Собрание русских народных заговоров от врагов, недругов, недоброжилателей и плохих, злых, злонамеренных людей.
1. Заговор от злобы
Не велик я день родился, тыном железным я оградился, пошел я к своей родимой матушке, к родному батюшке и ко всему роду и племени, загневалась моя родимая родушка, ломали мои кости, щипали мое тело, топтали меня в ногах, пили мою кровь. Солнце мое ясное, звезды светлыя, небо чистое, море тихое, поля желтыя, все вы желтыя, все вы стойте тихо, и кротко, и смирно, так бы были тихи и смирны, и кротки моя родимая матушка, родимый батюшка, весь род и племень, во вся дни, во вся часы, в нощи и полунощи; как пчела поноску носит, так бы родимая матушка, родимый батюшка, весь род и племень плодили добрыя словеса за меня, роднова раба (имярек); как воск горит и тает от лица огня, так бы таяло и горело сердце у родных моих; как лебедь по лебедке тоскует, так бы мой род и племень вись тосковал по мне, своем родном рабе (имярек); как студенец льет воду по вся дни, так бы текло сердце роду и племени у всех по мне, по рабе (имярек), как дверь к косяку притворяется, так бы мои словеса к роду и племени притворялись, по вся дни, по вся часы, во дни и в ночи, в полдень и полночь.
(Из рукописной книжки Г. Д. Книголюбова)
2. Молитва от злобы
Союз любви апостолу Твоя связавый Христе, и нас Твоих верных рабов к себе тем крепко связав творити заповеди Твоя: Друг друга любити нелицемерно, сотвори молитвами Богородица едине человеколюбче. Пламенем любви распали ко мне, раб. Б. (имярек), сердца всех, Христе Боже, до того разжигаеши сердцем, мыслию же, душею и всею крепостью человеческою, возлюбят мя и искреннего своего, яко себе и повеления моя храняще славят мя и тя, всех благих дателя. Избави, Господи, раб. Б. (имярек) от ненависти, злобы, не мирности и не любы. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
(Из рукописной книжки Г. Д. Книголюбова)
3. Заговор от всякого зла и злых людей
Господи, благослови, Отче! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного; святый государь, Иван учитель научи нас, Господи, дел добрых творити, помилуй нас, Боже! Как стал свет и зоря, и солнце, и луна, и звезды, как взошло красное солнце на ясное небо и осветило все звезды и всю Русскую землю, и священныя церкви, и митрополиты, и владыки, и игумены, и священники, и весь мир, и все крестьяне. Святый государь Спас и святый государь архистратиг Михаил, помилуй, Господи, меня (имярек), грешного, освети, Господи, меня (имярек), князем и бояром, и властем, и тиуном, недельщиком, и их дворяном, и гостем, и мужем, и женам, и всему православному крестьянству, что ся наркло на сем свете; и на всяк час и на всяко время, и на всякое сердце и всякия очи моему сердцу (имярек), от всякого зла и злых очей закрой, государь Михаил архангел, своею ризою нетленною раба Божия (имярек).
И как, входя во двор, впредь левою ногою в порог в ворота, и как отворят ворота, ино оперетися в правую верею ворот правым плечем и молвити вся молитва и перекреститися молвити:
Святый государь Спас и святый государь, архистратиг Михаил, закрой, Господи, от лиха человека и супостата на всяк час и на всяко время, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
(Из Лечебника ХVІІ в., ркп. Синодальн. Библ., № 481, л. 241-241, об., извл. Ф. Буслаев)
4. Заговор от недруга
Встану яз, раб Божий (имярек), благословясь и поиду перекрестясь в чистое поле, умоюсь утреннею росою и зорею светлою, утруся красным солнцем, подпояшуся светлым месяцем, отычуся мелкими частыми звездами, покроюся меденым небом, помолюся четыредесятим мучеником, Михаилу архангелу, Гавриилу архангелу. Дай мне, Господи, из чистого поля лютого зверя; поди, лютой зверь, к рабу Божию (имярек); в воде под каменем выйми сердце с горячею печенью, принеси мне, рабу Божию (имярек); как не мочно рабу Божию (имярек) под каменем воздыхати, так не мочно на меня, раба Божия (имярек), сердца нести и зла думати и помнити — во веки, аминь.
