Заговоры от болезней у человека

Собрание русских народных заговоров от болезней и недугов человека. Здесь представлены заговоры для избавления от человеческих болезней вообще или от всяких болезней.

 

1. Заговор от всякой болезни

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй, нас. Стану я р. б. им. благословясь, пойду перекрестясь из избы в двери, из двери в ворота, в восточную сторону; есть в востоке, в восточной стороне стоит буевой остров; на том буевом острове стоит святое дерево, из толстаго святаго дерева выходит булатный бык, булатными рогами гору бодет, ногами скребет; и как у этого булатнаго быка булатные рога крепки не гнутся, и неломятся, и не плющатся, также бы у меня р. Б. и становая жила не гнулась бы и не ломалась, крепко бы стояла, как кол, рог рогом стояла бы, столб столбом, стрела стрелой, копие копьем, ни зад бы, ни перед не ломило, ни щипоты и не ломоты, не в денных часах, и ни в нощных часах, ни в полуденных и полунощных, ни на молоду, ни на исходе месяца, по моему животу до моей смерти, веки по веки и во веки веков аминь. Во имя О. и С. и св. Д. Как гром грянет и молния палит, так бы в руках моих огненное оружие палило и гремело; как не может никто тварь Божию, солнце и луну, гром и молнию постановить, так бы не могли в руках моих огненное оружие постановить. Аминь.

(См. загов. извл. из рук. старообр. Известен и в Архангельской губернии)
 

2. Молитва от всех скорбей

О Пресвятая Госпоже Богородице, выше еси всех ангел, архангел, всех тварей, честнейше помощница еси обидимых, исцеляющейся надеяние, убогих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление; спаси, Господи, и помилуй раба Божия (имярек) ризою твоею честною, защити, умоли, госпоже, тебе бессеменного воплотившегося Христа Бога нашего. Да препояшет нас силою свыше невидимые враги наша. О всемилостивейшая госпожа Богородица, воздвигни нас из глубины греховныя, избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междуусобной брани, от напрасной смерти, от нападения вражея, от тлетворных ветров и смертоносныя язвы, от злой порчи, от духов нечистых, от всякого зла; подаждь, Господи, мир и здравие рабу твоему (имярек), просвети ему ум и очи сердечные, еже ко спасению, сподоби его, грешного, царствия Сына Твоего Христа Бога нашего, яко держава Его непоколебимая, благословенная и препрославленная, со единоначальным Его Отцем, со Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

(Из рукописной книжки Г. Д. Книголюбова)
 

3. Заговор от недугов

Заговариваю я у раба такого-то двенадцать скорбных недугов: от трясавицы, от колючки, от свербежа, от стрельбы, от огневицы, от ломоты, от колотья, от дергания, от моргания, от слепоты, от глухоты, от черной немочи. Ты, злая трясавица, уймись, а не то прокляну в тартарары; ты, неугомонная колючка, остановись, а не то сошлю тебя в преисподние земли; ты, свербеж, прекратись, а не то утоплю тебя в горячей воде; ты, стрельба, остановись, а не то засмолю тебя в смоле кипучей; ты, огневица, охладись, а не то заморожу тебя крещенскими морозами; ты, ломотье, сожмись, а не то сокрушу тебя о камень; ты, колотье, притупись, а не то распилю тебя на мелкие частички; ты, дерганье, воротись, а не то запружу тобою плотину на мельнице; ты, морганье, окрутись, а не то в печи банной засушу; ты, слепота, скорчись, а не то утоплю тебя в дегтю; ты, глухота, исчезни, а не то засмолю в бочку и по морю пущу; ты, черная немочь, отвяжись, а не то заставлю воду толочь. Все вы, недуги, откачнитесь, отвяжитесь, удалитесь от раба такого-то по сей час, по сей день, по его жизнь, моим крепким словом.
 

