Заговоры и обереги для защиты от нечистой силы
1. Заговор в защиту от нечистой силы
Наговори на воск и прилепи на крест, от врагов своих.
Знаменуйся раб божий (имрек) крестом животворящим – одесную и ошуюю, спереди и созади; крест на мне, рабе божием (имрек), крест надо мною, крест предо мною, крест за мною, крест диявола и вся враги побеждаша. Да бежат бесове, вся сила вражия, от меня, раба божия (имрек), видюще яко молнию – кресную силу опаляющую. Близь мене Христос и вся сила небесная: Михайла и Гавриил, Уриил и Рафаил – архангелы и ангелы, начала, власти, престолы, господни силы, и нерушимы страшные серафимы, и святые ангелы-хранители, преданные мне на соблюдение души и телу моему от святого крещения. А далече от мене диявол с своею темнообразною силою стоит, и со всем человеки прогнан бысть, третью стали и шестьюдесятью ангелы стали божии (sic). Молитв ради пречистыя твоея матери, Господи Исусе Христе, Сыне Божий! помилуй мя грешного раба твоего (имрек) – всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
(Сообщено Афанасьевым)
2. Заговор от бесов
Плакун! плакун! плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чистому полю, не разносись твой вой по синему морю, будь ты страшен бесам и полубесам, старым ведьмам Киевским; а не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, да убегут от твоего позорища; замкни в ямы преисподния. Будь мое слово при тебе крепко и твердо век веком, аминь.
(Выписано из рукописной книжки Григория Боголюбова)
3. Заговор против черта
В Святки отправляются на росстань, очертываются три раза, приговаривая за каждый разом: «за три черты, чорт, не ходи!» Потом слушают, что чудится.
(Записано в Холмогорах)
4. Заговор от дьявола
Отъиде дьяволе от храму и от дому сего, от дверей и от всех четырех углов. Нет тебе, дьяволе, части и участия, места и покою, здесь крест Господень, Матерь Христова, пресвятая Богородица, святый Петр, святые Евангелисты, Иоанн, Лука, Марка, Матфей, св. Архангел Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Угасиил, Егудиил, Варахаил. Силы небесныя ликовствуют, здесь святые Херувимы и Серафимы, святый Михаил ныне по всей вселенныя, по них же полки держит святый Петр палицу держа, здесь Рождество Предтечи, здесь тебе, диаволе, нет части и участия, места и покою, не делай пакости, диаволе, всему месту и дому, и человеку, и скоту, и всем рабам Божиим, беги отсюда во ад кромешный, где твой настоящий приют и тамо да обретайся. Слово мое крепко, яко камень, аминь, аминь, аминь.
(Из рукописной тетарди Г. Григория Данилова Книголюбова)
5. Заговор от змия к жене летающего в дом или «Чародейская песня солнцевых дев»
Чародейская песня солнцевых дев по сказанию чародеев, поется при брачной жизни огненного змея с девушкою. Смешение русских слов со звуками совершенно неизвестными заставляет думать, что она переделана русскими на свой лад.
«Во всем доме – гилло магал – сидела солнцева дева. Не терем златой – шингафа – искала дева; не богатырь могуч из Ноугорода подлетал; подлетал огненный змей. – Лиф лиф зауцапа калапуда. – А броня не медяна, не злата; а ширинки на нем не жемчужены; а шлем на нем не из красного уклада; а калена стрела не из дедовского ларца – Пицапо фукадалимо короиталима канафо. – Полкан, Полкан! разбей ты огненного змея; ты соблюди девичью красу солнцевой девы – Вихадима гилло могал дираф. – Из-за Хвалынского моря летел огненный змей по синему небу, во дальнюю деревушку, во терем к деве. Могуч богатырь – Шиялла шибулда кочилла барайчихо дойцофо кирайха дина. – Во малиновом саду камка волжская, а на камке дева мертвая, со живой водой, со лютой свекровью, со злым свекром. Убит огненный змей, рассыпаны перья по Хвалынскому морю, по сырому бору Муромскому, по медяной росе, по утренней заре. – Яниха шойдега бираха вилдо. – А наехал злой татарин и узял во полон солнцеву деву, во золотую орду, к лютому Мамаю, ко нехристу бусурманскому, ко проклятому бархадею. – Уахама широфо».
