ум ходил к кумы. Вечером приказыват эфтова кума:
— Приходи, кум, в овечью хлевушку.
Кум и приходит. Как пришел кум туда, она посылат своего мужа к овцам дать сена. Приходит, а там кум.
— А ты, кум, зачем?
— Вот люди говорят, кумушко, что увести тайком барана, чтобы скорее овца взялась.
Днем увидал куму.
— А, кума, — кум говорит, — и как ты меня провела и в хлев завлекла.
— Ну, кумушко, извини, — говорит, — на другой день приходи в коровий хлев.
На другой день приходит в коровий хлев. Посылает кума своего мужа в хлев. А в хлеву кум.
— Ты, кум, зачем?
— А, кумушко, извини, тайком увести быка, чтобы скорее корова обошлась. На возьми!
Днем увидал куму.
— Как, кума, ты меня провела!
— Ну, кумушко, извини, вечером приходи в фатеру и вались прямо на перинную постелю.
Вечером ложатся на чесный спокой и говорит своему мужу:
— Возлюбезный мой хозяин: скинь подштанники и штаны, ложись на мягкую перину, я буду печку мазать. Погасила огонь в фатере. Является кум. Ложится на мягкую перинную постель. А там без подштанников хозяин. Спрашивает хозяин гостя:
— Ты зачем?
Гость перепал, хозяин его обдержал, срычал громко:
— Неси, хозяйка, огня.
Хозяйка приносит огня: лежат на перины два кума. Гость и говорит:
— А, кума, третий раз меня провела!
Отвечала кума:
— Не являйся никогда.
Обратился кум домой и не пришел никогда.
(Зап. летом 1906 г. от М. Петрова на Выгозере в д. Морская Масельга Повенецкого уезда Олонецкой губ.)
Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова. М.: Ладомир, 1996.