Собрание русских народных заговоров от порчи огнестрельного и холодного оружия на войне и на ладность его во время боёв.
1. Заговор на личное оружие
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Как гром грянет, и молния палит, так бы в руках моих огненное оружие палило и гремело; как не может никто тварь Божию, солнце и луну, гром и молнию, остановить, так бы не могли в руках моих огненное оружие остановить. Аминь.
(Сарат. г., из раск. ркпс. XVIII в. извл. Н. Аристов)
2. Заговор на пищаль
От меня имерек дух, а к пищал(и), и к пистоли, и к корабину не дул.
О пищали. Как сера в ухе кипит, и так бы у пищали и у винтовки во всякой и у корабина, и у пистолей, и во всяково ружья и у щара железа всякая б пул(ь)ка свинцатая и стал(ь)ная, железная и медная, и серебреная, и гароховая, и позалаченая на полке бы кипела, а изидя бы железа не сея(л)а на меня имерек и на нашу стадку.
Как вода каменя не подымает, и так бы не подымалас(ь) всякоя б летучая птица и звери с моей пищали б и от винтофвки, и всяког(о) ружийного избанивою(?), и кали вода о каменя подымет, и тады подыметца от моей винтовки и от пищали всякая летучая птица и зверь. Амин(ь).
(Отец) небесный зделал бы девице дела(?) обиденные, а з банева проговорит(ь) да дунут(ь) ото всякого смешка потисти(?) крест(?).
А наперед положит(ь) в чароцо(?) град ствола...
Бутте пищали и винтовки да тетеревиный голос, заиче серцо, от мене дух, а к ней дух трожды дунут(ь).
(РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688-1689 гг.)
3. Заговор от порчи пищали
...на железном дни крестом огражаюся (от зем)ли и до неба, от ведуна, от ведуницы, от колдуна, от колдуницы, а та молитва от пищал(ь)ныя порчи.
Господи Боже Иисус Христос, сам Христос своим крестом (огражает) раба Божева имерек. Вели(т) мне гулят(ь) зорями и путем, зорями вечернеми, и мене, раба Божьева имерек, ни портежьницы, не ученицы, ни поротжениницы(?), и мене, раба Божева имерек, не портежь, ни пищал(ь) морина, как со всяк у мене на портежницы, на ученцы. Тридевет(ь) темниц посоженых, тридевет(ь) замкну, тридеве(ть) замками и дам ключ черному ворону: кин(ь), кин(ь) клучи в киян море. И как то море выпьет море чернцы и пороженьцы, и как море не выпивает и мене, раба Божева имерек.
Есть на мори на окияне дуп Дорофей, под тем дубом сидит баба Соломонея; та же баба Соломонея смувает и зговаривоет от роба Б(о)жева имерек хоти плыти, горючия крови в завистех и отсужат, и отговаривает и мене, роба Божева имерек, ни боса, ни нага, ни простоволоса, раб Божи имерек. Царица водица, красная девица, обмываеш(и) крутые береги, желтые пески, обмуваеши уроки от стара и от мала по сей ден(ь) и по сей час.
Господи, крест надо мною, крест на мне, крестом ся огрожаюся, крестом беса прогоняю. От Пречистыя диаволи бегоют, но от сего роба Божьева имерек бежит зол человек, а Пречистая на нем руку держаше.
Носит(ь) сию молитву человека истенаго мученика Никиты раб Божи имерек, не убоитса ни от огня, ни от воды, ни от грома, ни от молния, ни от зверя. Едина наша молитва.
(РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688-1689 гг.)
4. Заговор от порчи пищали
Ключ как пособит(ь) пищали от порчи.
Возми сол(и) да свинцу в правою руку, а в левою ручьницу да, пришед к реки, назови именем, до почерпи воды внис, да выреки к сухому пню, да мол(ви) так:
Как сухому (п)ню отроду не будет, так бы не было мое(й) руч(н)ицы помину от петисот порче(й) за тридев(еть) насоженых порчей, да т(р)идевет(ь) на сто насил(ь)ных порче(й), да т(р)идевет(ь) на сто нагонных порчей. Не я отхожю, не я отсылаю, не я отговаривою, отговаривая и отхаживоя, и отговаревоет от меня и от моей ручницы святая Соломон(е)я повелением Пресвятые Богородице.
(РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688-1689 гг.)
Источники заговоров от порчи оружия на войне:
1 — Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия А. Щапова в Журнале Министерства Народного Просвещения 1863 г.
2, 3, 4 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.