Заговоры от пьянства

 

Собрание русских народных заговоров от пьянства и его последствий, чтобы вывести из запоя и от похмелья. 

1. Заговор от запоя

a) Ты, небо, слышишь, ты, небо, видишь, что я хочу делать над телом раба, такого-то. Тело Маерена, печень тезе. Звезды вы ясные, сойдите в чашу брачную; а в моей чаше вода из загорного студенца. Месяц ты красный, сойди в мою клеть; а в моей клети ни дна, ни покрышки. Солнышко ты привольное, взойди на мой двор; а на моем дворе ни людей, ни зверей. Звезды, уймите раба такого-то от вина; месяц, отврати раба такого-то от вина; солнышко, усмири раба такого-то от вина. Слово мое крепко!
 

b) Чтобы пьющий запоем уснул, и после этого сна перестал пьянствовать, нужно взять у него воск, на который наговаривать:

Зоря зорница, красная девица, сама мати и царица; светел месяц, ясны звезды, возмите у меня безсонницу, бездремотницу, полуношницу, дайте сонницу, дремотницу, ночную полуношницу. Среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью царицей и сложи с меня и отведи от меня окаянную силу и дай мне Спасову руку, Богородицын замок. Ангел мой, архангел мой, сохрани мою душу, скрепи мое сердце, враг сатана откажись от меня. Крестом крещуся, крестом ограждуюсь, крестом ангела призываю, крестом лукаваго отгоняю. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Знаю святыя знаменья!

(Доставил Никольский из г. Мезени)
 

2. Заговор от пьянства

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Хмель и вино, отступись от раба Божия (имярек) в темные леса, где люди не ходят, и кони не бродят, и птица не летает. Во имя Отца и Сына и Святого Духа (дважды). Хмель и вино, выходи на быструю воду, по которой воды люди не ездят, от раба Божия (имярек); хмель и вино, пойди на буйные ветры — которой ветер по дальности ходит. Во имя Отца и Сына и Святого Духа (дважды). Зайди это вино за холмы и горы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Привяжись к лихому человеку, который на (имярек) лихо думает, к тому привяжись, который добра не сделает, от меня во веки отвяжись. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

(Из старинной рукописи, найденной в селе Ворзогорах, Онежского уезда, извл. П. Ефименко)

 

3. Заговор от пьянства и запоя

Явился еси рабу своему непорочне, самоволне тебе превел еси от пьянства, раба Божия (имя), иже от девы тебе ради родитеся хотящему, святе венценосце, премудре мученице Вонифатие, избави, установи и укрепи раба Божия (имярек) от всякого хмельного пития и запойства, воздержи его от всех худых дел и обстояний и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Пустынный житель, и в телеси ангел и чудотворец явился еси и богоносец, преподобне отце наш, Моисее Мурине, постом, бдением и молитвою небесныя дарования прием, исцеляюще скорбныя и печальныя, избавляюще пьющия и запойныя, и души верою приходях ти. Слава давшему тебе крепость и терпение, слава венчавшему тя, слава действующе тобою всем исцеление. Избави, устрани, установи и укрепи раба Божия (имя) от хмельного запойства и пьянства. Мурины заушив и лица демонов поплевав, мысленныя приял еси, якоже солнце светло светом жилия своего и учением, наставляя душу раба Божия (имярек) избави, установи и укрепи от всякого хмельного пьянства и запойства, от сего часа по весь его век, до гробовой доски, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

(Из рукописной книжки Григория Даниловича Книголюбова)
 

4. Заговор от похмелья

Господине есть хмель, буйная голова, не вейся вниз головою, вейся в посолонь по……, а яз тебя не знаю, где ты
живешь; вверх сыра древа влези к своему господину в медныя бочки и пивныя. Как не жить на огне, так на сем человеце лихия словеса (имярек)! Аще изопьешь чашу сию, доколе мои словеса из меня сии изошли, из его, раба Божия (имярек), похмелье! Господень хмель как царь сядет нацарствии своем, тако и ты сяди на месте своем, где родился.

(Из Лечебника XVII в.)
 

5. Человеку похмелье умолвить

Господи хмель, буявая голова, не вейся вниз головою, вейся в посон1 под воргою, а яж тебя не знаю, где живешь, в верх сыра древа, лезь к своему государю в медвеныя бочки и в пивныя. Как не лежит на огне, и так на сем человеке лихая словеса у имярека: аще испиеши чашу сия, доколе из меня словеси сия изошли, а из сего раба б. и. похмелье. Господи хмель, как царь сидит на царствии своем, тако и ты сиди на месте своем, государь родись.

(Из старинного рукописного лечебника, доставленного св. Колчинским из с. Пингишей, Холмогорского уезда)
 

6. [Заговор от алкоголизма (пьянства)]

Живую щуку сажают в тус или бурак с вином и настаивают 12 дней; щука дает много слизи, и настой протухает. Им поят пьяницу, приговаривая:

Как щука не терпит вина, також бы не терпел его раб Божий.

(Пермск. губ., г. Дедюхин, зап. Д. Петухов)
 

7. Предохранительный заговор от пьянства

Во имя Отца, и Сына и Св. Духа. Аминь. Хмель и вино, отступись от рабы меня Божией такой-то во темные леса: где люди не ходят, где кони не бродят, птица не водится, гадина не шелохнется. Во имя Отца, и Сына и Духа Святаго. Хмель и вино, выдь на быструю воду: где люди не ездят, рыба не плещет, солнышко не греет, луна не светит. Во имя Отца, и Сына и Духа Господня. От рабы тяжелой такой-то, хмель и вино, поди на буйный ветер, который ветер по дальности ходит, по сыпучей пустыне бродит. Во имя Отца, Иисуса Христа, Духа Христова. Привяжись к лихому человеку, который лихо думает; к тому привяжись, который добра не сделает, мира не любит, который в мыслях и делами всех губит, меня же рабу Божию, вино, хмель, освободи, в тяжести не приступи, дите не сгуби. Во веки аминь Отцу, во веки аминь Сыну, во веки аминь Святому духу.

Заговор читается беременными женщинами-алкоголичками после первого движения ребенка.

(Записано во Владимирской губ. свящ. А. Соболевым)
 

Источники заговоров от пьянства, запоя и похмелья:

1a — Сказания русского народа Сахарова, Том I. 1841 г.
1b, 5 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
2 — Памятная книга Архангельской губернии, 1864 г.
3 — Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, М. Забылин, 1880 г.
4 — Пермский Сборник, кн. II, приложение.
6 — Записки Императорского Русского Географического Общества, 1863 г., ч. IV.
7 — Свящ. Алексей Соболев. Обряд прощания с землей пред исповедью, заговоры и духовные стихи. Губ. гор. Владимир, 1914.


1 т. е. в посолонь.