Заговоры от чирия

 

Собрание русских народных заговоров от гнойного нарыва или чирия.
 

1. Заговор на начинающийся чирей

«Не от угля, не от каменя не отростает отростель и не расцветает цвет: также бы и у меня раба Божия (имярек) не отростали бы на сем теле ни чирьи, ни вереды, ни лишаи и никакие пупыши».

Слова эти шепчут трижды над углем, коим три раза обводят чирей, перекрещивают и тычут в средину его, а после бросают наотмашь на улицу, приговаривая: «с ветра пришло, на ветер поди, отколь пришло, туда и поди».

(Записал свящ. Алексеев в с. Турчасове, Онежского уезда)
 

2. Заговор от вереда или нарыва

Прикладывают репейный лист, льняное семя, мелко растертое и смешанное с водой, и пьют настой травы медвежьи ягоды; проводят на нарыве черты ножом, а потом на суке в стене, и говорят:

«Как у этого сучка нет ни плоду, ни роду, так бы и у этого попушка (нарыва) не было ни плоду, ни роду, вверх бы не поднимался и в ширину не раздавался».

(Записал Е. Ивановский в Шенкурском уезде)
 

3. Заговор от вереда или чирия

Взять в чашку сливок и говорить над ними следующее:

Раб Божий (имярек) вставал благословясь и пошел перекрестясь из избы дверьми, со двора воротьми, вышел в чистое поле. Есть в чистом поле сухая шалга1; на той шалге трава не растет, и цветы не цветут; а так же у раба Божия (имярек) не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти. Очищается раб (имярек). Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

Затем мажут, трижды больное место сливками.

(Зап. П. Ефименко)
 

4. Заговор на чирий или на нарыв

«Во имя Отца и Сына и Св. Духа, Аминь. Зааминю, зааминю, зааминю: вси цирьи, вси вереды, всю баенную нечисть у раба Божия (имярек)».

Говорят три раза. При наговоре очерчивают над чирьем вокруг, потом с последним словом делают над чирьем крест ножом и ищут маленький сучок в стене на дереве, в который и вколачивают ножик.

(Записал А. Шешенин в Кемском уезде)
 

5. Заговор от вереда или пупыша

Обведя трижды чирий углем или безымянным пальцем и крепко прижав его, нужно произнести:

Ни от каменя плоду, ни от чирия руды, ни от пупыша головы, умри, пропади!

После того должно бросить уголь на опашку, приговаривая:

Откуль пришёл, туда и пойди.

(Зап. П. Ефименко)
 

6. Заговор от вереда, чирия или болетопа

Очертить средним пальцем правой руки сук у двери или оконного косяка, приговаривая:

Как сохнет и высыхает сук, так сохни и высыхай, болетоп; от перста нет огня, от чирья ни ядра.

(Чердынск. у., Пермской г., зап. Карнаухов)
 

7. Заговор от подкожного нарыва

Если в теле сделается под кожею жировой шарик, называемый «навьею костью, то нужно подстеречь, когда два человека будут ехать на одной лошади верхом и сказать им:

Вас двое, возьмите к себе третью — навью кость.

(Нижнедевинк. у., зап. П. В. Малыхин)

 

8. Заговор от нарыва

Заря, зарница ты наша мать-царица, ты рабам Божьим подводчица, мяса изводчица, из ранки тобой кровь истекает, у рабы Божией такой-то нырок (нарыв) выпадает, раны кровавыя затягает. Аминь тому слову.

Заговор читается над смесью из воска, свечного сала, деревянного масла и дегтя, которою намазывается тряпка и прикладывается к нарыву. Заговор читается 7 раз.

(Записано во Владимирской губ. свящ. А. Соболевым)
 

9. Чирей лечить

Как сучок на дереве сохнет — блекнет, так и чирей бы сох и блек, не рдел и не болел!
 

10. Заговор от чирья

Во имя Отца, и Сына и Св. Духа. Аминь.

Не от быка молока, не от кота воды, не от чирья гною, как сук сохнет, так и чирей сохни.

Читая этот заговор трижды, обводят в стене сук пальцем. После этого тем же пальцем давят стержень чирья крестообразно.
 

11. Заговор от чирья

Во имя Отца, и Сына и Св. Духа. Аминь.

Как на лесине на сухой засох сук, так у раба Божьяго Ивана чирей на руке засохни.

Читают 3-жды, при чем, после прочтения, плюют в сторону через плечо.
 

