Русские народные заговоры от разных (всяких) болезней.
1. Заговор от колотья
Знахарь обводит место, где больной чувствует колотье, бруском и крестит это место столовым ножем, говоря и крестя трижды:
Секу, отсекаю, рублю, перерубаю, секу, рублю колотье острым ножиком. Как брусок исчезает от укладу, от булату, от железа, так исчезни и иссохни, родимое колотье, в белой кости, в черном мясе, в белом тельце отныне и до века.
Затем обмывают нож водой, которою и поят больного, или промывают больное место.
(При-Аргунский край, Забайкальской обл., зап. Н. Кашин)
2. Заговор от стрел
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. He от ветра, не от вехоря пришла сия стрела в раба Божия; и выходи, сия стрела, из раба Божия (имярек) на уклад, на железо и на масло, тенись, не ломись и не рвись. Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь.
(Из старинной рукописи, найденной в селе Ворзогорах, Онежского у.)
3. Заговор от усовей (внутреннего воспаления)
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй раба Божия (имярек), сподоби его, благослови, Отче! Есть море золото, на золоте море золот корабль, на золоте корабле едет святый Николае, помогает рабу Божию (имярек) от усовей; есть море золото на золоте море золото древо, на золоте древе золоты птицы — носы железны и ногти железные, дерут, волочат от раба Божия (имярек) на мхи, на болота; есть море золото, на золоте море бел камень, на беле камени седит красная девица с палицею железною, тепет, обороняет, отлучает от раба Божия (имярек) усови на мхи, на болота; есть море золото, на золоте море золот корабль, на золоте корабле едет тридцать царей и семьдесять цариц, помогают рабу Божию (имярек) от усовей; есть море золото, на золоте море золот корабль, на золоте корабле едет святый Николае, отворяет морскую глубину, поднимает железные врата, а залучает от раба Божия (имярек) усови аду в челюсти.
(Из лечебника ХVІІ в., ркп. Синод. Библ., № 481, л. 150 об. и 151 о6., извл. Ф. Буслаев)
4. Заговор от сибирской язвы (сибирки)
a) Волдырь прокалывают иглой или шилом и прикладывают к больному месту мазь из козьего сала, конопляного и деревянного масла, еловой и севской смолы — всего по 2 золотника; смесь эту разогревают на сковороде, и когда она совсем распустится, ставят сковороду на стол, мешают палочкой и двадцать семь раз читают следующее:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, и ныне, и присно и во веки веков, аминь. Раб Божий (имярек), есть в теле твоем вострополицкая язва; нет в теле твоем ни грома, ни мланья, ни древа вбиенна; в туче вода, во гневе земля, в руках трясовица, меж ногами ветр. Вот моя молитва, ключ и замок.
Во время чтения произносящий трижды дует на мазь и плюет в сторону; даст внутрь кислое молоко с камфорой, острой водкой, нашатырем и пр.
(От великоруссов Богучарского у., зап. г. Ткачев)
b) Взять одну косушку водки, положить в нее два золотника нашатырю, проговорить над этим «Отче наш» и затем следующее:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Неополимая Мати Божия Купина, Пресвятая Богородица, не пали Ты своим пламям, Господним Духом; укрой, утеши от огня и от пламя, от сибирки и от опуху, от бишихи и от бросу, от ломоты и от колотья, и от миритлицкия болезни, и от всех недуг. Укрой, Господи, ущети от всех недуг своею рукою, чистою пеленою и нетленною ризою. Дунь, Господи, рабу Божьему (имярек) в белое ему тело, в ретивое ему сердце, в горячую кровь, в желтую кость. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. (трижды).
(От великоруссов Богучарского у., зап. г. Ткачев)
5. Заговор от коросты или шелудей
Во время полноводья, когда пойдет лед, взять ломоть хлеба, крепко посолить его и бросить в воду, произнося:
Хлеб, соль честная, плыви, куда хочешь, тебе добрый путь, а мне оставь доброе здоровье!
(Зап. Н. Аристов, в г. Симбирске)
6. Заговор от ногтя
Поставив больного близ дерева, знахарка обводит своим пальцем трижды около сучка и столько же раз читает следующие слова; потом своим пальцем трижды обводит палец больного.
