1. Правила пастуху
a) Во имя Отца и Сына и Святого Духа аминь. Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий помози мне р. б. Н. и постави, Господи около моего скота, милого моего живота, Власьева рода, кругом со всех четырех сторон, черного и белого, и красного, и пестрого, и бурого и седатого, рогатого и комолого, железный тын от земли и до неба, от неба и до земли. И обыди ты, Господи, около того тына железного еще реку огненную от востока и до запада, от запада, от запада и до севера, от севера и до лета, и со всех четырех сторон, от земли и до небеси, от небеси и до земли. Кабы не приходил серый волк и сера волчица, и рыскуша и лютой зверь и люта волчица, и лютая черная медведица. Кабы не обходили всякия звери милого моего живота, Власьева рода, всякого, черного и белого, и красного и седатого, и черемного, рогатого, комолого, быков, коров и телят, и подтелков. И не вредили бы зубом и ногтем, и ничем его не враждал, по всякой час, и по всякой день, и по всякую нощь, вовеки веков, аминь.
(Доставил Н. А. Иванов из Пинежскаго уезда)
b) Истинный Христос Царь Небесный и Пресвятая Богородица, Георгий страстотерпец, милостив буди до меня до грешного р. б. Н. и сохрани и соблюди ты, Господи, по всякой чась милого моего живота, Власьева рода, и белого, и пестрого, черного, и черемного, рогатого и комолого, седастого и бурого, быков и коров, телят и подтелков, и всего моего скота, и сохрани, и соблюди во всяком месте, где он ходит и спит или стоит; — и кажись он милый мой живот, крестьянский скот, Власьева рода, лютому черному зверю и лютыя черныя медведицы, и серому рыскучему волку и серой рыскуночной волчицы, рыси и росомахи, и всяким зверям кажися: при водах — водою, при дворах — воротми, при огородах — огородом, при людях — людьми, при щепе — щепою, при песках — песком, при пеньи — пеньем, при колодье — колодьем, при коренье — кореньем, при листу — листом, при пещерах — пищерами, кажись мой милый живот, Власьев род, в день, в нощь, по всякой час, и по всякой день, и по всякую нощь: в день под солнцем, а в нощь под месяцем и под частыми звездами, под всем воздухом Господним во веки веков, аминь.
(Доставил Н. А. Иванов из Пинежскаго уезда)
c) Господи Боже, благослови, р. б. Н. Есть на сем белом вольном свете, Боже Творец, мурашев сотворил еси. Как они расходятся по чистому полю и по дремучим лесам, на все на четыре стороны, а в ночи собираются в свое мурашево и во свое жилище, безпопятно, и безотворотно, к своему царю муравью; також со всех четырех сторон сбирался бы, и стекался бы, и сходился бы и мой милый живот, крестьянский скот, Власьев род, безотпятно и безотворотно, по всякой вечер в дом бы свой ночевать радели и приходили. Как стекаются и сбегаются воды со всех четырех сторон и реки ко славному морю-акиану безотпятно и безотворотно, также бы мой милый живот, крестьянский скот, Власьев род, радели и приходили в домы бы свои, во веки веком, по всякой день и по всякой час, и по всякой вечер безотпятно и безотворотно. Как всякая живущая скотина не может жить без травы и без воды никакого дня, так бы мой милый живот, крестьянской скот, Власьев род, не могли жить дружка без дружки, по всякой час и не могли бы ночевать в чистом поле и во дремучих лесах.
Говорить три раза перед образом Господним, шерсти имать от всякой скотины измежу рогов, ту шерсть закатать в воск, и с воском наговорным ходить кругом скота, да с образом Господним, или Егорием ходить около скота. Как обойдешь скота, скот выпусти из дверей скрозь замок, да скрозь огнь, да скрозь воск. Наговорный воск положи на сторону, а замок полож на другую сторону ворот, ключ спусти в воду.
(Доставил Н. А. Иванов из Пинежскаго уезда)
2. Отпуск пастуха скот пасти
Господи, Боже, благослови! во имя О. и С. и св. Д. Стану я, раб Божий (имярек), благословесь, и пойду перекрестесь, из избы дверми, из двора воротами, путем и дорогою, в чистое поле, под восточную сторону, и стану я р. Б. (им.) на земь, на восток лицем, на запад хребтом, покроюся я р. Б. и небесными облаками и всеми облаки, подпояшуся поясом, умываюся росою, утираюся зорею, помолюся я р. Б. им. Господу Богу Нашему, Иисусу Христу, Сыну Божию, и Пречистой Матери Божией, Богородицы и Приснодевы Марии, Апостолам, Архангелом и всем небесным силам, Иоанну Крестителю, Михаилу архангелу, архистратигу Гавриилу, Петру и Павлу верховным апостолам, Иоанну Богослову, Андрею первозванному, Луки, Филиппу святителю Христову, Василию великому, Николы, святителю Власию, святому Георгию страстотерпцу Христову; ты, Господи, сотворил небо и землю и славное святое окиан-море; ты, Господи, сотворил прадеда нам Адама и Еву, и ты, Господи, сотворил по прадеде нашем Адаме и Еве и нас грешных людей, и меня р. Б. им., и емлю я р. Б. себе скот на руки, милой мой, любимой крестьянский живот, всякую живущую домошерстную скотину (помянуть всякую шерсть), комолого и рогатого, быков холостых, быков-порозов, и малых телков и подтелков.