(Из судного дела 1666 г. извл. П. Савваитов)
5. О траве "молчан", с заговором от недругов
Есть трава в поле молчан; ростет по перегородам и по межам, во ржи и в жите, а ростет в колено; а листки на ней, а столица тонка, а цвет син(ь) у ней, а иной бел у ней: белой цвет мужик, а синей женка; а на верху травы тоей как костка, как ч(е)л(ове)чей лоб с полноготка и с наготок; от лобка того груд(ь) и брада; а стоит наклоняс(ь). Ино та трава рвати, а рвучи, говорит(ь):
(1) Благослови, отче. Буд(ь) ты, трава молчан, на все пригожа; ты, трава молчан, никому не противляешис(ь) и молчиш(ь), стоячи в поле, ни сердца, ни кручины ни на ког(о) не держиш(ь), так бы на сем свете мужеской пол и женской, други мои и недруги, и злые мои супостаты против меня, раба Б(о)жия имярек, во всем молчал(и) и не противлялис(ь) бы мне, рабу Б(о)жию имярек, ни в чем, ни сердца бы, ни кручины всякие на меня, раба Б(о)жия имярек, не было никому ни в чем во вся дни и нощи и часы живота моего и до моей смерти.
Вырвав ту траву, да обнести около себя 3 ж круг голого тела по запазуш(ь)ю. Да траву держат(ь) у себя. А кому дат(ь), надобно будет с ней испит(и) или умытися, муж жене или жена мужу. И кому с ней даш(ь) пит(ь) или умытися, и тот против тобя не может ни в чем противлятис(ь) ни словом, ни делом, ни помышлен(и)ем, как тебе надоб(ь), так живеш(ь), а в кое время тебя он не видит, и он мрет душей и сердцем, всеми наровы и обычеи. А кому иному станеш(ь) да навади(ть), чтоб по тому ж будет надобет, ино ему велет(ь) траву обнести около себя 3 же да говорит(ь) 3 же то же, толки их имена примолвит(ь), а говорит(ь) так:
(2) Как ты, трава молчан, стоиш(ь) в поле, никому не противляеш(ь)ся, и все до конца.
(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
6. Обряды против недруга
Возми яйце курич(ь)е да огниво, да свяж(и) огниво топору на горло, да приди на могилник на солнишном закати или как люди не видят в ноч(ь) к мертвецу, которой умер без покоян(ь)я, и приди в голови да простис(ь) у н(его), а имени буде не знаеш(ь), назови ег(о) Иван:
(1) Прости, благосл(ови) земли у себя взят(ь), а от меня тебе гостинцы, б(е)лая лебед(ь).
Взят(ь) земли з голов(ы) в плат, да копай земл(ю) глубоко, и там полож(и) яйцо, говор(и):
(2) Во(т) тебе от меня, имярек, гостинець, белая лебед(ь), а стан(ь) ко мне ты в пособ(ь) со отцем и с матер(ь)ю, с родом и с племянем, и со всеми родители, имярек.
Повалит(ь) имя т(о). 3 ж ступит(ь) назад, тогда поворотис(ь) против солнца, поди домой, на(зад не) гляди, и поди на камен(ь) близ дому, чтоб не (двига)лся с места; стан(ь) на север хребтом и обче(ртись) топором 3 ж на посолон(ь), а сам не поверт(ывайся) ...ло у топора на горле, го(вори):
( 3 ) ... раба Б(о)жия имярек... и от недруга.
И топор подын(и) на плеч(о), да покин(ь) к север(у), да сам домой под(и), топор остав(ь), да после прид(и), топор возм(и) и огниво рожвяж(и), а землей кин(ь) того человека в груд(ь), говор(и):
(4) Как сей мертвец имярек умер без покаян(ь)я, так и ты умри без пок(аянья).
Взят(ь) два яйца, прид(и) к тому ж месту и мертвецу полож(и) два яйца к тому ж месту, а говори:
(5) Возми ты, имярек, от меня, имярек, два лебедя белых гостинцы, святи(й) Бог тебе на послуги, возми проч(ь) отца и матерь, и род, и племя, и всех родителей, доспей его по старому здрава, а меня, имярек, прости.
