Собрание русских народных заговоров от зубной боли (боли в зубах).
1. Зубные слова
a) Стану я р. б., благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверьми, из двора воротами в чистое поле, под восточную сторону, к синему морю. И есть в чистом поле под восточной стороной лежит белодубова гробница, и есть в той белодубовой гробнице Июня мертвец, и как у того Июня мертвеца зубы не болят, мясо не пухнет, червь зубов не точит, так же бы у меня раба б. N зубы не болели, мясо не пухло и червь зубов не точила. Век повеки, от ныне и до веку. Будьте мои слова полны не договорны и не переговорны, которое слово учитель недоучил или сам ученик позабыл, то слово не отставай, в тот же аминь приставай. Аминь.
(Из рукописного дела, доставленного из Шенкурского уезда: «Наряд Устьпаденского приказа о доставлении в Архангельскую уездную контору сведений для составления этнографии чиновником особых поручений г. товарища министра уделов, 8 апреля 1847 года»)
b) Говорить в соль, вино, воду и пр.
Во имя Отца и Сына Св. Духа. Стану я, раб божей имя рек, благословесь слова говорить: сам Господь Иисус Христос поди на помощь, явися Маий месяц, восходит высоко и видит далеко в чистом поле мертвых много. Как у мертвых зубы не болят, так бы у меня, раба божия имя рек, зубы не ныли и не унывали, черви не точили и не подтачивали. Как мертвый не слышит в себе ни скорби, ни болезни, так бы я, раб божей имя рек, не слышал ни скорби, ни болезни, ни опухоли, ни щепоты, ни уразу от всякого зла и лиха человека вся крепость Св. Духа, аминь, аминь, аминь.
(Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмогор. уезда)
2. [Заговор от зубной боли]
Во имя О. и С. и Св. Д. Аминь! Месяц Генварь (или другой, тот, в который произносится заговор). Спрашивал я, р. б., N. у Ивана Богослова: болят ли у мертвых зубы? Иоанн Богослов спрашивал у Самого Истинного Христа: болят ли у мертвых зубы? Рече ему Истинный Христос: не болят у мертвых зубы до второго святого пришествия Христова. Также не болели бы и р. б. N. до второго святого пришествия Христова.
(Доставил Н. А. Иванов из г. Пинеги)
3. [Заговор от боли зубной]
Заря-зарница, красная девица, полуночница, в поле заяц, в море камень, на дне лимарь. Покрой ты, зарница, мои зубы скорбны своею фатою от проклятого лимаря; за твоим покровом уцелеют мои зубы. Враг лимарь, откачнись от меня; а если ты будешь грызть мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподние. Слово мое крепко!
4. [Заговор чтобы зубная боль прошла]
Месяц, ты месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Мне скорби не перенесть, а твоей силе перенесть. Вот зуб, вот два, вот три: все твои; возьми мою скорбь. Месяц, ты месяц, сокрой от меня зубную скорбь!
5. [Заговор против зубной боли]
Иду я ни улицею, ни дорогою, а по пустым переулкам, по оврагам, по каналам. Навстречу мне заяц. Заяц, ты заяц: где твои зубы? Отдай мне свои, возьми мои. Иду я ни путем, ни дорогою, а темным лесом, сырым бором. Навстречу мне серый волк. Волк, ты серый волк: где твои зубы? Вот тебе мои зубы, отдай мне свои. Иду я ни землею, ни водою, а чистым полем, цветным лугом. Навстречу мне старая баба. Старая ты баба: где твои зубы? Возьми ты волчьи зубы, отдай мне свои выпалые. Заговариваю я зубы крепко-накрепко у раба такого-то, по сей день, по сей час, на век веком!
6. [Заговор от зубной боли]
Марфа, Мария и Пелагея, три сестры Лазаревы, подите к своему брату Лазарю, спросите у своего брата Лазаря: не болят ли у тебя зубы? Не ломят ли у тебя кости? Нет, сестрицы! Не болят у меня зубы, не ломят у меня кости. Заговариваю я раба такого-то, чтобы у него не болели кости, не ломили зубы, по сей час, по сей день, по всю жизнь. Чуда водяной! Возьми зуб ломовой у раба такого-то. Не болят у раба такого-то зубы; болят зубы у кошки, у собаки, у лисицы, у волка, у зайца, у крота, у быка, у коровы, у свиньи, у лошади, у козла, у барана, у овцы, по вся дни, по все часы, по всю их жизнь, злым мученьем и сокрушеньем.
7. [Заговор от зубной боли не вырывавшему зубов]
Мария, Марфа, Палагея, три сестры Лазаря! Подите к брату своему Лазарю, и спросите его: не болят ли у него зубы, не ломят ли кости? «Нет, сестры, не болят у меня зубы, не ломят кости, а болят зубы у кошки, у зайца, у крота, у быка, у коровы, у овца, у барана, а чтоб у раба Божия (имярек) не болели отныне и до веку».
Заговор этот может помочь только тем, кто не дергал зубов.