Как этот сучек не растет, не подымается, засохни так эта боль наносная, заноктица, у меня, раба (имярек), и чтобы не болела и не подымалась.
(Туренский погост, Валд. у., зап. И. Верещагин)
7. Обряд от недержания
Седит человек, станет, то место тепло, и ты возми щепку с места зубом или ножем, а в леей приготов(ь) рябину с пяден(ь), одна б была с корен(ь); выреж(и), по концам заверти щелком красною нит(ь)ю, а середку роздвои да полож(и) ту щепку в нутро да завей красною нит(ь)ю, (говори):
(1) Как завяжу сю рябину концамы вместо щепку, так завяжис(ь) и у сег(о) раб(а) Б(о)жия имярек (моча) и кал вон не бежи. И полож(и) на поле под камен(ь), (говори):
(2) Как сей камен(ь) окаменил, так у сег(о) раба... человека окаменила б моч(а) и кал... // (л. 6) (у) сего раба имярек, не отворис(ь) задней проход.
Почин взят(ь) с-под камени и розвязат(и) и розметати. Говор(и):
(3) Как яз, раб Б(о)жий имярек, розвязал всю рябину и щепку, так розвяжис(ь) у сего раба имярек моч(а) и кал по старому бежи. Рябина розколот(ь) вся.
(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
8. Заговор от желтухи
Желтый месяц ты на небеси, а я хожу по земли. Щука бегать в мори, а ведмедь (медведь) по лесу. Коли они встречаются ты, месяц, улыбаешься, краснотой возгораешься, желтиной не заражаешься, да и так бы и я раба такая-то по земле ходячая улыбалася, желтиной не заражалася. Святая соль матушка, наша ты царица! ты в святом своем езери садишся, святишся, густою краскою белишся, дай мне белизну, возми себе желтизну. Богом молю, Христом кляну, стирай желтину! Аминь тому слову во веки.
Заговор читается над соленою водой, которой, после заговора, должно умыться.
(Записано во Владимирской губ. свящ. А. Соболевым)
9. Заговор от «притки»
Встану раненько, умоюсь беленько, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота, погляжу на восточную сторонушку. На восточной сторонке стоит соборная, апостольская церковь. В этой церкви стоит престол; пред престолом Мать Пресвятая Богородица. Она молит о притке: притка глазная, полуглазная, притка костяная, полукостяная, притка жильная, полужильная, притка водяная, полуводяная, притка ветряная, полуветряная, притка земляная, полуземляная, выйди вон из раба крещена такого-то в Киян-море! В Кияне-море есть камень Латырь; под камнем Латырем твои пития и яствы, естества и полуестества, будь там, а раба такого-то оставь. Слово мое крепко. Аминь.
Для заговора берут четверговскую соль и по прочтении над ней заговора, натирают больного.
(Записано во Владимирской губ. свящ. А. Соболевым)
10. Заговор от разных недугов
Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь из избы дверями, из двора воротами да в чисто поле двором, в чистом поле стоит Исус Христос с вострым ножом, сидит госпожа Богородица на золотом стуле, держит в руках золоту иголку с серебряной ниткой, шьет-зашивает, секет-засекает зоры-призоры, уразы, прикосы, родимцы, исполохи, переполохи у рабы Божьей. Аминь. Аминь. Аминь.
(Зап. д. Чешегоре)
11. Заговор от разных недугов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Стану, раб Божий, благословясь,
Пойду перекрестясь
Из избы дверями,
Из ворот воротами
В чистое поле,
Стану в восток лицом,
Помолюсь, покорюсь
Самому Господу, Исусу Христу,
Царю небесному,
Вышнему Спасу,
Истинному Богу,
Михаилу-архангелу.
