Беда

 

Сын и отец распорилиса: у них есть упадок. 

— Каждой день, сын, беда: сёдни телёнок, завтра жеребёнок... 

— Это, родимой тятенька, не беда, это несчасьё. Я ругатьса с тобой не буду, давай ты мне седлай воронка, я поеду по белу свету, найду ле беду? 

Сподоблятса, нарежатса, надеват тулуп хорошой, сапоги с калошам, отправлятса беду искать. Ездит, ездит, натакалса на старика. Сидит старик на дороге, спрашоват: 

— Куда, молодец? 

— Я поехал беду искать. 

— Беда только-только перед тобой пробежала. Вот тут есть неподалёку три дороги, дак тебе не узнать, по которой она пробежала. Если бы я на твоём воронке и в твоём одёже, сей минуты бы иё достиг, привёз, подал тебе. 

Молодец слезат с коня, сымат тулуп хорошой и сапоги с калошам, а старик снимат шабур и лапти, отдаёт ему. Старик сел и угнал. Молодец нарядилса в стару лопоть, ждет, просидел межонной день — нет старика. Захотел ись. Думат: «Но и это не беда, это омман». 

Узнал, что в деревне престольной праздник, заходит в избушку на окраине — нет никого. Лежат калачи на прилавке. Он калач за пазуху — и в подполье. 

Хозяйка любовничала, жила с попом. Она в тот момент доила корову, а хозяин гулял с компанией. Иё бахтёр (гулеван) приежжат к иё избушке. Подъехал на воронке лучче и того и ставил в потайной переулок. Заходит в комнату: 

— Ну, хозяин где? 

— А гулят в конпании. 

— Ну, дак как?.. 

— Нет, нельзя, я не управилась, погоди. 

Погодили. Она только управилась, хозяин идёт домой, конпанию ведёт. Поп говорит: 

— Я куда? 

— Батюшко, соскакивай в подполье. 

Хозяин завёл конпанию: 

— Ну, давай вина. 

Рядову обнесла да стакан в подпольё: 

— На-ко, батюшко. 

А этот подскочил, выхватил да выпил. 

— Ну, батюшко, я теперь песню запою. 

— Нет, не пой, вот тебе тулуп хорошой и сапоги с калошам, только не пой. 

Разболокса. Вдругорядь поднесла попу и вдругорядь подскочил и стакан на лоб. 

— Ну, теперь уж я запою, пьяной. 

— Пожалуста, не пой. 

— Да ведь у тебя и отдавать-то нечё? 

— На рубаху и подштанники, только не пой. 

Ишо третей стакан подала. И третей выпил. 

— Теперь, батюшко, у тебя и отдавать-то нечё, я уж запою. 

— Я отдам и воронка и карету, только не пой. 

Опять помирились. 

Молодец вылезат, по подлавичью прошёл, будто из двора, хлоп на серёдка избы: 

— Здраствуй, господин хозяин с гостями! Ну, хозяин, ведь у тебя живёт в подполье кикимора. Если желашь выводить — выводи, а то мне надо ехать вперёд. 

— Желаю. 

— Сичас затопляй печь, ставь чигун ведёрной воды. 

Вода скипела ключом. 

— Позволь ковшик. 

Зачерпнул ковшик — хлоп на попа. Поп забегал. 

— Ну вот, господин хозяин, жила кикимора в гнезде, я иё из гнезда выжил. 

Другой ковш плеснул на другой бок. Поп ишшо пушше забегал. Третей плеснул на брюхо, всего сварил. Попу деватьса некуда, высовыват голову, вылезат, на четырёх костях ползёт, волосы долги. В дверях ишшо ковш воды на спину. 

Молодец садитса на коня, приежжат домой. Отцу рассказывав 

— Нет, не нашёл беды, нашёл омман. 

(Зап. 26 июля 1926 г. от 3. Е. Яркова, 64 г., в д. Летняя Тавдинского р-на Тюменского округа Уральской обл.)

Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова. М.: Ладомир, 1996.