6. Заговор от летающего змия в дом
Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Встану я, раба Божия, перекрестясь, пойду я, раба Божия, благословясь, из дому в дверь, из дверей в ворота; благослови меня, Господи Иисусе Христе, и избави меня, Господи, не хитростью, не мудростью, но Твоею великою силою, Господи помилуй (трижды). Да воскреснет Бог и расточатся врази Его… (до конца). Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа. На море на Киане, на острове на Буяне, на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидит Егорий Победоносец, Михаил Архангел, Илия пророк, Николай Чудотворец побеждают змия лютого, огненного, который летал в неверное царство пожирать людей, убили змия лютого, огненного, избавили девицу царскую и всех людей, и скот избави и отгоните; и Ты, Господи, от рабы Божией (имя) и от дому ея, летающего змия огненного и духа нечистого прикасливого денного, нощного, полуденного и нощного и полуденного, и утренняго, и вечерняго, часового и минутного, и всю силу нечистую, отврати его от всех ея дум и помыслов, видений и мечтаний, действий и воли. Устрой и утверди, Господи, ея ум и разум, чувство и память на Божеску путь и огради, Господи, рабу Божию (имя) своим крестом животворящим от всех зол и пакостей, вредов и действий, от нечистого духа и змия огненного, запрети ему, Господи, своею силою небесною и словом великим, чтобы никогда не летати, не ходити, не прикачатися, не пришататися и не бывати вреда, пакости, обиды и зла не творити; спаси и сохрани и помилуй, Господи, святыми молитвами, и сим словом на всякий день, на всякий час и на всякую минуту, враг, супостат, змий летучий и дух нечистый, отшатнись от рабы Божией (имя) от сего время, от сего часа, от сей минуты и по всю ея жизнь, и по весь ея век: полети ты от нас на свое старое время, во озеро Содом и Гомор и в бездну преисподнюю, тамо и буди заклят вечно и безконечно во веки веков, аминь.
7. Заговор от огненного змея, летающего к женщине, которая по нем тоскует
Втыкают в порог и во все щели избы траву мордвинник и потом говорят:
Как во граде Лукорье летел змей по поморию, града царица им прельщалася, от тоски по царе убивалася, с ним, со змеем, сопрягалася, белизна ея умалялася, сердце тосковалося, одному утешению предавалася — как змей прилетит, так ее и обольстит. Тебя, змей, не боюся, Господу Богу поклонюся, предодобной Марии Египетской уподоблюся, во узилища заключуся. Как мертвому из земли не вставать, так и тебе ко мне не летать, утробы моей не распаляти, а сердцу моему не тосковати. Заговором я заговариваюсь, железным замком запираюся, каменным тыном огораживаюсь, водой ключевой прохлаждаюся, пеленой Божией Матери покрываюся; аминь.
(Симбирск. у., зап. В. Юрлов)
8. Заговор на выживание кикиморы
Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют. Будьте, мои слова, и пр.
(Южн. Сибирь, зап. С. Гуляев)
9. Заговор на хульного беса
Запрещает ти Госдодь, вселукавый дияволе, пришедый в мир Пречистою Присно-Девою Мариею, истинною Богородицею, на спасение миру, нас ради грешных; проклят еси, дияволе, и вся неприязненная твоя помышления, яже во дни и в нощи заклинаю тя имянем святыя единосущныя Троицы, Отца и Сына и Святого Духа: отступите от мене, раба Божия (имярек), не влагати в сердце мое помысл неприязненных, но отиди в место пусто и безводно, иде же не присещает Господь. Заклинаю тя, нечистый демоне, имянем Господа нашего Иисуса Христа: не блазните мене нощию лукавыми твоими мечтании, и внегда творити ми вся молитвы моя ко Господу Богу моему, но да будет всяко помышление твое дневное и нощное с тобою в день судный, аз бо Господу Богу моему служу и Тому единому молитву свою возсылаю, во дни и в нощи, тебе упражняющу, мене же милующу и укрепляющу, за многую благость и милость; иди за мною, сатана, и вся неприязненная твоя, и противная сила, яко благословися и прославися, пречистое и великолепное имя твое Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь.
(Из рукописи Синодальной Библиотеки XVII в., № 850, л. 803, извл. Ф. Буслаев)
10. Заговор от лешего, нечистого духа
Встану, благословясь, выйду, перекрестясь.
Пойду <из дверей> в двери, из ворот в ворота,
Пойду я в чисто поле, за чистым полем
дремучий лес, за лесом текёт окиян-море.
По середины окияна-море стоит стол-престол,
Божьи мать сидит с крестом.
Они всем крещоным исцеляют,
всем крещоным помогают.
Там раба Божьего (имярек) помогают, исцеляют.
Будьте мои слова крепки, легки.
Век по веку. Аминь.