(Мещовск. у., Калужской губ., зап. П. Ляметри)
8. [Заговор на лук от зубной боли]
Берут листок луку и говорят в него: «Стану я рабица божия (имярек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы двермы, из двора воротами, в чисто поле задворами, в восточную сторону. В восточной стороне стоит Лазарева церковь, в Лазаревой церкви, на средней лавке, стоит дубовая гробница; в дубовой гробнице лежит Иван-мертвец. У Ивана-мертвеца не болела голова, не щимило зубы, не ломило кости, века по веки от ныне до века. Так бы и у р. б. (имярек) не болела голова, не щипило зубы, не ломило кости веки по веки, от ныне до веки. Будьте мои слова плотно на плотно, крепко на крепко, к моим словам ключ и замок булатна печать».
Лук кладется на больной зуб.
(Записал Е. Ивановский в Шенкурском у.)
9. [Заговор против зубной боли]
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Господня Храмина тебе не гарывать, у раба Божия (имярек) зубам не болевать от ныне и до веку, во веки, аминь.
(Сей заговор от зубов проговори трижды. Которая изба на другое место переставлена, приди и отковырь щепочку, и положи на больной зуб, как раз проговоришь, избе поклонись).
10. [Заговор на крапиву от зубной боли]
Матушка крапивушка, святое деревцо! Есть у меня раб Божий (имярек), есть у него на зубах черви, а ты оных выведи; а ежели не выведешь, то я тебя высушу; а ежели выведешь, то я тебя в третий день отпущу.
(Проговоривши, крапиву, растущую на свободе, привязать книзу, то есть, преклонив к земле, а на третий день отвязать).
11. [Заговор от зубной боли, говорящийся после укуса коренной паперти церкви]
В полночь, когда часы начнут бить 12-ть, в то время сходи к церкви, и укуси трижды коренную паперть (у главного входа), и три раза скажи: Как камень сей крепок, так закаменей зубы мои крепче камня.
(При сем три раза плюнь и поди прочь, и не оглядывайся, и прочти три раза «Верую»).
12. [Заговор от зубной боли на сучок или редьку]
На море на Океане, на острове на Буяне, стоит соборная апостольская церковь, стоит Мать Пресвятая Богородица, и преподобный Антипий, зубной исцелитель. Он просит и молит угодников Божиих о рабе Божием (имярек), как бы у вас, угодники Божии, зубы не болели, так бы у раба Божия (имярек) зубы не болели. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь, аминь, аминь.
(Наговори на сучок, или редьку, или на сучок ели).
13. [Заговор на соль от зубной боли]
Каин! Каин! Каин! Вели спросить брата своего Авеля: не болят ли у него зубы? Нет. – Так бы у раба Божия (имярек), нет. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь.
(Наговори на соль и клади на зубы).
14. [Заговор от зубной боли на кость бараньей челюсти]
Если пойдешь случайно улицей и найдешь кость бараньей челюсти, то перекрестись три раза и говори три раза: «Отче наш». Потом скажи еще три раза: «Кость ты моя, кость зубная! Избави меня от зубной ломовой болезни, а я тебя избавлю от мокроты». — И, взяв эту кость, подоткни ее в горнице, где в сухое место, и будешь здоров.
15. [От зубной боли заговор]
Стану я, раб Божий (имярек) благословясь, выйду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротми. Выйду я на широкую улицу, посмотрю и погляжу на млад светел месяц. В том младу месяцу два брата родные: Кавель да Авель. Как у них зубы не болят и не щипят, так бы у меня, раба Божия (имярек), не болели и не щипели
(Записано в г. Холмогорах)
16. [Заговор на воду от зубной боли]
Наговорить на воду и выпить её:
Четыре сестрицы Захарий да Макарий, сестра Дарья да Марья, да сестра Ульянья, сами говорили, чтобы у раба Божия (имярек) щеки не пухли, зубы не болели век по веку и от ныне до веку. Тем моим словам ключ и замок: ключ в воду, а замок в гору.
(Соломбала. Записал г. Огородников)
17. [Заговор от зубной боли на корешки земляники, опущенные в воду]
Взять три корешка земляники, пустить в воду и сказать три раза: «Как земляника эта засыхает и завядает, так чтобы и у раба б. N. зубы замирали и занемели, чтобы черви и пути занемели, по сей день, по сей час». Положить корешки на зуб, а воду пить.
(Доставил Н. А. Иванов из г. Пинеги)
18. [Заговор от зубной боли на соль]
Если у какого человека болят зубы, то берут шепотки в соль и кладут на зубы.
Стану я р. б. N благословесь, пойду перекрестесь из избы дверьми, из двора воротами в чистое поле задворами в восточную сторону, по пути же мне святые Авраам, Исаак, Иаков, на супротив их в синем окияне море плавает утоплой мертвого человека труп, а по-под ясному небу летит ясной сокол, и спрашивают св. Авраам, Исаак и Яков: что ты утоплой мертвого человека труп, не болят ли у тебя зубы, не шипят ли шоки, не гризет ли алаковь? Ответ им держит мертвой труп с синяго моря: св. Авраам, Исаак и Яков, у мертваго человека не болят зубы, не шипит щок и не грызет алаковь, а у ясного сокола не пришевают губы, так же у р. б. N не болели бы зубы, не шипели бы щоки, не пришевели губы и не грызло бы алаков, век по веку от ныне до веку. Будьте мои слова крепки, как камень на воде и на земле на хлебе и соли. Всем моим добрым словам небо ключ земля замок, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
(Наряд Устьпад. удельн. приказа доставл. в Арх. Удел. Конт. этногр. сведений 1847 г. за № 60)
19. Заговор на вино от зубной боли
Говорить три раза на вино:
Яост есть остров, Яост полон людей, вен при своей простоте, и хвалитца Архан на Русь побывать и Русь (воевать?) И молюся, я раб божий имярек, Пречистой Богородицы, чтобы Архану царю на Руси не бывать, Русь не воевать; так бы у меня, раба божия имя рек, зубному недугу не бывать, щекам не пухнуть, зубам не болеть, в полне месяце и в ущерби месяц. Моим словам небо и земля ключ и замок, аминь, аминь, аминь.
(Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмогорского уезда)
20. Заговор от зубной болезни
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Стану я, раб Божий (имярек), до схот солнца, стану благословясь, и пойду перекрестясь; выйду в чистое поле, в широко роздолье. В чистом поле, в широком раздолье лежит белой камень Латырь. Под тем белым камнем лежит убогий Лазарь. То я, раб Божий (имярек) спрошу убогого Лазаря: «Не болят ли у тебя зубы, не шепит ли щеки, не ломит кости?» И ответ держит убогий Лазарь: «Не болят у меня зубы, не шепит щеки, не ломит кости». Так бы у меня, раба Божия (имярек), не болели бы зубы, не шепили бы щеки, не ломило бы кости — в день, при солнце, ночью при месяце, на утренной зори, на вечерней зори, на всяк день, на всяк час, на всякое время. Тем моим словом будь ключ и замок. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.
(Заимствована из старинного рукописного сборника, полученного из г. Шенкурска)
21. [Заговор от зубной боли и отёка дёсен]
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Стану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, со двора воротми, в чистое поле; в восточной стороне святая гора; на той святой горе стоит святая церковь; в той святой церкве лежит гроб; в том гробе лежит мертвец; круг того гроба ходит поп с кадилом и говорит такия речи: «Как у этого мертвеца не болят зубы, не опухают чирки, не отекают десны, не бьет червь коренновая и верховая в день при солнце, в ноче при мисяце, на ветху и на молоду, о полном перекрое, о изошлих днях, о полночь пробужаючи, — так у этого раба Божия (имярек) не болили бы зубы, не отекали бы десны, не била бы червь коренновая и верховая в день при солнце, в ночи при мисяце, на ветху и на молоду, о полном перекрое, о изошлих днях, о полночь пробужаючи. Сколь порна небесная высота, и сколь порна зеленая широта, и сколько порна морская глубина, столь бы у этого раба Божия (имярек) зубы порны, столь бы крепки, столь бы лепки». Который меня мастер переучил, не обучил, и будьте мои слова на передь поставлены. Аминь.
(Из стар. травника В. А. Яковлева)
22. [Заговор от зубной болезни]
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного раба своего (имярек), от зубной болезни; исцелитель св. Антипий стоит при суходоле; у него под тем древом стоят два святителя Христовы, св. Иоанн Богослов и св. Антипий, завораживают св. Тихона Преподобного: «Болят ли у мертвого зубы или нет?» Говорит Тихон Преподобный: «Святителю Христов,
Иоанн Богослов, когда у мертвого зубы болят!» Так же бы и у раба Божия (имярек) зубы не болели, и не щемили, и не ломили, и не пухли; а мое слово, аки замок в огненной реке, ключ на Окиане-море. Аминь (повторить 21 раз).
(Зап. В. Вердицкий)
23. [Заговор чтоб не болели зубы]
При пути, при дороге стоит дерево, под этим деревом лежит мертвое тело, мимо этого тела идет св. Антипий и говорит: «Что ты, мертвое тело, лежишь, не болят ли у тебя зубы, не ломят ли ребра, не точат ли черви, не течет ли кровь?» — «Не болят». Онемейте ж вы, зубы, у раба Божия (имярек), как у мертвого тела, закрепи его, Господи, крепче камня.
(Зап. М. Попов)
24. [Заговор от зубной боли не дёргавшим зубов]
Исповедывал Иоанн истину в сухом дереве и воде: «Был я в поле, видел мертвых; у мертвых зубы не болят». Так чтоб и у меня, раба Божия (имярек) не болели.
По троекратном произнесении заговора плюют через левое плечо. Заговор помогает только не дергавшим зубов.
(Мещовск. у., Калужской г., зап. П. Ляметри)
25. Заговор на воск от зубной боли
Взяв воск и обмакнув его три раза в солоницу, знахарь говорит:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Уговариваю раба Божия (имярек) от цынги и ломоты, зубныя щемоты. «Ты Макарий, и я Макарий, ты Антоний, и я Антоний! Были ли вы на том свете?» — «Были мы на том свете». — «Видели ли вы мертвых?» — «Видели мертвых». — «Болят ли у мертвых зубы?» — «Нет не болят у мертвых зубы». Так чтобы и у раба Божия не болели и не ломили. Аминь ломоте, аминь цынге, аминь, аминь.
(Петровск. у., Саратов. г.)
26. Заговор от зубной боли
Шел Петр и Павел путем-дорогой; промеж собой речи говорят, как у мертвого зубы не болят. Зубам бы не балывать по мой век, по (имярек) смерть, по (имярек) заговору, по евангельской заповеди.
