куму. 

— Кумушко, красно солнышко, муж пришел пьяный, монаха убил. 

— Кума! Есть ли штоф вина? 

— Есть, кумушка, дам, — говорит. 

Ну, он пришел, взял за плечи своротил, понёс. Ну, идёт мимо агвахту (часовой стоит). 

— Кто идет? 

Он отвечае: 

— Черт идёт. 

— Кого несёшь? 

— Монаха. 

— Ну, ступай, черт с тобой, неси. 

Нёс, да в Фонталку (в Нёву, просто сказать) и бросил. Ну, оны спрятали другого, взяли его в избу, кровь у него смыли. Ну, она опять тым же попытом к куму пошла. 

— Кумушко, красно солнышко, ведь пришел, — говорит, — монах. 

— Как же он? Я, — говорит, — бросил в Фонталку его (в Нёву, говорит, в Нёву). 

— Есть штоф вина? 

— Есть, — говорит, — кумушко, красное солнышко. 

Опять пришел, за плечи своротил, опять понёс. Опять идёт мимо агвахту, часовой у него спросил: 

— Кто идёт? 

— Черт. 

— Кого несёшь? 

— Монаха. 

— Что за дело: опять, — говорит, — монаха. 

Опять в Нёву бросил его да и <хуй>. Ну, и взяли третьего в избу опять таким манером же. Ну, кума опять к куму. 

— Кумушко, красно солнышко, ведь пришел монах. 

— Как же он выстал? Ведь я его бросил в Нёву. Ну, кума, есть ли штоф вина? 

— Есть, кумушко, красно солнышко, только неси. 

Ну, опять таким же манером за плечи своротили, и опять понёс. Ну, идёт мимо агвахту. 

— Кто идет? 

— Черт. 

— Кого несёшь? 

— Монаха. 

— Что за леший, — говорит, — монахов всех  
выносил черт! 

Ну, этот часовой дал по городу знать, что черт выносил трёх монахов и бросил в реку. Розыски по городу пошли, что трёх монахов и нету. Тым и кончилось. 

(Зап. в 1903 г. от Ф. А. Пормакова (Бирина), 62 г., в д. Кондопоге Петрозаводского уезда Олонецкой губ.)

Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова. М.: Ладомир, 1996.