(Зап. в д. Ровдино)
Заговорные молитвы от нечистой силы
1. Молитва, аще в доме глумится
Господи, Боже спасения нашего, Сыне Боже живого, на херувимах носимый, превыше всякого начала, власти, силы и господства; Ты еси великий и страшный над всеми сущими окрест Тебе. Ты еси поставивый небо, яко камору, Ты еси, сотворивый землю в крепости Твоей, исправивый вселенную в премудрости Твоей, трясый поднебесную от оснований, столпы же ея неподвижны; глаголай солнцу, не возсияет, звезды же запечатлеяй; запрещаяй моею и изсушаяй морю, изсушаяй его; его же ярости тает начала и власти, и камени сотрясошися от Тебе. Врата медныя стерл еси, и верия железныя сломил еси; крепкого связал еси, и сосуды его раздрал и мучителя крестом Твоим низложил еси, и змия удицею вочеловечения Твоего привлек еси и узами мрака в тартаре посадив, связал еси. Сам убо, Господи, утверждение, на Тя, Господи, надежду возлагающих, крепкая стено на Тя уповающих; отступити сотвори, отжени и в бегство претвори всяко диавольское действо и всякое сатанинское нахождение, всяк навет сопротивный и надлежащия силы от крова сего и от обдержимых от него, и от обходящих пред ним, знамением страшныя на демонов победы креста Твоего носящих и призывающих имя Твое благое; ей, Господи, легион бесов отгнавый и глухому и немому, демону и нечистому духу, удержавшемуся от человека изыти и исходу невозвратну быти, повелевый; все ополчение врагов невидимых наших потребивый, верныя же и познавшия тебе умудривый, се даю вам власть, еже попрати верху змиев и скорпиев и на всю силу вражию. Сам Владыко, высший всякого вреда и искушения, вся сущия в дому сем сохрани и избавляя их от страха нощного и стрелы летящия, во дни от вещи во тме преходящия, от страща и демона полуденного, до твоей раби, твоя рабыни и младенцы (молодицы?) наслаждающияся, помощи и ангельским силам воинством храними, яко един все во единомыслии верно поют: «Господь мне помощник, не убоюся, что мне сотворит человек и паки не убоюся зла, яко Ты со мною еси, яко Ты еси, Боже, утверждение мое, крепкий обладатель и князь мира, отец будущего века, и царство Твое и царство вечное, и Тебе единого есть царство и сила, и слава со Отцем и Святым Духом, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь».
(Выписано из рукописной книжки Григория Боголюбова)
2. Молитва от нечистого
От Духа Святого, причастника Христова, Спасова рука, Богородичин замок. Ангел мой, сохранитель мой! сохрани мою душу, скрепи сердце мое; враг сатана! поди прочь от меня. Есть у меня три листа, написано все Марк да Лука да Никита великомученик; за грехи душу мучит, за меня Бога молит.
(Доставлено священником Грандилевским из с. Емецка Холмогорского уезда)
Эта молитва от нечистого духа, произносимая ежедневно на сон грядущий, составляет предохранительное и заклинательное средство от всякого недуга и скорби.
3. Молитва от нечистого духа
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Облекомся во единого Христа и Слова Божия; убойся, диаволю, отыди от меня, раба Божия (имярек); Христос воскресе своею волею имеяй силу изгоняти тя, страшный и нечистый диаволю, имеяй силу Вышняго Бога Отца невидимого. Христос погребен бысть; Христос воскресе; бежи, диаволю, победою Отца и Сына и Святого Духа и во веки веков, аминь (дважды). Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду из западу в восток; подымается царь — грозная туча, и под грозною тучею мечится царь-гром, царица-молния; как от царя-грома и от царицы-молнии бежат враги диаволы лесные, водяные и дворовые, и всякая нечистая тварь в свои поместья, под пень и под колоду, во езера и во омуты, и так бы бежали бы и от живущих во оных хором, от меня раба Божия, и бежа (ли бы) всякие враги и диаволы, лесные, водяные и дворовые, всякая нечистая тварь в свои поместья, под пень и под колоду, во eзepa и в омуты безотпятно и безповоротно, век по веку и во веку, аминь. Христос родися и распяся и воскресе в третий день, и воскресение и живот дарова всему миру и мне, рабу Божию (имярек), крест. Крестомъ человек родися, Бог прославися, сатана связан бысть с сильными своими бесы; отныне и до века и во второго пришествия Христова, аминь. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, седяй в вышних, ходяй во громе, осеняй силою небесною, призываяй воду морскую к проливанию на лице всея земли, праведный сам Судия врагу нашему диаволю, аминь. Господи Боже, благослови! Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь я пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое завороми, под утряную зорю и под восточную сторону, ко истинному Саваофу, Спасу Иисусу Христу, Сыну Божию, Царю небесному; и помолюся я, раб Божий, и истинному Господу Богу Саваофу, Спасу Иисусу Христу, Сыну Божию, Царю небесному и святым, архангелам Михаилу и Гавриилу, шестокрылатым херувимам и серафимам и прочим безплотным небесным силам, и святому честному пророку Предтечи и Крестителю Господню Иоанну, и святым четырем апостолам и евангелистам Матвею, Марку, Луке, Иоанну Богослову и святому пророку Илье Фезвитянину. Создай, Господи, свое Божие великое милосердие — от престола Господня грозную тучу, и темную, каменную, огненную и пламенную; из тое тучи грозныя спусти, Господи, частого дозжика; на небесах от престола Господня зачинается и подымается Божия милость и грозная туча, сильний гром и молния; испустил истинный Господь Саваоф, Бог Спас, Иисус Христос, Сын Божий, Царь небесный, свое Божие великое милосердие, от престола Господня Святый Дух — царя-грома и царицу-моланию; царь-гром грянул, царица-молания огненное пламя спустила, молния освитала; разскакались и разбежались всякие нечистые духи; и как из тыя Божией милости, из грозной тучи, сильного грому, от молнии вылетает грозная громовая стрела и сколь она грозно и пылко и ярко, и приничево диявола нагоняет, и нечистого духа КССН, и мамонта насыльного; и нахожего у меня, раба Божия, и из двора выганивает, камень и древо разбивает; и как от тое грозныя громовыя стрелы не может камень в одно место срастать, древо отрастать, и так же бы проклятый диявол и нечистый дух демон КССН и мамонт насыльный и нахожий избежали бы от меня, раба Божия, и от сего места прочь за тридевять земель, за тридевять городов и за тридевять морей и не могли бы меня, раба Божия, и видеть, и не могли бы и слышать; и как тые грозныя огнянныя громовыя стрелы боится проклятый диявол и нечистый дух К, и мамонт насыльный и нахождый, а так же бы раба Божия (имярек), устрашалися и убоялися недруги и мои супостаты (имярек), и всякие нечистые духи разскакалися и разбежалися от меня, раба Божия, и во свояси, водяной в воду, а лесной в лес, под скрыпучое дерево, под корень, и ветрянный под куст и под холм, а дворовой мамонт насыльный и нахожий, и проклятый диявол и нечистый дух демон на свои на старыя на прежния жилища; и как Господь умудряет слепцы — не видят, а все знают, так же умудри, Господи, меня, раба Божия, и на нечистых духов; глас грома твоего и колеса осветиша, молния твоя вселенною подвижеся и трепетна бысть земля, так же бы трепетны были нечистые духи от меня, раба Божия; и как наши родители в земле лежат, не чуют звону колокольного, ни пения церковного, и так бы сий мой заговор и приговор былъ столь бы крепок и силен во всякое время, до будущаго веку, аминь. Крест на месте, крест по рабе Божием (имярек), крест у меня раба Божия, и крестом Христовым диявола проклинаю. Отступи, бес и диявол, и нечистый духи, от меня, раба Божия, и от сих дверей, от четырех углов фатеры моей; здесь сидят архангелы, ангелы, херувимы и серафимы, Михаил архангел и Гавриил архангел; здесь сидит Пресвятая Богородица, родшая Творца плотию, Христа Бога нашего, Царя небесного, аз же силою Христовою: диявол, буди проклят, и нечистый дух, всеми седьми соборами; всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь. Крест — хранитель всея вселенныя, крест — красота церкви, крест — царем держава, крест — и диаволом прогнание от раба Божия, и во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.
(Из старинной рукописи извлёк П. Ефименко)
4. Молитва святого священномученика Киприана на прогнание сопротивной неприязненной сети и на имущих дух нечистый, надо всяким иным
Призываем Владыко невидим, благодетелю высокий мирный, Господи, Царю сотворивый небо и землю, отнюду же возсия сиречь начаток и конец, предавый человеком четвероногая гадина и зверия земныя, ты покорил еси Господи, прострил Господи руку твою крепкую и мышцу твою святую, и посещением святым посети нас и здравия подаждь и посли ангела тепла, телу и души хранителя, иже запретит и отженет от него дух неприязнен, яко ты еси Господь высок, отцу-утешителю благословен. Заклинаю тя, душе неприязненный, духом вдохнувшим человеком живот вечный, его же имя страшно незъмогают уста человека изглаголати, заклинаю тя огнем горячим с серою и пеплом и трубою, емуже явльшуся солнце побежит на запад, и звезды спадут на землю, и сплачются племена племеном и людие людем; заклинаю тя сошедшим в долняя части земли и разверзшим твердая верея и разрешившим болезни смертныя, и благовестившим патриархом из мертвых воскресение; заклинаю тя ходившим по морю, воскинети в нем с топившим, и по земли, в ней же лежащим мертвым Богу на судищи; заклинаю тя повелевшим морю не преступати от предела своего, дондеже Господь приидет судити миру; заклинаю тя вшедшим на Синайскую