Помолюся я р. Б. им. Господу Богу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию, и Пречистой Его матери Божией Богородицы и Приснодевы Марии, Ангелом, Архангелом, и всем небесным силом, Иоанну Крестителю, Михаилу Архангелу, Архистратигу Гавриилу, Петру и Павлу верховным Апостолом, Иоанну Богослову, Андрею Первозванному, Луки Евангелисту, Филиппу апостолу Христову, Василию великому, Николы святителю Христову, Власию, святому Георгию, страстотерпцем Христовым. Постави, Господи, около меня р. Б. и. и около скотины моей и около стада моего, милого, любимого кретьянского живота и около всякия живущия домошерстныя скотины, комолого и рогатого, около быков холостых и около быков-порозов, и около малых телков и подтелков (помянуть шерсть), медной и булатной тын, стену каменну со всех четырех сторон, от земли и донеба, от востока до запада, за тридцать за три версты, за тридцать сажен, глубина в землю на тридцать локот на три локтя, от черного зверя широколапого, от насылошного, и от напущенного, от опрокиденя, от переходящего пакостника, волка рыскучего и волчиц, и от всякия змии и скорпии, и от всякого злого и лихого человека, чтоб не ходил в моей поскотине черной зверь широколапый, и опрокидень, и насылошной, и перехожий пакостник, волк рыскучий и волчица, и всякая змия и скорпия, и всякой злой и лихой человек в день и в нощь и по всякой час, в утро рано и в вечер поздо, от ныне и во веки веков. И вы запирайте и замыкайте тридевять булатные ворота тридевятью булатными замками, замыкайте и заваливайте пеньем и колодием и выскидием и белым каменем, землею матерою, от черного зверя широколапого и от насылошного, и от опрокиденя и перехожего пакостника, волка рыскучего и волчицы, и от всякой змии и скорпии, и от всякого злого и лихого человека, и чтоб не ходит в моей поскотине черному зверю широколапому, насылошному и опрокиденю и прохожему пакостнику, волку рыскучему и волчицы, и всякой змии и скорпии, и всякому злому и лихому человеку, в день и в нощь, и по всякой час, по утру рано, и в вечер поздо, от ныне и вовеки веков. И емлю я р. Б. им. тридевять булатиные замки, запираюся и замыкаюся тридевятью булатными ключами, булатные ворота, от черного зверя широколапого, от насылошного, и от опрокиденя, от перехожего, и от пакостника волка рыскучего и волчицы, и от всякой змии и скорпии, и от всякого злого и лихого человека, чтоб не ходит в мою поскотину черному зверю широколапому, и насылошному, и опрокиденю, и перехожему пакостнику, волку рыскучему и волчице, и всякой змии и скорпии, и всякому злому и лихому человеку, в день и в нощь и во всякой час, утра рано и в вечер поздо, отныне и вовеки веков. И емлю я р. Б. им. тридевять булатные ключи, и отношу я р. Б. им. к синему морю и окияну: стоит в синем окиан-море белый камень латырь, что есть под тем белым каменем латырем, стоит свежа рыба щука, очи бисерны, зубы железны, и выходит та свежа щука рыба из синяго окияна моря из под белаго латыря каменя ко мне р. им., и принимает та свежа рыба щука у меня р. Б. им. тридевять булатные ключи, и поядает, и исходит, и приносит в синее акиан-море под латырь камень, и как той свежей рыбы щуки не бывать из синего акияна моря из под белаго латыря каменя с тридевятью булатными ключами, и тако б не бывать и не живать в моей поскотине черному зверю широколапому, насылошному, и опрокиденю, и перехожему пакостнику волку рыскучему и волчицы и всякой змии и скорпии, всякому злому и лихому человеку в день и в нощь, по всякой час, утра рано, в вечер поздно, отныне и вовеки веков.
Господи Боже благослови Отче. Во имя О. и С. св. Д. Стану я р. Б. благословесь и пойду перекрестесь, из избы дверьми, из двора воротами, путем и дорогою в чистое поле под восточную сторону, и есть под восточной стороной, стоит лествица златая от земли до небеси, степени у ней серебряны, исходит той лествицей с небеси сама Мати Божия, Пречистая Богородица. Она глаголет со Архангелы и со всею небесною силою ко мне р. Б. им. на пособь и на помощь, ограждает она Пречистая Богородица меня р. Б. им. своею нетленною ризою, и на путь провождает со своим скотом, с милым любимым крестьянским животом, со всею живущею домошерстною скотиною (помянуть всякую шерсть), с комолыми и с рогатыми, с быки холосты, с быки порозы, с малыми телки и подтелки; укрывает она Пречистая Богородица, Мати Божия меня р. б. им. и мой скот милой, любимой кретьянской живот, всякую живущую домошерстную скотину (помянуть всякую шерсть) комолою и рогатою, с быки холосты, с быки порози, с малыми телки и подтелки; укрывает своей нетленною ризою — небом и землею матерью, от черного зверя широколапого, и от насылошного, и от опрокиденя, от перехожего пакостника, волка рыскучего и волчицы, и от всякого злого и лихого человека, в день и в нощь и по всякой час, по утру рано и в вечеру поздо, отныне и вовеки веков. И как ходит дух Божий тетерь по земли, и поломает пение, колодия, и выскидие, и всякое суховерное дерево ло́мит на земли, и тако бы ломало моего друга и недруга, и супостата моего и кто на меня, р. Б. им., подумает зло и лихо порчею и пыточею, отныне и во веки веков.
Святии Господие, Петр и Павел, верховние апостоли, снидите ко мне р. б. и. на помощь и на пособь, оградите меня р. б. и. своею нетленною ризою, и на путь проводите с моим скотом, милым любимым крестьянским животом, со всякою живущею домашнею скотиною (помянуть всякую шерсть) с быки холосты, с быки порозы, с малыми телки и подтелки. Проведите около меня р. б. и. и около поскотины моей и около скота моего всякой живущей домошерстной скотины (помянуть всякую шерсть), комолого и рогатого, быков холостых, быков порозов, с малыми телки и подтелки, и вы проведите огненную реку от востока до запада, от лета до севера, со всех четырех сторон, от черного зверя, широколапого и от насылошного, и от опрокиденя, и от перехожего, и пакостника волка рыскучего и волчицы, и всякой змии и скорпии, и от всякого злого лихого человека, чтоб не ходил в мою поскотину черный зверь широколапый, и опрокидень, и перехожей пакостник, волк рыскучий и волчица, и всякая змия и скорпия, и всякой злой и лихой человек, всегда ныне и присно, и во веки веков, аминь.
И сколь жарко и ярко горят огни горящие, палящие, и не погасающие, так жарко и ярко горело бы у всякой скотины поскотинно сердце, так же и ко мне р. б. и., где услышат глас мой, сошли бы на глас сей и гортань мою, и на трубу мою, по утру рано и в вечер поздно, по всяк день и по всяк час, всегда, ныне и присно, и вовеки веков; аминь.
Указ: Ходить кругом скота, волочить топор, а наговаривать на воск, а воск прилепить к ножу, и как станешь читать, расклади огонь и положи в заворницах на правую сторону ножик, а на левую камешок, и замок на правую сторону, а на левую душку, и по прочтении отпуска воск разнять на двое, и огонь положить по сторонам, и скота провести под образ Богородицы, и когда скот войдет весь, тогда взять замок, камень и воск, сложить в одно место, и сокрыть в тайном месте, а замок в ручей и камешки в ручей же.
