Заговоры от грыжи у взрослых

 

Собрание русских народных заговоров от грыжи у взрослых. Читайте также русские заговоры от грыжи у детей.
 

1. Заговор от грыжи (белой грыжи или хомута)

Говорить в теплую воду, обданою на дресве:

Господи Боже, благослови. Стану я раб божий Иоанн благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверми, из двора воротами, пойду в чистое поле; есть в чистом поле акиян море и есть на акиане-море белой камень, и есть под белым каменем щука золотая и перье золотое и кости золотыя, и зубы золотыя, и приди щука к рабу божию имяреку и выгрызи у р. б. имярека своими золотыми зубами грыжу ветряную, грыжу напущенную, грыжу жильную, грыжу костяную, сосцовую грыжу, красную грыжу, мокрую грыжу, от отца грыжу, от матери грыжу, всякую бывающую, и спустись грыжа к поясу и выйди мочью и шулятами на дресвян камень, и поживи три часа денных, и пойди грыжа с дресвяна камени на пустое место, в темное место, где солнце не огревает, где люди не ходят и не бывают, где птицы не летают, где звери не заходят, и пойди грыжа за быстрыя реки и пойди грыжа за гремучие ручьи, и когда будет Христово второе пришествие, обратись грыжа вспять, тем словам во веки веков, аминь:

(Выписано из старинного сборника заклинаний)
 

2. Заговор от грыжи

Бабушка Соломония мыла, парила раба б. N. в парной байне, заедала, загрызала и заговаривала грыжные грыжи у раба б. N. в становой кости, в пуповой жилы, в руках и ногах, заноготные и чишальные грыжи; не троньте и не грызите раба б. N. ни в день, ни в ночь, ни в утреню зорю, ни в вечерню, ни на нову, ни на ветху и ни на перекрою месяцу. Пойдите грыжи из сеньцей воротами, из байни дверьми, в чистое поле. В чистом поле есть сер камень, грызите грыжи серый камень. Во веки веков, аминь.

Три раза приговаривают и за каждым разом трижды сплевывают.

(Записано П. С. Ефименком в г. Онеге)
 

3. Заговор от грыжи на сало или кислые щи

Господи Боже благослови, Во имя О. и С. и св. Д. Есть море Окиян; в том море Окияне есть белой камень латырь, высота его 60 сажень, толщина его 60 сажень, поперек его 60 сажень. На том на камени латыри стоит хрустальный терем, в том хрустальном терему стоит золотой стул, на том стуле сидит красная девица, подпоясалась золотым поясом, подперлась золотым посохом. Государыня ты красная девица, дай ты мне р. б. и. грыжных слов добрых, грызет у меня раба б. вотчину золотная грыжа, истовая грыжа, пуповая грыжа, мокрая грыжа, белая гр., красная гр., родимая гр., привязанная гр., кила-грыжа, тазотеченная гр., отрочная гр., сердечная гр., десная гр., поясовая гр., водяная гр., кровавая гр., пригнойная гр., суставная гр., нутренная гр., верхняя гр., ручная гр. и ножная грыжа. Грызет та грыжа ветха месяца и молода месяца и в перекрой месяца, по утренним зорям и по вечерним зорям, и по всякой день и по всякой час и по всякое время. И возговорит красная девица: ой еси грыжа, вошла еси ты в р. б. N. в вотчину щукою, и ты выйди из него окунем, и пойди к белому каменю, буди тамо до скончания века, да свей себе, грыжа, в камени гнездо круглое, а не грызи ты у меня р. б. N ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов, грызи себе злая грыжа у тридевять рек головы, а не ешь ты, злая грыжа у меня р. б. N. ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов, грызи себе, злая грыжа, у тридевять гор головы, а неешь ты у меня р. б. N. ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов, грызи себе злая грыжа у тридевять древ головы, а неешь у меня р. б. N. ни крови, ни тела, ни кости, ни мозгов, грызи себе злая грыжа горькое древо осину, и неешь у меня р. б. N. ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов от ныне и до веку и до гробовой доски, в день и в ночь во всякий час, аминь.