(Юрьевского у., Владим. г., зап. Дм. Беренисов)
27. [Заговор чтобы зубы не болели]
Лазарева суббота, Златоустов день, у кого болят зубы, чтоб те зубы окаменели и вовек не болели.
(Зап. А. Селиванов)
28. [Заговор от зубной боли на воск]
Три вечерние зари наговаривать на воск и положить его на больной зуб.
На море-Океане, на острове Буяне лежат тридцать три мертвец, у них зубы век не болели; так не боли они и у раба (имярек).
(Зап. А. Селиванов)
29. [Заговор от зубной боли на молодой месяц]
Заговаривать три вечерние зори с ряду во время новика (молодого месяца):
«Князь молодой, рог золотой, был ли ты на том свете?» — «Был». — «Видал ли ты мертвых?» — «Видал». — «Болят ли у них зубы?» — «Нет, не болят». Дай Бог, чтобы и у меня раба Божия (имярек), никогда не болели.
Потом прочесть «Отче наш».
30. [Заговор от зубной боли на луну]
Лекарка выходит ночью во двор и, увидевши луну, говорит трижды:
Месяц золотой, у тебя зубы не болят, у раба Божия (имярек) не болят.
(Дмитровск. у.)
31. [Заговор чтоб не болели зубы]
Месяц в небе, медведь в лесу, мертвец в гробу; когда эти три брата сойдутся вместе, тогда пусть болят зубы у раба (имярек).
(Зап. А. Селиванов)
32. [Заговор от зубной боли]
Уговариваю тебя, раба Божия (имярек), от цынги, ломоты и зубной щемоты. На небе светел месяц, на море белый камень, в поле сырой дуб; когда эти три брата сойдутся, тогда мои зубы, всходитесь; аминь цынге, аминь ломоте; аминь, аминь.
(Зап. г. Соколов)
33. [Заговор от зубной боли, говорящийся в день рождения месяца]
Говорится в день рождения месяца.
Молодой месяц в небе, серый заяц в поле, рыба-щука в море; когда они сойдутся, тогда мои зубы разойдутся.
(Зап. A. Селиванов)
34. [Заговор от зубной боли, говорящийся во время новолуния]
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Пришел старый месяц к новому и говорит: «Возьми у раба Божия (имярек) репяный зуб, а дай ему костяной».
Говорится трижды во время новолуния, прижав больной зуб указательным пальцем.
(Ворон. губ., зап. А. Махвич-Мацкевич)
35. [Заговор от зубной боли на рябину]
Подойти к рябине и погрызть ее несколько раз, приговаривая:
Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — всю тебя изгрызу.
(Зап. А. Толмачев)
36. [Заговор на осиновый сучок от зубной боли]
Взять маленький осиновый сучок и трижды прочесть над ним:
На море на Кияне, на большом острове на Буяне стоят три высокия дерева, а как первое то дерево Петрий, а второе то дерево Хитрий, а третие дерево Кипарис; под ними лежит заяц; ты, зубная боль, к тому зайцу переселись.
(Бобровский .у., зап. г. Н. Соболев)
37. Заговор от боли зубов
Берут по одному камню с трех полей, кладут их в глиняный горшок, и болящий зубами поливает из ложечки водой на эти камни. Камни различают так: один камень мужской, другой женский и третий девушкин. И если при поливке зашипит камень мужской, то это означает, что сглазил ее мужчина, а если женский, то женщина и т. д. После этого процесса заговорщица спрыскивает водой болящую.
(Зап. О. Ивановой от М. Суворова 6 июня 1920 г. в с. Дары Старицкого у.)
38. Заговор от зубной боли
Аще у человека зубы болят, иди в лес, и найди рябину на мурав(ь)ище, и выни из нея серце, и спрошай у нея:
Болят ли у тебя, рябина, телеса и серце, и корен(ь)е?
И погрызи зубами ея.
И какь у тебя, рябина, не болят телеса и серце и коренье, и такь бы у меня, раба Божия имерек, не болели зубы николи. Во веки веком.
Аминь.
(РГБ. Ф. 310 (Собр. В.М.Ундольского). № 696. 1670-е гг.)
39. Заговор от зубной боли
О том же.
Когда увидиш молодой месяц, и ты с того месяца не ходи, и смотри на месяц, и говори 3-ж:
Млад еси месяц, болят ли у тобя зубы? И у млада месяца зубы не болят, так бы у меня, раба Божия имерек, зубы не болели от молоду до молоду, на ветху и ущербе, всегда, ныне и во веки. Аминь.
(РГБ. Ф. 310 (Собр. В.М.Ундольского). № 696. 1670-е гг.)
40. Заговор от зубной боли
Ехал святы Лазар(ь) на коне мимо мертвых телес и сам говорил такие словеса: О есте мертвия люди, не болят ли у вас зубы, не пухнут ли щеки? Ответ держат мертвыя люди: Святы Лазар(ь), не болят у нас зубы и не пухнут щеки, ни щепоты, ни ломоты у нас не(т)25. И так бы у раба Божия имярек не болели зубы и не пухли бы щеки, ни щепоты и ни ломоты не была у раба Божия имярек на молоду и на ветху, и в четверти, и в получетверти, и на перекрое месеце во дни и в ночи, в часе и в получасе, в четверти и в получетверти. Во имя. Словам моим всем аминь. 3-ж.