(Зап. священник Дьячков в с. Лямце, Онежского уезда)
3. Заговор, чтоб уберечь скот от порчи и диких зверей
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Встану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, одеваюсь светом, опояшусь светлою ризою, покроюсь облаками, обложусь частыми звездами, аки сельными стрелами; вступлю я, раб Божий (имярек), в архангельский след и пойду в чистое поле, отцем и матерью благословен и прощен, и стану я, раб Божий (имярек), в чистое поле на восток лицом, а на запад хребтом; отрекаюсь я, раб, от сатаны диавола и предаюсь к вышнему Творцу, к самому Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию, который сотворил небо и землю, луну и звезды, скоты, звери, рыбы и птицы; предаюсь я, раб Божий (имярек), со своим скотом, крестьянским животом, коровами рогатыми и комлатыми, подтелками большими и малыми телятами, тяглых коней и кобыл трехлетков, двулетков и однолетков, овец и баранов и малых ягнят и всего скота, милого крестьянского живота, на все красное лето, от срока до срока, до белого снегу — с красными и белыми шерстями, бурыми, серыми и пестрыми шерстями, двоекопытными и однокопытными, на сохранение, на сбережение и вместо на солучение, ко двору на прихождение крестьянскому скоту, милому животу, двоекопытному коровьему и овечьему, однокопытному конному. Подаждь, Господи, на здравие легкость, Божию милость на плод и живот скоту! Умоляю Тебя, истинный Христос, Сын Божий, всемилосердый Боже, и Матерь Пресвятая Богородица, и святый архангел Михаил, грозный воевода небесных сил, святый Георгий Храбрый, и святые угодники Коссма и Дамиян, Николай чудотворец, Власий, епископ Медостий Иерусалимский, Фрол и Лавр, Меркулий Смоленский, Аверкий Иерапольский, и святые евангелисты Матвей, Иоанн, Лука и Марко, и святые угодники Антоний и Федосий, киевские чудотворцы, херувимы и серафимы и вся небесныя силы! Умоляю вас, научите меня, раба Божия (имярек), пастуха ограды и обороны ставить кругом своего стада, крестьянского скота, милого живота разной шерсти двоекопытого и однокопытого, вместо на солучение, ко двору на прихождение. От черного зверя медведя и медведицы, от широколапого от зверя насланного и жирового и от муравейника; от насланного серого волка, волчицы и щенят их и от одношерстного бурого зверя, от рыси и от рысихи; от урока, от призору человеческого худого глаза, от ползучего змия и от нечистыя силы злого духа, от ветра падеры, от вихра, от наносныя падучия заразныя болезни, от лесного и водяного, беса и бесихи и полевого злого духа и подстрела, от еретика и еретицы, от колдуна и колдуньи, от вещуна и вещуницы, от портежника и портежницы, от лихого глазу и лихия думы злого человека и всякия лесныя и земныя скверны; от чернеца и черницы, от ломника и ломницы от бельца и бельницы от попа и попадьи худого глазу, от диякона и дияконицы, от диячка и диячихи, от пономаря и пономарихи, от просвирни, от девки-простоволоски, от жены-белоголовки, и черноголовки, и пустоволоски и русоголовки, от мужика-блудника и жены-блудницы, от однозуба, двоезуба и троезуба человека, со стороны скота видящего и вслед идущего, от встречного и мимоидущего худого глаза человека закрой и защити, Господи, раба Божия (имярек), пастуха, и мое счетное стадо коровье, конное и овечье милостию Божиею и архангелом Михаилом и Храбрым Георгием. И сими молитвами и словами ограду ставлю. И как в синем мори синий камень, Оран-камень в Ариянском мори, Океян-камень в Океянском мори крепки не ломаются и не крошатся, так крепок сей обыход и заговор моему скоту, крестьянскому животу — кругом всего стада — коровьему, конному и овечьему в место на солучение, ко двору на прихождение подаждь, Господи, на здравие и легкость, на плод и живот скоту. И кто на меня, раба Божия (имярек), пастуха, и на мое счетное стадо, на крестьянский скот худым делом и мыслями, тому человеку прежде оббежать бегом и без отдыху к синему морю и выпить всю воду досуха и пожрать весь песок, а камень большой проглотить. Еще же таким еретикам и колдунам прилепись, змей, к языкам их и высаси кровь из языка колдуна. И кто на мое счетное стадо, на крестьянской скот, милой живот, коров, коней и овец подумает злое дело, тому колдуну очи во лбу, зубы во рту вылопнули; или худое чие око завидит или ухо заслышит, тому человеку оббежать кругом Чермного моря. И есть зеленой огонь в море, всем огням царь, жжет и палит отпадшую нечистую силу дияволов, еретиков и колдунов и всех людей; так бы их от моего стада скота жгло и палило. И пошли, Господи, всемогущий Боже Царю, Царю небесный, Иисусе Христе, на помощь рабу своему, пастуху (имярек), архангела Михаила, грозного воеводу небесных сил, и святого Георгия Победоносца на защищение и спасение меня, раба Божия и крестьянского скота, милого живота. И как стекаются реки во Океян-море с высоких гор, с дремучих лесов, болотов, поточных мест, из земель и из сенных покосов, — чтобы так приходил мой крестьянской скот, коровье стадо конное и овечье, со всех сторон с малыми к большими сами из леса, из дубравы, из зеленых лугов и с чистых полей, с любимой пасотины все ко дворам на мой голос, когда заиграю в трубу или в рог, также и на мой свист все выходили воедино к своим дворам и мшоным хлевам. И как сходится народ Божий крещенный по колокольному звону к служению и пению божественному к отцу духовному, и радеют слушать Слово Божие, Господа нашего Иисуса Христа, Царя небесного, душею и сердцем; так бы радело и приходило мое счетное стадо коровье, конное и овечье на мой голос и трубу сами из толкучих гор, и с дремучих лесов, со мхов и болотов поточных, и с пахотных земель, и с сенных покосов, от рек и озер, и маленьких ручьев, и от моря. Заговариваю я, раб Божий (имярек), сими словами, и святых угодников на помощь призываю и умоляю их. И как крепка и неподвижна стоит Фавор-гора на месте и Вертеп-гора, где Христос Господь наш, Иисус Христос родился, так сии заговоры и обыходы мои крепки и никем не могут быть нарушимы; кругом моего стада крестьянского скота, милого живота на сохранение и вместо на солучение подай, Господь, легкость, здравие и милость. И сколь крепко во святом граде Иерусалиме гроб Господень стоитъ на воздусе и держится Духом Святым, столь бы