4. Заговор от колотья и болестей

Заговариваю у рабе такой-то колотья и болести сим моим крепким заговором; и заповедаю вам, колотье и болести, таскаться по миру от востока до запада, от озера до болота, от горы до дола, от моря до моря, от избы до терема, от леса до перелесья, от стара до мала человека, от зверя до гада, от города до пригородов, от села до погоста, от деревни до стана, от звезды до месяца; а к востоку до запада не доходить, а в озере со болотом утонуть, а с дола на гору не влезть, от моря до моря не перебродить, и в лесу с перелесьем зацепиться, а от старца до мала человека быть побиту, и от зверя до гада быть заедену, от города до пригородов быть изгнану, от села до погоста быть поодаль, от деревни до стана быть за каналом, от звезды до месяца не досячь. Мои словеса велики, мой заговор крепок. Кто же от человек порушит мои словеса, кто задумает расторгнуть мой заговор, и тому не бывать, а быть во всем по-моему.
 

5. Молитва кресту от болезней

Крест хранитель всея вселенныя, крест красота церковная, крест царем держава, крест верным утверждение, крест ангелом слава, крест бесам язва, крест человеком хранитель, крест рабу божию (имя рек) от бесовския болезни избавление: от мимохода и от черной трясавицы и от икоты, от грыжи от всякия, и от шепоты, или кто с ума собредет и на свадьбу ехать; крест на главе и на очех, и на сердце, и на руках, и на ногах, и в шеи, и в плечах, и в коленях, и во утробе и на всех 72 суставах и во всех 72 жилах наших.... Евангелисты Матфей, Марко, Лука, Иоанн Богослов даюше вам всем: мимоходе, икоте, трясцы и грыжи, свадебныя порчи, призоры и оговоры, всякому нечистому духу по четыре тысячи ран на всякий день и по другой тысячи на ночь, прогоняем вас черную мимоходу, икоту и трясцу, и грыжу, и всякую порчу, уроки, прикосы, оговоры и всякия находныя и наводныя, и напущенныя, и всякую порчу, тяготы и позевоты, тоску, сухоту со всеми нечистыми духи: идите вы, окаянные, проклятые со всеми болезнями своими ко отцу своему сатане на запад, и подите в тартарары, отпалиливый (отпали ли вы?) есте славы божия от Сына; на мне рабе божии опочивают силы Господа и Спаса нашего Исуса Христа; крестная сила ангел хранитель, котораго дал Господь Бог от святаго крещения, на всяк день и ночь, на всякий час, на сохранение наше, и будет благость божия на рабе божии имя рек, ныне и присно и во веки веков, аминь.

(Из старинной рукописи, доставленной помощником миссионера Батраковым, из с. Ухтострова, Холмогорского уезда)
 

6. Заговор от скорой доспешки

Сяду я, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей во двери, из ворот в ворота, в чистое поле; в чистом поле три дороги. Я пойду в правую дорогу, в правую дорогу к Колоню со восточную сторону, к Окиан-морю. В Окиан-море есть Алатырь камень, на том камне стоит человек; он стреляет по чисту полю, а убивает всякие боли. Прошу я, раб такой-то, не стрелять по чисту полю, а стрелять раба такого-то от скорой болезни, от доспешки, от осудища, от черного волоса, от белого волоса, от русого волоса, от темного волоса, и от всякого нечистого взгляда. Пойду, зайду я, раб такой-то, в дом к красной девице; у ней топится свеча восковая, за темьяном, за ладаном, за кутьей. Попрошу я у красной девицы здоровья от доспешки, от вешней, полувешней, от летней, полулетней, от осенней, полуосенней, от зимней, полузимней, от земляной доспешки, водяной доспешки, ветряной доспешки, от стречника и поречника.

 

7. Заговор от всяких болезней

Прийдя к больному, шептун требует кремень, огниво, вина, пива, редьки и воды и наговаривает на все это, ударяя по нескольку раз кремнем об огниво над тем, на что наговаривает; водит больного в баню, трет его там редькою, уксусом и вином, а потом обливает холодною водою.