На чеснок.
(РГБ. Ф. 92 (С обр. С. О. Долгова). № 75. 1-я треть XVIII в.)
41. Заговор от зубной боли
Вы, черви зубные и грыжи зубные, какь не можете железо грысть и каменя грысть и огня есть, так бы у меня, р(аба) Б(ожия) и(мрек), не могли зубов есть, ни локоть грысть, ни крови моей пить.
Говорит(ь) на сол(ь).
(РНБ. ОСРК. О. XVII. 38. 1736 г.)
42. Средство от зубной боли
Аще у котораго человека зубы черфь точит, и ты напиши на бумаге в одну строчку, что(б) другой строчки не было:
Аминь, афедалей, аминь, афесъилей, аминь, афесъилею.
И сверни из сего билетиц, только можно на зуб положить и зделав положи болному на болной зуб, и болеть перестанет.
(ГИМ. С обр. Е. В. Барсова. № 2257. Конец XVIII в.)
43. Заговор от зубной боли
27. О зубах.
Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй меня, грешника имрек. И лягу я, раб Божи имрек, перекрещась, и встану я, раб Божи имрек, помолясь, и умоюся я, раб Божи, росою, и утрусь тканым медкалинным полотенцом, и помолюся я, раб Божи имрек, Спасу и Пречистой Богородице, самому Христу; и стану я, р(аб) Б(ожий) и(мярек), заговаривать от еретиков и от клеветников, и от блудников, и от прелюбодеев, и от блудниц, и от прелюбодеек, и от еретиц, и от клеветниц, от розноглазых и двоеглазых, и от (т)роешорсных, и от двоешорсных, от осутчиков, от отведчиков и от разбойников. И снесу и снесу я, раб Б(ожий) имрек, свои з(убы) во окиан море. Во окиане море лежит бел горуч камень. И положу я, раб Б(ожий) имрек, свои з(убы) под тот под горуч камен(ь), и запру я золотым ключом, и брошу я золоты ключи во сино моро. Аминь, аминь над аминам, аминь.
(ГИМ. С обр. Е. В. Барсова. № 2257. Конец XVIII в.)
44. Заговор от зубов (боли в зубах)
Во и(имя Отца) и С(ына) и С(вятаго) Д(уха). Станет раб Божий имрак от зубной болезни. На море окияне, на острове Буяне лежит там камень бел Алатырь чист, на том камне сидит дева, не знает никакой болезни, так бы у раба Божия имрак не болели бы ни уста, ни кости и ни жилы, да будь мои слова Божия на ково раба Божия имрак заговорены в числе все крепко, крепче камня и железа и третьяго булата. Ключ ни замка. Аминь, и дунь.
Наговаривать на соль 3 раза и по последнем сказать: Аминь, дунь. И потом. И во веки веков. Аминь, дунь. Аминь, дунь. Аминь, дунь.
И класть на больные зубы.
(ИРЛИ. Древлехранилище им. В.И.Малышева. Оп. 24. № 10. 1810-1820-е гг.)
45. Заговор от зубов (боли в зубах)
У кого болят зубы, тогда, видевши молодой месяц как народится [стать на одном месте] и читать молитву «Богор(одица), дево, радуйся» три раза и говори:
Месяц молодой, видал ли старова, болят ли зубы у мертваго? — Не болят, на месте стоят. Этот месяц на небе, а дуб в дуброве, а камень в море. Как те гости не сойдутся въкупе, так чтобы тогда зубы заболели, а теперь перестань.
(ИРЛИ. Древлехранилище им. В.И.Малышева. Оп. 24. № 10. 1810-1820-е гг.)
46. Заговор от зубной боли
Заговор зубной.
Как станет священник на святой литургии Евангелие чести, тогда умолкнет весь народ, умолкни у раба Божия имерек зубная болезь, щепота, ломота, опухь, не отрыгни во веки веков. Аминь.
(РНБ. ОСРК. О.XVII.46. 1-я половина XIX в.)
47. Заговор от зубной боли
Зубам заговор.
Господи Боже, благослови, отче! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Во Удоле граде сухо древо червь точит. Имрек, трижды спроси у Лазаря, болят ли у него зубы, у мертвых десны пухнут ли, шшоки ломит ли, лоб щип лет ли. Рече Лазарь: не болят у мертвых зубы, десны не пухнут, щек не ломит, лба не щиплет; так бы у меня, раба Божия имре(к), не болили зубы, десны не пухнут, щек не ломает, лба не щиплет до скончания веку, до гробовой доски и до Страшнаго Христова пришествия. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(РНБ. ОСРК. О.XVII.46. 1-я половина XIX в.)
48. Заговор от зубной боли
На небе месец златыя рога есь. У меня, у раба, многа родители в земле, у тех у родителей щеки не шипит и зубы не болит, и не опуху, и не отеку, и не щепоты отныне до веку, навек, сповеку.
(РНБ. ОСРК. О.XVII.46. 1-я половина XIX в.)
49. Заговор от зубной боли
О, млад месяц златой рок, как ты укрепися твердо, так утвердися зубы у кого болят, у раба или рабыни, на правой ли на левой стороне по сей час, по его век. 3-жды.
(ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 231 (2213). 2-я четверть XIX в.)
50. Заговор от зубной боли на лук
На море на Окиане, на острове Буяне стоит дуб сыр. Под дубом сырым лежит зуб заговорен, от Лимаря заколочен. Зубная могуча скорбь уймись, месяцем ясным унесись, Лимарь от заговорнаго зуба отвяжись! Будь мое слово крепко! Зубная скорбь «николи» не явись, более к рабу Божию такому-то не привяжись!
Заговор читается над луком, который должно положить на больной зуб и носить сутки, не выплевывая.
(Записано во Владимирской губ. свящ. А. Соболевым)
51. Заговор от зубной боли на рябиновую почку
Первым разом — добрым часом, зубная скорбь уймись, больше на зуб не ломись! Как этим сучьям на корнях не стоять, отроков не пущать и ветками не махать, так зубам не гнить, болезнь в себе не водить. Заговор мой крепкий по сей день, по сей час, на веки веков.
Заговор читается над рябиновой почкой. Почку после заговора окунают в воду и кладут на больной зуб.
(Записано во Владимирской губ. свящ. А. Соболевым)
52. Зубы лечить
«Млад свител месяц, был ли ты на «том» свете?» — «Был». — «Видел святова Антипу, не болят ли у ево зубы? Не можжат ли котти?» — «Не болят у ево зубы, не можжат кости». — «Так бы у меня, раба Божья, не болели зубы, не можжали кости!
Говорить три раза на молодой месяц.
(Ножовская вол.)
53. Зубы лечить
Месяц молодой, мертвые под тобой. Как у мертвых зубы не болят, не можжат; так бы у меня, раба Божия, не болили бы и не можжали!
Говорить на молодой месяц глядя.
(Запис. в Б. Соснов. вол. дер. Старики)
54. Зубы лечить
«Мисець млад, на море был?» — «Был». — «Светова Антипа видял?» — «Видял». — «У ево зубы не болят?» — «Не болят». — «Так бы у миня, раба Божия (имя), не болили и не скорбили красные десна!»
Смотреть на молодой месяц и крестясь читать три раза.
(Андреевская вол.)
55. Зубы лечить
Восподи Исусе Христе и Сыне Божей, помилуй нас. Аминь. Молитвы ради Пречистыя Твоея Матери помилуй мя, раба Божья (имя)!
Ты, млад мисец, дай Восподи тебе золотые рога, рабу Божию (имя), — доброва здоровья! Ты млад мисец, видел ты светова светителя «зубнова бога» Антипия, у ево зубы не болят, кости не можжат, зубны составы не можжат; так бы у миня, раба Божья (имя), зубы бы не болили, кости не можжали, зубны составы не дрожали, чернь не ела и не точила век с по веку, отныне и по веку. Аминь. Тому делу — Аминь. Запру статью и молитву тем замком, которой у миня в земле!
(Токаринск. вол.)
56. Зубы лечить
Светой отец Антипей! прошу тибя усердно, утоли, Восподи, мою болезь от белой крови, от шшипоты, от ломоты, от ветру — от вихорю, прошу тибя усердно и к тибе припадаю, скорому помошнику о душах наших!
(Бердыш. вол.)
57. Заговор от зубной боли
Стать лицом на восток, следует смотреть на молодой месяц и читать «Отче наш» три раза; а затем, следует сказать:
Засим и Саватей, на Соловецком острове помилуйте меня, раба Божьяго Петра, от зубной болести, исцелите мои зубы.
58. Заговор от зубной боли
Батюшка млад месяц, ходишь во дни и в ночи, видишь живых и мертвых. Как у мертва-мертвяка зубы не болят, десны не ноют, так у раба Божия (имярек) зубы не болели б, десны не ныли, черви не точили.
Шепчи на воск и лепи на больной зуб.
59. Заговор от зубной боли
Млад месяц в небе, лев-зверь в поле, Змей-Горюныч в море; когда они сойдутся на Сионску гору, станут дел делить — тогда мне, рабу Божию (имярек), станут зубы лить.
На щеке, против больного зуба, причеркивать безымянным пальцем и вечерним зорям 3 раза.
60. Заговор от зубной боли
Стал я раб (имярек) благословясь, пошел я перекрестясь из избы дверьми, из ворот воротами, под восток, под восточную сторону, на окиян-море; на окиян-море есть остров, на острове желты пески, на желтых песках лежит 77 мертвецов; у 77 мертвецов есть Семен-Мертвяк; подойду я к нему поближе, поклонюсь пониже: «Батюшка Семен-Мертвяк, болят ли у тебя коренные зубы или передние?» — «Нет, у меня не болят ни коренные, ни передние». Как у тебя не болят, так бы и у раба (имярек) не ныли и не болели зубы и черви десны не точили! Будьте мои слова все сполна крепки и лепки — крепче и лепче остра ножа булатного; язык мой — ключ, уста — замок.
61. Заговор от зубной боли
Выйду благословясь, пойду перекрестясь
Из дверей в двери, из ворот в ворота.
Выйду я в чисто поле.
В чистом поле стоит старый дуб,
Под этим дубом лежит старый человек.
