Русские заговоры от сглаза и порчи скотины

Собрание русских народных заговоров, чтобы защитить скотину (скот) от порчи и сглаза и избивиться от болезней, вызванных ими.
 

1. На «сухой ветер» у скота

Стану благословесь, пойду перекрестесь. Выйду я в чистое поле. В том чистом поле есть окиан-море. В том окиан-море есть Лукина-гора, в той Лукиной-горы живет сам Господь — истинной небесный Христос. У его нету ни щипоты и не ломоты, нету стретной воды и нету сухого ветра; и так же отойдите от Божьей скотинки, от милой животинки, стретна вода и сухой ветер. Аминь.

(Беломорский р-н, Карелия)
 

2. «Ветер» когда скотину захватит

Коль долго летом о Петрову дни на етом на древе, на еле, роса побувает, толь же долго на милой скотинушке, на крестьянской животинушке, скорбь и болесть побывает.

Сухой ветер, надутый ветер, подкожный ветер, сердечный ветер, всякие тридевяти ветров, по старым местам выходите; откуль пришли, — туда и подьте, невредиму скотинушку оставьте. Аминь.

Берут еловые хвои, с трех елочек лапочки, чтоб елка елку не видела.

(Беломорский р-н, Карелия)
 

3. На «сухой ветер» у скота

Ставала по утру ранешенько; выходила из дверей в двери, из ворот в ворота, из улицы в улицу, матерью прощена, отцем благословлена. Выходила в чистое поле. В чистом поле стоит муж Свят Герасим; он стоит — тугой лук натягивает, калену стрелу накладывает; я ему помолюсь, я ему поклонюсь: «Ты, Свят муж Герасим, мне пособи, рабе Божьей (или рабу Божьему), пособи вынять у скотинки — Божьей животинки крестьянской — из белого тела, из ретивого сердца стрелы-прострелы, ветреной нос, нечистого духа удар, нечистой дух». Летите, стрелы-прострелы, за реки-реки, за озера-озера, в Черное море спуститесь, белый камень точите. Ключ в море, а замок в роти. Аминь.

(Беломорский р-н, Карелия)
 

4. Заговор от порчи скотины

Ставала по утру раненько, выходила из двери во двери, из ворот в ворота, из улицы в улицу, матерью прощена, отцом благословлена. Выходила в чистое поле. В чистом поле стоит муж Святой Герасим. Он стоит, тугой лук натягивает, калену стрелу накладывает. Я ему помолюсь, я ему покорюсь: «Ты, Свят муж Герасим, мне пособи, рабе Божьей, <вынять из> животинки крестьянской — изо белого тела, изо ретивого сердца стрелы-прострелы, ветреной мочь <нос>, нечистого духа удар, нечистый дух; летите стрелы-прострелы, ветреной мочь <нос>, нечистого духа удар, нечистый дух, за реки-реки, за озера-озера, во Черное море спуститесь, белый камень точите, ключ в море, а замок в роте. Аминь».

(Беломорский р-н, Карелия)
 

5. Заговор от порчи скотины

Стану благословесь, пойду перекрестесь, отцом прощёна, матерью благословёна. Пойду не из дверей дверям, выйду в чисто полё. Там стоит избушка, в той избушке Власей и Мидосей. Я ему покорюсь и помолюсь: «Милостивый Власей, вынь ветер из милой скотины, из черноперстой животйны, из хребтя, из-под хребтя, из-под горячей крови, из сто восемьдесят одного сустава».

Это надо наговорить на соль и напихать скотине в нос и в уши. Сразу выздоровеет.

(Беломорский р-н, Карелия)
 

6. Заговор от ветреницы, сухабрицы или надутицы

Если корова заболеет болезнью ветреницей, сухабрицей или надутицей, то против этих болезней существует следующий заговор:

Я тебя вострыми зубами загрызу, железным когтям зацеплю, по всем жилам, по всем костям, по всем мозгам, по белому лицу, по ретивому сердцу, по горячей крови, по хребетной кости.

(Медвежьегорский р-н, Карелия)
 

7. Заговор, когда корова заболела

Заболела как-то корова, лежит и не может встать. <...> Тут бабка меня старая подзывает <.. .> и научила. Я прихожу в хлев и говорю:

Нечистая сила, ты меня тронешь раз, я тебя — два, ты меня — два, я тебя — три... И так до девяти.

Только я сказала, у меня корова как прыгнула и точно ничего не бывало.

(Кондопожский р-н, Карелия)
 

8. Заговор от уроков на скотине

Травке матушке не урочиться не прирочиться все расте так бы милому живот пеструхоньке матушке не урочилось и не прирочилось.

(Зап. в д. Голузино)
 

Источники заговоров от сглаза и порчи скотины:

1-7 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.
8 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.