И воротис(ь) проч(ь) на посолон(ь).
(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
7. Заговор на того, кто зло помыслит
Господи, благослови, отче. Святаго Илью подыну с н(е)бесной силой на помощ(ь) себе, земную силу подойму со земной силой на помощ(ь) себе, водянную силу подойму с водянной силой на помощ(ь) себе, родителей подойму с четвертой сторон(ы) силой на помощ(ь) себе. Какой люб будет помысел на раб(у) Б(о)жию имярек, небесная сила (со) небесной силой, земная сила со земной силой, (бы)тте мне в помощ(ь), водянная сила с водян(ной силой, бы)тте в помощ(ь), родители с четвертой... стороны, бытте в помощ(ь), хто на меня кое зло помыслил. И вы меня, раба Б(о)жия имярек, обороните от его смыслу и от его думы. Святаго Илью подойму с небесной силой на помощ(ь) себе, земная сила со земной силой, водянная сила с водянной силой, родители с четвертой стороны стан(ь)те, бытте на помощ(ь), обороните меня, раба Б(о)жия имярек, от лихово человека, и от его думы, и от его смыслу.
(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
8. Заговор от врагов
Молитва 5
Владыко пресвятый, вседержител(ь)... всеславный, милосерды(й). Аз, грешный и недостойный раб твой имрек, молютися сей печати аггельския, и животворящий твой крест Господень, и печать премудраго царя и пророка Соломона. Всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь. Победи противныя враги моя, свяжи руце и нози их, уста и язык семью узы и десятью святыми аггельскими печатми, и все зломыслящая мне, и все сопротивныки моя Бог мой сотворих паче юныя овца. Да падут вси врази мои пред ногама моима б(о)жественною силою твоею, Христе, знамением честнаго и животворящаго креста Господня и святыя твоея неизреченныя тайнныя премудрости и силы святых печатей аггелских и честными имены твоими, Отче и Сыне и Святый Душе, и всех с(вя)тых твоих, Господи, молитвами Пречистыя матери твоея владычицы Богородицы и святых аггел и архагел, херувим и серафим, Михаила и Гаврила, и всех святых, от века угодивших тобе. Господи Исусе Христе, (сыне Бо)жий, помилуй мя. Аминь, Бог наш, аминь. Ключ и замок, молитва. +
(РНБ. ОСРК. О.Ш. № 185. 2-я половина XVII в.)
9. Присушка или заговор от врагов
Наговор первой, не одолеть врагу.
Одолен(ь) трава, одоли воду и земли, и раба своего, и мученика.
И обойти трою того человека вкруг, и говорить сие трою, и тот корень бросить в печь, как дрова переуглятца, и говорить трою:
Как печь жарко и уголье, тако изгоресь по мне раб Божий имрек или раба Божии имрек.
(ГИМ. С обр. Е. В. Барсова. № 2257. Конец XVIII в.)
10. Заговор от врагов
Златы замок камень алатарен утверьжден и заволенно горами. Ас, Божий имрак, замкнут и заговорен, и закреплен небесною невидимою силою. Как ис-под белова камня алаторен не достать, так бы меня, раба Божия, неверным людем не достать отныни и во веки. Аминь.
(ГИМ. С обр. Е. В. Барсова. № 2257. Конец XVIII в.)
11. Заговор от злодеев и на власть
Заговор от злодеев, кто зло мыслит.
Встану я, раб Божий имрек, перекрестясь, пойду я помолясь. Боже, милостив буди мне грешнему и одержи мя светом, яко ризою. И как страшнаго твоего лица Божия и непостижимыя божественыя силы чеснаго и животворящаго креста страшатца дьяволи, и тако бы страшился сопротивник мой, раб Божий имрек, меня, раба Божиего имрека. И как радуется день сонцу, ночь месецу и светлой зоре и частым звездам, так бы радовался сопротивник мой, раб Божий имрек, и мне, рабу Божию имреку. И как от белаго лапыря камня нет рыдания, ни воздыхания, камень лежит кроток, столь бы кротко было сердце у сопротивника моего, раба Божия имрека. И как река верх не течет и мертвым да повеления Божия от гробов не вставать, и так бы у сопротивника моего, имрека, сердце бы не было, у князя и у барина, и у всякого человека от мала и велика отныне и до века.