гору и глаголавшим Моисею и Аарону, явльшемся им во пламени огнем и в столпе облачнем; заклинаю тя изведшим люди от земли Египетския и давшим из пламени воду сладкую пити, превратившим воду в кровь; заклинаю сидящим на престоле славы, пред ним же станут тмы тмами ангел и архангел, херувим и серафимов, вопиющих: свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и землю славы твоея; благословен еси вовеки, аминь. И ты душе лукавый даде славу имени его, идеже сидиши, или во удеси тела его, или во главе, или в темени, или в крови, или очесех, или в ушах, или во устех, или во языцех, или в шеи, или в плечяхъ, или между плечями, или в мышце, или в персех, или в душе, или в сердце, или в селезени, и в пельках, или во чреве, или под чревом, или в точилех, или во естественных пределех, или в крепости и во жилах, или въ костех, или в мозгу, или в крови, или во власех, отлучи душе лукавый, яко Бог силен есть над всеми, яко клятся, иже аще призовет имя Господне, исчезнути вам. Заклинаю тя именем Господа Иисуса Христа, распятаго при Понтийстем Пилате; заклинаю тя рекшим: небо ми престол и земля подножие ногама моима; заклинаю тя архангелы его, Михаилом и Гаврииилом и Уриилом и Рафаилом; заклинаю тя великим именем Божиим, отлучися от создания сего, заклинаю тя всеображное на злобу стремление, нападение дневное и полудневное и полуношное, отлучися от создания сего и не изведи душа, ни разсыпати, ни разрушити тела, но устрой чисто живу Богу на судищи, заклинаю тя пред идущим. Утвердите престол между небом и землею, суди всякому роду грешных и ужников и ты, душе нечистый, убойся имени его святаго, отъиди от создания сего, убойся огня негасимаго, убойся родства огненнаго, всеядущаго, убойся уготовавшаго тебе огнь и серу и пепел, убойся явльшагося Моисею и Аарону на реце Иорданстей, егоже виде река уступися, и ты, душе лукавый, убойся, отступися от создания сего; заклинаю тя одеющимся светом, яко ризою едною, имеяй безсмертнаго, яко тому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и св. Духу, ныне и присно и вовеки веков, аминь. Христос град рубит около меня, раба Божия имярек, со всех четырех сторон, три стены железны, четвертая камянная, кроет Христос город небом, замыкает замки о пяти спицах, ключ мечет во синее море и скрозь тот железной и камянной тын стрелы на прострелить и птицы не пролететь; такоже бы у меня, раба божия имярек, не опортить и не опризорить век повеку, отныне и до веку, аминь. Господи Боже благослови Отче. Во имя Отца и Сына и св. Духа аминь. Есть святое море акиян, среди святаго моря акияна есть бел камень, струи бъютце денная в полуденная и полуношная, поутру рано и вечером поздо и середи темныя ночи, такоже бы у меня, раба Божия имярек, жилы не билися пуповая и становая и сердечная; и как того бела камени с места не ворохнуть, так бы у меня, раба Божия имярека, не уваливать пупа, нескрививать становой (жилы?), и меня р. б. им. не испарчивать век по веку, от ныне и до веку. И тем моим словам закрепа ныне и присно, и вовеки веков, аминь.
Да воскреснет Бог и разыйдутся врази Его и т. д.
Начинаем глаголати молитву святого священномученика Киприяна в день и час, в онь же упражняеся сила сопротивнаго, ради славы живаго Бога сей святый священномученик Киприян моляшеся Господу Богу свею душою глаголя:
Господи, Боже сильный, содержай вся, свят еси, Господи, сый прославлен, Царь царствующим и Господь господствующим, слава Тебе сидящему во свете несочисленнем, Его ужасаются всяческая, Его же никто не виде, ни видети может, иже тысящи тысящ и тмою тем святых ангел и архангел предстоят пред Тобою, Ты веси тайная раба твоего, яко не познавшу ми Тебе первые твари же сие держах, облаки не одождити древеса садовная, еже не сотворити плода, на праздныя же неражати и иныя еще не зачати, на ограждение токмо винограда взирах и творях розгнеж не цветати, такоже и злак вертоградный, еже не прозябати, и рыбы морския возбраних лежати и, просто рещи, всяко чародейство деях и вси лукавии беси мне работаху. Ныне убо Господи, Отче сильный и великий, благоволивый от недостойна достойну ми быти и причаститися священному Твоему стаду и преестественному величеством, милосердовавый о мне грешном и не восхоте погубити мя со беззаконнии моими, знаемаго сотвори и недостойнаго раба Твоего, припадаю бо и прошу Твое пречистое имя о всех православных християнах. И прочтется сия молитва на котораго главе, яко да разрешится от вязания и удержания и зависти и ненависти злаго сретения и действеннаго отравления и языческаго ядения и клеветания и клятвы, и кто убо стяжать будет молитву сию во своем дому, да будет соблюден от всякаго ухищрения, потвора и отравы лукавых человек.