Указ: говори трижды на сало ворванное, или на кислыя шти, или на матерно млеко, или на щучьи зубы, и мазать безъименным перстом против того места, где грызет.

(Из рукописной статьи Ив. Костылева: Простонародная медицина в Шенкурском уезде)
 

4. [Заговор от грыжи]

Стану я, раб такой-то, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле, в подводосточную сторону, к морю к Окиану, в море-Окиане лежит Алатырь камень, на том камне Алатыре стоит дом. Попрошу я, раб такой-то, здоровья, об такой-то болезни, об наличном мясе, от грызоты, от болеты, от ломоты. Бежит река огненная, чрез огненную реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко, мажет у рабе, такой-то, семьдесят жил, семьдесят костей, семьдесят суставов; збавляет с раба такого-то семьдесят болезней. Не боли и не ломи, и не отрыгай, и не откидывай, ни на конце, ни на ветке никогда.
 

5. Заговор на грыжу

Станет р. б. (имя рек) благословесь и пойдет перекрестесь из избы дверьми, из двора воротами и станет под восточную сторону и заглянет за тридевять земель и за тридевять морей. Там есть вылетает злат петух, садится к рабу б. N на голову и на темя, порхат и выпорхает у р. б. N золотым своим крыльем и золотыма своима коктями вси грыжи и грыжухи, родовы и напускны, уросны и прикосны, улетает у р. б. N из головы и с темени; он уносит в золотых своих коктях и в золотом своем крыльи вси грыжи и грыжухи, родовы и напускны, уросни и прикосны, улетает за тридевять земель и за тридевять морей. В том синем море есть лютая змия, отдавает злат петух той лютой змеи из своих золотых коктей вси грыжи и грыжухи, та лютая приедает и прижырает, тем сыта пребывает. Во веки веков, аминь.

(Записано на Кур-острове Холмогорского у. помощ. миссионера Батраковым)
 

6. [Заговор от любой грыжи]

Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, во чисто поле путем-дорогою, по край синя моря. В синем море есть святой Божий остров; на святом Божьем острове святая Божья церковь; в той святой Божьей церкви есть престол Господень, на том престоле Господне есть священномученик Христов Антипа, исцелитель зубной, и безсребренники Христовы Козьма и Дамиан. «Исцелите скорбь и болезнь зубную и грыжу белую». И речет священномученик Христов Антипа: «Есть в той Божьей церкви Адамово тело, не слышит Адамово тело звону колокольнева, пения церковного, в белом теле ходячей грыжи». И отвещает мертвое тело Адамово: «Я не слышу звону колокольнева, пенья церковного, в белом теле ходячей грыжи, тильной, жильной, пуповой, суставной, становой, подкожной, ушной, глазной, зубной». Так же раб Божий (имярек) не слышал бы в себе в белом теле ходячей грыжи, отныне и до века, век по веку веков. Аминь.

(Повенецк. у., зап. Е. Бaрсов)
 

7. Заговор от сердечной, грудной и пупочной грыжи

В чистом поле стоит сырой дуб, и в том сыром дубе железный муж, и того железного мужа не можно напоить и накормить ни хлебом, ни солью, никакими овощами, а накормить того железного мужа из жива человека с сердца грыжею, из-под грудей грыжею, из пупа грыжею; к тому ж в синем море-Окиане белой камень, и от того белого камня выходит красная девица и приходит к тому рабу Божию (имярек), и вынимает у того раба Божия с пупа грыжу, с сердца грыжу, из-под пупа грыжу, и покладывает на шелковую ленту, и сносит к сырому дубу, к железному мужу, и тот железный муж поедает и пожирает у того раба Божия с сердца грыжу, из-под грудей грыжу, из пупа грыжу, и тем железный муж сыт пребывает.

(Из бумаг Тайной Канцелярии XVIII в., извл. В. Таманский)

 

8. Заговор от грыжи

Читать трижды и при каждом разе укусить больное место.

Крыза ты грыза, боровая ты грыза, грызи ты, грыза, пенья, коренья и серое каменье. И поди ты, грыза, во чисто поле гулять; там ты разгуляйся, там ты разъиграйся от раба Божия (имярек) во веки веков.