(ГИМ. С обр. Е. В. Барсова. № 2257. Конец XVIII в.)
12. Заговор от супостата
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Яз, раб Петр, за утро востал давно, во дворе святых твоих небесных сил покрывся, облаки приодеяхся, препояс(а)лся поясом Пресвятыя Богородицы, солнце одесную, а месец ошую, а звезды около главы моея. Свяжу уста и яз супротивнику моему, рабу Божию имерек, по Господню и Божию велению, и невозможно бы ему против м(е)ня, раба Божия Петра, глаголати ни единаго слова. И замкну я, раб Божий Петр, уста его тридевятию замками, а ключи его положу в сыромате(рую) землю и тамо живите век повеку. И как ключам верх земли век повеку не выхажывать, и так же бы супротивнику моему, рабу Божию имерек, очей увести, ни языком проглаголати. И как человек не может н(а) солнце зрети и против ветру дыхати, и так же бы не могли все вороги мои и супостаты, враги и ненавистники против м(е)ня, раба Божия Петра, зрети и ни единаго слова зъзрещи и молвити против м(е)ня, раба Божия Петра, по всякую пору и по всякой час. Аггили и архаггили шестокрылатые Ахафиль и Уриль. Во веки веков. Аминь.
(РГБ. Ф. 218. № 515-11. Начало XIX в.)
13. Заговор от дьявольского наваждения (и врагов)
Христос воскресе.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Святый Козма и Дамиан, по Господню и Божию велению закрывайте м(е)ня, раба Божия Петра, своими нетленными ризами и пеленами со всех четырех сторон от всякия скорби, зол и болезни, и всякаго нечистаго д(у)ха, и от всякаго дияволскаго навождения, и от всех ворогов моих и супостатов, врагов и ненавестиков. Господи, помози ми и пособи ми, рабу твоему Петру, против всех ворогов моих и супостатов стоят(ь) и войню держать и воинство держать.
Как ты, Господи, дал свою волю и силу архистратигу Михаилу и Гаврилу, щит и копие против сотоны и сата(ни)нские силы, дай ты, Господи, помощ и силу свою божескую, щит и копие мне, рабу Божию Петру, против сатаны и сатанинские силы, и против всех ворогов моих и супостатов, врагов и ненавистиков стоять и воинство держать. Как камень в воде тонет и наверх не выплывает, и так же бы все вороги мои, враги и ненавистники, и супостаты не плыва(ли) бы на меня, на раба Божия Петра, по всякую пору и по всякой час. Как отпала опатшая сила от Христовы силы, от архастратига Михаила и Гаврила, и так же бы отпала всякая скорпь, и болезнь, и всякия нечисты д(у)х, и все вороги мои и супостаты, враги и ненавистики от меня, от раба Божия Петра, от рук моих, и от ног моих, и от силы моея во веки веков. В менших порощу, а в болших не было бы против меня, раба Божия Петра, по Господню и Божию велению супостата и супротивника. Аминь.
(РГБ. Ф. 218. № 515-11. Начало XIX в.)
14. Заговор от врагов
Господи Боже, благослови, отче! И как ходит Д(у)х Божий по сыроматерой земле, и буйные ветры, и силная буря ламает пенье, и колодъе, и каменья, и всякое древо сырое и сухое на сырую землю, и так же тот Д(у)х Божий, и буйные ветры, и силная буря по Господню и Божию велению, пособите и помогите мне, рабу Божию Петру, бить и ломать всех ворогов моих и супостатов, врагов и ненавистников с ног долой на сырую землю по всякую пору и по всякой час своими руками и ногами. И как не может никакое древо стоять против (Духа Божия и против буйных) ветров и против силной бури, и так же бы не могли все вороги мои и супостаты, враги и ненавистики против меня, раба Божия Петра, стоять и воинст(в)о держать по всякую пору и по всякой час. Всегда, ныне, присно и во веки веков. Аминь.