Встану я благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротьми в востошну сторону, под бладный месяц, под часты звезды, в чисто поле. В чистом поле сине море, за синим морем Океан-море, на Океане-море Латарь камень, на Латаре камне стоит церковь от земли до небеси, в той церкви престол за престолом, на златом престоле сидит аки Мария запрестольная, сама Богородице Владимирская, рожество Богородице, знаменье Богородице, введенье Богородице, всем скорбящим Богородице. И подите вы на тридевять ключев, принесите студеной воды, оттирайте, отмыкайте своими белыми руками у раба Божия всяку болезнь и родимец жильный, костяный, суставный, из сердца, из печени, из легкого, из буйной головы, всякой родимец потуготный, позевотный, щепотный и все семьдесять седмь болезней, все оттирайте своими белыми руками. Грозный воевода Михаил архангел, Гавриил архангел, Никола Великорецкой, Можайский и Мирликийский, Илья-пророк на колеснице огненной, Спас сотворенный, Спас преображенный Унженский, берите луки, копья вострыя, берите, втыкайте щепоту, ломоту на сине море, с синя моря на песчано море, на темные леса, на зыбучия болота; на забычих болотах птица-ворон никогда не проговорит, ни прокричит. Так бы и у раба Божия не баливать и щемливать, чтобы седмдесять семь болезней все потухли и померкли. А как истинного Христа, Царя Небесного, распинали, разверзали, копями прободали, и у Heгo не было болезни, так бы и у раба Божья не ба́ливать и щемливать отныне же до века. A как у Адама семя, у всемирного деда, не болит и не щемит, так бы и у раба Божья не болело, не щемело — святым именем, словом Божиим, святыми заповедями. Держит Пресвятая Мати Божия, Дева Богородице, святое блюдо в левой руке, на золоте блюде золоты ключи, а в правой руке золоты замки и запирает, замыкает соборную апостолъскую церковь, плотит, крепит большим словом, святым именем; и запри, Пресвятая Богородице, семдесять седмь болезней у раба Божья, закрой крышой медной, железной, Божьим словом, святым именем, Божьими заповедями.

(Котельничск. у. Вятск. г., зап. М. Спасский)
 

8. Заговор от любой болезни

Четыре или шесть раз прочесть «Да воскреснет Бог» до конца над маслом коровьим или мылом, а потом следующее:

Выйду я, раб Божий (имярек), на восток солнца и помолюсь Господу Богу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, к этой траве чупрыне прихожу и на то я заламываю, что она у раба Божия (имярек) из руки (или ноги) выгнала притку и ломоту, и всякую болезнь, и семдесять три травы все прирываю и цветы приламываю, и в человеке семдесять три сустава; аминь.

Три раза в бане выпариться и, насухо вытершись, помазаться наговоренным маслом.

(Тюменск. окр. Тобольск. губ., зап. A. Виноградов)
 

9. Заговор от различных болезней

Господи Боже наш премилостивый, Царю святый, отжени всяк недуг от раба своего (имярек), от душа и от тела, от главы, от верха, от темени, от влас, от чела, от брови, от веку, от рясниц, от очию, от ушию, от лица, от носу, от устну, от языка, от подязычья, от гортани, от глаголания, от глас, от шеи, от персей, от плеч, от мышца, от лакот, от руку, от хребта, от ребр, от утробы, от пупа, от ключ, от сердца, от селезени, от перепоны, от желудка, от боку, от туги, от ухода, от исхода, от воды, от пития, от овощу, от юности, от спания, от нощи, от мысли, от дне, от смысла, от греха, от отча, от матерня, и от своего соблазна, от лядвей, от бедр, от колен, от голеней, от лыстов, от глезну, от перстов ручных и ножных, от ноготь, от дланей, от предел естественных и от всех состав, и от крови, и от жил, от кровиц, от возраста, от сокрушения силы, от сана, от слепоты, вне уду и внутрь уду, преложи от немощи в силу и от непремогания во утешение, и болезнь его исцели, Ты бо, Господи, плач мироносиц на радость преложив, Ты прииде на Иордан креститися ко Иоанну, иже от него исполни всяку правду, Ты же, Царю, прииде в Вифанию и воскреси Лазаря из мертвых; Ты и ныне, Владыко, воздвигни раба своего (имярек) от одра немощного и от постеля болезненныя, отжени от него главную, очную, зубную, сердечную, весную, нежитовую нощную, полуденную и всеобразную, огненную, студеную, привиденую и всеимянованную болезнь; избави, Господи, от всякого недуга, и от душевныя и телесныя болезни; даждь ему здравие и силу, благодатию возлюбленного Сына Твоего, Ты бо еси истинный врач душам и телом нашим, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, безначальному Отцу, со единородным Ти Сыном и с пресвятым Духом ныне и присно и во веки веком; аминь.