Сам Господь Бог,
Ты бы меня спас,
Истинный Бог,
Михаил-архангел,
Спущает-выпускает
Два ангела Господних
Со восточной стороны,
Со небесной стороны,
Идут-летят
Два ангела Господних,
Кругом облетывают,
Крыльями отмахивают,
Пилами выпиливают,
Ножами выпредывают,
Когтями выскребывают
Из рабы Божьей все порчи,
Уроки, прикосы,
Высокосы, исполохи,
Переполохи, щепоты,
Ломоты, чахоту,
Сухоту, грыжи
Красные, синие,
Желтые, зеленые,
Закожные, заболонные,
Из белого тела,
Из красного мяса,
Из костоя, из жилья,
Из рук, из ног,
Из ясных очей,
Из черных бровей.
Два ангела Господни,
Выньте из рабы Божьей,
Из тела белого,
Из сердца ротивого,
Из семидесяти жил,
Из семидесяти суставов,
Из семидесяти семи недугов
Все порчи, уроки,
призоры, оговоры,
Прикосы, исполохи,
Переполохи, щепоту,
Ломоты, грыжи
Красные, синие,
Желтые, зеленые,
Закожные, заболонные,
Два ангела Господни
Из западной стороны,
Из черного озера
Огонь горячий,
Смола кипячей.
Там снесите, бросьте.
Они бы смолу пили,
Огонь ели,
Ни отуху им, ни осуху.
Как дерево не оживает,
Не отрастает,
Так же и вы, все порчи,
Уроки, прикосы,
Выкосы, исполохи,
Щепоты, ломоты,
Грыжи воротовые,
Мозговые, закожные,
Заболонные
Не обживайте,
Не отрастайте у рабы Божьей (имя).
С утра роса,
Вечер поздна,
Навеку не мало,
По всякий день,
По всяку ночь,
По всякое время.
Будьте мои слова вострее
Вострого ножа и булатного копья.
Которы слова переговорила,
Которы недоговорила,
Которы недоговорила,
Пускай договорила.
Тем словам аминь.
(Зап. д. Березник)
12. Заговор от разных недугов
Мать пресвятая Богородица,
С золотыми ключами,
С золотыми замками,
Спаси моих сыновей,
Моих дочерей,
Моих внучат,
Моих правнуков
Ото всех напастей,
Ото злых людей,
От хвори
Спаси-сохрани, Пресвятая Мать Богородица.
Да дай им моготы и здоровья,
Чтобы все беды мимо их проходили.
Аминь.
(Зап. д. Киглохте)
13. Заговор от разных недугов
Стану я, раб Божий Александр, благословесь,
И пойду перекрестясь
Из избы дверьми,
Из двора воротами,
Умоюсе росою,
Опояшуся зорею,
Звездами учишусь,
Небесной высотой прикроюсь,
Раба Божия (имя)
Медными зубами не сгрызть,
Пилой не спилить
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
(Зап. в д. Зуево)
14. Заговор от всякой болезни
Стану я, благословесь,
Выйду перекрестесь
Из избы дверьми,
Из дверей в ворота,
В чистое поле,
Под восточную сторону.
Под восточной ьстороной сам Исус Христос стоит,
Смахивает, смахивает с раба Алексея
Притчи, уроки, боли и скорчи
Изо всех жил,
Из подколеночных суставов.
Будьте, мои слова, крепки и лепки,
Ключики-замочики.
Во веки веков. Аминь.
(Зап. д. Кургомени)
15. Заговор от всякой болезни
Свята Макарья мертв есть лежит,
Не стонет, не болит.
Кровь, не иди, руда, не теки
У такого-то раба Божьего,
Кость не ломи и жилы не тяни
На всякий час, на каждую минуту
Помяни, Господи, каждое слово.
Небо ключ, земля замок.
Будьте мои слова крепки и легки.
(Зап. д. Лопыревской (Малая Горка))
16. Заговор от всякой болезни
Мать-сыра земля!
Здоровья давай
Или к себе принимай!
Топят баню, больного прикладывают к земле на меже.
(Зап. д. Ефим-Бор)
17. Заговор от всякой болезни
Адам умер, Ева умерла, всю болезнь унесла.
(Зап. д. Кучерихе)
18. Заговор от ломоты
От ломоты. На масло наговорить, намазать, обвязать на ночь больное место.