(РГБ. Ф. 218. № 515-11. Начало XIX в.)
15. Заговор на врагов и начальников
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Господи Боже, благослови, отче. Пойдут слова от святаго Козмы и Дамиана, от царя Давыда, спусти, Господи, истинной Христос Царь Небесн(ой) с (не)беси на всех ворогов мо(их), супостатов, врагов и н(енави)стиков. Мертваго м(ертвеца) щеки, как у мертваго (мерт)в(е)ца щеки околели и (нево)ротятце, так же бы у тех ворогов моих и супостатов, врагов и ненавистников щеки околили и не воротилисе противо м(е)ня, раба Божия Петра. Дай, Господи, всем ворогам моим, и супостатам, и ненавистником заечье серце, тетеревиной язык, щучей переполох. Как у тетеревя ме(рт)ва щеки околили и не во(ро)тятце, так же бы у тех воро(го)в моих и супостатов, вра(гов) и ненавистников щеки (ок)олили и не воротилисе противо м(е)ня, раба Божия Пе(тра). У довотчиков серце их под порогом, у м(е)ня под пятою, зло(бы) все згорели у людей в пече. Воевода и секретарь, управитель и канцелярист мне, рабу, как отец и мати до детяти. Так бы всяк человек шол, люди добрые, до м(е)ня, раба Божия Петра. И как възайдет со(л)нце красное и обогнет всю вселенную, (ру)скую землю и возрадуютс(я) православные крестьянство (кра)сному сонцу, и также бы воз(радо)валися мне, рабу Божию (Петру), всяк человек и вси лю(ди) добрые. И как не может человек противо сол(н)ца зрети и противо ветру дыхати, и так же бы не могли все вороги мои и супостаты, враги и ненавистики противо м(е)ня, раба Божия Пе(тра), зрети и слова провещати, и куды яз, раб Божий (Петр), пойду с сими словами (от с)евера и до лета во всю рускую зе(м)лю.
(РГБ. Ф. 218. № 515-11. Начало XIX в.)
16. Заговор от злого заговора
Стоит мужик железный, подперся посохом железным, — как у мужика рот не растворится и язык не подымется, так же у моего недруга рот бы не растворялся и язык не подымался бы отныне и до века. Аминь (трижды).
Проговорить заговор три раза.
17. Заговор от от врагов
Крест на мне, крест во мне, крестом я крещусь, крестом я молюсь, крестом Христа призываю, крестом я врагов отбиваю, не прикосайся ко мне, враг, ни днем, ни ночью, ни при путях, ни при дорогах, ни при часах, ни при минутах, у меня у рабы Божьей Ольги семьдесят семь святых, семьдесят семь апостолов.
(Зап. в д. Покровское)
18. Заговор от завистников
Если одолевают завистники. Встречаю <нрзб> (имя) с хлебом солью пасхой благослови господи и будь с душой и лаской господи сильные твои <нрзб.> отпустите (имя) голову сердце и ноги прошу божья матерь оправдать кладу кладу чтобы (имя) имел в корыте хлеве и деже дымочек дымочек лети на (имя) дворочек где остался молодой содочек а я пойду в гору, наберу желтого песку и насыплю на след врагу аминь.
(Зап. в д. Голузино)
19. Молитва от злого человека
От злых дел, от злых людей, от твоих Божиих премудрых словах утвердил небо и землю, солнце и месяц, луну и звезды Господню. И так утверди сердце человека (имя рек) по стопами и по заповедями. Небо — ключ, земля — замок; тому ключи наружному. Так тын, над аминями аминь. Аминь.
Говорить на сон трижды и плюнути.
Источники заговоров от врагов и злых людей:
1, 2 — Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», М. Забылин, 1880 г.
3 — Ф. Буслаев, О народной поэзии в древнерусской литературе, прилож., стр. 31, и его же Истор. христ., ст. 1353 и 1354.
4 — Москвитянин 1842 г., кн. IV.
5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
16 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.
17-18 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
19 — Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. — 1907-1909.