(Туренск. погост, Валд. у., Новг. губ., зап. И. Верещагин)
 

9. Заговор от грыж

Умели родить, умели ходить. He скорбия недуги уходила: светлым месяцем просвещаюсь, замком замыкаюсь, из аминимя, аминь. Зародился один, укрепился один; враг сатана, откачнись от раба (имярек) за три двери, за четыре замка, и замкни все болезни за три двери, за четыре замка, аминь.

(Зап. г. Соколов)
 

10. Заговор от хомута (грыжи)

Стану я благословясь и пойду перекрестясь на Океан-море, на нем плавает гоголь морской, он не имеет ни синей, ни красной опухоли, ни хомута; там ползет рак морской, он не имеет ни синей, ни красной опухоли, ни хомута; там лежит мертвец, он не имеет ни синей, ни красной опухоли, ни хомута; сидит петух, он не имеет ни синей, ни красной опухоли, ни хомута.

(При-Аргунский кр. Забайк. обл.. зап. П. Кашин)
 

11. Заговор от грыжи

Как старой няньке детей не нашивать, так у раба (имярек) грыжи не было.

(Из судного дела 1638 г. извл. И. Забелин, Комета, стр. 489)
 

12. [Заговор от грыжи]

Грыжу (опухоль на руке) она заговаривала так. Стала грызть опухоль, заставляя пациентку спрашивать: «Что грызешь?». — «Грыжу». — «Грызи ее лучше, чтоб не болела и не ломило» (так трижды). Потом, держа одной рукой больную руку пациентки, другой рукой дотрагивается до сухого сучка в окне со словами: «Ива этот сук сохнет, так грыжа у рабы божьей (такой-то) пусть сохнет. Аминь». (Трижды заставляя пациентку эти слова повторить.
 

(Зап. В. А. Дынник и Ю. М. Соколовым от Е. И.  Сорокиной 9 июня 1925 г. в с. Лощемля Брусовской вол. Вышневолоцкого у.  Записано по памяти: записывать во время лечения никак нельзя было, так как старуха запротестовала, когда попробовали записать даже только одно слово, встретившееся в беседе)
 

13. Заговор от грыжи

Приговор от грыжи:

Добрый и кроткий, лежи долго, спи, кунья ти постеля, кунье ти одеяло, грызи колоду.

И мажи тем маслом.

(РГБ. Ф. 310 (Собр. В.М.Ундольского). № 696. 1670-е гг.)
 

14. Заговор от грыжи

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Ныне и присно и во веки. Аминь. Здую, сплюю грыжу, притчу и уроки, и всякое нездравъство с раба Божия име(рек), пошлю грыжу и всякое нездравъство на липов мост, на калинов мост. *Там не там пошлю в оленью кость, в медвежью голову, тут ей место, пошлю в окиян море. Есть в окияне море щука железные щеке, укладные зубы, булатные зубы; и та щука прижигает и приедает грыжу и порчу и уроки с раба Божия име(рек) по сей день и по сей час. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(РНБ. ОСРК. О. XVII. № 74. 3-я четверть XVII в.)
 

15. Заговор от грыжи

Во (имя) Отц(а) и Сы(на) и С(вятаго) Ду(ха). Аминь.

Пойду я, раб Божий, благословесь из ызбы дверми, из двора воротми в чистое поле на востошную сторону. Есть синее святое акиян море, в том синем акияне море серой белой камень, пот тем камнем стоит щука, сама она медна, голова железна и зубы железны, глаза оловянны. И приду я, раб Божий имрек, и приклонюсь серу белу камню, и щуке помолюсь. Поди, рыба щука, заедай и загрызай своими железными зубами с меня, раба Божия имрека, родимы грыжи и сердешны, паховые и воротовые, нутрянныя и черны(я), и красныя, белыя, нутрянныя, напускны(я) и глухия, поясны и плечны, головныя и глазны, поколенны и пожилны, суставны и костоломныя. И поди, рыба щука, своими железными зубами заедай и загрызай с меня, раба Божия имрека, притчи и прикосы, уроки, ст(р)ахи и переполохи, и лютчия наговоры, и понеси, рыба щука, под серой белой камень, где ветры не вянут и люди не ходят. И тут злу лиху человеку вековешно место Егорья Храброво, ево святыми молитвами, отныне и довеку. И будьте, мои слова, крепки и лепки, и крепче лому травы и Божыя стрелы, синьчю, ерьчу, камни каленово и сабли вост(р)ыя, булатныя, и за(м)кнены тридевять замками, и завернены тридевять золотыми ключами, и собраны те ключи, и брошены в окиян море к тоске рыбе щуке в горло. Пока еретники и еретницы не выпьют ис синево моря воды, и песков не оголят, и щуки не изловят, и клучей не вынут, дотоле с меня, раба Божия имрека, не было бы грыжи не нутрянной, не паховой, не жилной и не по(яс)ной.