Спрошу я у этого человека:
— Не болят ли у тя зубы,
Не болят ли у тя лока, не ломит ли у тя костья.
— Нет. Не болят у меня лока,
не ломит у меня костья
Так у меня, рабы Божьей Марии, не болите зубы,
не болят лока, не ломи костья.
Аминь, аминь, аминь.
Три раза плюнуть. Заговор повторить три раза.
(Зап. д. Федово)
62. Заговор от зубной боли
У нашего царя зубы не болели, не щимели ни в утреннюю зорю, ни в вечернюю пору, ни в какой час, ни в какую минуту. Так бы у рабы Божьей Анны не болели и не щемили зубы ни в утреннюю зорю, ни в вечернюю пору, ни в какой час, ни в какую минуту от рожденья до венчанья, от венчанья до скончанья во веки веков. Аминь.
(Зап. д. Качкова Горка)
63. Заговор от зубной боли
Встану благословясь, пойду перекрестясь, выйду в чистое поле. Встречу Якова и Партамона, спрошу Якова и Партамона: если лежит мертвое тело в гробе и не слышит оно ни церковного пения, ни колокольного звона, и не болят у него ни зубы, ни уста его. Так бы и не болели у раба Божьего Николая ни зубы, ни уста его. Отныне и во веки веков. Аминь!. Конь крепко небо и земля, тонь крепки мои заключенные слова. Аминь. Три раза.
(Зап. д. Масельге)
64. Заговор на зубную боль
Встану я раба Божья благословесь, пойду перекресесь из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в чистое поле, в чистом поле сине море, у синя моря синий камень, на этом камне сидит Исаак, Иван и Яков. Исаак, Иван и Яков, спросите у мертвых, болят ли у них зубы, точат ли их черви. Так бы и у рабы Божей не болели зубы, не точили бы черви. Отныне до веку, век по веку. Аминь. Три раза.
(Зап. д. Погост)
65. Заговор от зубной боли
Полстакана неброженой воды взять, три раза соли сыпнуть, нож окунуть и ножом резать (крестом водить):
Афис-Кафис,
Исус-Христос,
Всцели у рабы Божьей Антонины
Костяную болесть зубов.
Аминь. Аминь. Аминь.
Три раза сказать и поплевать три раза.
(Зап. д. Шотогорке)
66. Заговор от зубной боли
Встану я, раба Божия, благословесь,
Выйду перекрестесь,
Из ворот воротами,
Из дверей дверьми
В чисто поле заво́рами.
Посмотрю я на восточну сторону —
С восточной стороны летит птица,
Клюв стальной,
Когти железные,
Дырыват и выдергиват
У рабы Божьей из зубов черви
И относит их в чисто́ поле
И закопала двенадцать сажен в земле.
Аминь.
(Зап. д. Шотогорке)
67. Заговор, чтобы зубы не болели
Год зубы болели,
Два года зубы болели,
На третий год стало зубам легче,
Держись за то место1 крепче.
(Зап. д. Шотогорке)
68. Заговор от зубной боли
Болели зуб год, болели зубы два, держись за (имя) крепче, зубам будет легче.
Этот заговор на смех: мужики смеются.
(Зап. в д. Кушкопале, 1972 г.)
69. Заговор от зубной боли
У Ивана, у мертвеца
Зубы не болели,
Не болели да не скрипели,
Так же и у рабы Божьей (имя)
Зубы не болите, не скрипите,
Успокойтесь, замолчите.
(Зап. д. Шотогорке)
70. Заговор от зубной боли
Сходи на кладбище, погрызи столбик и скажи: «Онемийте так же мои зубы, как у покойного губы». Говорить до трех раз.
(Зап. д. Шотогорке)
71. Заговор от зубной боли
Приговаривают к покойнику: ищут на кладбище могилу с таким же именем:
Как зубы у покойника не болят и не ноют,
Так бы зубы у раба Божьего не болели и не ныли.
Положить в крошку хлеба соль и все это на больной зуб.
(Зап. в д. Кургомени (Большая Деревня))
72. Заговор от зубной боли
Месяц млад,
У тебя есть брат,
Брат Харлаам.
У Харлаама есть зубы и скулы,
И у меня, рабы Божьей Людмилы,
Есть зубы и скулы.
Уйми и успокой
Мою зубную боль. Аминь.
На молодой месяц говорить три раза. Никто знать не должен, куда ты идешь. Лучше всего заговор действует у первого по рождению и у последнего.
(Зап. в д. Ванютино)
73. Заговор на зубную боль
Губы вы, губы,
Зубы вы, зубы,
Десны вы, десны,
Болите всю зиму и весну.
(Зап. в д. Георгиевсое)
74. Заговор от зубной боли
Вот за зубы еще:
Идут три брата, три Кондрата.
Впереди шла сестра, икону несла.
Икону опустила — и всю боль отпустило.
Во веки веков.
Аминь, аминь, аминь.
<А при этом что-то делать надо или просто шептать?>
Шептать.
