Жил-был поп с попадьей, и был у них казак. Попадья попа не любила, зналась с дьячком, а этого казака было ряжено триста рублей до тех пор, пока попадья по-немецки не заговорит. Поп и говорит:
— Матушка, ты не учись по-немецки, этот казак у нас век проживет один.
Попадья говорит:
— До старости жила — не училась, теперь неужели буду?
Поп знал, что попадья дьячка любит, и просил казака:
— Казане, не можешь ле дьячка развести как-нибудь?
— Отчего, можно. Ты сегодня нарядись кучером, а попадью попом, и поежжайте, а я дома останусь.
Дьячок здрит:
— О, поп с кучером куда-то поехали, надо поспешить к матушке.
Оделса и к попадьи побежал. Казак одел попадьино платье, увезалса и ходит по комнатам. Дьячок прибежал и заходит к попадьи в зало; с попадьей поздоровалса, сели разговаривать; дьячок стал к ей приступать. Казак пошел, на кровать повалилса.
— Ну, иди давай.
Дьячок пришел, на кровать свалилса, <хуй> вытянул и лежит. Нова попадья взяла <хуй> в руки, наклонилса да и откусил. Дьячок побежал домой, из подштанников кровь валит. Попадья приехала с попом из гостей. На другой день поп с казаком пахать запоежжали; уехали, а дьячок и думат: «Ну, ладно, схожу я к попадьи, отомщу, что-нибудь сделаю».
Попадья ничего не знат этого дела, примат его по-старому; а дьячок невеселой. Попадья спрашиват:
— Что ты такой невеселой?
— Так, ничего.
— Не хошь ле поись сёмушки?
— Нет, не хочу.
— Не хошь ле осетрины?
— Как бы с твоего языка, дак поел бы.
А у кухарки дьячковский <хуй> был выжарен, казак подсунул. Попадья кричит кухарке:
— Тащы сюды всё, сёмгу и осетрину.
Кухарка принесла, на стол положила; попадья взяла <хуй> на язык, грызла, грызла, разгрызть не могла и высунула на языки и говорит:
— На, ешь.
Дьячок схватил, да с языком и откусил. Поп воротился, попадья говорить не может, немая. Поп говорит:
— Что тако?
Работник говорит:
— Э, батюшко, расчет позволь, попадья по-немецки заговорила.
(Зап. в 1907 г. от П. М. Кашина в Неноксе Архангельской губ. (посад на Летнем берегу Белого моря)).
Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова. М.: Ладомир, 1996.