Отныне и до веку, во веки веков. Аминь, аминь, аминь. Пьху. Аминь.

(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Т итова). № 4194. Конец XVIII в.)
 

16. Заговор от грыжи

Во и(мя) Отца и Сы(на) и Св(ятаго) Ду(ха). Аминь.

Есть царь петух, у царя у петуха есть гребень да борода, и не грызет у него некогда тат(ь). У меня, раба Божия имрека, не было бы грыжи не паховой, не нутрянной, не жилной, (н)е удевий, не нутрянной, не паховой, не жилной и не подузной. Отныне и довеку и во веки веков. Аминь.

У петуха добут(ь) крови из (г)ребню, и смачи персть, и о(б)веди вкругом 3 раз, и перегово(ри) слова.

(РНБ. Ф. 775 (С обр. А . А .Т итова). № 4194. Конец XVIII в.)
 

17. Заговор на грыжу

Загрызаю и установляю раба Божья у раба Божьего (там имя говорят, какое есть) грыжу белую, грыжу серую, грыжу желтую, зеленую, пуповую, становую, занекотну, полузанекотну, суставну, полусуставну, грыжу всего стана человеческого. Ты его грызешь, ешь, я тебя грызу — насмерть загрызу. Воймя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (Говорится три раза). Будьте мои слова крепкие, твердые, переговорние, недоговорние, замнитесь-заложитесь ключамы, замкамы; замки в воду, ключи ко дну. Воймя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь!

(Беломорский район, Карелия)
 

18. Заговор на грыжу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, раб Божий (имярек), и пойду не перекрестясь из дверей в двери, из сеней в сени, из ворот в ворота, в чистое поле, из чистого поля — в синее море. В синем море стоит златырь-камень, под златырем-каменем стоит щука медная, зубы железныя, щеки булатныя, глаза оловянныя. Заедает, загрызает все двенадцать грыж: в пупу и в головы, и в белом теле, и в ретивом сердце; и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

19. Заговор от грыжи

Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Стану я, раб Божий (имя), и пойду не перекрестясь из дверей в двери, из сеней в сени, из ворот в ворота, в чистоё полё, из чистого поля в синее море. В синем море стоит златырь-камень, под златырем камнем стоит щука медная, зубы железныя, щеки былатныя, глаза оловянныя. Заедает, загрызает все двенадцать грыж: в пупу и в голове, и в белом теле, и в ретивом сердце, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

20. Заговор на грыжу

Стану раб Божий благословясь, пойду перекрестясь. Пойду на чистое поле, там есть камень; под камнем лежит щука: рот железный, зубы оловянны. Заедает, загрызает грыжу белу, грыжу черну, костяную, пуповую, приточную и всех двенадцать грыж. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

21. Заговор на грыжу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На море, на окиане, на острове на Буяне, стоит латырь-камень. Из-под того каменя, из под того латыря выходит змея шестиглавая и щука редкие длинные зубы, — переедают и перехватывают все двадцать пять грыж: белую грыжу, красную грыжу, зеленую грыжу, голубую грыжу, напущенную грыжу, портежную грыжу, сердечную грыжу, кишечную грыжу, пуповую грыжу, яичную грыжу, мошечную грыжу, спинную грыжу, ломовую грыжу, костяную грыжу, подкожную грыжу, ножную грыжу, ручную грыжу, жильную грыжу, глазную грыжу, головную грыжу, брюшную грыжу, суставную грыжу, ветреную грыжу и испуганную грыжу всего человека. Имря бе и в ретивое сердце, и во веки веком. Аминь.