(Зап. в д. Старое Село)
75. Заговорт зубной боли
Стану благословясь, пойду перекрестясь, пойду из дверей в двери, выйду на красно крыльцо, с красного крыльца выйду в красно поле, стану в восток лицом, в запад хребтом, помолюсь Господу Богу, Пресвятой Богородице. Приду в чисто поле, в чистом поле есть камень-алатырь. На том каменю лежит мертвяц. Приду я к мертвяцу, спрошу у мертвяца: «Не болет ли у тебя зубы, не ноют ли лаки2?» Вот он и скажет: «Не болет у меня зубы, не ноят ли лалаки». Так же не болите, зубы, у Аиды, не нойте, лалаки, и быти спокойны отныне и до веки. Аминь!
(Кемский район, Карелия)
76. Заговор на зубы
Слышит ли мертвый звон колокольный? Слышит ли мертвый пение церковно? Болят ли у мертвого зубы? Щемят ли у мертвого уста? — Не слышит мертвый звону колокольного. Не слышит мертвый пения церковного. Не болят у мертвого зубы. Не щемят у мертвого уста. Также у рабы Божьей Марьи зубы не болите и не щемите. Аминь. Три раза читают.
(Беломорский район, Карелия)
77. Заговор на зубы
Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьмы, из дверей воротами в чистое поле; стану на восток лицом, на запад хребтом, помолюсь и поклонюсь истинному Христу — царю небесному и тридневному Лазарю: «Тридневной Лазарь, пройди скрозь небо и спроси у мертвых: не болят ли зубы, не щипят кости, не двигаются жилы в поговори, на ветху и на новцу и на перекрой месяцу, днем под солнцем, а ночью под месяцем, под утренным и вечерным зорям». Святитель всем моим словам скрепительным и присно, и во веки веков. Аминь.
(Беломорский район, Карелия)
78. Заговор от зубной боли
Собака бежала, жава кровь бежала; собачка стала, жава кость <кровь?> перестала и ныне, и присно, и go веки веков. Аминь. Ключ и замок, ключ и замок.
(Беломорский район, Карелия)
79. Зубы заговаривать
Я, раб Божий Иван, <выйду> из избы в двери, из дверей в ворота, из ворот в чисто поле. В чистом поле есть церковь. В этой церкви — Кощей Бессмертный. У этого Кощея зубы не болят и щеки не щемят, так же у раба Божья Ивана зубы не болели и щеки не щимили бы.
(Медвежьегорский район, Карелия)
80. Заговор от зубной боли
В морозную темную ночь выйти на крылечко. Луна должна быть полная, чтобы и губы, и нос, и рот, и глаза видно было. Спросить у луны:
— Луна, луна, откуда ты идешь?
И представить, что луна отвечает:
— За моря иду.
— Луна, луна, у тебя зубы болят?
— Нет, не болят!
— Луна, луна, и у меня не болят!
Плюнуть через левое плечо и уйти. Ходить три вечера подряд, и никогда зубы болеть не будут.
(Кондопожский район, Карелия)
81. Заговор на зубную боль
Надо делать три тряпочки <.. .> белых: одна побольше, а други поменьше. Одну побольше сперва, другу поменьше, потом еще самую маленькую. И там который зуб болит, с того зуба кровь сбавить <...>. Три раза взять кровь с зуба и класть <.. .> на тряпочку. Ну и придти в лес — найти в лесях дерево, чтобы было бы дупло там — дырка. Туды в дырку эту тряпочку класть (хоть маленька дырочка — там небольши тряпочки надоть). И сверху надо другим забить туды, как, вроде, клинышек класть сверху. И надо сказать, что:
Грызи эти деревянные корни, а не зубы, грызи деревянные корни, а не зубы, грызи деревянные корни, а не зубы. Во веки веков амин, во веки веков амин.
Собиратель: Три раза надо это повторить?
Исполнитель: Но, сказать еще аминь. «Грызи деревянные корни, а не зубы» — три раза надо так сказать и амин, амин, амин.
(Кондопожский район, Карелия)
Источники заговоров от зубной боли:
1, 2, 8, 17, 18 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
3-6 — Сказания русского народа Сахарова, Том I. 1841 г.
7, 24 — Экономист 1862 г.
9 — Таинственные чары, М. 1876 г.
10-14 — «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», М. Забылин, 1880 г.
15 — Памятная книга Архангельской губернии 1864 г.
16, 20 — Памятная книга Архангельской губернии 1865 г.
22 — Томские губернские ведомости 1863 г.
23, 27 — Воронежский листок 1862 г.
25 — Отечественные Записки 1848 г.
26 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
28, 31 — Воронежский литературный сборник 1861 г.
29 — Орловские губернские ведомости 1861 г.
30 — Орловские губернские ведомости 1865 г.
32 — Тульские губернские ведомости 1861 г.
33 — Воронежские губернские ведомости 1863 г.
34 — Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.
35 — Калужские губернские ведомости 1863 г.
36 — Воронежские ведомости 1850 г.
37 — Фольклор Тверской губернии. Сборник Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой. Издание подготовили И. Е. Иванова и М. В. Строганов Санкт-Петербург, 2003.
38-49 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
50-51 — Свящ. Алексей Соболев. Обряд прощания с землей пред исповедью, заговоры и духовные стихи. Губ. гор. Владимир, 1914.
52-56 — В. Серебренников. Народные заговоры, записанные в Оханском уез., Пермской губ. Пермь. 1918 г.
57 — Труды Иркутской ученой архивной комиссии. Вып. 2, 1914.
58-60 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.
61-74 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
75-81 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.