крепко мое счетное стадо коровье, конное и овечье держалось бы всего моего обыхода и заговора во все красное лето до белого снегу. И как же во святом граде Иерусалиме гроб Господень на земли не бывает, так бы у моего стада коровьего, конного и овечьего черному зверю медведю и медведицы и щенятам их не бывать волку и волчицы, насланных от лихого человека не бывать, и никому урону и звериной шерсти и никакой порчи и слыхом не слыхать, и расходу от меня отныне и до века не бывать. Еще помолюсь я, раб Божий (имярек), пастух, о своем счетном стаде коровьем, конном и овечьем в место на солучение, ко дворам на прихождение всевыщнему Творцу, Господу нашему Иисусу Христу, который сотворил небо и землю и первого человека, праотца нашего Адама и Евву, и меня, раба Божия (имярек), на свет пустил. И принимаю я на свои руки Твоего создания, Господи Боже всемогущий, скотов, крестьянских животов, возлюбленное стадо коровье, конное и овечье всякой разной шерсти и разных копытов на свои руки во все лето до белого снегу. Истинный Христос Сын Божий и Царица небесная, Мати Пресвятая Богородида! Соблюдите и сохраните мое счетное стадо, по долям ходячи, по зеленым лугам, по болотам, по скалам, около больших рек и ручьев, озер и додле морей, от дубравного зверя медведя и медведицы и щенят их, от волка и волчицы и щенят их, от насланного волка, от лихого человека, от харкунов и харкуньи и щенят их от падежа и наносныя заразы, от ветра падеры, от глаза и призору лихого человека. И пошли, всемогущий Боже, Царю небесный, Иисусе Христе, на помощъ рабу Твоему (имярек) пастуху, архангела Михаила, грозного небесного воеводу, и святого великомученика Георгия Победоносца на проклятие нечистого диявольского действия с пламенным копием, на сохранение счетного моего стада, крестьянского скота, милого живота. И святых угодников Кузьму и Дамияна, Николая чудотворца, Власия епископа, Медоста Иерусалимского, Фрола и Лавра, Меркулия Смоленского, Аверкия Иерапольского, Антония и Федосия киевских угодников, и святых четырех евангелистов Матвея, Иоанна, Луку и Марка Богусловов, и двенадцать апостолов, херувимов и серафимов и вся небесныя Силы умоляю: поставьте на злых духов диявольских, колдунов и колдуньев железный тын, вереи булатныя, ворота медные от земли на триста локтей до неба, от востока до запада, от лета до зимнего времени, от севера до юга во все красное лето по земли на двадцатъ поприщ, и замкните тридевять замками, и отдайте ключи святым апостолам Петру и Павлу в седьмое небо. О Владычице, Царица небесная. Пресвятая Богородице, Дево Мария! Закрой и защити своею нетленною ризою мене, раба Твоего (имярек), пастуха, и мое счетное стадо коровье, конное и овечье! И когда мой скот будет ходить по чистым полям и зеленым лугам, по горам, или дубравам и лесам, при реках, ручьях и озерах, в таких случаях иногда прибежит насланный волк от лихого человека или жировой медведь, или медведица, или жировой волк в мое счетное стадо, — то казался бы мой скот зверю медведю и волку при траве травой, при ручье ручьем, при реке рекой, при болоте болотом, при лесе лесом, при пне пнем, при колодье колодьем, при камени камнем, и всякому зверю и нечистому духу огнем и горьким дымом. A колдуну и колдуиьям огонь поесть и дымом запить, и бежать от моего скота, крестьянского живота, в тартарары, в бездну. Завидующему и худым глазом заглядающему, или подумает лихой человек какое злое дело и худыя мысли на мое стадо, — то пошлет архангел Михаил громовую стрелу в глаза и в белое тело и в язык, колдуну и колдуньи в черную кровь, голову и кости, за волшебныя дела и мысли поразит архангел Михаил во все жилы огненными стрелами. А мне, рабу Божию (имярек), пастуху, подаждь, Господи, Царю небесный, Иисусе Христе, Матерь Пресвятая Богородица, Царица небесная, и моему счетному стаду, крестьянскому скоту, милому животу, здоровье и легкость на плод и живот скоту двоекопытому и однокопытому. Все же сии обыходы и заговоры скотам ключ и замок: Саваоф Бог закрывает и замыкает ризою нетленною мое счетное стадо коровье, конное и овечье. Святый предтеча Господень Иоанне Крестителю! Загради крестом животворящим меня, раба Божия (имярек), пастуха, и мое счетное стадо! О, всемилостивая Госпоже Царица небесная Пресвятая Богородица и святый славный пророче и предтеча крестителю Спасов Иоанне! Как нам, многогрешным рабам Вашим, седьмого неба не видать, так бы злому духу и нечистому проклятому дияволу, насланному зверю, лихому человеку, колдуну и колдуньи в моем счетном стаде не бывать и не портить и никакою язвою не вредить отныне и до века аминь. Господи Боже, благослови! И еще помолюсь я, раб Божий, архангелу Михаилу и архистратигу Гавриилу, верховным апостолам Петру и Павлу, Николаю чудотворцу, великомученику Георгию Победоносцу, Власию епископу Севвастийскому и самому Господу Иисусу Христу и Животворящей Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, и Матере Пресвятой Богородице, и святому пророку Иоанну предтечи, и святому Илии пророку, и вселенским чудотворцам Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоустому, и священномученику Клименту, папы Римскому, Петру Александрийскому, новгородским чудотворцем Антонию Римскому, Праскевы, нареченной Пятницы, Варлаамию Хутынскому, Александре и Михайле Невским, и святым великомученицам Варваре Киевской и Екатерине на Синайской горе… Еще помолюсь я, раб Божий (имярек), Коссме и Дамияну, Фролу и Лавру, Алексею, человеку Божию, Ануфрию великомученику и архидиякону Стефану первомученику, Петру Афонскому и Зосиму и Савватию Соловецким чудотворцем… Еще помолюсь я, раб Божий, Сергию Радонежскому, чудотворцу Живоначальныя Троицы, и преподобному Ниле Столобенскому чудотворцу, Кириле Белозерскому и Кириле Новгородскому чудотворцу, и Ангелу-хранителю своему на всякий день и на всякий час, и всех угодников умоляю и милости прошу за мой живот и крестьянский скот, угодника Власия род, — во всяком месте, при темном лесе, при топучем болоте, по зеленым лугам ходячи, по своей пасотине, по борам и по горам, по вертепам и пашенным землям, при быстрых реках и озерах, и от синего моря, по чистому полю ходячи, во всякий день и во всякий час! Встану я, раб Божий, благословясь и ко всемогущему Творцу помолясь, и