Господи Боже, Отец наш всея твари, небу и земли услыши, Господи, глас раба своего, имярек, и молящегося тебе, аз бо создание Твое и дело руку Твоею, молюся Тебе и милосердию: пошли, Господи, мне на помощь небесных воевод, Михаила и Гавриила, Рафаила и Уриила, херувимов и серафимов и всю небесную силу, и все архангельски и ангельски полцы с пламенными орудием, с покровом крил твоих, да послеши, Господи, с ними небесными силами помощь и силу, десницу руку Твоею, еще же и пошли, Господи, ризу Твою святую, да нас одеешь ризою Твоею чесною, и наставят на путь истины, да станут округ и около всех нас рабов Божиих во весь свет крепостию Твоею и помощию и заступлением, яко столпи непоколебимии, и утвердят стены недвижимыя от земли и до небес, да защитит светом не мерцающим от видимых и невидимых враг наших, которые враги ополчатса на нас; пошли, Господи, стрелы молняны на супостат наших видимых и невидимых, врагов наших, да проженеши и победиши и сокрушиши всех вскоре под ноги наша, яко прах пред лицем ветра; который враг ополчится на нас со бесовскою силою, начнет портити, бури ветреннии посылати или ветр роздымать или стрелы вражии посылати или дождь, или мраз, или воды потопляти, и дороги засекать или мрак темный посылать или к дороги морозити, или из седел вышибати, или на дороги прожити, или горы и холми ставити или какия скорби посылати, или угорелыя паданцы, или умом обходная, или какие иные напуски, или уветки, естественные уды или недуги какие посылати, или завертки рвати, или супони верхныя и нижныя или оглобли ломати, или из гужов дуги выпрядывать и гужи рваться, или храмины разрушаться, или переды ломати, или землю колыбати, или половицы воздымати, вражиим привидениемъ казати, или черного зверя в избу пущати или волка пущати, или кошкою или собакою портити, или ножем, или стрелою, или копием, или жеребей ..... в кашу метати, или в питие или в ядение или в бани угаром или по ветру спущати .... или собаки, или кошки, или с копья, или с рогатины или какими видами вражьими казати жениха или невесту, от тех всех сетей вражиих и привидений бесовских от всяких насыльных скорбей колдуновых и колдуньих и сорокою, или вороною, или какою птицею воружатся, супостат наш найдет портити; Господи, Боже наш, Ты ныне и сам приди, с небесными воеводами и грозными силами, отжени от мене, отъ нас всякаго врага и супостата нашего и со всею силою вражьею вскоре сокруши подъ ноги наша, яко прах пред лицем ветра, и ныне же, Господи, осени нас десницею Твоею, небеса добродетелию своею, под твердию тремя святыми полками и шестию столпами, крепостиию Твоею непоколебимою или окрест враги наша, и даруй победу на них и на нечистые духи их во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь. Востани, Господи, в помощь нам пресветлого лица Твоего, умываемся, Господи, светом лица Твоего, утираемся, Господи, зарею разума Твоего, святого евангелия; сохрани нас, Господи, в утри рано и вечерях поздо, во дни и нощи, от колдунов и от колдуней, от ведуна, от ведуньи, от всякаго зла сохрани нас, Господи, от старца, от старицы, от ведуницы, от молодицы, от рыжаго, от чернаго, от двоезубаго, от трезубаго, от плешиваго, от шелудиваго, от всякаго человека; а еще который человек начнет вооружаться со враги, портити нас посылати леших и водяных, дворовых или подпольных или каких невидимых, или нас отсылати начнет невидимым, сохрани нас, Господи, от тех всех врагов насильных, видимых и невидимых, зрак защити ризою своею и нетленным щитом от земли и до небес, и вкруг около всех нас во весь свет сохрани нас, Господи, от всякия скорби от Огнянеи и от Гнетеи, и от Коркуши и от Трясовицы, и от Трясуницы и от черной Плясовицы, и от Блядовицы и от Яровицы, и от мимоходящих и от малоходящих от стрелы и от прострела, от ворогуши, от жабы, от закосу, от винокосу и кружачей, от вертячей и от уроков, о оговоров и от призоров, и от всех скорбей, от всех седмидесяти двух немощей насильных и от лихого глаза, и от лихой думы и мысли.
Крест — хранитель всей вселенной, крест — красота церковная, крест — апостолом слава, крест — царям держава, крест — бесом язва, крест — на враги победа и одоление, крестом ограждаемся, крестом врага прогоняем, крестная сила с нами, крест Господень помогай нам силою Иисус Христовою прогоняти силу вражию, всегда и ныне, тойже и во веки, аминь. Хомада Мудросота. Комада Дромулота.