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

22. Заговор на грыжу

Стану я, раб Божий (имярек), благословесь, пойду перекрестесь, отцом прощен и матерью благословлен. Выйду в дальное чистое поле, во встречу едет святой Михаил Архангел — грозный воевода небесных сил; он едет на добром коне, везет на руки ясного сокола, позади ведет доброго кобеля. Помолюсь, поклонюсь, покорюсь рабу Божию (имярек): «Святой Михаил Архангел, спусти доброго кобеля на всю сотворенную землю вынять все двадцать девять грыж: мокру, потовую, ломовую, жильну, телесну, сердецьню, напущену (пупову), солодну, ветрену, крайну, белу, синю, черну, портежну, станову, составну, костяну, зелену, желту, водяну, — все двадцать девять грыж, чтобы твой кобель зубами выкусал, когтями вырвал, хвостом запахал и разносил в море, в быстрыя реки по тихим заводям, чтобы те злые-лихие грыжи у раба Божия (имярек) во веки побегли». Помолюсь, покорюсь раб Божий (имярек): «Спусти, Михаил Архангел, ясного сокола вынять все двадцать девять грыж: мокру, пупову и т<ак> д<алее>. Все двадцать девять грыж чтобы твой сокол носом выклевал и когтями у него выципал, и крылом бы от него спахал, с раба Божия (имярек), и разносил в море и быстрыя реки по тихим заводям, чтобы те злы-лихия грыжи у раба Божия (имярек) во веки погибли». Помолюсь, покорюсь р<аб> Б<ожий> (имярек): «Спусти, Михаил Архангел, доброго коня вынять все двадцать девять грыж: мокру и т<ак> д<алее>. Конь вынял бы двадцать девять грыж, чтобы твой добрый конь зубами выкусал, копытом стоптал, хвостом запахал и разносил в море и в быстрыя реки по тихим заводям, чтобы ты злы-лихия грыжи во веки погибли у р<аба> Б<ожьего> (имярек)». Помолюсь, поклонюсь и покорюсь р<аб> <Божий> (имярек): «Сам Михаил Архангел, грозный небесных сил воевода, подоймись и вынь у р<аба> <Божьего> (имярек) все двадцать девять грыж: мокру и т<ак> д<алее>, ветрену, железом железным в землю воткни, чтобы ты злыя-лихия грыжи во веки погибли у р<аба> Б<ожьего> (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Колдуну, колдуньи, волхону, волхуньи, портежнику и портежницы на место или от р<аба> Б<ожьего> (имя) семь семериц со творщею, не больше, не меньше, не толочиться этим портежникам и портежпипам до второго пришествия, тогда пособится, когда матерью сырою землею покроются во веки. Аминь.

​​​​​​​(Беломорский район, Карелия)
 

23. Заговор от грыжи

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На море, на окияне, на острове на Буяне стоит латырь-камень: на том камни, на том на латыре, сидят Клименты — Папы Римские, Василий Кесарийский, — тугой лук натягивают, ко стрелы приговаривают: «Ты лети, стрелка, о (!) кольную грыжу, ветреную грыжу и испуганную грыжу всего человека. Умре бе, и во ретивое сердце, и во веки веком. Аминь.

(Беломорский район, Карелия)
 

24. Заговор от грыжи

Во имя Святого Отца и Сына. Аминь. Сама дитя родила, сама грызь заговорила, раба Божья Анна, у рабы Божьей Светланы пуповую, паховую, яичную, подъяичную, суставную, кожную, мокрую, костяную. Аминь. Грыжа, ты, грыжа, костяная, ты, грыжа, ты, пуповая, ты, грыжа, паховая, яичная, подъяичная, костяная, суставная, мокрая — грыжу сама перегрызу. Аминь.

​​​​​​​(Медвежьегорский район, Карелия)
 

25. Заговор на грыжу

Стану перекрестесь, пойду благословесь из двири в двири, из ворот в ворота, в чисто поле. В чистом поле дуб стоит, под этим дубом река бежит. В этой реки рыба ходит, рыба ходит — щука: глаза медны, зубы железны. Она грызь грызет — перегрызает и помрет грызет. Аминь.

