Собрание русских народных заговоров на разные случаи в жизни.
1. Заговор на приобретение неразменного рубля
Должно спеленать черную кошку и в полночь пойдти в баню и сказать:
На тебе ребенка, дай мне безпереводный целковый.
После того должно бросить кошку в баню, выбежать, очертить около себя три круга крестом и положить его в середину с приговором:
Чур!
(Зап. А. Селиванов)
2. Заговор на добрые дела
Трижды читается на молодой месяц:
Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Царь небесный! Усмотрел я, раб Божий, на нынешний день, на теперешний час молодого месяца с золотыми рогами. Дай, Господи, молодому месяцу на добрыя дела золотые рога; дай мне, рабу (имярек), на высокие поступки; соежжались ко младому месяцу баря и бояра, попы и патриархи, старцы и старицы, двоежены и троежены, двоеволосцы и триволосцы и младому месяцу удивлялись: дай, Господи, младому месяцу на добрыя дела золотые рога, и мне рабу (имярек) на добрыя дела золотые рога, — у какого бы новокрещенного не быдо бы в теле сердца на меня, раба (имярек); солетали ко мне, рабу (имярек), с небес тридесять воронов, сносили тридесять воронов тридевять замков, запирали меня, раба (имярек), тридесять воронов за тридевять замков, относили ключи самому Христу, и чтобы тех ключей никому не бирать и меня, раба (имярек), не испорчивать; отныне и до веку и во веки веков, аминь.
(Тяженск. окр. Тоб. г., зап. A. Виноградов)
3. Сон Богородицы
Сон Пресветые и Пречистыя Богородицы приснодевы Марии
Спала во святом граде во Вифлиеме иудейстем, и прииде к ней Господь наш Исус Христос Сын Божий Спаситель мира, и рече ей: Мати моя возлюбленная, Пречистая Богородица, спиши ли ты во светом граде во Вифлиеме иудейстем или что во сне видиши? Рече ему Пречистая Богородица: Сын мой возлюбленнейший, сладкое мое чадо Исус Христос. Спала есми во светом граде во Вифлиеме июдейстем, видела на марте месяцы велми страшен сон, како бы тебя, тебя, Господи, видех у жидов поймана и звязана и при кипарисе распята, руце твои и нозе гвоздием пригвозденна, и тернов венец на главу... Послан сей человек от самого Господа Христа Небеснаго Цара; и сопоровал сим истинный Христос небесный Царь со своими ангелы и архангелы и на соборе. Был син человек, и послал истинный Христос с собору того синяго человека, и сему р(абу) Б(ожию) и(мярек) сей ураз каменен и деревен, и железен, и меден и кто что ему доспел от лешаго или земнаго и воденнаго, от ветра, от вехоря, от солнца и от месяца, от чернеца и от черницы, от еретика, от еретницы, от колдуна и от колдуньи, и о(т) еретиков, и от волков, и от своего помышления. И ты поди, син человек, к сему р(абу) Б(ожию) и(мярек) из жива кров, а крови и сустав, и суставу кость х кости, и жилы, и жилы. И подми Светым своим Духом и наряди его здрава и чиста, ак он родился от своей матери, нов месяца и перекроя и ветха. Во веки веком. Аминь.
(НБУ. Ф. 301. Ед. хр. 455. Конец ХѴII — начало XVIII в.)
4. Средство стать невидимым, заслужить любовь женщин и богатство
Чтоб быть невидиму и от женских персон любиму, найди в весну змею и отсеки от нее голову, и положи в голову три горошинки с пятнышками черными, и зарой в землю. И зарывавши говори сие, и вынимавши тое же говори трижды.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Как сырая земля издает плоды, так бы змеиная голова издавала плоды три цвета: желтой, красной, белой. Для знаку света желъты, для знаку любвии (красны). Приклоняюсь я, раб Божий имрек, к матере сырой земи и беру и(з) змеиной головы раступившияся три цвета: белой, желтой и красной. Как змея мудренея на свете всех животных, так бы я, раб Божий имрек, мудрения всех был на свете людей. 3 белым бы цветом был невидим, с желътым бы был богат и с красным бы был в любвии от женских персон. Сему моему заговору ключь и замок. Аминь.
