Заговоры на рост растений и хороший урожай

 

Собрание русских народных заговоров на посадку, чтобы растения хорошо росли, при жатве, на урожай и для защиты от птиц.
 

1. Заговор, чтобы растения хорошо росли

Умоюсь я (имярек) в утреннюю зарю утренней росою и очерчу себя безъимянным пальцем и скажу: "Гой еси ты, заря утренняя, и  ты, заря вечерняя, пади ты на мою рожь и проч., дабы она росла как лес высока, как дуб толста". Будьте, мои слова, и проч.

(Южн. Сибирь, зап. Г. Гуляев)
 

2. Заговор для хорошего роста растений

Встану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду помолясь из избы в двери, из дверей в вороты, в чистое поле, прямо на восток, и скажу: «Гой еси солнце жаркое, не пали и не пожигай ты овощь и хлеб мой (имярек), а жги и пали куколь и полынь-траву». Будьте, мои слова, крепки и лепки.

(Южн. Сибирь, зап. Г. Гуляев)
 

3. Заговор на хороший урожай озими

В день Вознесения Христова, дети срубают молодую березу и, принесши в поле, где посеяна рожь, утверждают ее в полосе, а сами начинают кататься по молодой озими, крича:

Рожь к овину, а метла (трава) к лесу.

После катанья тут же дети съедают принесенную с собою яичницу.

(Приход Станиловский на Сити, Моложск. у., Яросл. г., зап. А. Преображенский)

 

4. Заговор, чтоб репа не уродилась

Репа медна, земля железна, родится мышиный хвостик.

(Зап. М. Кривошапкин)

 

5. Заговор при жатве

При наступлении ржаной жатвы, каждая женщина, яеляющаяся в первый раз с серпом на полосу, сжинает первую горсть ржи и делает из неё себе пояс и, опоясовшись им гворит:

Как матушка рожь стала год, да не устала, так моя спинушка жать бы не устала.

После третьего нажатого снопа жнея снимает пояс, по окончании ржаной жатвы, после обеда или ужина, бабы жнеи катаются по жниве, говоря:

Жнива, ты, жнива, подай мою силу на овсяную жниву!

Когда кончается овсяная жатва, и на одном загоне (части полосы) остается немного овса, то все рабочие одной семьи или их наемные работники, сделав из себя круг, поджинают достальной овес со всех сторон и в самом центре обжатого таким образом круга оставляют на полосы около горсти овса несжатою, говоря к ней:

Флор да Лавер, приходите коня кормить.

Один сноп овса уносится с полосы в деревню и ставится в передний угол избы, а после обеда или ужина, смотря по окончанию жатвы, этим снопом выгоняют мух из избы, говоря:

Мухи, вы, мухи, ступайте вы вон; мы работу свою кончили, простору нам давайте и волю.

Тем же снопом, в день Покрова Богородицы, кормят лошадей, коров, овец и других домашних животных, дабы оне лучше ели весь приготовленный для них на зиму корм.

(Кадник. у., Волог. г., зап. Е. Кичин)
 

6. Жатвенный заговор

По окончании ржаной жатвы, жнеи ложатся на жатву, на полосе и несколько раз перекатываются на ней, говоря:

Жнива, ты, жнива,
Дай ко мне силы,
На овсяную жниву.

Перекатыванье избегают делать при посторонних.

При «сожинках» овса жнецы и жнеи оставляют в одном месте на полосе несколько волотей не сжатыми и говорят к ним:

Флор да Лавер,
Приходите коня кормить.

или же:

Илье пророку бородка!

(Волог. и Кадник. уу.)
 

7. Заговор при конце молотьбы

При конце молотьбы, что называется «овин-имянинник», хозяин овина угощает помогавших ему пирогами, которые предлагаются гостям на последней настилке, и при том приговаривает:

Дай Бог овину в мире стоять!

(Дмитровск. у., зап. Волков)
 

8. Заговор ко льну

Когда осенью лен выстилается крестьянками для улежания на лугах, каждая из них говорит к своему льну:

Улежи-ко, мой ленок,
Белой да мягкой,
Вы китову жилу,
Вы комарову кость.
He бойся ни ветру, ни вихорю,
Ни частого дождичка,
Ни красного солнышка.

(Кадник. у.)
 

9. Заговор о хмелю, како хмель водити

Трех хмельников чужих взяти корения тайно да покинути по яйцу на место, да идти домой, а идучи домой, не оглядыватися назад; а где метати хмельник, и ты очерти трижды то место (и на старой свой хмельик и ты), топором, или косою очерти и, мечучи корение у черты говори то:

Ярый хмель, тебе от меня отходу нет, никто тебя не украдет или изблудит, или кто портит, или поган кто над тобою что нарядит, или сам кому корения или хмелю дам, — a то тебе от меня однако отходу (от меня) нет, нигде ни к кому, а тое черты тобе пути нет.

