Бабье пятно

 

Дело было осенью, в конце Петрова дни, перед самой Паской; сидел журав на болоте. В том месте жил поп, у него была попадья да дочка, только и было семьи. Попадья зналась с казаком, а попу этого не хотелось; он казака и рассчитал. Пошел нанимать другого. Идет, а навстречу мужик: 

— Здравствуй, дядюшка, куда идешь? 

— А куда глаза глядят. 

— А нейдешь ли ко мне в казаки? 

— Отчего, можно. 

— Сколько возьмешь. 

— Сто рублей в год довольно будет. 

— Ладно, хорошо, а ты бабьё пятно знаешь? 

— Знаю. 

— Ну так даром не надо, иди. 

Мужик думат: «Нагрею же я этого попа!» 

Обошел кругом и опять попу навстречу. Разговорились, мужик просит полтораста рублей в год. 

— А бабьё пятно знаешь? 

— Нет, не знаю. 

— Ну, иди же ко мне в казаки. 

Пошли с попом, пришли домой, поп поднял у попадьи подол и спрашиват: 

— Это что тако? 

— Не знаю, это должно быть уголовна палата. 

Поп отвечает: 

— Она, она и есть. 

Захватил у дочки подол, поднял и спрашиват: 

— А это что? 

Мужик отвечат: 

— Разве полицейско правленье? Больше быть нечему. 

Поп говорит: 

— Оно, оно и есть. 

Пришли к кобылы, поп поднял хвост и спрашиват: 

— А это что? 

— А это духовна концистория. 

— Верно, верно, верно, оно и есть. Ну, теперь иди, работай. 

Казак поработал дня три-четыре и думат: «Довольно работать, буду жить по другомя». 

Надо было поежжать на работу, а казаку неохота, он надел <на хуй> шапку и бегат, ищет. 

— Батюшко, не видал ли шапки? 

Поп говорит: 

— Да ведь у тебя <на хую> ве́снёт. 

Казак и говорит: 

— Ах он сукин сын, он прогневался, надо его на сутки в полицейское правленьё посадить. 

Поп повел его к дочке, казак сутки с дочкой прожил, а поп один пахал. Вот казак на работу дня два съездил и опять не поехал; опять надел <на хуй> шапку и бегает, ищет. 

— Батюшко, не видал ли шапки? 

Поп говорит: 

— Да ведь у тебя <на хую> ве́снёт. 

Казак и говорит: 

— Ну, на этот раз надо на целу неделю в уголовну палату посадить. 

Попу делать нечего, повел мужика к попадье. Поп работат, а мужик целу неделю с попадьей спит. После этого мужик на пашню поехал, а попу тоже захотелось дочки попробовать. Одел шапку преспокойно на гладко дерево без сука, <на хуй>, бегат по комнате и говорит: 

— Казане, не видал ли шляпы? 

— А у тебя <на хую> ве́снёт. 

Поп говорит: 

— Ах, сукин сын, его надо в полицейско правленьё на сутки садить. 

Побежал было поп к дочке, а мужик остановил попа: 

— Стой, батюшко, погоди, так у нас не играют: у нас духовного званья судят в духовной концистории. Захватил попа и повел к кобылы. Пробыл поп у кобылы сутки, попадья его и задразнила: 

— Отдал жену в люди, а сам отправилса к кобылы. 

Поп казаку и замолилса: 

— Казане, не знаешь ле, что сделать, хоть бы матушка меня не дразнила? 

— Это можно; завтра воскресенье, будешь обедню служить. Когда зазвонят достойно, ты бежи к летнему окошечку, увидишь, что я буду делать. 

Назавтра поп ушел к обедни, а казак лежит на полатях и просит: 

— Матушка, дай. 

Она дала ему шаньгу, он говорит: 

— Я не хочу. 

Дала пирог. 

— И этого не хочу. 

— Дак чего? 

— А того, чего вчера давала. 

— Ну, иди в подклеть, и я приду туда. 

Ушли в подклеть. 

— Матушка, как вчера батюшко с кобылой обращалса, мы так попробуем. 

Одел попадье на спину седёлко, узду, в клети была кропильница стара, он ей <в жопу> затыкнул вместо хвоста. Попадья стоит в углу, а казак в другом, она и ржет как лошадь, и он ржет, друг дружке настрету и бежат. Достойно зазвонили, а поп у окошечка и слушат; и поп соржал под окошком, а казак и закричал: 

— Батюшко, батюшко, посмотри, что я устроил с твоей матушкой. 

— Что такое? 

— Да посмотри: в седелке и в узде и кропильница <в пизде>. 

Матушка с тех пор полно смеяться. 

(Зап. летом 1907 г. от П. М. Кашина в Неноксе Архангельской губ. (посад на Летнем берегу Белого моря))

Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова. М.: Ладомир, 1996.