1. Утин прискать
Утин, или спинную боль лечат, преимущественно старухи, следующим образом: больной лежит ниц через порог и когда он так ляжет, лекарка-старуха кладет на спину его веник (листоватик) и ударяет по нем острием топора. После каждого удара топором, больной спрашивает: «Что сечешь?» — «Утин секу!» — отвечает лекарка. — «Секи крепче!» — говорит больной. Это повторяется до трех раз. Веник, лежащий на спине больного утином, выносится им на улицу и бросается на отмашку.
(Доставил священник Макаров из Шенкурского уезда)
2. Слова-заговор косить (чтоб не болела спина)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, раб божий имя рек, благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверьми, из двора воротами, выйду в чистое поле, и в зеленые луга; и как ростет в зеленых лугах трава и от Божей милости и от ветра колыбаетца и шатаитца и сгибаитца и не чует в себе никакия скорби и не болезни, также бы мне, рабу божию имя рек, косою траву косил, шаталсе изгибалсе и не чюл бы в себе устатку и в спины своей некакии скорби и не болезни; и сколько оная трава шатаитце от ветра и от всякой милости Божией и не чует некакого в себе устатку и болезни, также бы мне, рабу божию имя рек, сколько бы не косил и нечул бы в себе и в спины своей некакия болезни, не скорби и не устатку от ныне и до веку и до второго Христова пришествия; и тут моим словам ключ и замок, ключ в мори, язык в роти. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, аминь, аминь, аминь.
(Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмог уезда)
3. Заговор от утина (боли в спине или пояснице)
Изутинившийся ложится животом на порог отворенной двери, лицом вон из избы; лекарь (самый старший или самый младший в каком-нибудь семействе) кладёт ему на спину голик, обращая его прутьями в сени, и слегка ударяет по нем топором трижды; после того больной спрашивает лекаря:
Б. Что сечешь?
Л. Утин секу.
Б. Секи горазже, чтобы век не было.
Это повторяется трижды; потом лекарь бросает топор и голик в сени, плюнув туда же три раза.
(Кадник. у.)
4. Заговор от боли в спине или пояснице
Поклониться трижды в землю, говоря:
Прости меня, матушка земля, в чем я согрешил.
(Зап. А Селиванов)
5. [Заговор от боли в спине]
Когда спина у кого-нибудь болит, то заговорщик кладет на поясницу крестом палки и по этому кресту бьет обухом, и спрашивает больная: «Чего секешь, бабушка?». А она и говорит: «Утир секу». Больная лежит и говорит: «Секи хорошенько» И потом больная встанет, плюнет три раза и скажет: «Аминь тому делу».
(Зап. О. Ивановой от М. Суворова 6 июня 1920 г. в с. Дары Старицкого у.)
Заговоры от боли в пояснице
6. Заговор от боли в пояснице
Если болит спина, то рубят на пороге голик на пояснице у больной. Больная идет к бабке, та кладет ее на порог, вниз животом, берет голик, кладет его на поясницу и рубят голик топором. Больная должна спросить у лечащей:
Что рубишь, раба Божья (имя)?
А она отвечает:
— Рублю-перерубаю уем, вырубаю-перерубаю.
Так проделывают на трех порогах, а потом голик бросают на дорогу.
(Прионежский район, Карелия)
7. Заговор от боли в пояснице
Если болит спина, берут голик (веник) и рубят его на трех порогах топором. Надь спросить у колдуньи:
— Что рубишь, раба (имя)?
— Я рублю, перерублю уем, вырублю, перерублю.
И после этого голик выбросить на дорогу. Весь этот наговор может также совершить первенец — первый ребенок.
(Прионежский район, Карелия)
8. Заговор от боли в пояснице перед косьбой
Когда начинают косить, из первой скошенной травы берут пучок и суют за пояс, говорят при этом:
Костень-болень вся в косьевище.
(Прионежский район, Карелия)
Заговоры от прострела в пояснице
9. Заговор от прострела ветреного и щипоты
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Не от вихора пришла сия стрела в раба Божьего (имярек) и выходи, стрела, из раба Божьего (имярек) на уклад, на железо и на масло; тенись, не ломись и не рвись. Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(Кемь, Карелия)
10. Заговор на стрельё
Я, р<аб> Б<ожий> (имя), стану благословесь, пойду перекрестесь, и выйду я в чистое поле. В том чистом поле я стану на восток лицом, на запад хребтом, и погляжу я, посмотрю в восточную сторону. Из этой из под восточной стороны летит каленая стрела. Куда же ты летишь, каленая стрела? От чего же ты зарождаешься, каленая стрела? И не от ветра, и не от вехоря, и не от буйного облака, и не от лесу, и не от лесного, и не от воды, и не от водяного. Зарождается каленая стрела от Божьей великой милости. Ты, выйди, каленая стрела, из р<аба> Б<ожьего> (имя), стеклянна, и хрустальня, и песочна. Ты выйди на сталь, на железо и на коровье масло. Ты, каленая стрела, не гнись, не ломись, выйди и замри. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
(Беломорский район, Карелия)
11. Заговор на стрелы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Пришла стрела р<абе> Б<ожьей> (имя) не от ветра, не от вехоря, не от буйного облака, от злого, лихого человека. Выходи, сия стрела, из р<абы> Б<ожьей> (имя) на масло, на сало, на ворвань, тянись и не ломись. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(Беломорский район, Карелия)
12. Заговор на стрелы
Во имя Огца и Сына и Святого Духа. По ветру, по вехорю, по тучному облаку пришла стрела р<абе> Б<ожьей> (имя); выходи, стрела, из р<абы> Б<ожьей> (имя) на сало, на масло на железо и сталь, тянись и не ломись. Илья Святитель — всем моим словам скрепитель. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(Беломорский район, Карелия)
13. Заговора ветреный нос
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Стану благословесь и пойду перекрестесь, отцом прощен, матерью благословлен. И выйду в чистое поле. В том чистом поле стоит Соборна Апостольска церьков. Из той из Соборной Апостольской церьквы выходит этот старец и выносит этот старец железные щики и медные тетивы. И выстреливат этот старец из р<аба> Б<ожьего> (имя) все прици, призоры, вси лихие оговоры; и выстреливат этот старец грыжи и вси грыжища; выстреливат все ветреные носы, выстреливат все каленые стрелья. Отойдите от р<аба> Б<ожьего> (имя) вси скорби, все болезни! Не отойдите, — напущу на вас вси щучьи зубы и свинные когти; вас тогды загрызут всех скорбей и болестей, и тогда будет вам же отойти от р<аба> Б<ожьего> (имя). Вы, скорби, болезни, не рвитесь и не ломитесь, а тенитесь из р<аба> Б<ожьего> (имя), и замрите, и замрите, и замрите. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
(Беломорский район, Карелия)
Источники заговоров от боли в спине и пояснице:
1, 2 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
3 — Вологодские губернские ведомости 1863 г.
4 — Воронежские губернские ведомости 1863 г.
5 — Фольклор Тверской губернии. Сборник Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой. Издание подготовили И. Е. Иванова и М. В. Строганов Санкт-Петербург, 2003.
6-13 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.