​​​​​​​(Медвежьегорский район, Карелия)
 

26. Заговор на грыжу

Стану благословясь и пойду перекрестясь из избы дверями, из дверей воротами, выйду раба Божья на улицу, погляжу в сине море, в синем море плывет щука. Щука, железны зубы, загрызи и заговори двенадцать грызей: грызь головну, грызь ушну, грызь ротову, грызь горлову, грызь пахову, грызь сердечну, грызь подпятну, грызь суставну от родин до креста, от креста до виньца, от виньца и до жизни коньца. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь!

Все повторяется три раза.

(Пудожский район, Карелия)
 

27. Заговор от грыжи

Стану благословясь, (все благословленьё!), пойду перекрестясь из избы в избу, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чисто полё. <...> В чистоём поле — окиян-море. В окиян-море — щука: зубы железны, глаза оловянны. Пособи и помоги мне заесть, заговорить, постановить грысть: грысть пупову, грысть ручеву (?), грысть лобожну, грысть подлобожну, ды грысть сральню, грысть ссальню, — это уж всю заговаривают, — грысть колённу, грысть подколенну, грысть ножну, грысть подножну, грысть ручну, подручну. Всяку-всяку грыжу туды дальше заговаривают.

И вот чтобы уж не болело, ак вот это помогат; а это все благословленьё. Только вот одна щука, дак щука тоже вреда не делала. Она, видишь, заедает и заговаривает.

Только говорить, — больше ничего не надо делать.

​​​​​​​(Пудожский район, Карелия)
 

28. Заговор от грыжи на соль

Если заговаривают лошадь, берут соль в руку, подносят ее ко рту и шепчут в нее. Потом эту соль высыпают в бутылку с водой и дают глотать раствор лошади. Заговаривая у людей, берут постное масло, если «черна кровь», и молоко, если «бела кровь», также наговаривают и дают проглотить половину, а остальной частью мажут живот или другое больное место.

Раба Божья (имя той, которая заговаривает) грызь <заговариваю> у раба Божья (имя заговариваемого): пупковую, лобковую, хребетную, сырую, сухую, мясную, черную, белую. Во имя Отца и Сына и Святого Духа навеки. Аминь.

(Прионежский район, Карелия)
 

29. Заговор от грыжи

Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами во чисто поле путем-дорогою по край синя моря. В синем море есть Святой Божий остров; на Святом Божьем острове — Святая Божья церковь; в той Святой Божьей церкви есть престол Господень; на том престоле Господнем есть священномученик Христов Антипа — исцелитель зубной и бессребреники Христовы Козьма и Дамиан. Помолюсь и поклонюсь раб Божий (имярек): «Священномученик Христов Антипа и бессребреники Христовы Козьма и Дамиан! Исцелите скорбь и болезнь зубную, и грыжу белую». И речет священномученик Христов Антипа: «Есть в той Божьей церкви Адамово тело. Не слышит ли Адамово тело звону колокольнева, пения церковнаго, в белом теле ходячей грыжи?» И отвечает мертвое тело Адамово: «Я не слышу звону колокольнева, пенья церковнаго, в белом теле ходячей грыжи: тильной, жильной, пуповой, суставной, становой, подкольной, ушной, глазной, зубной... Так же раб Божий (имярек) не слышал бы в себе — в белом теле ходячей грыжи — отныне и до века — век по веку-веков. Аминь.

(Обонежье)
 

Источники заговоров от грыжи у взрослых:

1, 2, 3, 5 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
4 Сказания русского народа Сахарова, Том I. 1841 г.
6 — Олонецкие губернские ведомости, 1867 г.
7, 10 — Вестник Географического Общества, 1860 г., ч. XXX.
8 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
9 — Тульские губернские ведомости, 1861 г., № 11.
12 — Фольклор Тверской губернии. Сборник Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой. Издание подготовили И. Е. Иванова и М. В. Строганов Санкт-Петербург, 2003.
13, 14, 15, 16 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
17-29 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.