12. Заговор от нарыва

Если нарыв, пальцем вокруг водить и говорить три раза:

Раз кила́,
Два кила,
Три кила,
Четыре кила,
Пять кила,
Шесть кила,
Семь кила,
Восемь кила,
Девять кила,
Девять и три аминь,
Девять и три аминь,
Девять и три аминь,
Восемь аминь,
Семь аминь,
Шесть аминь,
Пять аминь,
Четыре аминь,
Три аминь,
Два аминь,
Один аминь,
Ни одного аминя.
Аминь.

Говорить про себя и не оборачиваться никуда, ни на кого не глядя, только на эту рану.

(Зап. д. Шардонеми)
 

13. Заговор от чирея

Чирей водить. Чирей обведешь иголкой и в сук тыкнешь: «Нету чирей-вирей, чирей-вирей в сук».

(Зап. д. Шотогорке)
 

14. Заговор от чирея

Иголкой чирей обводят и говорят: «Где сук? Тут тебе место, вот тебе место!» Иголкой в стену тыкнет, чирий и засохнет.
 

14. Заговор от чирея

Чирей-чирей,
Не щипли, не боли,
За черту не ходи,
Тут пропади и в сук уйди, —

И тыкнешь в сук-от в полу или в стене.

(Зап. д. Шотогорке)
 

15. Заговор от чирея

Ходила безнога,
Клевала безноса,
Летала бескрыла,
У камня нет плода,
А чирью нет хода.
Аминь.

Чирей намазать маслом или сметаной (несоленой) против солнца безымянным пальцем.

(Зап. д. Шотогорке)
 

16. Заговор от нодкоеда

Как палец около ногтя загноится, надо на двери в три щелины тыкать и три раза сказать: «Нодкоеда, нодкоеда, не грызи моего пальца — я сама загрызу. Нодкоеда, пойди в щель, нодкоедица в щеленку. Будьте мои слова столь крепки и ёмки. Аминь, аминь, аминь».

(Зап. д. Шотогорке)
 

17. Заговор от нодкоеда

Черный змеёк,
Чернолютый змеёк,
Не тронь, ты, змеёк,
Ни кости, ни мозгу,
Ни белого тела.
Так же у рабы Божьей (имя)
Всякие боли,
Всякие скорби,
Всякие переполохи
Чтобы век не бывали,
Век не отрыгали.
Отныне и до веку.
Вовеки, вовеки.
Аминь.

<Говорили при «нодкоеде» — когда палец нарывает, «загрызают» палец сквозь платье, говорят три раза.>

(Зап. д. Большая Горка (Пукачевская))
 

18. Заговор от вереда

Заговор от вереда. Оторвать сучок надо от дерева:

Как сучок подсыхай, подгорай.
Так и веред подсыхай, подгорай.
Будьте мои слова крепки, лепки.

Так плюнешь эдак назад и всё в левую сторону отворотишься.

(Зап. в д. Ровдино)
 

19. Заговор на чирей

У сука нет коренья,
У чирея нет растенья.

Вокруг сука водят три раза, в середку ткнут и потом чирей обойдут.

(Зап. в с. Георгиевское)
 

20. Заговор на чирей

Богородица троерушная,
Помоги, неопалимая.

Надо сказать на двенадцать пальцев, загибая пальцы. Заговаривала на «маргаринку» <?>.

На нитку пошептала,
Шерстянку обвязала.
Вокруг нож — где припухлость была — и наказала:
Самой не развязывать.
Когда нитку потеряешь —
Тогда и все потеряешь.

<Имеется в виду опухоль.>

(Зап. в д. Акинино)
 

21. Заговор, если чирей вскочит

Сук отсохнет вот. Безымянным пальцем обвести по солнцу <вокруг сука> и ткнуть.

Как сук сохни,
Так и чирей сохни.
Аминь.

(Зап. в д. Ванютино)
 

22. Заговор от чирьев

«Кругом хожу, кругом вожу, — этим пальцем безымянным, — кругом хожу, кругом вожу. Как этому пальцу нету имя, дак чтоб болячке не было места». Потом этот опять: «Чирей-верей, не бори, не кричи, к верху не подымайся, засохни в сучок, почерней, как уголек, как сук сохнет, так чирей, так <нрзб> нарыв у всех. Аминь, аминь, аминь».

(Зап. в д. Покровское)
 

23. Заговор от нарыва

А нарыв сядет если, третьим пальцем обводят: «Этому пальцу имени нет, этому месту подъема нет! Во веки веков аминь». Три раза сказать. Три раза постукаешь по дереву. Нарыв бывает, сядет, так вот этим пальцем безымянным. Этому меня бабушка учила, так знаю.

(Зап. в д. Сосновке)
 

24. Заговор на чирей

Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один — чирни чирей, баенну нечись безымянным перстом у р<абы> Б<ожьей> (имя). Ныне и присно, и вовеки. Аминь.