(Из ркп. Синод. библ. ХVІІ в., № 850, л. 803, извл. Ф. Буслаев)
 

10. Заговор от телесных и душевных болезней

Матушка заря вечерняя Дарья, утренняя Маре́я, полуночная Макарида, как вы потухаете, поблекаете, денныя и ночныя, так бы и болезни и скорби в рабе Божием (имярек) человеке потухли и поблекли денныя, ночныя и полуночныя; аминь.

(Малмыжск. у., Вятск. г., зап. С. Осокин)
 

11. Заговор от болезней

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Земля ты, мати, не пей крови, не губи дщи! Железо, брат мой, выйми из тела болезнь и от сердца щепоту!..... Всегда и ныне и присно.

(Из рукописного Лечебника XVII в.)
 

12. Заговор от всякой болезни

Господи Боже, благослови! Воимя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Как Господь Бог небо и землю, и воду, и звезды, и сыроматерной земли твердо устроил и крепко укрепил, и как той сыроматерной земли нет не которой болезни, не кровныя раны, не щепоты, не ломоты, не опухоли, так же сотворил Господь меня, раба Божия; и как сотворил Господь, твердо утвердил и крепко укрепил жилы моя и кости моя, и белое тело мое, так же у меня, раба Божия, не было бы на белом тели, на ретивом сердцы, не на костех моих не которой болезни, не крови и не раны, и не щепоты, не ломоты, не олухоли. Един архангельский ключ. Во веки веков, аминь.

(Из рукоп. сборн. из г. Шенкурска, извл. П. Ефименко)
 

13. Заговор от всяких болезней

Господи, благослови, отче. *Небо синее ес(ть) и море синее ес(ть), в том море трос(ть), выму трос(ть), уговорю кость, и отиму болез(нь) всякую и щепоту от раб(а) Б(о)жия имярек, из болящег(о) сердца болез(нь) к востоку и к западу, и к северу, и к лету, на все на 4 на сторон(ы), на небесную высоту и в земную глубину от раб(а) Б(о)жия многогрешнаго имярек. И ныне и присно.

(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
 

14. Заговор от болезни

Молиты на болезнь

Ездит Господь Бог с копием своим между ремня, солицею сей заключи в руды, заключися руда жиляная, костяная, суставная от рдения, от ломот, от щипот. Сей день, сей час моим заговором будте мои слова крепки, плотны. Зубы мои ключ на языку.

(ИРЛИ. Древлехранилище им. В.И.Малышева. Оп. 24. № 10. 1810-1820-е гг.)
 

15. Заговор от болезни

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

На море на окияне лежит бел горючь камень велик, в том (камне) молится святы отец Исакий за человеческий род; и тогда вышли из моря 12-ть сестер проклятых и простоволосых, и рече им святый отец, возре на небо: Посьли, Господи, арханьела Михаила и 4-х евангелистов Луку, Марка, Матфея, Иоанна; и како их страсти сестра имя себе нарекла: 1-й Теню, 2-й Ломея, 3-й Знобея, 4-я Невея, 5-я Сластея, 6-я Трясея, 7-я Пласью, 8-я Томея, 9-я Хриперка, 10-я Харарка, 11-я Знобея, 12-я старшая судья.

Аще кто услышит в граде или которой раб Божий всю чистоте или при себе носит, не станет к нему ходить и не прикоснется к нему во веки веков. Аминь 3.

(ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 231 (2213). 2-я четверть XIX в.)
 

16. Молитва от всех болезней

Стану благословясь, пойду перекрестясь раба Божия Парасковья, пойду из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, во широкое раздолье, под восточную сторону, на Саян-гору, под частыя горы, к окияну-морю. У окиян-моря спочевают три апостола, Михайло Архангел, Кузьма с Демьяном и у их, у светов по 40 луков, у каждого лука по 40 свилок, стрелят и отстреливает от раба Божьяго NN; стрелите и выстрелите три апостола праведные на все четыре стороны в скорби и болести, в скорби и при заре в ветреные переломы, в 12 родимцов, в 12 нутренных и сердечных, снимите святые апостолы Михайло Архангел, Кузьма с Демьяном все болести с буйной головы, с ретивого сердца, с легких и печени, с гортани и крови, из 77 болезней, из 77 суставов, стрельте и выстрелите на все 4 стороны на восток и на запад, в полуденную и полночную сторону, прострелите насквозь все скорби окаянныя, исцелите у раба Божьяго NN все призоры и уроки, сердце и печень и 77 суставов, уйдите, выйдите из раба Божьяго NN, уйдите на Саян-гору, на белу березу, на горьку осину. Аминь.

Случается, если знахарь или знахарка рассердятся почему-либо на больного и чтобы молитва не подействовала, то можно и отчитать ее. Отчитывание происходит так:

Во имя Отца, и Сына и Св. Духа.

Устав мой — замок; язык мой — ключи. Ключи в море опущены, из синя моря никто не достанет и та боль от NN не отстанет. Аминь.

Молитву эту отчитывают не только заговаривающие, но и другие знахари или колдуны, если также почему-либо затаили непримиримую злобу на больного.

(Из рукописи относящейся к 19 столетию)
 

17. Заговор от всякой болезни

Выйду я в чисто поле,
В чистом поле лежит мертво тело,
У мертвого тела
Не было ни крови, ни раны,
Ни боли, ни осокори <?>,
Ни щипоты, ни ломоты,
Ни в жилах, ни в суставах,
Ни в костях, ни в мозгах.
И так бы вот у раба Божьего (имя)
Не было ни крови, ни раны,
Ни боли, ни осокори <?>,
Ни щипоты, ни ломоты,
Ни в жилах, ни в суставах,
Ни в костях, ни в мозгах.
Аминь.

(Зап. в д. Зехново Архангельской обл.)
 

18. Заговор на всякую болезнь

Встану я, благословясь,
Выйду перекрестясь,
Из дверей — в двери,
Из ворот — в ворота,
Выйду я в чистое поле,
В чистом поле стоит Ирод-муж,
У Ирода-мужа было девять жен,
Из девяти стало восемь,
Из восьми стало семь,
Из семи стало шесть,
Из шести стало пять,
Из пяти стало четыре,
Из четырех стало три,
Из трех стало две,
Из двух стало одна единая жона.
Кабы все эти жоны
Исчезали-исчезли,
Так бы хоть бы
У рабы Божьей, у Лукерьи,
Это место исчезало,
Не щемило, не болело
Ни в какую пору,
Ни в какое время,
Ни в часы, ни в минуты.

(Зап. в д. Сырье Архангельской обл.)
 

Источники заговоров от болезней:

5 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
1b — Журнал Министерства Народного Просвещения, 1865 г., № 1, статья Щапова.
2 — Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, М. Забылин, 1880 г.
7, 8 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
3, 4, 6 — Сказания русского народа Сахарова, Том I. 1841 г.
9 — Ф. Буслаев, Речь о народной поэзии в древнеусской. литературе, приложение.
10 — Современник, 1856 г., т. LX.
11 — Пермский сборник, II, приложение.
12 — Памятная книга Архангельской губернии, 1865 г.
13, 14, 15 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
16 — Труды Иркутской ученой архивной комиссии. Вып. 2, 1914.
17, 18 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.