Встаю благословясь, иду перекрестясь, из ворот в ворота, из двери в двери, иду в чисто поле. Сидят две девушки, ладят-поладят, святых угодников собирают и щемоту унимают от ветряной притки, от баянной нечисти. Пусть мое слово крепко, крепче злата камня, крепче щучьих зубов. Во веки веков. Аминь <повторить три раза>.
(Зап. в д. Боярское)
19. Заговор от ломоты
Заговор на болезнь — на кровь, ломоту и т. д.
Стою благословясь,
Пойду перекрестясь
Из дверей в двери,
Из ворот в ворота
Ко синему морю.
У синего моря живут два брата,
Вечно дерутся.
Никогда кровь не идет,
Тело не болит и кость не щемит.
Так и раба Божья (имярек)
Кровь не иди, тело не боли
И кость не щемит.
Нужно это шепотом говорить на ранку, потом три раза плюнуть на это место.
(Зап. в д. Ключи)
20. Заговор от худобы
<Заговаривают рябиновую палку:>
Худоба, откуда пришла,
Если из лесу пришла, в лес уйди.
Худоба, с поля пришла, в поле уйди.
Худоба — если от людей пришла, к людям иди.
Аминь. <Три раза.>
(Зап. в д. Бекренево)
21. Заговор от всяких болезней
<От всего говорить. Обязательно другому, не себе:>
По реке, по ре́чью
Бежит кровь по ре́мню.
Кровь, не бежь у раба Божьего Михаила
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
(Зап. в д.Ванютино)
22. Молитва от разных недугов
Надо говорить и невзначай прыснуть изо рта, пусть подрожит. То, что останется, либо в тазик, либо в ванную, вся чтобы вымылась перед сном. Прочитать молитву:
Исус Христос в ногах,
Богородица в головах,
Ангели по бокам.
Нечистому духу дела нет до меня.
Прочитать три раза и ложиться спать.
(Зап. в д. Зубово)
23. Заговор от боли
<Переписано с листочка.>
От боли
Найдешь кость или гвоздь в незнакомом месте
«Кость ты моя, возьму я тебя.
А ты возьми боль от меня
Аминь. Аминь. Аминь»
Положить кость на место.
(Зап. в д. Покровское)
24. Заговор от разных недугов
Моешь больного, относишь на кладбище и выливаешь со словами: «Как вы спите, ничего не болит, не щимет, так чтобы раб Божий тоже спала, ничего не болело, не щемило». Поправляются.
(Зап. в д. Покровское)
25. Заговор от разных болезней
Ломота, щипота, костный редис, полукостный,
Все суставы, полусуставы, голеница, спотягища,
Не скрипите, не болите у рабы Божьей, чтобы
Ей не стардать, слез не проливать, дольше спать.
(Зап. в д. Покровское)
26. Заговор от разных болезней
В <городе?> явила, на горе вершина,
С престола за престолом
Стоит Пресвятая Мать Богородица,
Рука Апостольска есть острый меч,
Отсекает болезнь,
Отсеки у Никиты болезнь.
(Зап. в д. Покровское)
27. Заговор от морской болезни
При выезде с пресной воды на морскую (например, из реки в море) отпивают несколько глотков соленой воды и приговаривают:
Море — мать и мачеха. Как я тебя люблю, так же и ты меня люби. Есть в тебе чистая вода, — быть в голове у меня. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
При этом перекрестятся, обращая свой взор в море. Приговаривают три раза.
(Беломорский р-н, Карелия)
Источники заговоров от разных болезней:
1 — Вестник Географического Общества, 1860 г.
2 — Пам. кн. Арх. губ. 1864 г ., отд. I, стр. 16
3 — Ф. Буслаев, Речь о народной поэзии в древней русской литературе, приложение.
4 — Памятная книга Воронежской губернии, 1865-66 гг.
5 — Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.
6 — Новгородские губернские ведомости 1866 г., №. 4.
7 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
8-9 — Свящ. Алексей Соболев. Обряд прощания с землей пред исповедью, заговоры и духовные стихи. Губ. гор. Владимир, 1914.
10-26 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
27 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.