(Кемь)
 

25. Заговор на жар

Как будешь веник парить, возьми воды в ковш и правой рукой наотмашь плесни трижды на веник, и каждому плеску проговори:

Есть у меня, р<абы> Б<ожьей> (имя), девять дыр, а из десятой вон выходи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Когда будешь хвостаться:

Тело у меня, р<абы> Б<ожьей> (имя), как камень, тело у меня, у р<абы> Б<ожьей> (имя), как кремень. Кремня нет. Ангел Божий жгет и палит баенную нечисть. Я есть, аки сын попов, окрещу и освещу, на свет не пущу, от чирьев, от вередов, от баенной нечисти, от призору, от оговору, от всякой скорьби и болезни от ветреного перелому. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Наговоры не с оговоры, переговоры будут сильны и крепки. Заключите и закрепите ключами и замками, и железными заложками. Ключи в воду, а замки ко дну.

(Беломорский район, Карелия)
 

26. Заговор от чирья или нарыва

Есть у руба Божьего (имя) девять дыр. Одна дыра — лишняя дыра. Во все поди, в одну не ходи. И раб Божий (имярек) хлеб ест и уголь ест, а жару не ест. Тело (имярек) железное, тело, аки кремень. И солнечный жар, и баенный пар, и Ангели Божьи и жгут, и палят и чирьи, и баенна нечись, и прици, призоры, лихие оговоры и ветреный переломы. И отколь пришло, — туда и ходи, и раба Божьего (имярек) во веки не трони. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

<При этом знахарка обводит три раза ножом вокруг больного места и после каждаго раза плюет на последнее>.

(Беломорский район, Карелия)
 

27. Заговор на чирей

Произносится в бане.

Тело, аки камень, тело, аки кремень, от кременя Ангел Божий жгет и калит раба Божия (имярек). Аки есть сын попов, окрещу, огражу, на свет не попущу, от чирьев, от вередов, от баенной нечисти, от колотья, причта, призоры, лихи оговоры. Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

28. Заговор на чирей или на нарыв

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Зааминю, зааминю: вси чирьи, вси вереды, всю баенну нечись у раба Божия (имярек).

Произносится три раза.

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

29. Заговор на чирей

Чичей-вирей, где ты зародился, там ты и посохни. Маленький, красненький, посохни, поблекни у раба Божьего (имя).

Повторяется три раза и при этом делаются круговые движения вокруг сука на девятой от двери половице концом ножа, после чего этот сук надо троекратно перекрестить, опять же концом ножа, касаясь пола. — (Собиратель).

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

30. Заговор от чирья или нарыва

Чирей, веред, где ты зародился? Тут твои слова пуще вострого ножа. Маленький, красненький, посохни, поблекни у раба Божьего (имярек). Будьте, мои слова, крепки и емки. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

<При этом знахарка обводит три раза ножем вокруг больного места и после каждаго раза плюет на последнее>.

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

31. Заговор на чирьи

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Чирей, пупыш, где зародился, тут и заразись! Эти слова пуще ножа и топора, и военного уружья. Коль сему песту имени нет, так и тебе, чирью, имени нет и места нет нигде. Аминь.

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

32. Заговор на баенну нечисть

Выйду раб Божий (имя) из избы дверьмы, из двора воротами в чистое поле. В чистом поле стоит белая, белая береза; из той белой березы листье и прутье отпало, также у р<аба> Б<ожьего> (имя) чирьи, вереды и баенна нечись отпади; коли на березы листье падет, также у р<аба> Б<ожьего> (имя) коросты отпадите.

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

33. Заговор на баенну нечисть

Я, раб Б<ожий> (имя), иду в байну. Я есть, р<аб> Б<ожий> (имя), попов сын. Я загрызаю, я заговариваю ноктовую болезнь, баенну гресь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

34. Заговор на <баенную> нечисть

Господи, благослови. Стану р<аба> Б<ожья> (имя) благословесь, пойду перекрестесь из избы дверьмы, из двора воротами. Выйду в чистое поле. В чистом поле навстречу едет сама Пресвята Богородица Мать Божия, раб Божий (имя) с тремя тарелками: на первой тарелки носит нетленную ризу, на второй — ладан и фимиан, на третьей — святую воду. Подходит и поклонится ей, покорится р<аб> Б<ожий> (имя) к самой Пресвятой Богородицы: «Закрой, закрой, р<аба> Б<ожьего> (имя) от зуду, от своробу, от чирья, от вереда, от баенной нечисти, закрой своею нетленною ризою, накади ладаном и фимиамом, омой святой водой р<аба> Б<ожьего> (имя)». Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

35. Заговор на чирей

Чирей, Василей, тут тебе не место, место в осине, в самой вершине, тьфу, аминь.