пойду от своих домов жировых со своим скотом, крестьянским животом от своих атоман и (а)томаниц, от своих хозяев и хозяек, на зеленую траву, по своей любимой пасотины, с хозяйских дворов; пошёл мой скот путем-дорогою в чистое поле, чередой, малыя за большими, ладом, друг на друга не злобясь и не сердясь, во всякой час мирно зеленую траву есть, речную и ключевую воду пить и никуда далече от меня не отходить, раба Божия, пастуха (имярек), и куда я назначу место. А посему умоляю Господа и Матерь Его Пресвятую Богородицу, — во всякой день и во всякой час, днем по солнцу, в ночи по месяцу, на молоду месяце, на перекрою и на исходе месяца, по зорям утрённим и вечерним и по временным пятницам, защити и помилуй, архангел Михаил, своим огненным копием от злого нечистого духа, от колдуна и колдуньи, лихого человека худого глазу и призору. И когда стану я, раб Божий (имярек), пастух, на суженое место, и когда придет время солнца к западу, и затрублю в свою трубу или в рог заиграю, тогда бы на голос трубы мой скот, Власъев род, со всех сторон, из дубрав, лесов, ручьев и с чистого поля, ко мне коровы, кони, телки, подтелки, теляты, овцы и ягняты все скоплялись, и шли бы к своим дворам ладом, мирно, не злобясь и дружка на дружку не сердясь, к своим хозяевам и хозяйкам и в крытых хлевах ночевать мирно, и там мой скот, крестьянской живот, дождем не мочило и ветром не дуло на мою скотину. И от сих моих слов и обходу — замок, Евангельская печать. И как народ Божий крещенный слушает церковного звону к божественной службы, так бы мой скот, милый крестьянский живот, слушали бы моего всего обыходу и заговору всегда и на всякий час. Аминь. Господи Боже, благослови, Отче, Святый Владыко, отпуск сей божественный! И благослови тако возлюбленное сие стадо рогатое и комлатое, быков холостых и порозов, коров, подтелков, тяглых коней и кобыл, малых телят, овцы и бараны и малые ягняты; ходили бы друг по дружке, слухом по слушке слушали бы одна другого голоса и меня, пастуха, раба Божия (имярек), слушали бы трубного голоса или рогового, мною играючи и бежали бы на мой голос безотлучно со всех сторон на назначенное мною место и к своим домам. Да будут вам сии слова, каждой скотины замок и Евангельская печать до надобного время, с весны до осени и до белого снегу! Выйду же я, раб Божий, в чистое поле, стану на восток солнца лицом, на запад хребтом, и помолюсъ самому Господу нашему Иисусу Христу, Царю небесному и Пресвятой Владычицы Богородицы, и Михаилу архангелу со всею небесною силою, и великомученику Георгию Победоносцу, и прокляну сатану и все его нечистые духи, и колдунов и еретиков! И на помощь святителем Николаем чудотворцем и святым Власием и Илиею пророком, и Медестом патриархом сам Господь посылает архангела Михаила, грозного воеводу, со огненным оружием, пламенным копием около Власиевой пошерстной скотины крестьянского милого живота, кругом всего скота оградить животворящим крестом, Господнею силою и прогнать все нечистые духи и запретить колдунам и колдуньям по всем этим писанным и утвержденным обыходам и сильным заговорам к моему скоту, крестьянскому животу, никому не приступаться, ни еретику, ни еретицы, ни старцу, ни старицы, ни бельцу, ни белицы, ни девки-простоволоски, ни жены-белоголовки, ни двоеженцу, ни троеженцу, ни блуднику мужику, ни блудницы женщины и черноволоски, ни худым глазом, ни приговороми, ни двоезубу, ни троезубу, ни завидующему и ни встречающему(ся) с моим скотом ничем и никаким злым делом и мыслию не портить. Поелику сам Господь посылает архангела Михаила, грозного воеводу, и Храброго великомученика Георгия Победоносца, благословляет и охраняет мой скот, крестьянской живот, силою Креста Господня от широколапого зверя медведя и медведицы, от насланного волка и жирового; утверждено сим заговором и святыми заклятиями; также равно вещуньи-сороки и черному ворону в мое счетное стадо не вещавать; а летите во мхи-болоты и пожрите мох и колодье гнилое, и тамо дух ваш исчезнет! Сим Господним и Михаилом архангелом и Георгием Храбрым заклятием сам Господь меня благословил, раба своего (имярек) пастуха, и все мое счетное стадо, крестьянский скот, милый живот. Всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь!
Вышеписанные обходы и заговоры должно производить следующим порядком: 1) В Егорьев день взять изо всякой скотины по малой части шерсти изо лба между глаз, из груди между передних лопаток, ног и на хрестцах. 2) Потом взять ярого воску и разогреть его немножко и разделитъ на две части равных, которая взята из скотины вместе с воском стоптать и разделить на две части: одну часть положи, пастух, в свою трубу, под бересту или в рог, а другую часть воска с шерстию положи в замок и тот замок замкни. 3) И когда прийдет время в первый раз, в Егоръев день выгонятъ скотину со двора в поля, возьми топор и вторни в... тот замок с шерстию, и положи замок на одну сторону, а ключ на другую, и как пройдет скот, тогда возьми замок и вынь воск из замка, и прибавь еще немного воску к той шерсти, разогрей и стопи, потом разломи надвое: одну часть пастуху отдай, дабы положил под бересту в трубу или в свой рог. 4) Как прийдет пастух, тогда замок тот с шерстию и воском замкни...
(Из соврем. рукописи, приобр. в Новгороде, извл. Н. Кедров)
Описание обряда, сопровождающего произнесение заговора:
Возьми у всякой скотины шерсти с передней да и с задней ног и приговори:
И как задняя нога от передней не оставалася, и передняя задней не дожидалася.
И древцо возьми невелико, расколи начетверо: две по сторонам; третью в испод, четвертую на верх, да положи промеж их тридевять камешков да мурашков и обвяжи; возьми воск и шерсть в руку, положи на ворот образ Божий, топор волочи и около скота на посолонь обойди трижды; на выпуске по сторонам расклади огни, и как приговоришь шерсть, закатай и сомни в одно место с воском и положи треть в древо, другую треть в замок, третью треть заверти в рог, древцо положи в дровяную кучу, замок запечатай иным воском и замкни, и ключ утопи в воду; образ положи над выпуском и поклонов бей. 1) Псалом: «Господи, пасет мя», 2) «Верую во единого Бога Отца», 3) Воскресную молитву, 4) «Милосердие двери отверзи нам», 5) молитву Исусову трижды, — и выпусти скота.
