Заговоры от лихого человека (лихих людей)

 

Собрание русских народных заговоров, чтобы предостеречься и защититься от лихих людей.
 

1. Заговор от лихого человека 

Иду я по чистому полю, навстречу бегут семь духов с полудухами, все черные, все злые, все нелюдимые. Идите вы, духи с полудухами, к лихим людям, держите их на привязи, чтоб я от них был цел и невредим во пути и дороге, во дому и лесу, в чужих и родных, во земле и на воде, во обеде и на пиру, в свадьбе и на беде. Мой заговор долог, мои слова крепки. Кто мое слово испровержет, ино быть во всем наиново, по-худу, по-недобру, как вопреди сказано.
 

2. Заговор о спасении от лихих людей 

Пойду, благословясь, из избы дверями в сени, из сеней во двор, из двора в вороты, под красное солнышко, под чистое поле, в чистом поле стоит святая Божия церковь, сами царския двери растворяются, сам раб Божий (имя) заговаривается от ф колдунов, от ф ведунов, от ф колудньев, от ф ведуньев, кто на меня лиху думает, тот, считай, в лесе лесок, в море песок, а на небе звезды, во веки веков, аминь (трижды) до солнышка прочись.

(Из рукописной книжки. Г. Д. Книголюбова)
 

3. Оберег от оружия и от всякого погубления

а) Ложуся я раб Б. имрек — Богу помолюся, встаю р. б. имрек — крестюся, умываюся я р. б. имрек — благословюсь водою бел, утираюся я р. б. им. престольною пеленою, иду я р. б. им.: далече белая береза, под тою белою березою стоит гробница, в той гробнице лежит Афанасий чернец, старец Анисим патриарх и посхимшеся именем, осташеся каменем, и слово не говорит; еще в чистом поле стоит Иоанн Предтеча и Спас милостивый Пресвятая Богородица, Никита столпник, Гавриил архангел, Сергий чудотворец, Петр и Павел святые апостолы, Михаил архангел, Гавриил архангел, Георгий храбрый, Николай святитель чудотворец, помолюсь я р. б. им. 12-ти апостолам, Иоанну Предтечи, Спасу милостивому, Пресвятой Богородице, Никите столпнику, Гавриилу архангелу, Сергию чудотворцу, Петру и Павлу святым апостолам, Михаилу архангелу, Гавриилу архангелу, Георгию храброму, Николаю святому чудотворцу, одеваюся я р. б. им. небом, подпояшуся я р. б. им. облаками, частыми звездами, на главе держу крест Христов, зарею обмываюся, небесною силою очищаюся, Господа Бога на помощь призываю, как Афанасий чернец, старец схимонаш, пострижен и посхимлен, окаменен осташеся и с каменем в гробнице лежа, также и противник мой онемел. Крест на мне р. Б. им., крестом я р. б. им. ограждаюся от сопротивника своего, еретика, еретицы, от клеветницы; замыкаюся я р. б. им. от грехов девяносто позолоченными ключами, от колдун, от колдуницы, от волхвов и от волхвиц, кину, кину я р. б. им. с тех девяносто позолоченных ключей в окиан-море, и один на дне лежит камень латырь, никому в окияне не бывать, и ключей моих не вынимать.

б) Во имя О. и С. и св. Д. аминь. От земли до небеси около меня р. б. им. стоит, стоит град каменный; в нем породила пресвятая Богородица сына своего Господа нашего Иисуса Христа, ангела, архангела и великие архангелие: грозных сил воевода святый архангел Михаил и архангел Гавриил, и святой страстотерпец Дмитрий святый и храбрый Георгий, те меня р. б. им. берегут со всех четырех сторон скипетры своими, не дают меня р. б. им. лихим людям стрелять и рогатиною колоти, ни чем бити, ни копием вергнуть, ни саблею сечь, ни ножем ни колоть, ни мечем лихим людям сокрушати и ни чем бити служеника своего ангельского, мученическаго р. б. им. пред царем Александром Македонским, и всякой птицы совершением и утверждением, святых вдовиц умолением. Стой не ходи ко мне рабу б. им. умолением святых апостолов и святых отец, не ходи ко мне рабу б. им., умолением всех святых, которые сотворили волю Божию от начала и до сего дни; умолением вдовиц стрела стой, не ходи ко мне рабу б. им., через Благовещение пресвятыя Богородицы и приснодевы Марии, умолением всех святых молитвами, аминь. Соблюди Господи и помилуй, загради и заступи и защити раба б. им. от стрел летящих, и от всякого железа, от булату и от укладу; и от камене, от стали и от меди зеленой, и от разныя проволоки железныя, от всякаго древа русского и заморского, и от жимолости, от ружья ратного и воинского и от стрел и от пушек и от пищалки, и от самопалов и от пушек медных и от оловянных, и от всякаго камени, от каменных треск и оловянных, и от свинцовых, и от дроби всякой, и от всякаго пороху русского и заморского, и от всякого древа, и от всякого погубления на сем свете от востока до запада, от земли и до небеси, от всех четырех сторон, и от всякой птицы перыя и от всякого погубления черемисского и татарского, бухарского и крезниского (sic), и от литовского и черкаского, и от латынского и немецкого, и от русских людей не мирных, и от всяких нечистых родов, и от всякого врага и супостата. Аминь. Крест хранитель, крест всея вселенныя крест креста церковного; крест царская держава, крест верным утверждение, крест ангелам слава, крест бесам язва. О святый великий Иоанне пророче и предтече, крестителю Господень, отгони от меня раба б. им. Иродовых 12-ти дщерей и сохрани меня грешного раба своего им. душу мою и тело цело и здраво, до окончания живота моего и во веки веков, аминь, аминь, аминь.

Читать по утрам и зарям трижды.

(Заговоры, извлеч. из рукописей старообряческих)
 

4. Заговор, чтоб оттерпеться от пытки

Наговаривается на воск:

Небо лубяно, и земля лубяна, и в как земле мертвые не слышат ничего, так бы он не слыхал жесточи и пытки.

(Из приказного дела 1648 г., № 87, хран. в Моск. арх. министерства иностр. дел, извл. С. Соловьев)
 

5. Заговор от лихого человека

Приточ(ь).

С Адама земленной начал, со Еввы семена земленные. Тут седит Христос милостивой, тут седит стар муж; велит Христос стару мужу заговаривати всякие слова приточные; с морской ли глубины буде прикоснуло, с небесной ли высоты буде прикоснуло; велел Христос заговаривати всякие прикосы от лиха человека, от его думы и от его смыслу. Буйну ветру веят(и) на поганы(е) немцы, на смоливое пен(ь)е.

Сие слово говор(и) в сол(ь) или в перец, и в семенное масло, и в слину, и в квас.

(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
 

6. Заговор от всякого зла

Дева Мария, где спала-почивала? На том дереве-кипарисе, на ирбитской горе, мала чадо народила, во полотно пеленала, алы краски проливала, гвоздями убивала. Кто этому сну поверует, того Господь Бог спасет от пули и меча, от вострого ножа, от лесного заблужденья, от воденого потопленья.
 

Источники заговоров от лихих людей (лихого человека):

1 — Сказания русского народа Сахарова, Том I. 1841 г.
2 — Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», М. Забылин, 1880 г.
3 — Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия А. Щапова в Журнале Министерства Народного Просвещения 1863 г.
4 — С. Соловьев, История России, X.
5 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
6 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.