Плюнуть и потом сук вот так три раза <пере- крестить>. И опять снова:

Чирей, Василей, тут тебе не место, место в осине, в самой вершине, тьфу, аминь.

Найти сук и через сук. <...> Сначала чирей перекрестить тихонько лезвием ножа и проговорить, а потом на сук — и так три раза. На сук только крестить, а говорить не надо.

(Медвежьегорский район, Карелия)
 

36. Заговор от чирья (цирей зачерчивать)

Стану благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Стану, выду в цистое полё. Погляжу в подвостоцную сторону: стоит сухое, покляпое дерево. Я, раба Божья Агафья, с этого дерева выломлю три суцька, с под этого дерева возьму три уголька (в сук надо ткнуть безым<янным> пальцем), и как этот сук сохнет, как этот уголь тухнет, так бы сохнул и тухнул у раба Божья Романа цирей. Ты, цирей, посохни. Если ты не посохнешь, я схожу в море по солону воду, повыведу род и плод, и все переколение твое. Притчи, призоры, ветряни переговоры, на темны леса, на сухи деревья, от раба Божьего Романа. Откуль, лихо, пришло, — туда, лихо, поди: от ветра пришло, — к ветру поди, от воды пришло, — к воды поди, от девки ль шимоволоски, от бабы ли простоволоски, от мужика ль клеветника, — туда, лихо, и поди. Аминь.

Все повторяется три раза и берется по очереди три сука и три уголька.

(Пудожский район, Карелия)
 

37. Заговор против нарыва — «вереда»

Водят кругом безымянным пальцем и приговаривают:

Как этому безымянному пальцю нет имени, так бы этому вереду не было места в тили раба Божьего (имя) во веки веков. Амин.

(Пудожский район, Карелия)
 

38. Заговор на фурункулы

Углем обводят:

Как на камне трава не растет, на теле чтоб чирья не было. Суку места нет, а тебе места нет.

(Пудожский район, Карелия)
 

39. Заговор от чирья

Я знаю <...>, как чирей заговаривать. Надо кругом сука:

Как этот сучок сохнет, вот также этот чирей сох бы у младенца Володи. Амин, амин, амин.

Три раза надо делать безымянным пальцем, только этим пальцем, и плюнуть, и еще надо на подушечку плюнуть и постучать три раза по сучку.

(Пудожский район, Карелия)
 

40. О сведении чирья

Водить вокруг сука безымянным пальцем и говорить:

Как на дереве сук сохнет, так пусть и скорбная болезнь сохнет у рабы Божьей (имя).

Водить вокруг трех сучков по три раза.

(Прионежский район, Карелия)
 

41. Заговор от чирья

Кружат пальцем по больному месту и говорят:

Как в стене сук сохнет, так и у рабы Божьей (имя) скорбная болезнь сохнет отныне и до века. Аминь.

(Прионежский район, Карелия)
 

42. Заговор <от суровца>

Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, во чисто поле завором — в восточную сторону. В восточной стороны есть сине море, в синем море синей камень. На том ли, на синем камне сидит Пречистая Богородица. Возмолюсь, поклонюсь я, раб Божий (имярек), той ли Пресвятой Богородице: «Пречистая Богородица! Вынь и выложи из раба Божия (имярек) суровец, непросып головной, глазной, пупной, из сахарных уст, из горячей печени, сердечной и подсердечной, закожной и подкожной, нутровой, пузырной и истовой, костовой и мозговой, жильной и составной, из сорока жил, из сорока составов, из сорока жил подпятных, с головы да в тулова, из тулова в ноги, из ног в подошвы, из подошев в сыру землю, за темные леса, за дики острова, где птица не залетает, где звери не забегают, добрые люде не загуляют, и ворон кости не заносит — ныне и во веки веков. Аминь.

(Обонежье)
 

Источники заговоров от гнойного нарыва или чирия:

1, 2, 4 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
3, 5 — Памятная книга Архангельской губернии, 1864 г.
6 — Отечественные Записки ,1848 г., т. LVII.
7 — Воронежский сборник, 1861 г., I.
8 — Свящ. Алексей Соболев. Обряд прощания с землей пред исповедью, заговоры и духовные стихи. Губ. гор. Владимир, 1914.
9 — В. Серебренников. Народные заговоры, записанные в Оханском уез., Пермской губ. Пермь. 1918 г.
10, 11 — Труды Иркутской ученой архивной комиссии. Вып. 2, 1914.
12-23 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.
24-42 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.


1 Сухая гора или бор, на котором не растет трава.