Сидел вечером Ванюша с дедушкой, спрашивал у дедушки: отчего медвежьи лапы похожи на наши руки и ноги? Отвечал ему дедушка: «Послушай, Ванюша! Я что сам слыхал от старинных людей, то и тебе скажу. Старинные люди говорили: были медведи такие же люди, как и мы, православные христиане. В одном селе жил-был бобыль. Домишко у него был плохонький, лошаденки у него не было, коровки и в помине нет, дров у него не было. Зима пришла, а в нетопленой избе холодно. Бобыль взял топор и пошел в лес. И попалось ему на глаза заколдованное деревцо Липка. Он стук по ней топором и ну ее рубить. А Липка заговорила по-человечески: «Что хочешь, всего тебе дам. Богатства ли у тебя нет, жены ли у тебя нет — всего тебе дам!». Мужик и говорит: «А хорошо, если б ты, матушка, сделала меня богаче всех мужиков, а то у меня и коровки нет, и лошаденки нет, и домишко плох!». Липка сказала: «Ступай себе домой! Все у тебя будет!». Мужик идет: дом у него новый, заборы бревенчаты, кони такие, что лететь хотят, а хлеба анбары насыпаны. У бобыля недоставало, что жена была нехороша. «Что делать? Дай пойду к матушке Липке!». Взял топор и пошел в лес.
Приходит в лес к Липке и стук ее топором. «Что тебе надо?». — «Матушка Липка! У людей жены как жены, а у меня такая негодная. Сослужи мне службу, дай мне хорошую жену». Липка сказала: «Ступай себе домой!». Бобыль идет: жена его встречает, такая хорошая, кровь с молоком, и полны чуланы всяким добром! Вот стал жить бобыль с молодой женой и думает: «Хорошо нам жить богатым, а все мы под начальством! Нельзя ли как мне быть самому начальником?». Подумал с женой. Пошел опять к заколдованной Липке.
Приходит в лес, стук ее топором. Липка спрашивает: «Что тебе, мужичок, надобно?». — «А вот что, матушка Липка! Хорошо нам жить богатым, а все мы под властью, нельзя ли мне самому быть старостой?». — «Хорошо, ступай домой: все у тебя будет!». Не успел бобыль прийти домой — к бобылю бумага: «Быть бобылю старостой». Привык бобыль жить старостой и думает себе: «Хорошо быть старостой, а все у господина под властью. Нельзя ли быть самому господином?». Подумали с женой, посоветовались, и пошел опять к дереву к Липке.
Приходит и стук ее топором. Деревцо и спрашивает: «Что тебе надо?». — «Спасибо тебе, матушка, за все, а как бы мне перед господином шапки не ломать, самому бы быть господином?». — «Что с тобой делать? Ступай себе домой, будет у тебя все!». Не успел прийти домой, как приехал губернатор, привез от короля бумагу: «Быть ему дворянином». Привольно быть дворянином, начал пиры да банкеты задавать. Хорошо быть дворянином, а все же бесчиновный! Нельзя ли быть чиновным? Подумали, посоветовались, пошел он к Липке, стук ее топором. «Что тебе, мужичок, надо?». — «За все тебе, матушка, спасибо. А нельзя ли мне быть чиновным?». — «Ну, ступай себе домой!». Не успел прийти домой, как приходит королевская бумага: пожалован чинами. Хорошо быть чиновным, а все у губернатора подо властью. Нельзя ли самому быть губернатором? Подумал с женой, пошел в лес к заколдованному деревцу Липке.
Приходит к Липке, стук ее топором. Она и говорит: «Что тебе, мужичок, надо? Чем недоволен?». — «Спасибо тебе, матушка, за все, да нельзя ли как быть мне самому губернатором и иметь богатую вотчину?». — «Трудно это сделать. Да что с тобой делать? Ступай себе домой». Не успел бобыль домой прийти, как пришла бумага: быть бобылю губернаторм, и подарен вотчиной. Привык бобыль жить губернатором, точно отроду мужиком не был. «Хорошо мне жить губернатором, а все у короля подо властью». Подумал, пошел в лес к заколдованному деревцу Липке.
Приходит, стук ее топором. Деревцо спрашивает: «Что тебе надо?». —. «Все хорошо; благодарю тебя за все, да нельзя ли мне быть самому королем?». Липка стала его уговаривать: «Безумный, чего ты просишь? Подумай, что ты был и что стал? Из бобыля стал знатен и все, а царь богом избран». Липка его уговаривала всячески, чтоб он больше не просил, а то все потеряет. Бобыль не отступал, приставал, чтоб она сделала его царем. А Липка ему сказала: «Этого нельзя сделать и не будет, и последнее потеряешь!». А бобыль все приставал. Липка и говорит: «Будь же ты медведем, а жена медведицей!». И стал он медведем, а она медведицей. Вот и пошли медведи.
Внучек и спрашивает: «Дедушка, неужели это правда?». — «Конечно, это басня, чего невозможно, того не желай; от мала будь доволен. Многого пожелаешь, последнее потеряешь».
(Москва)
Великорусские сказки в записях И. А. Худякова. Издательство "Наука". Москва-Ленинград, 1964.