(Списано П. С. Ефименком со старинной рукописи, полученной из г. Архангельска, от Ф. Ф. Вальнева)
5. Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил
Господи Боже Великий, Царю безначальный, пошли, Господи, архангела своего Михаила, на помощь рабу своему N, изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О господень великий архангеле Михаиле, излей мира благого на раба своего N.! О Господень, великий архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы, и сокруши их, яко прах, пред лицем ветра. О Господень, великий Михаиле архангеле шестокрылатый, первый княже и воевода небесных сил, херувим и всех Святых, о чудесный архангеле Михаиле, хранителю неизреченный, буди ми помощник во всем, в обидах, в скорбях, в печалях, в пустынях и на реках и на морях тихое пристанище. Избави мя, великий Михаиле архангеле, от всякия прелести диявольския. Егда услыши мя грешнаго раба своего N., молящагося тебе и призывающаго имя твое святое, ускори на помощь мою и услыши молитву мою. О великий архангеле Михаиле, победи вся противящияся мне силою честнаго и животворящаго креста Господня, молитвами Пречистыя Богородицы и святых ангел и св. апостол, и св. великаго Николая Чудотворца, и св. пророка Илии, и св. великомученик Никиты и Евстафия, и преподобных отец и святых святителей, небесных сил, аминь. О великий архангеле Михаиле, помози мне, грешному рабу своему имя рек, избавитися от труса и потопа, от огня и меча, и от напрасныя смерти, и от всякого зла, и от врага льстивого, и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, великий Михаиле, архангеле Господень, всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь.
(Найдена между вещами богомолки Московск. Губ. умершей в Холмогорском уезде. Такая же самая молитва записана была Н. И. Ивановым и в Пинежском уезде)
6. Молитва архангелу Михаилу
Аще человек которого дни глаголет, то не приидет на него никакое зло, ниже диавол, но вся исчезнет яко прах; а по смерти того человека, душу ад не примет:
Господи Иисусе Христе сыне Божий, великий Царю безначальный, не видимый, и не созданный, и сидяй на на престоле со О. и С. и со Св. Д., славимый и от небесных сил, безплотных вой, посли Господи архангела своего Михаила на помощь мне, грешному рабу им. р., избави мя врагов моих видимых и невидимых; великий господине архангеле Михаиле, излей море благо на раба твоего имя рек, ты еси демонов сокрушителю и бесов прогонителю, избавя мя от бесовских козней, на ветри и стужи, и человек лукавых, и призри на мя недостойнаго раба твоего имя рек, и запрети им всем врагам, борющимся со мною, видимых сотвори овец и не видимых, яко прах пред лицем ветра, и великий святый архангел Михаил, первой княже и воевода ангелом и архангелом, херувимом и серафимом и всем небесным силам безплотным, буди помощник во всем грешному рабу твоему, в бедах и в скорбях, и в печалях, а на расходным, и на море и на реках, и на сухом пути тихое пристанище буди в пустыне, и сохрани-спаси, сохрани-укрепи у всех человек в чести, избавился прелести диавольския и проч.
(Извлечена из старинной рукописи)
7. Молитва Пресвятыя Богородицы
Шла Богородица по земле, шла, приустала; легла спать, приуснула. Привидела сон про Господа Бога, про Христа Небеснаго: завели на гору, руки и ноги гвоздьем приковали, буйную главу весьма сшибли, горячую кровь разливали, тело Христово бело прободали. — Кто эту молитву прочитает по утреней зори и по вечерней зори, избавлен будет от мук вечных, от огня палящаго, от смолы кипящей, от воды топящей.
(Записано в с. Емецке, Холмогорского уезда)
8. Молитва Нежиту
a) Святые Михаил-Гавриил грядите, въземь железнь лук, железни стрелы, стрелати хоте елена и елену, и не обрете ту елена и елену и обрете Нежита, иже сидеша на мырацепив (sic) и вопроси его: что ты еси иже седиши на мырацепив? Отвещав ему: аз есмь Нежить, иже человече глава расцеплю, и мозьг исрьчу, кровь ему пролею. И рече ему Михаил-Гавриил: проклеты, проклеты Нежите, не мозьга срьчи, ни главы расцепи, ньиди в пустую гору, вълези в елену главу, та ти есть трьпелива, трьпети те, аще ли же по семь дни обрещу, любо же посекну, любо же прострелю. И взмолился Нежить: не посеци и не прострели мне, да бежу в гору и в еленю главу, егда имать по три земле.
b) Сербская молитва, встречающаяся в рукописях на северной Руси:
Поиде 7 ангел, 7 архангел, 7 свещь носеще, 7 ножь остреще, и срете их архангел Гавриил и рече им: камо идете 7 ангел, 7 архангел, 7 свещь несеще, 7 ножь остреще, и рече ему ии: идем Нежита осещи изьгнати.
c) Седмьдесять ангел, семдесят архангел, и срете и святый Михаил и Гавриил и святый Козма и Домияне. И рекоша ему: камо идеши Нежите. И рече им Нежить: иду человечу главу кости преломити, мозьга срьцати. Рекоша ему: иди в пустую гору, и вышед в еленю (оленью) главу и останися раба божия (имярек) и ту клятву да имаши, и иже смешает воду, подобне и есть егда станешь добре. Станешь страхом, тако да станет с Нежить.
9. Молитва от нечистого духа
Молитва от нечистаго духа, от всякие болести, от икот и от грыж и от тря(с)цы или хто с ума свалица, или на сват(ь)бу ехат(ь).