(Пам. кн. А.рх. г. 1865 г ., отд. II, сгр. 24-26)
4. Пастушья молитва
Во имя Отца и Сына и св. Духа. Лягу я, раб божий (имярек), благословясь, стану перекрестясь, одеюся светом, опояшуся светлою зорею, покрыюся облаками, отычуся частыми звездами, и пойду я раб божий в чистое поле, стану на восток лицем, на запад хребтом, отрекуся от сатаны и от диавола, и поиду прочь на сторону, и предаюся Вышнему Творцу, Небесному Царю, самому Господу Иисусу Христу, да Саваофу Богу со своим с честным стадом, с милым животом, с крестьянским скотом, с конным и с коровьим и с овчим и с свиным, с разношерсным и с разнокопытным, на сохранение и на сбережение и в место на случение и ко двору своему на прихождение, и милому животу крестьянскому скоту на легость, на здравие, на Божию милость, на плод, на живот. Истинный Христос и Богородица Мати Божия, Михаил архангел, архангел Гавриил грозный воевода небесных сил, Николай чудотворец, Власий епископ Севастийский чудотворец, Георгий храбрый, Флор и Лавр, Меркурий Смоленский, Аверкий Еропольский, киевские и печерские чудотворцы Антоний и Феодосий, и вы святии и чесные евангелисты Лука и Марк, Иоанн и Матвей, херувимы и серафимы и все небесныи силы научите меня, раба божия имя река, и помозите, пособите и благословите слово говорити, ограду ставити, оборону чинити на милой живот на крестьянской скот, на коней и на коров, на овчии и на свиней, на разношерсныя и разнокопытныя, а милой живот и крестьянской скот в место случить, ко двору своему прилучить, огорода поставить, оборона чинить от серого зверя, от черного зверя, от рыси и от росомахи, от рыскучего волка, от ползучего гада, от нашлого и от насланного урока, от призору и от пострелу, и от прострелу и от порчи, и от падшия силы и от нечистого духа, от еретика и от еретицы, от вещика и от вещицы, от портежника и от портежницы, от лихого глаза и от лихой думы, и от всякия скверны земныя и лесныя, и от всякого злого человека, от лихого супостата, от колдуна и от колдуньи, от чернца и от черницы, от попа и от поповича, от дьяка и от парня и от девки, и от однозуба и от двоезуба и от троезуба, со стороны видящего, от постигущего и от стретившего и мимоидущего, от суроволоса и от сероволоса и черноволоса, закрепляющего раб божии и заговариваючи свое чесное стадо, милой живот крестьской скот, огороду поставить, оборону чинить; толь крепка огорода моя божией милостию и словами моими, аки синей камень в Синем море, аки черной камень в Черном море, аки араг камень в Варяжском море, аки хвалынь камень в Хвалынском море, аки акиян камень в акиян-море, ни крошитца, ни ломитца, ни рознится, и сколь крепо сей огород и сей заговор кругом моего милого живота, крестьянского скота на сохранение и на соблюдение и в место на случение и ко двору на прихождение, а милому животу, крестьянскому скоту на легость, на здравие, на божию милость на плод, на живот. И кто же на меня, раба божия имя река, на мой живот на крестьянской скот думою подумает, мыслию помыслит, тому человеку с окияна моря воды выпить, пески позобать и камение проглотить; и кто же на меня, раба божия, думою подумает и мыслию помыслит на мой живот, на крестьянской скот, тому человеку зубы со рта, очи со лба и кости с тела; и кто на меня раба божия на мой милой живот, на крестьянской скот, думою подумает и мыслию помыслит, тому человеку кругом окияна-моря лесы подщипать и хвоя позобать, что ни есть на земли царей — огонь царь всем царем царь, и от меня раба божия от моего милого живота зжеть и палит всякого зверя, уроки и призоры и лихой глаз и лихую думу, зжет и палит завидников и обидников и еретиков и портежников, зжет и палит от меня раба божия и от моего милого живота, крестьянского скота. Как стекаются реки ко окияну-морю с толкучих гор, с дремучих лесов, от мхов и болот, с поточин и с пахомых земель и с сенных покосов, и тако бы приходили мой милой живот, крестьянской скот, сами ходили с лесу домой с толкучих гор, с дремучих лесов, со мхов и болот с паточин и с пахомых земель и сенных покосов; как сходится мир крещеной народ божий ко звону колокольнему и пению церковному ко отцу духовному к лицу Божию с Богородице, к Матери Божией, тако бы приходили мой милой живот крестьянский скот сами с лесу домой. Как солнце на западе, сколь крепко Фавор гора стоит на месте она и держитца вместе, сколь крепко синяя гора стоит на месте она и держится вместе, сколь крепко святая гора стоит на месте она и держится вместе, сколь крепко Афон-гора стоит на месте она и держится вместе, палестинския иерусалимския горы четыре горы и четыре страны не россыпаются и не роздвигаются и вместо не подвигаются, и також мои милой живот крестьянской скот вместеб держался и не расходился, ни рознился; и сколь крепко во святем граде Иерусалиме и во всякой святыни гроб Господень на воздусе держитца духом святым Господним и столь бы крепко мой милой живот крестьянской скот плелся и вился и двора своего держался, и как гробу Господню на земли не бывать и так бы моего милого живота крестьянскаго скота урону не бывать ни притчи, ни порчи, ни в лесу наслегу (ночлегу). Еще помолюся я раб божий о своем милом животе крестьянском скоте вышнему Творцу, Небесному Царю и Богородице Матери Божией, о конском и коровьем и овчем и свином о охранении и о сбережении и в место на случение и ко двору на прихождение. Истинный Христос и Богородица Мати Божия, святые и честные Козьма и Дамиан, Михаило архангел, ангел Гавриил, Николай чудотворец, Власий епископ Севастийский чудотворец, Георгий храбрый, Флор и Лавр, Меркурий Смоленский, Аверкий Еропольский, Антоний и Феодосий киевопечерские чудотворцы и вы святые евангелисты Лука и Марк, Иоанн и Матвей, херувими и серафими и вси небесныя силы, ставьте круг меня, раба божия имя река, круг моего милого живота крестьянского скота, круг конного и коровья и овечья и свиного, круг разношерсных и разнокопытных на сохранение и на збережение и в место на случение и ко двору на прихождение, от сераго зверя от чернаго зверя, от бураго зверя, от рыси и от росомахи и от рыскучего волка и от ползучего гада, и от нашлого и от насланного, от пострелу и от прострелу, от порчи и от отпадения силы и от нечистого духа, от ветра и от вихоря и от всякаго урона, поветрия, пострелу, падежу от еретика и от еретицы, от вещуна и от вещицы и от всякого злого человека и от лихого супостата, ставьте двунадесять апостолов тын железной, ворота медныя, вереи железныя в землю тридесять лакот от земли до небеси, от небеси до земли, от востока до запада, от запада до севера, от севера до лета со всех четырех сторон на три поприща, на три версты, и замыкайте тридесятью замками и тридесятью ключами, отдайте тридесять ключей в небесной рай самому Господу Иисусу Христу в нетленную ризу под правую пазуху; еще ставте тын каменной, ворота булатные, вереи стальные в землю тридесять лакот от небеси и до земли, от земли до небеси, от востока до запада, от запада до севера, от севера до лета со всех четырех сторон на три поприща на три версты, замыкайте тридевятью замками и тредевятью ключами, и отдайте тридевять ключей в седмое небо самому Господу Иисусу Христу, Богу Саваофу на златой престол на златую мису. Еще ставте тын сребрянной, ворота златыя, вереи укладныя с огненным пламенем и с искрами и с дымом и божию милостию, от востока до запада, от запада до севера, от севера до лета, со всех четырех сторон, куды мое око завидит и ухо заслышит, за два поприща, за двеверсты и замыкайте тридевятью замками и тридевятью ключами и отдавайте тридевять ключей Богородице в седмое небо на престол. Како здесь на земли седмого неба никому не видать, небу с землею не схаживатца, а земли с небом вместе не сталкиватца, и тако зверю скотины не видать, в чистом стаде не бывать, от ныне и до века.