Да стоя на западной стороне хмельника на черте, на восток лицеем, через хмельник зря, начертати на крест, стоя внутри хмельника, тем же, чем и ту черту чертил да пошел; в посолонь лицем, по той по одной черте; да став на черте к полунощи хребтом, а на полдень лицем да став, начертити крест потому же, да среди креста, на обеих местех мечет корение, а наговорити что:

Тебе от меня отходу нет.

(Из Лечебника ХVІІ в., Синодальной библ., № 481, л. 124 об. — 125 об., извл. Ф. Буслаев)
 

10. Средство, чтобы не подмерзли яблони

Корень семеричной скрести и смешат(ь) с пресным медом да с мукою пшеничною, морить мыше(й), а с молоком смешав, морить мухи, то б яблоного цвету мороз не бил и всякого цвету, и ты напиши на кореню древа:

Станем добре, станем со страхом.

(РГБ. Ф. 310 (Собр. В.М.Ундольского). № 696. 1670-е гг.)
 

11. Средство сохранить фрукты на деревьях

Аще древо зелено овощ ронить, напиши на кореню:

Станем добре, станем со страхом.

(РГБ. Ф. 310 (Собр. В.М.Ундольского). № 696. 1670-е гг.)
 

12. Заговор на посев поля

Стану я, раб Божей, благословяся, пойду перехрестяса, пойду в чистое поле. Благослови жа меня, истинной Христос, семен засеет(ь). Паслал ко мне истинной Христос Михаила архан(ь)ела со аньелы и со апосталы. Пошли жа мне, *Господи, истинной Христос, на жадныя души, на родителей, дай, Господи, добрым людем на похвалу, худым на зовидесть. Вам, Христовы птицы, хорты, собину сию свою вам, а моей собине не топчите, ни толачите. Сею вам в темные лесы, на луги зеленые, и вы свою собину топчите и толочите, а на меня, раба Божья, лиха не думайте и на мой на милой живот, а я на вас, птицы Христовы, лиха не думаю.

(РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688-1689 гг.)
 

13. От птиц на хлебах (на пашне)

Сороки и вро́ны и черные во́роны и галицы черныя! летаете по читому полю и облетаете храм Божий и не видите в храме Божием пред Батюшкой Спасом и пред Матушкой Богородицей неугасимыя воску ярова свечи — так бы вам летать и не видать моей пшеницы белояровой. Язык мой — ключ, уста — замок. Аминь.
 

14. Заговор от усталости тела на жатве

Первым снопом, как сожнут, заговаривали спину, брали три колоска и приговаривали:

Как эти колоски гнутся,
Так чтоб и у рабы Божьей Марьи
Спинка гнулась, сгибалась.
Ни в какое время, ни в какую пору,
Ни в утреннюю, ни в вечернюю пору.
Не болела никогда.

(Зап. в д. Ноколе)
 

15. Заговор от усталости тела на покосе и жатве

Когда жать пойдешь первый раз, зажиналися. Полосу выжнешь, спина-то заболит, ведь серпом жали-то. Ведь надо серпом было, спина-то болит. Ну и как подойдешь к полосе и говоришь:

Полосонька-край,
Проскачи, как серый зай.
Пришла жнеюшка ходкая,
Принесла серпики вострые,
Будет жать-пожинать,
Ко леску в крайчик прижинать.

Заговаривают, к полосе когда подходишь.

(Зап. в д. Калитино)
 

16. Заговор от усталости тела на покосе и жатве

Когда дожнешь уже поле-то, так:

Поле, полюшко, ржаная жнивушка,
Отдай мою силушку,
Тебе спать да лежать,
А мне дальше бежать.

Жниве-то много же впереди.

(Зап. в д. Калитино)
 

17. Отказывать воронов

Чтобы они на сенокосе не съели хлеба, на огородах — посаженных семян овощей и наваги, оставленной на открытом месте, и т<ому> под<обное>, с этою целью берут в руки палку и обходят с нею вокруг заговариваемого, при этом палку тащат руками сзади себя; обходят таким образом три раза и палку втыкают на место.

Чертова мать Татьяна, есть у тебя тридевять воронов-вороновичев, грохотов-грохотовичев; ты обери этих тридевять воронов-вороновичев, грохотов-грохотовичев. Я не могу их не кормить, не поить и не спать уложить.

(Беломорский р-н, Карелия)
 

Источники заговоров га рост растений и хороший урожай:

1, 2 — Библеотека для Чтения, 1848 г., т. ХС.
3 — Этнографический сборник, I.
4 — Енисейский Округ, I.
5 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
6, 8 — Вологодские губернские ведомости, 1863 г.
7 — Московск. губ. вед. 1851 г.
9 — Ф. Буслаев, Речь о народной поэзии в древнерусской литературе, приложение.
10, 11, 12 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
13 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.
14-16 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
17 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.