Крест християном хранител(ь), крест всей вселенней упование, крест ангел(ом) слава, крест бесом язва, крест на рабе Божии име(рек), на его главе и на его очах, и на сердце, и в сердцы, и в устах, и на руках, и на ногах, и на ушах, и на персех, и в лекких, и в печенях, и на душе, и в утробе, и в мозгах, и во всех седмидесяти и двое жилах, и во всех седмидесяти и двое суставах у раба Божия име(рек). Крест Христов у раба Божия име(ре)к и в хоромах и во всех четвероугол(ь)ных, в ысбе и во дворе, и в бане. И ты, дияволе окаянне, прокляте икота и грыжа, и трясца, и всякая болесть Божия, креста убойся, бежи от раба Божия име(ре)к гонима силою креста Господня Исуса Христа Сына Божия от сердца, с нутра, из живота, от основания человеческаго и от основания двора сего раба Божия име(ре)к. Нет тебе, окаянный диаволе, икоте и грыже находной и наводной, и напущеной и в сем рабе Божии име(ре)к ни места, ни части, ни опочевания, ни глумления, ни декования со всем своим безстут(с)твом и своими демоны в сем месте на рабе Божийи име(ре)к у сердца и на ну // (л. 43) тре, и во всех седмидесять и двух жилах и в костях, и в мозгах, и крове почивает Господь Бог Исус Христос, Отец и Сын и Святый Дух, Пресвятая Троица со всеми небесными силами. Грозный воевода архистратиг Михайло архангел со животворящим крестом и со святым Евангелием, и со святым кадилом, и со святым булатным скипетром вооружен на тебя, икоту и грыжу, со всеми небесными силами, с херувимы и с серафимы, и многоочитыми со престолы, и властьми, и со ангелы, и со архангелы, и со апостолы, и со святители, и с преподобными отцы, и с пророки, и с мученики, и с праведными и с преподобными женами, и со всеми святыми, угодившими Господу Исусу Христу и с четырми евангелистами: с Марком, с Лукою, с Матфеем, с Иванном Богословом, дающе вам, икота, и грыжа, и всякая порча, со всеми духи нечистыми по тысяще ран на всяк ден(ь), а по другой тысяще ран на всяку ноч(ь) прогоняюще вас, икоту и грыжу находную и наводную, и напущеную, и всякую порчу, и трясавицу, и потяготу, и позевоту, тоску и кручину со всеми духи нечистыми от раба Божия име(ре)к. Бежи гонима Господем Богом Исусом Христом, крестною силою и сею молитвою. Подите вы, ок(а)яные икота и грыжа, и всякая порча, и трясся со всем своим бесстудством, поди к своему отцу Сотоне на запад во свой Тартар. За вашу гордость отпали есть славы Божия, а на рабе Божие име(ре)к опочевает Господь Бог Исус Христос, крестьная сила и его печат(ь) Святаго Духа, блюдет и стережет ангел хранител(ь), которой дан на соблюдение во святом крещении по сей ден(ь) и по сей час до скончания жития его, до гробные ево доски. Амин(ь).
Говорит(ь) трою на што хош(ь) или на воду да как не знает, брызнуть надобь, или на воск говори да на гойтан лепи, а сват(ь)бы отпущат(ь), и ты на воск говори да на сол(ь) да полож(ь) соль сперва или в еству в какую-нибудь, а воск дават(ь) тысецкому, и друшкам, и жениху, и нивесте, и св(ать)ям, и коням в челки лепит(ь).
(РНБ. ОСРК. О. XVII. № 74. 3-я четверть XVII в.)
10. Заклинательная молитва от нечистого духа на сон грядущий
Горе тебе, Сатана, не быти тебе во храмине сей. В сей храмине есть престол поставлен Господа и нашего Исуса Христа. На том престоле седит Господь наш Исус Христос и святая Богородица и четыре еугелисты: Матфей, Марко, Лука, Иоанн Богослов. Отступи, Сатана от сея храмины и ото всех предел храма сего и от всех четырех углов. Семо идут небесныя воеводы Михайла архангел и Гавриил архангел и с верховными апостолы и с кресты честными. Аз хощу поспати, р(аб) Б(ожий) и(мярек) во храмине всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(РНБ. ОСРК. О. XVII. 38. 1736 г.)
Источники заговоров и молитв от нечистой силы:
Заговоры и обереги
1 — Летописи русской литературы 1862.
2, 4, 6 — Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, М. Забылин, 1880 г.
3 — Памятная книга Архангельской губернии, 1865 г.
5 — Сказания русского народа Сахарова, Том I. 1841 г.
7 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
8 — Библиотека для чтения, т. ХС.
9 — Ф. Буслаев, О народной поэзии в древнерусской литературе, приложение.
10 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
Заговорные молитвы
1 — «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», М. Забылин, 1880 г.
2, 3, 4, 5, 7 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
6, 8 — Журнал Министерства Народного Просвещения, 1863 г., «Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия», А. Щапов.
9, 10 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.