Собрание русских народных заговоров от волосатика или волоса, волосца.
1. Указ как волосец лечить
Прежде возьми масла ростового, наговори на масло сия слова:
Есть море-Окиян; на том море есть мост золотой, седит на нем человек золотой, стружет стрелы золотыя и стреляет из раба Божия (имярек) прикос, и притчю, и щепоту, и волосатик, прикос нощной и дневной, полуденной, и полунощной, и водяной, и древяной, с рук и с ног, и от кости, и от мозгу, и со всех уд его; дай, Бог, рабу Божию (имярек) на здравие и на спасение.
А говорите те слова на пенное масло на коровие нагретое, да стружки строгати настругом намелко черемховыя.
(Из лечебника XVII ркп. Синодальной Библ., № 481, л. 77-77 об., извл. Ф. Буслаев)
2. Заговор от волоса1
Читают тридевять раз, закрывают рану метелкою из ржаного колоса и поливают раскипяченою золою.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Волос, ты волос, выди на ржаной колос с раба Божия (имярек) либо на пепелицу, либо на теплую водицу!
(Туренский погост, Валд. у. Новг. губ; зап. И. Верещагин)
3. Заговор от "волосатика"
На море на Кияне, на острове на Буяне упыри живали, волос-волосатик на хрестьян пущали. Вышел волос в колос, начал суставы ломати, жилы прожигати, кости просверляти, тело раздробляти, раба Божия такого-то изсушати. А я тебя, волос-волосатик, заклинаю, словом крепким на крепким наставляю: иди ты, волос-волосатик, на острову Буяну, к Латырю камню; где хрещеные человеки не ходят, живые не бродят; сядь на свое место — к упырям лихим в кресло. Покорись моему приказу, крепкому накрепкому заговору-наказу!
Берется 27 ржаных колосьев. При чтении заговора колосья обливаются горячей водой, которую больной после должен выпить, а к больному месту прикладываются два обмоченные и на крест сложенные колоса.
(Записано во Владимирской губ. свящ. А. Соболевым)
Источники заговоров от "волосатика" или "волоса":
1 — Ф. Буслаев, Речь о народной поэзии в древней русской литературе, приложение.
2 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
3 — Свящ. Алексей Соболев. Обряд прощания с землей пред исповедью, заговоры и духовные стихи. Губ. гор. Владимир, 1914.
1 По мнению ворожеи, самок имеет вид волоса, а самка — волосообразных корней, сплетшихся между собою. Если у больного этот волос выгнан из раны, и он хочет убедиться, взглянув на него, то показывать ему не прежде того, как он в кровь укусит себе язык; иначе, от сильной радости, волос снова может породиться. Затем больной сам должен прочесть слова от осуды, так как сам себя осудил.