(ГИМ. С обр. Е. В. Барсова. № 2257. Конец XVIII в.)
5. Заговор от боли и пыток
Заговор от пыточныя казни.
Во имя Отца и Сына и Святаго Д(у)ха. Аминь.
Господи Боже, благослови, отче! Как егда мертвый человек лежит в сыроматерой земле век векущий, не чует, не видит и не имеет в себе и на себе ни щипоты, ни болезни, ни опухоли, так же бы аз, раб божий Петр, ни чул, ни видал ни кнута, ни огня, ни студеныя родничныя воды и никакия пыточныя казни крепкия ни чул, не видял в себе и на себе побоев и всякаго кнута от ременчата, от проволотчата, от веревчата и от тяглaгo древа, от ударения, и от нащепа, и от рощепа, и от облины, и от четвертины, и ожега, и от оконные, от всякия приселины. Во веки веков. Аминь.
Как камень, железо и меть лежат в сыроматерой земле век векущий, ни чуют, ни видят и не имеют в себе и на себе ни удару, ни уразу, ни щипоты, ни болезни, ни ломоты, ни опухоли век повеку, и так же бы яз, раб Божий Петр, ни чул, ни видял ни кнута, ни огня, ни студеные родничные воды и никакия пыточныя казни крепкия, ни чул, ни видял в себе и на себе побоев от всякаго кнута о(т) проволотчата, и от ременчата, и от веревчата, и от всякаго камени, и от всякаго железа, и от всякаго древа дубравнаго ни чул бы и не видял в себе и на себе по всякую пору и по всякой час. Во веки веков. Аминь.
(РГБ. Ф. 218. № 515-11. Начало XIX в.)
6. Замок
И буть мой наговор крепок. Никому бы мой наговор ни отъхаживать, не еретнику, не еретнице, ни колдуну, ни колдуницы, ни заугольному выблитку. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И ныне и присно и во веки веком. Аминь, аминь, аминь.
(НБУ. Ф. 301. Ед. хр. 450. 1810-е гг.)
7. Похвала кресту
Крест хранитель всей вселенной, крест красота церковной, крест царем державом, крест воинам утвержение, крест водам победа, крест християнам упование, крест ангилом слава, крест бесам язва, крест заблуждающим наставник, крест утверждающим тишина, крест неужасен раба, крест мертвам спасения. Аминь, аминь, аминь.
(НБУ. Ф. 301. Ед. хр. 450. 1810-е гг.)
8. Молитва-оберег
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Киньте ключ в море под бел камень алтирь, и како у замка скичи крепки, так и на мне, рабе Божием имрек, крепки были словеса и молитвы. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ныне и присно и во веки веков. Аминь, аминь, аминь.
(РНБ. ОСРК. Q.XVII.218 (Собр. Ф. И. Буслаева, № 97). 1810-1820-е гг.)
9. Заговор от пожара
Хвала пламень угашает, триех юношей песнию огонь потушает. Я хвалю, триех отроков кричу, землю бросаю, огонь потушаю. Молитвами святых триех отроков наших, Боже, благословен еси. Аминь.
Заговор произносится 3 раза, при чем каждый раз в пламя бросается земля.
(Записано во Владимирской губ.)
10. Заговор на разные случаи
Николы ты угодник,
Богородица, Божья мати,
Сохрани моих деточек
От всех напастей,
Всех злых людей,
От лютых зверей,
От грозы, от молнии,
От воды топящей,
От петли висящей,
От пули вострой,
Ножа булатного,
В темных лесах,
В крутых горах,
На черных грязях,
На путях, на дорожечках,
На поездах, на автобусах,
На широких улицах,
На работушке, на гуляночке
Сохрани их Восподь-кормилец,
Моих деточек,
Дай им ума да разума,
Будьте мои слова крепкие и лепкие
Отныне и довеку, аминь, аминь, аминь.
(Зап. в д. Шотогорке Архангельской обл.)
Источники разных заговоров:
1 — Воронежский литературный сборник, 1861 г., I.
2 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
3, 4, 5, 6, 7, 8 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
9 — Свящ. Алексей Соболев. Обряд прощания с землей пред исповедью, заговоры и духовные стихи. Губ. гор. Владимир, 1914.
10 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.