Заговоры от боли в горле и болезней горла

 

Собрание русских народных заговоров от болезней горла и боли в горле.

 

1. Заговор от боли в горле

При боле в глотке бабушка обращается в сторону, где лес, и говорить следующее:

Дуб, дуб, возми свой дубоглот, и глот, и мокрую жабу, сухой дубоглот, и глот от раба Божия (имярек)! He возмешь свой дубоглот, он тебя с ветвями и с кореньями проглотит.

Потом безыменным пальцем прикалывать больные зебра и трижды прочитать:

Ни первой, ни другой, ни третий, ни четвертый, ни пятый, ни шестой (т. д. до девяти).

(Новохоперск. у., зап. Ф. Понятовский)
 

2. Когда горло болит

Как у мертвого мертвеца нет горной болезни, так у раба Божия (имярек) не было бы ни горной болезни, ни костной и ни жильной отныне и до века. Аминь.

При произнесении этого заговора нужно 3 раза очертить безымянным пальцем и перекрестить крест на кресте по утру во время зари и вечером.
 

Заговоры от горловой жабы

3. Заговор от жабы (горловой)

Ложилася (имярек) спать, помолясь и благословясь. На Кияне-море лежит камень Латырь; возле того камня Латыря стоит престол Пресвятыя Богородицы; возле того престола стоит дерево суховерьхо; на этом дереве суховерьхе сидит птица — железны носы, булатны когти, щиплет, теребит жабу сухую и мокрую, присно, во веки, веков.

Приговаривая этот заговор, трут по больному месту тремя веретенами, сперва каждым отдельно, а потом всеми тремя вместе. После того должно махнуть веретенами в печь, проговоря:

Ступай, сухая и мокрая жаба, сохни!

Заочно этот заговор читается над водой, при чем ее трижды крестят безыменным пальцем, дают ее пить больному и ею же мажут больное место.

(Переясл. у., Влад. губ., зап. Н. Бодров)
 

4. Заговор от жабы (ангины)

Благослови, Господи, и спаси, Господи, раба или рабу свою (имярек) от бед и от напастей, и от лихого человека, и от ненавистника, помилуй и сохрани раба своего (имярек) в чистом поле, в зеленой дуброве; поди на дуб и на сухое древо, на котором отростей нет; отныне и до веку и во веки веков; аминь.

Возьми 8 веретен и положи все их по ряду и к каждому веретену читай сей приговор и перебирай их все три раза и каждым веретеном в горло пяткой приткни, а останным веретеном горло перекрести и безыменным пальцем перекрести и ударь в то место.

(Тюменск. у., Тоб. г., зап. А. Виноградов)
 

5. Заговор от жабы (боли в горле, ангины)

Знахарка берет из веника прутик в роде вилки, читая трижды следующее, касается им больного места, как бы колет жабу.

Стану я, раба Божия (имярек), отговаривать наносную болезнь жабу. Пришла жаба добром и отойди, жаба, добром, а не пойдешь, жаба, добром, обую жабу в березовы лапти, в ременны оборы и брошу жабу под березов куст, чтобы не болело, чтобы не щемило и пить, есть не мешало у раба Божия (имярек).

(Туренск. пог., Валдайск. у., Новгор. г., зап. И. Верещагин)
 

6. Заговор от горловой жабы

На утренней и вечерней заре больной выходит на открытый воздух и говорит:

Утренняя заря Марея, вечерняя Маремьяна, возмите у меня жабище; не возмете, — сосну, березу с корнем съем.

Глотает воздух и прибавляет:

Хам, хам, хам!

(Ялуторовский округ, Тобольск. г., зап. Н. Абрамов)
 

7. Заговор на ржаву (болезнь в горле)

Берут в рюмку растительное масло, воду или что-либо в этом роде и наговаривается три раза:

Господи, Боже мой, гадом поползу через змея на воду на плавающу под торнов куст, под сыпуч горючёй камень. Там тебе есть сладкое естество, там сладкое питие от семидесяти жил, от семидесяти суставов от всех болящих. Заговариваю у р<абы> Б<ожьей> (имя) всех двенадцати ржав. Дай, Господи, на левось-на здоровье, на доброе здоровье. Посласти, Господи, на хлеб на соль в доброе здоровье. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Берется нож и с последними словами содержимое носком ножа обчерчивается крестообразно, и затем нож втыкается в пол или землю носком, в каковом положении он находится до тех пор, пока будет выпито содержимое из рюмки.

(Беломорский район, Карелия)
 

8. Заговор от головной жабы

Заговариваю жабу головную, лобовую, глазную, носовую, яичную, подъяичную, лобную, головную, сердечную, суставную. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

(Медвежьегорский район, Карелия)
 

9. Заговор от жабы (ангина)

Когда говорится этот заговор, больной должен сидеть под матицей и для этого нужны ножницы и брус. И при соответствующих словах нужно брусом и ножницами делать крест на матице (балке), второй раз этот заговор говорят на воду и потом эту воду дают пить больному. То же самое делают на другой и на третий день, таким образом заговор говорится шесть раз.

Господи, благослови, Господи Христос. Как эта матица навек посажена на сорок плах, так я посажу эту жабу навек; как этими ножницами чистое точиво режу, так эту жабу вырежу навек; как брусом ржавец с косы снимаю, так эту жабу снимаю от рабы Божией (имя больного). Аминь.

(Прионежский район, Карелия)
 

Источники заговоров от болезней горла:

1 — Воронежские губернские ведомости,1863 г.
2 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.
3, 4, 6 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
5 — Новгородские губернские ведомости,1866 г., № 4.
7-9 — Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000.