Ключ: хиже важе пурже кар жахты сафар кирже сафар бар юмир екъию сафар бар каюр бар, небу по земли не хаживать, а земли по небу, и тако порче не бывать от ныне и до века, аминь.
(Доставил священник Колчин из с. Пингишей, Холмогорского уезда)
5. Оберег скота
Господи Боже благослови Отче, во имя О. и С. и Св. Духа. Стану я, р. б. им. р. пастух, благословясь и пойду перекрестясь на добрые дела коров пасти, и я у скота у милового живота крестьянского шерсть тереблю, шерсть у черных у белых и у красных и у чернопестрых у белопестрых и у краснопестрых у рогатых и комолых, у быков и коров и у нетелей и у подтелков и телят и у своего всего пастушья скота и милого живота крестьянского, и скатываю и сваливаю шерсть вместо, и как бы та шерсть свилась и свалялась вместо, так бы ты мой пастушей скот сваливался вместо и милой живот крестьянской, черной и черемной белой и красной и чернопестрой и краснопестрой, белопестрой, рогатой и комолой, быки и коровы, нетели и подтелки и телята и весь пастушей мой скот и милой живот крестьянской случался и сваливался и свыкался бы вместо на бору и на поскотины, на высоких горах и на белокаменных местах, пещерах, свыкался бы и сваливался весь вместо ко мне, р. б. им. р. пастуху, на голос и на трублю и домов, по всякой день, на нову и на ветху и на межныхъ днях, и как к царю муравному муравьи в муравьище схожаются и збегаются на зимное жилище, и так бы мой пастушей скот и милой живот крестьянской сходился бы и стекался на бору и на поскотине во едино место и во едину кучю и домой и милой живот крестьянской скот ко мне, р. б. имя рек пастуху, на голос и на трублю, и запечатаю аз, р. б. им. р. пастух, ту шерсть в чистой воск, и как тому воску не разваливаться и как тое шерсти не раскатыватся и не разваливатце, так бы моему и милому животу крестьянскому, черному, белому и красному и чернопестрому и белопестрому и краснопестрому, рогатому и комолому быкам и коровам, нетелям и подтелкам и телятам и всему моему пастушью скоту и милому животу крестьянскому не росхаживатся и не розваливатце на бору и на поскотинах и на высоких холмах и на белокаменных местах, пещерах и на всяких местах не росхаживатце и не розсыпатце и всему вместе держатце; держись передня за задней и задня передней и все держитесь меня, р. б. имр. пастуха, и гласу моему и трубли и дворов своих по всякой день и по всякую ночь, на нову и на ветху и на всяком месяцу, и вовеки веков, аминь.
(Говорить трижды).
Господи Боже, благослови Отче. Во имя О. и С. и Св. Д. и меня, р. б. им. р. пастуха, как я радуюся солнцу красному, месяцу светлому и свету божию, и как я радуюся престолу божию и самому Господу Иисусу Христу, так бы радовался скот мой и милой живот крестьянской меня, р. б. им. р. пастуха, и гласу моего и трубли радавался бы по всякой день на нову и на ветху месяцу и на перекрое и на межных днях, и сохрани мой скот и милой живот крестьянской скот по водам, по землям, по поточинам, по источникам, по падунам о том по ранной зори и по вечерной, и сохрани мой скот живот крестьянской, черной и белой, красной, чернопестрый и белопестрый, краснопестрый, рогатой и комолой, быков и коров и телят, сохрани Господи на нову и на ветху и по вся нощи и дни, и кажися тот мой скот и милой живот крестьянской черному и бурому медведю и медвеци и рыскучему волку и во вся дни кажись при воды вода, при камени камень, при травы трава, при огородах огорода, при щепы щепа, при людях люди, при дворах дворы и как святому дереву рябине в одной куче и в одной толпе, и також бы мой пастушей скот и милой живот крестьянской ходил бы у меня, р. б. им. р. пастуха, в одной кучи и в одной толпе, и також как в одной куче и в одной толпе, и також бы мой пастушей скот и милой живот крестьянской чернопестрой и краснопестрой, черной, бурой и красной ходил бы в одной толпе, сшелся бы и не розошолся, ходил бы, а и расходился на бору и на поскотинах, на ходных землях, и как те шерстины сошлись вместо и не розошлись, и с воском вместо скатились и не роскатились, и тот бы мой скот вместо сшелся бы и нерозходился на бору и на поскотины и на пахатной, земли и також царь муравей о своем дому муравьищи, також бы мой пастушей скот и милой живот крестьянской ночевал в своем дому по вечеру поздо и по утру рано, аминь моей молитве и вовеки веков, аминь.
(Говорить сие трижды).
Во имя О. и С. и Св. Д. Сам Господь Бог помози мне, р. б. имр. пастуху, и постави Господи около меня, р. б. имр. пастуха, и около моего пастушья скота и милого живота крестьянского, черного и черемного, белого и красного, чернопестрого и краснопестрого, рогатого и комолого, быков и коров и нетелей и подтелков и около всего моего пастушья скота и милого живота крестьянского постави железной тын от небеси и до земли, от востока и до запада, от север и до лета и со всех четырех сторон, кабы не пришёл черной зверь и бурой и опрокидень и пакосник, и всякой медведь и медведица, и рискучей волк и волчица, и колдун и колдунья, мужик и женка и всякой злой и лихой человек, и не обронили бы моего пастушья скота и моего живота крестьянского, черного и белого, красного и черемного, чернопестрого и краснопестрого, рогатого и комолого, быков и коров и нетелей и подтелков и телят и всего моего пастушья скота и милого живота крестьянского, — черной зверь и бурой и опрокидень и пакостник и всякой медведь и медведица и рыскучей волк и волчица ногтем и зубом, и не спортили бы колдуны и ведуны и вещицы и всякие злые люди, меня р. б. им. р. и моего пастушья скота и милого живота крестьянского; обдерни Господи около меня, р. б. имр. пастуха, и около моего пастушья скота и милого живота, крестьянского черного и черемного, белого и красного, чернопестрого и краснопестрого, рогатого и комолого, быков и коров, нетелей и подтелков и телят и всего моего пастушья скота и милого живота крестьянского, обдерни Господи огненную реку от востока и до запада, от севера и до лета; кабы не пришел черной зверь и бурой и опрокидень и пакосник и всякой медведь и медведица в рыскучей волк и волчица, ногтем и зубом не обронил бы моего пастушья скота и милого живота крестьянского, и не пришел бы колдун и колдунья и всякой злой лихой человек, мужик и женка, и не портили бы меня, р. б. имр. и всего пастушья скота ни порчами, ни словами, ни злыми помыслы на нову и на ветху, и вовсе теплое лето, вовеки аминь.
(Говорить трижды).
Господи Боже, благослови Отче! во имя О. и С. и Св. Д. Стану я, р. б. им. р. пастух, благословясь и пойду перекрестясь со своим постушьим скотом и с милым животом крестьянским, белым и красным, чернопестрым и краснопестрым, с рогатым и с комолым и со всем своим скотом и милым животом крестьянским, по утру рано во свою любиму поскотину зеленой травы ясти, а свежей воды пити и не боюся яз, р. б. имр. пастух, ни старца схимника, ни старицы схимницы, ни колдуна, ни колдуньи, и ведуна и ведуньи, и всякого злого человека; и как им злым лихиим людям земли матери не пересилище неба им не скрасти и звезд с неба не пощипать, так бы меня р. б. имр. и моего пастушья скота не уркнуть и не испортить ни словами, ни травами; злой и лихой человек ешь себя и кровь свою, так и меня, р. б. им. р. пастуха, и моего пастушья скота крестьянскаго не испортить от ныне и до века, аминь.
(Говорить сие трижды).
Словеса говорить вряд на шерсть и воск, и замок с ключом и взять две свещи, ходить со образом Георгиевым трижды, и образ поставить и добыть огня, и сквозь огнь прогонить, и шерсть также и воск разрезать и положить на обе стороны, и прогонить и взять к себе, ступай.
(Списано со старинной тетрадки, доставленной из с. Суры, Пинежского уезда волостным писарем Григ. Хромцовым)
6. Отпуск пастуха лошадей пасти
Говорить трижды и ходить кругом стада с образом:
Господи Боже, благослови Отче. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Стану я, раб Божий, благословесь, пойду перекрестесь, отцем прощен, материю благословен, и пойду в чистое поле, под восточную сторону, покрываюся я раб Божий (имярек) небом, и облачаюся во облаки, и подпояшуся поясом, и умываюся росою, и утираюся зорею, и помолюся я раб Божий (имярек) Господу Богу, Иисусу Христу, Сыну Божию, и Пречистой Его Матери, и всем небесным силам, ангелом и архангелом, и святому Власию и св. Георгию страстотерпцу: и Ты, Господи, закрой и защити меня, раба Божия (имярек), и поставь круг моего скота, милого крестьянского живота, в поли и за полем, в леси и за лесом, круг всей моей поскотины, железен и медян и булатен тын, от востока и до запада, от лета и до севера, со все четыре стороны, за тридевять за три версты, за тридевять за три сажени глубиною в землю. И я раб Божий (имярек) призываю на помощь св. Власия и св. Георгия, страстотерпца Христова, с тридевять замками и замыкают меня, раба Божия имярек, тридевять булатные ворота, сквозь за тридевять ключей, и я примаю тридевять ключей и отношу во святое океан-море. Есть во океане-мори бел латырь-камень, и под тем латырем-камнем стоит свежая рыба щука, очи бисерныя, а зубы железные, и принимает у меня, раба Божия имярек, тридевять ключей, и сходит, и сносит под бел латырь-камен от ныне и до века; и как тем тридевять ключам на верх воды не выплывать, так бы не бывать у меня раба Божия и у моего скота, любимого крестьянского живота, и у всякия живущия тупошерстныя скотины, коней кладеных и некладеных и кобыл кариих и вороных, рыжих и бурых, гнедых и пеганых, и серых, и сивых, и саврасых, так бы не бывать в моей поскотины и у моего скота зверю широколапому, медведю и медведицы с детями ея, насыльному и опрокиденью, прохожему, жировому и пакостнику, ни волку, ни волчицы, ни змии и скорпии; а начнет ходить черный зверь и перехожий по моим тропам и дорогам и по моей поскотины, и я на вас напущу тридевять кобелев и не будет вам уходу ни в поли, ни за полем; а подите вы, черные звери, с моей поскотины за черное море, на фаворную гору и дам вам пятера гядера (?), ешьте зеленую траву, а пейте болотную воду, отныне во веки, аминь. И я, раб Божий, помолюся Господу Богу, Иисусу Христу, Сыну Божию и Пречистой Богородице Матери Его и св. Власию и св. Георгию страстотерпцу Христову: святой Власий и святой Георгий, страстотерпец Христов, покрыйте и оберегите вы мой скот, любимой крестьянской живот, небом и землею по всяк день и на всяк час месяца нова и ветха, и в перекрои, и в межных днях, от ныне и во веки, чтоб тот мой скот, милой любимой крестьянской живот, казался пеньем и колодьем и каменем, по всякой день, всякому зверю широколапому медведю и медведицы и детям их, насыльному и опрокидню, и прохожему и жировому и пакостнику, и волку и волчицы, и змеи, и скорпии, в день и в ночь и по всякой час, отныне и во веки, аминь. Как сему рабу Божию (имярек) мертвому не бывать на сем белом свете и не видать отца — матери, ни роду, ни племени, и так бы не бывать у меня, раба Божия имярек, ни у моего скота, милого любимого крестьянского живота, ни следу бы моего, ни скотинного не видать всякому зверю широколапому медведю, ни медведицы и детям их, насыльному опрокидню, прохожему и жировому пакостнику, ни волку, ни волчицы, от веку и до века, аминь. Как не добыть у раба Божия мертваго человека ни крови, ни воды, так бы не испортить меня, раба Божия имярек, ни моего скота, милого любимого крестьянского живота, ни колдуну, ни колдуньи, ни ведуну, ни ведуньи, ни еретику, ни еретице, ни какому злому человеку, отныне и до века, аминь.
(Доставлено священником Дьячковым из с. Нижмозера, Онежского уезда, а им списано со старинной рукописи)
Источники заговоров пастуху:
1, 2, 4, 5, 6 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
3 — Новгородский сборник, 1865 г.